2.2.4. Придаточные сказуемные
2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
1. Вопросы: придаточные сказуемные отвечают на вопросы сказуемых, причём это вопросы, которые можно задать к именной части сказуемого: каков? какой? кто? что? и др.
2. Главное слово: придаточные сказуемные раскрывают содержание именной части сказуемого, выраженного указательным или определительным местоимением: тот, то, всякий, каждый, любой, всё, все и др.
3. Средства связи: придаточные сказуемные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов ( кто, какой, каков, который и др.) или союзов ( что, чтобы и др.).
4. Место в предложении: придаточные сказуемные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.
Я тот [кто?], кого никто не любит (Лермонтов).
[мест.-сказ.], (кого – союз. слово).
Тишина такая [какая?], какая бывает только перед рассветом (Лавренев).
[мест.-сказ.], (какая – союз. слово).
[Каков?] Каков вопрос , таков ответ .
(каков – союз. слово), [мест.-сказ.].
Я тот , кого никто не любит; Каков вопрос , таков ответ .
► Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Что такое «союзное слово»? Примеры
Союзное слово — это относительное местоимение или наречие, которые соединяет главную и придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения.
В сложноподчиненном предложении одно предложение является главным, а второе — зависимым. Между этими предложениями существует связь в виде подчинительных союзов и союзных слов.
Сама служебная часть речи «союз» весьма ограничена в выборе средств связи, поэтому она привлекает, образно говоря, «на службу» к себе другие самостоятельные части речи, а именно:
Определение
Союзным словом в сложноподчиненном предложении могут быть следующие относительные местоимения:
Примеры
Всех интересует, какая будет погода в выходной день.
Все, кто молод, дайте нам руки, в наши ряды, друзья!
Мы должны быть благодарны природе за то, что она дает нам.
День, которого все ждали, наконец наступил.
Я все вспоминаю эту певицу, чей голос трогал слушателей до глубины души.
Сколько помню себя, никогда не позволял себе такого опрометчивого шага.
В роли союзов могут использоваться относительные местоименные наречия. Вот их перечень:
Никто не знает, где пираты прячут свои сокровища.
В ту давнюю пору, когда мы жили в деревне, все казалось проще.
Я слушаю, как мурлычет кошка у меня на коленях.
Никак не могу определить, откуда несется этот надоедливый скрип.
На дворе, куда выходило окно моей комнаты, цвел роскошный куст сирени
(куда — союзное слово, к нему можно задать вопрос члена предложения, окно выходило куда? — куда, то есть во двор. Можно перефразировать предложение: во двор выходило окно моей комнаты, слово «куда» = во двор, с союзом такую замену не сделаешь, так как союз, как служебная часть речи не является членом предложения).
Я не знаю, зачем сюда принесли этот светильник.
Людям интересно, почему на этом месте возникло это поселение.
Многие задумываются, отчего становится так грустно поздней осенью.
Как отличить союзное слово от союза?
Главным отличием союза от союзного слова является то, что союз как служебная часть речи не является членом предложения. Его можно изъять из предложения, и тогда оно станет бессоюзным, а смысл предложения не пострадает.
Союзное слово, выраженное словом самостоятельной части речи местоимением или наречием, является членом придаточного предложения. На него падает логическое ударение, и изъять союзное слово из предложения, не нарушив смысл сообщения, невозможно.
Я знаю, что в этом лесу много грибов.
Я знаю: в этом лесу много грибов.
Мы знаем, что дала природа человеку.
А что дала природа?
Как видите, слово «что» нельзя опустить, не нарушив смысла высказывания.
Дала природа (что?) — что (дополнение).
Местоимение «что» соотносится с именем существительным, которое оно замещает.
Пищу, одежду, сырье и многое другое дала природа человеку.
Придаточную часть с союзным словом «что», в роли которого выступает относительное местоимение, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение:
Все указанные признаки помогут отличить относительное местоимение «что» в роли союзного слова от подчинительного союза «что».
Каким членом предложения бывает союзное слово?
Союзное слово, выраженное местоимением или наречием, может быть любым членом предложения: подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством, реже — именной частью сказуемого.
Сельчане не знали, кто жил в этих местах в древности.
Они не могли разобрать, что невнятно шепчет старик .
Было видно, какая сила скрывается в бурном течении реки.
Непонятно, сколько дней придется месить ногами это болото.
Выйдя на уютную лесную поляну, туристы сразу стали решать, где расположить кострище.
Интересно, каким дедушка был в молодости.
Мы так и не поняли, кто это был .
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-soyuznoe-slovo.html
http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/