Когда союзное слово сказуемое

2.2.4. Придаточные сказуемные

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные сказуемные отвечают на вопросы сказуемых, причём это вопросы, которые можно задать к именной части сказуемого: каков? какой? кто? что? и др.

2. Главное слово: придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением: тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все и др.

3. Средства связи: придаточные сказуемные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов ( кто, какой, каков, который и др.) или союзов ( что, чтобы и др.).

4. Место в предложении: придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.

Я тот [кто?], кого никто не любит (Лермонтов).

[мест.-сказ.], (кого – союз. слово).

Тишина такая [какая?], какая бывает только перед рассветом (Лавренев).

[мест.-сказ.], (какая – союз. слово).

[Каков?] Каков вопрос , таков ответ .

(каков – союз. слово), [мест.-сказ.].

Я тот , кого никто не любит; Каков вопрос , таков ответ .

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Что такое «союзное слово»? Примеры

Союзное сло­во — это отно­си­тель­ное место­име­ние или наре­чие, кото­рые соеди­ня­ет глав­ную и при­да­точ­ную часть в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го предложения.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зави­си­мым. Между эти­ми пред­ло­же­ни­я­ми суще­ству­ет связь в виде под­чи­ни­тель­ных сою­зов и союз­ных слов.

Сама слу­жеб­ная часть речи «союз» весь­ма огра­ни­че­на в выбо­ре средств свя­зи, поэто­му она при­вле­ка­ет, образ­но гово­ря, «на служ­бу» к себе дру­гие само­сто­я­тель­ные части речи, а именно:

Определение

Союзным сло­вом в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии могут быть сле­ду­ю­щие отно­си­тель­ные местоимения:

Примеры

Всех инте­ре­су­ет, какая будет пого­да в выход­ной день.

Все, кто молод, дай­те нам руки, в наши ряды, друзья!

Мы долж­ны быть бла­го­дар­ны при­ро­де за то, что она дает нам.

День, кото­ро­го все жда­ли, нако­нец наступил.

Я все вспо­ми­наю эту певи­цу, чей голос тро­гал слу­ша­те­лей до глу­би­ны души.

Сколько пом­ню себя, нико­гда не поз­во­лял себе тако­го опро­мет­чи­во­го шага.

В роли сою­зов могут исполь­зо­вать­ся отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия. Вот их перечень:

Никто не зна­ет, где пира­ты пря­чут свои сокровища.

В ту дав­нюю пору, когда мы жили в деревне, все каза­лось проще.

Я слу­шаю, как мур­лы­чет кош­ка у меня на коленях.

Никак не могу опре­де­лить, отку­да несет­ся этот надо­ед­ли­вый скрип.

На дво­ре, куда выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, цвел рос­кош­ный куст сирени

(куда — союз­ное сло­во, к нему мож­но задать вопрос чле­на пред­ло­же­ния, окно выхо­ди­ло куда? — куда, то есть во двор. Можно пере­фра­зи­ро­вать пред­ло­же­ние: во двор выхо­ди­ло окно моей ком­на­ты, сло­во «куда» = во двор, с сою­зом такую заме­ну не сде­ла­ешь, так как союз, как слу­жеб­ная часть речи не явля­ет­ся чле­ном предложения).

Я не знаю, зачем сюда при­нес­ли этот светильник.

Людям инте­рес­но, поче­му на этом месте воз­ник­ло это поселение.

Многие заду­мы­ва­ют­ся, отче­го ста­но­вит­ся так груст­но позд­ней осенью.

Как отличить союзное слово от союза?

Главным отли­чи­ем сою­за от союз­но­го сло­ва явля­ет­ся то, что союз как слу­жеб­ная часть речи не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Его мож­но изъ­ять из пред­ло­же­ния, и тогда оно ста­нет бес­со­юз­ным, а смысл пред­ло­же­ния не пострадает.

Союзное сло­во, выра­жен­ное сло­вом само­сто­я­тель­ной части речи место­име­ни­ем или наре­чи­ем, явля­ет­ся чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния. На него пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, и изъ­ять союз­ное сло­во из пред­ло­же­ния, не нару­шив смысл сооб­ще­ния, невозможно.

Я знаю, что в этом лесу мно­го грибов.

Я знаю: в этом лесу мно­го грибов.

Мы зна­ем, что дала при­ро­да человеку.

А что дала при­ро­да?

Как види­те, сло­во «что» нель­зя опу­стить, не нару­шив смыс­ла высказывания.

Дала при­ро­да (что?) — что (допол­не­ние).

Местоимение «что» соот­но­сит­ся с име­нем суще­стви­тель­ным, кото­рое оно замещает.

Пищу, одеж­ду, сырье и мно­гое дру­гое дала при­ро­да человеку.

Придаточную часть с союз­ным сло­вом «что», в роли кото­ро­го высту­па­ет отно­си­тель­ное место­име­ние, мож­но пре­об­ра­зо­вать в само­сто­я­тель­ное вопро­си­тель­ное предложение:

Все ука­зан­ные при­зна­ки помо­гут отли­чить отно­си­тель­ное место­име­ние «что» в роли союз­но­го сло­ва от под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что».

Каким членом предложения бывает союзное слово?

Союзное сло­во, выра­жен­ное место­име­ни­ем или наре­чи­ем, может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством, реже — имен­ной частью сказуемого.

Сельчане не зна­ли, кто жил в этих местах в древности.

Они не мог­ли разо­брать, что невнят­но шеп­чет ста­рик .

Было вид­но, какая сила скры­ва­ет­ся в бур­ном тече­нии реки.

Непонятно, сколь­ко дней при­дет­ся месить нога­ми это болото.

Выйдя на уют­ную лес­ную поля­ну, тури­сты сра­зу ста­ли решать, где рас­по­ло­жить кострище.

Интересно, каким дедуш­ка был в молодости.

Мы так и не поня­ли, кто это был .

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому.В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-soyuznoe-slovo.html

http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/