Когда вы пишите помните о правилах правописания пишите внимательно

Разбираемся, как правильно: «пишИте» или «пишЕте»

Некоторые формы глагола «писать», который употребляется в речи очень часто, могут вызывать на письме затруднения. Например, как правильно — «пишИте» или «пишИте»? Чтобы выбрать верную гласную в этом и других формах слова «писать», достаточно запомнить всего одно правило.

Орфограмма

Тип орфограммы, порождающей вопрос: «Как правильно: «пишите» или «пишете»?», — безударная гласная в окончании глагола настоящего времени. Во втором и третьем лице единственного числа и первом и втором лице множественного числа выбор возникает между буквами «и» и «е», в третьем лице множественного числа — между «у» и «а» или «ю» и «я».

Правило

Вам будет интересно: Языческая реформа Владимира в 980 году — особенности, история и интересные факты

Окончание глагола настоящего или будущего времени и суффикс причастия, от него образованного, зависит от спряжения. В глаголах первого спряжения пишется «е» или «у», «ю», в глаголах второго спряжения — «и» или «а», «я».

Итак, чтобы понять как правильно — «пишите» или «пишете», нужно определить спряжение глагола «писать».

Определение спряжения

Следующее правило поможет легко определить спряжение глагола «писать» и любого другого.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить», кроме «стелить», «брить», и 11 глаголов на «-еть» и «-ать»: «терпеть», «вертеть», «обидеть», «зависеть», «ненавидеть», «видеть», «смотреть», «слышать», «дышать», «держать», «гнать».

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Если возникли сложности с определением последней гласной инфинитива, то правильное написание глагола в начальной форме лучше выяснить с помощью орфографического словаря и запомнить.

Примеры определения спряжения:

  • «Клеить». Оканчивается на «-ить», значит, является глаголом второго спряжения: «клеит», «клеят».
  • «Стелить». Оканчивается на «ить», но является одним из двух исключений, значит, относится к первому спряжению: «стелете», «стелют».
  • «Дышать». Оканчивается на «-ать» и входит в список исключений, значит, является глаголом второго спряжения: «дышишь», «дышат».
  • «Колоть». Оканчивается на «-оть», значит, относится к первому спряжению: колет, колют.

«Писать» оканчивается не на «-ить» и не входит в список одиннадцати исключений. Значит глагол относится к первому спряжению.

Следовательно, получен ответ на вопрос: «Как правильно «пишете» или «пишите»?». «Пишете» — верная форма данного глагола.

Это касается и остальных форм глагола. То есть стало понятно как правильно: «пишешь» или «пишишь». Конечно же, через «е». Форма третьего лица множественного числа: «пишут». Причастие также пишется через «у»: «пишущий».

Повелительное наклонение

Важно не перепутать настоящее время глагола с повелительным наклонением. Если слово «пишите» передает не факт действия в настоящем времени, а побуждение к нему, то вторая «и» является суффиксом повелительного наклонения.

Сложностей этот случай обычно не вызывает, так как гласная «и» — ударная. Тем не менее стоит запомнить, что повелительное наклонение глагола образуется с помощью суффикса «-и-» независимо от спряжения.

Пример использования глагола «писать» в настоящем времени:

Сейчас вы пишете диктант, чтобы проверить свои знания.

Спасибо за то, что пишете мне каждый день.

Пример использования глагола «писать» в повелительном наклонении:

Не забывайте меня и пишите почаще!

Для развития творческих способностей пишите обо всем, что видите.

Спряжение глагола «писать» в настоящем времени

Для удобства приведем полный список форм глагола «писать» в настоящем времени.

Замечание

Все вышесказанное верно и для глаголов будущего времени, образованных от «писать» добавлением приставки: «напишешь», «выпишете», «запишет».

Дополнительные сложности возникают с глаголом «выписать» во втором лице множественного числа, так как у него форма будущего времени и форма повелительного наклонения на слух совпадают (суффикс «и» в повелительном наклонении оказывается безударным).

Как правило, по контексту различить форму нетрудно: «выпишите, пожалуйста, незнакомые слова», но «когда выпишете, постарайтесь их запомнить».

В первом случае выбирается «и» как суффикс повелительного наклонения, во втором — «е» как гласная окончания глагола будущего времени.

Семь эффективных способов подтянуть орфографию и научиться писать без ошибок

Сколько прекрасных карьер не сложилось, сколько возможностей упущено элементарной безграмотности! Как вы думаете, примет ли серьёзный инвестор «интИресТное прИдложение» о совместной деятельности? И что будет с сотрудником, согласовавшим наружную рекламу с явной ошибкой, которую теперь обсуждает весь город? А согласится ли девушка пойти на свЕдание? Если чувствуете, что орфография не ваш конёк, предлагаем несколько способов её подтянуть.

Если нет времени сидеть над учебниками, можно прокачать знания при помощи онлайн-программы. Как говорится, на войне все средства хороши.

1. Читайте качественную литературу

Мы пишем правильно не потому, что каждый раз вспоминаем правила, а потому что большинство слов видели сотни раз и запомнили их написание. Поэтому лучшим способом «прокачки» орфографических навыков всегда считалось чтение художественной литературы. Во время этого процесса развивается зрительная память, то есть мозг просто запоминает, как выглядит то или иное слово, и не даст вам ошибиться, даже если вы не помните правил правописания. Но читать нужно качественные книжки, а не переписку в мессенджере или форумы и непонятно чьи тексты в интернете — вот как раз вы рискуете нашпиговать свою голову всеми ошибками, какие только есть в русском языке. Читать желательно с раннего детства. Этот способ хорош ещё и тем, что он не только повышает грамотность, но и обогащает словарный запас.

2. Переписывайте тексты

Нельзя научиться кататься на коньках, не выходя на лёд. Точно так же для грамотного письма недостаточно только читать. Возьмите за правило ежедневно 15–20 минут посвящать переписыванию текстов из художественных или научно-популярных книг. Писать лучше ручкой — так будет срабатывать не только зрительная, но и механическая память. Обычно двух-трёх месяцев занятий хватает, чтобы подтянуть орфографию до приличного уровня.

3. Пишите диктанты

Письмо под диктовку развивает фонематический слух и учит определять ошибкоопасные места. Споткнулись, значит, надо проверить. В век тотальной компьютеризации сделать это можно за считанные секунды, главное, выработать в себе орфографическое чутье, и диктанты этому как раз способствуют. После диктанта делайте полный разбор своих ошибок, и вы увидите, что с каждым новым текстом их будет становиться всё меньше.

4. Повторяйте правила

Нет, заучивать их не нужно. Вы не в школе. Правило достаточно внимательно прочитать, осознать, разобрать на примерах и немного попрактиковаться в написании слов с данной орфограммой. В идеале нужно каждый день повторять одно новое правило, но с учётом занятости на работе, дома, можно ограничиться 2–3 занятиями в неделю. На сложные или объёмные правила отводите несколько дней, чтобы закрепить изученное. Заниматься можно по школьным учебникам или использовать специальные книги, где материал обобщён и систематизирован. Например, учебник Дитмара Розенталя «Русский язык» или пособие этого же автора «Пишите, пожалуйста, грамотно!».

5. Смотрите видеоуроки и лекции

Если лучше воспринимаете визуальную информацию, хорошим подспорьем станут видеоуроки и научно-популярные лекции по русскому языку, коих в интернете великое множество. Можно найти уроки по конкретной орфограмме, например о «тся» и «ться», удвоенном «нн» в причастиях, слитном и раздельном написании разных частей речи. Тем, кто хочет улучшить не только грамотность, но и стилистику, рекомендуем послушать лекции известных популяризаторов русского языка Ирины Левонтиной, Анны Валл, Марины Королёвой. Будет не только познавательно, но и очень интересно.

6. Перечитывайте и редактируйте

Привыкли писать в мессенджерах «спс», «пасибки», «я тя лю»? Если хотите повысить грамотность, от такого способа общения лучше отказаться, ведь ваш мозг путается и в неподходящий момент может подсунуть ошибочный вариант. Пишите грамотные сообщения и, прежде чем нажать на Enter, перечитывайте их, исправляйте ошибки. Если сомневаетесь в написании слова, загуглите его, не знаете, где поставить запятую, — разбейте этот кусок текста на отдельные предложения. Особенно данный навык важен при написании деловых писем. Ещё раз пробежаться глазами по тексту недолго, а ваша репутация не пострадает.

7. Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные

буквы.
1) Когда вы пиш..те, помн..те о правилах правописания. Пиш..те
внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, от-
кройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер..те, покаж..-
те ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быст-
рее, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда
покаж..те, мож..те идти домой. 7) Рас скаж..те мне о ваших впечатле-
ниях от экскурсии. Когда расскаж..те, вероятно, всем захочется
поехать.
Не или недо-? Раскройте скобки, объясните написание.
1) Шест (не)достаёт до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребё-
нок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)
добрал один балл.

огда вы пишЕте(изъяв.наклон.), помнИте(повелит.наклон.) о правилах правописания. Пишите(повелит) внимательно! ВынесИте(повел.нак.) цветы из комнаты.Когда вынесЕте(из.нак.), откройте(повел.)форточку.ВыберИте(повел.накл.) себе книгу.Когда выберЕте (изъяв.накл.), покажите(повел.накл.) ее мне.ТянИ..те (повел.)сильнее, вы тянЕ..те(изъяв.нак.) очень слабо. 5) ИдИ..те (повел.накл.)быстрее, не смотрИ..те(повел.накл.) по сторонам. ПокажИ..те(повел.накл.) мне вашу работу. Когда
покажЕ..те(изъяв.), можЕ..те (изъяв.)идти домой. 7) Рас скажИ..те (повел.)мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскажЕ..те(изъяв.накл.), вероятно, всем захочется поехать.

Шест не достаёт до дна. Ему недоставало времени. 2) Ребё-
нок не досчитал до десяти. Экскурсовод недосчитался двух турис-
тов. 3) Рабочий (не выполнил норму. Завод недовыполнил месяч-
ный план. 4) Охотник не добрался до зимовки. Абитуриент недобрал один балл.

Другие вопросы из категории

в рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои по- рывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил: и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»

из предложений 13-15 выпишите слово образованное бессуфиксальным способом.

21) Мой напарник первый раз пристально глянул за меня — и в глу бине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. 22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлинее, он загребет себе.

выпишите краткое прилагательное.

1) Шел май сорок третьего года . (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих . (З) Суп был сварен с макаронами , и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело

выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкания!

В слове бинт исключите глухой твердый согласный. В слове снежок возьмите суффикс. Добавьте букву-орфограмму в слове стек(л,лл)щик. Соедините полученные части, и вы получите новое словарное слово.

Читайте также

1) ч. стоплотный, интелл. ктуальный, к. сичка, ск. кать, п. мидор.
Ответ:
2) исс. кать, сах. рница, препод. ватель, р. сток, альп. нист.
Ответ:

Задание 5. Определите слово, в котором пропущена непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1) посв. тить (фонарём), прим. рить (врагов), б. рёза, накл. нить, предл. жить.
Ответ:
2) вып. лить, прик. снуться, разр. дить (ружьё), пром. кнуть, б. рюзовый.
Ответ:

При выполнении задания воспользуйтесь алгоритмом:
1) Внимательно прочитайте все слова и найдите слова с чередующейся гласной в корне.
2) Вычеркните эти слова, так как они не будут являться правильным ответом.
3) Подберите проверочные слова к каждому оставшемуся слову, помня о том, что среди них могут быть слова, безударная гласная в корне которых требует запоминания.
4) Исключите словарные слова.
5) Убедитесь, что то слово, которое осталось, имеет проверочное слово.
6) Вставьте пропущенную букву.
7) Запишите ответ.

1) к. тастрофа, забл. стать, бр. шюра, осл. бел, возл…гаемый.
Ответ:
2) сан. торий, алг. ритм, вск. чить, упр. щенный, к. снуться.
Ответ:
3) р. стение, би. тлон, сотв. рить, возл. жить, согл. совать.
Ответ:
4) гор. зонт, тр. нспарант, обл. гчение, в. негрет, соб. рут.
Ответ:
5) в. трушка, обр. мление, накл. нить, в. сток, соск. чить.
Ответ:
6) накр. ниться, пал. садник, к. снуться, пог. релец, п. йзаж.
Ответ:
7) обж. гание, в. стибюль, ум. рать, разъ. снение, р. внина.
Ответ:
8) в…робей, к. нгуру, раст. жение, отп. рать, приг. реть.
Ответ:
9) выб. раться, ст. пендия, попл. вок, раскр. шить, пром. кашка.
Ответ:
10) бл. стательный, осл. пительный, подг. реть, прик. сновение, пл. вчиха.
Ответ:
11) прил. гательное, к. рнавал, поб. режье, тв. рение, к. ммюнике.
Ответ:
12) выск. чка, прил. жение, б. режливый, л. ндшафт, отр. стить.
Ответ:
13) рест. врация, впрог. лодь, ф. нтазия, пром. кнуть, соч. тание.
Ответ:
14) ф. олетовый, р. сток, л. боратория, т. шина, заг. релый.
Ответ:
15) прик. саться, утв. рь, пор. жать, рассв. репеть, ув. дание.
Ответ:
16) опт. мизм, г. рящий, водор. сли, кр. вать, г. ристый (холм).
Ответ:
17) неприк. сновенный, агр. ном, м. рковь, разв. вающийся (флаг), р. внина.
Ответ:

Определите падеж.. всех имен сущ.в тексте.
определи время глаголов.
выдели приставки.
Д. леко раскинулась глухая тайга.Св. жо Кругом стоит тишина.Вдруг громкии лаи собаки нарушил тишину.Из л. снои чащи пок. залась рыжая собака.Увидела она в зел. ни деревьев белку и зал. лась лаем..А белка с. дит на ветке и грызет вкус. ные орехи.

в какой, как мне каж..тся, жил здесь когда-то Пушкин. Во. круг меня были те же сады, парки, рощи. Меня окружали вещи Пушкина. Я их трогал, по. долгу рассматр. вал.

Я заж..гал свечу в его подсвечнике. Свеча г. рела на столе, и то и дело тени от нее тр..петали на стенах его кабинета.

Я над..вал кольцо подсвечника на палец и ходил по комнатам, когда в доме были сумерки. Я пр..носил в светелку няни клетку с живой кан..рейкой, и она пела, и пение ее утверждало уют светлицы. Я брал железную трость Пушкина и выходил с нею на балкон. По..долгу смотрел в окна на дерновый круг, на Сороть, на пасущихся лошадей. Сидел в кресле. Заж..гал камин. Дрова г..рели, пылали, тлели… Я громко сам себе читал «19 октября», строфы Онегина…

Постепенно вещи становились со. мною разговорчив..е, и каждая строчка, написа..ая пушкинской рукой, в его доме, на его столе, стала мною, воспр..ниматься глубже, задушевн..е и пр. ближала меня к нему. Задание: вставьте пропущенные буквы и объясните их)))) помогите пожалуйста очень надо)

времени. Определите спряжение глаголов, от которых образованы причастия.
Тяжело дыш..щий человек, бор..щийся с преступниками герой, слыш.. щийся издалека звук, стел..щийся туман, завис..щие от него обстоятельства, мел..щий муку мельник, стро..щееся здание, кле..щий карандаш, ре..щие знамёна, хлопоч..щая хозяйка, леч..щий врач, дорогосто..щие товары, готов..щийся к зачёту, знач..щееся в списках, логично мысл..щий.Разыскива..мый преступник, доказыва..мое обвинение, составля..мый документ, занима..мая должность, слыш..мый соседом, вид..мый глазом, рекоменду..мая литература, отправля..мые письма, не облага..мые налогом.


источники:

http://media.mts.ru/technologies/197108-kak-podtyanut-orphographiyu/

http://russkij-yazyk.neparsya.net/answer/221395_opredelite-naklonenie-glagolov-vstavte-propusennye/