Коллектив отдела прослушал доклад не задавая вопросов лексическая ошибка

Упражнение 2. Найдите соответствие слова из первой колонки его лексическому значению

Упражнение 1. Составьте словосочетания со следующими словами. Объясните разницу в значении паронимов. Для справки обращайтесь к толковому словарю.

Адресат – адресант________________________________________________; дипломат – дипломант_____________________________________________; занятой – занятый__________________________________________________; предоставить – представить__________________________________________; эмигрант – иммигрант______________________________________________; дипломатичный – дипломатический__________________________________; скрытый – скрытный________________________________________________; драматичный – драматический_______________________________________; практичный – практический__________________________________________.

Упражнение 2. Найдите соответствие слова из первой колонки его лексическому значению.

1. представлениеА. выделение чего-то в чье-то распоряжение
2. предоставлениеБ. вручение для ознакомления; выдвижение для поощрения
3. исполнительный 4. исполнительскийА. старательный; имеющий своей целью осуществление чего-либо Б. относящийся к исполнителю
5. выборный 6. выборочныйА. частичный Б. относящийся к выборам; избираемый голосованием
7.методический 8. методичныйА. точно следующий плану Б. относящийся к методике
9. экономический 10. экономичныйА. дающий возможность сэкономить Б. относящийся к экономике
11. командировочный 12. командированныйА. относящийся к лицу, находящемуся в командировке Б. лицо, находящееся в командировке
13. демократический 14. демократичныйА. основанный на демократии; осуществляющий демократию Б. свойственный широким слоям народа; простой
15. жилой 16. жилищныйА. относящийся к строительству Б. предназначенный для жилья; обитаемой
17. эффективность 18. эффектностьА. действенность, результативность Б. способность произвести впечатление
19. типичный 20. типовойА. являющийся образцом для чего-либо, стандартный Б. Часто встречающийся; характерный; естественный для кого-чего-либо

Упражнение 3. Выберите соответствующий вариант из данных в скобках паронимов и объясните свой выбор.

1. группа (командировочных — командированных); 2. (дружеские – дружественные) отношения между странами; 3. изменения (прошедшие – произошедшие) в стране; 4. (одеть – надеть) наушники; 5. (представительные – представительские) расходы; 6. находиться на (особом – особенном) положении; 7. (потерпеть – претерпеть) серьезные изменения; 8. (принимать – воспринимать) близко к сердцу; 9. (символическое – символичное) событие; 10. (экстремальные – экстремистские) взгляды

Упражнение 4.Дайте толкование слов.

Поверьте правильность толкований, используя материалы толковых словарей. С каждым словом составьте словосочетание.

Упражнение 5. Составьте словосочетания из глаголов с существительными, выбрав только те существительные, которые могут сочетаться с данными глаголами.

1. повыситьа) требования; б) успеваемость; в) успехи
2. оказатьа) обслуживание; б) вред; в) поддержку
3. придаватьа) внимание; б) смысл; в) значение
4. допускатьа) дефект; б) хищения; в) промахи
5. удешевитьа) продукты; б) себестоимость; в) товары
6. нестиа) нагрузку; б) ответственность; в) звание
7. предприниматьа) поправку; б) меры; в) усилия
8. игратьа) смысл; б) роль; в) значение
9. приниматьа) к исполнению; б) к сведению; в) инициативу
10. обрекатьа) на успех; б) на поражение; в) на удачу

Упражнение 6. Найдите предложения, содержащие речевые ошибки. Определите вид лексической ошибки и исправьте.

1. Позвольте вручить вам этот памятный сувенир!
2. Пора поменять окружающий антураж.
3. Каждый год в нашем городе проходят художественные бьеннале.
4. Инаугурация президента назначена на пятое ноября.
5. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета.
6. Обратите внимание на постскриптум!
7. Выдуманная вами фикция не поможет вам!
8. Перед ним встали две альтернативы: перейти на новую работу или остаться на прежнем месте.
9. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.
10. Он был творческим апологетом этого учения.
11. Почти десять километров мы пробежали с ним визави.
12. После обильного ужина был подан аперитив.
13. После парафирования договор вступит в силу.
14. Он очень склонен к саморефлексии.
15. Эта книга стала бестселлером.
16. В ходе проходившего брифинга представители различных партий и объединений оживленно обменивались мнениями по самым разным вопросам.
17. Он был бескорыстным альтруистом.
18. Его мнения — это давно устаревший анахронизм.
19. Вы напрасно отвергаете это предположение априори.
20. Только что было получено официальное коммюнике.
21. Около этой фразы он оставил «нотабене».
22. Все относились к нему с почтительным пиететом.
23. Составьте краткий реферат этой книги.

Упражнение 7.Найдите предложения, содержащие речевые ошибки. Определите тип речевой ошибки. Исправьте.

1. Ревизор действовал инкогнито.
2. Адвокат вынес вердикт о невиновности обвиняемого.
3. Президент подписал вето о повышении минимального размера оплаты труда.
4. Эксперты с радостью отметили признаки стагнации в нашей экономике.
5. Около нашего дома открылся маленький супермаркет.
6. Чтобы сориентироваться в каталоге периодических изданий, обратитесь к помощи метрдотеля.
7. Его мимика лица притягивала взгляд.
8. Он всегда ощущал себя космополитом.
9. Холокост — разновидность геноцида.
10. Очевидно, в этом продукте были канцерогены, которые и вызвали сыпь на коже.
11. Группа депутатов активно лоббировала этот закон.
12. Литература андеграунда долгое время оставалась недоступной для многих.
13. Газета «Известия» — один из самых известных дайджестов.
14. Мы предпочитаем не делать покупок в дьюти-фри-шопах, так как товары в них облагаются высокими налогами и пошлинами.
15. На столе лежал тоненький фолиант.
16. Всю жизнь он стремился войти в круг избранной элиты.
17. Картина выполнена в технике коллажа.
18. Для него был установлен неограниченный лимит.
19. В политике этого государства ощутимы милитаристские тенденции.
20. Это американский римейк французского фильма 60-х годов.
21. Из-за нехватки средств компания предпочитала давать рекламу в прайм-тайм.
22. В монографию вошли произведения Толстого, Тургенева и других русских классиков.

Упражнение 8. Отметьте правильный вариант.

1. Монография – это а) толстая книга; б) книга, написанная одним автором; в) научный труд, посвященный одной проблеме.

2. Анфас – это а) в профиль; б) лицом к смотрящему; в) вполоборота.

3. Беллетристика – это а) художественная литература; б) популярная литература; в) любовные романы.

4. Истеблишмент – это а) шоу-бизнес; б) правящая элита.

5. Консолидация – это а) разобщение; б) объединение; в) быстрый прогресс.

6. Ксенофобия – это а) боязнь замкнутого пространства; б) нетерпимость к чужому, непохожему; в) агрессивное поведение.

7. Вернисаж – это а) торжественное открытие выставки; б) выставка живописи; в) художественная галерея.

8. Прецедент – это а) несчастный случай; б) случай, имевший место ранее.

9. Прерогатива – это а) исключительное право, связанное с занимаемым положением; б) лидерство; в) высокий социальный статус.

10. Этика – это а) правила поведения; б) наука о морали.

Проверьте правильность ответов, используя материалы приложения 3 на с. 32

Упражнение 9. Замените иностранные слова русскими синонимами там, где это возможно.

1. мотивировать — _____________________

2. актуальный — _______________________

3. рейтинг – __________________________

4. форс-мажор — _______________________

5. ассимиляция — ______________________

6. дифференцировать — _________________

7. креативный — _______________________

8. адаптация — ___________________________

9. генезис — ____________________________

10. арбитраж — _________________________

11. дискриминация- _________________________

12. концепция- _________________________

13. статус-кво- _________________________

14. доктрина- _________________________

16. фактор- _________________________

17. юрисдикция- _________________________

Упражнение 10. Дайте определения следующим словам.

Упражнение 11.Определите значения иностранных слов

Иностранные словаЗначения
1. утилитарныйА. представительный; характерный
2. превентивныйБ. исключительный; обладающий исключительным правом на что-либо
3. репрезентативныйВ. прикладной; направленный на извлечение практической пользы
4. эмигрантГ. исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу
5. статутД. правовое положение; состояние
6. эксклюзивныйЕ. иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство
7. прерогативаЖ. первенство в каком-либо открытии, изобретении и т.п.; преобладающее, первенствующее значение
8. статусЗ. предупреждающий, опережающий действия противной стороны
9. приоритетИ. лицо, выселившееся из своей страны в другую по тем или иным причинам
10. иммигрантК. свод правил, определяющих порядок применения или использования чего-либо; положение, определяющее организационный принципы и порядок деятельности какой-либо организации

Упражнение 12.Исправьте речевые ошибки в предложениях. Определите тип ошибки.

1. Чистота окружающей среды вызывает у нас большую тревогу.
2. Нужно узнать дорогу у местных аборигенов. 3. Все это кануло в лето.
4. Впереди лидирует наша команда.
5. Он поднял оригинальный тост.
6. Ему приходится очень сильно работать.
7. Для продуктивной работы необходимо делиться имеющимся опытом.
8. После работы мы всегда кушаем в ресторане.
9. Он предчувствовал это событие заранее.
10. Они долгое время сотрудничали вместе.
11. Он стоял у источников самолетостроения.

Упражнение 13.Дайте толкование каждого значения многозначного слова, исходя из контекста.

Холодный чай, холодное утро _______________________________________

Холодный прием, холодный ответ_____________________________________

Холодное пальто, холодная куртка_____________________________________

Холодный климат, холодные страны___________________________________

Холодный ум, холодный расчет_______________________________________

Упражнение 14. Подберите синонимы к словам, употребляемым в разговорной профессиональной речи, но нежелательным в официально-деловой устной и письменной речи.

Развивать социалку, бывший кадровик, информация по северам, осуществить дострой, отследить документ, озвучить проблему, обсчитать доходы, продавить решение, прописать в законе, в разы понять жизненный уровень.

Упражнение 15. Выберите из скобок нужное слово.

1. В результате проведения второй серии опытов были получены (отличные, другие) данные о возможностях использования этого препарата. 2. (недостаток, нехватка) холодильных агрегатов лишил(а) нас возможности сделать необходимый запас продуктов. 3. Как опытный редактор, Андрей Семенович решил (оставить, сохранить) первоначальный вариант документа. 4. Коллектив отдела (прослушал, выслушал), доклад, не задавая вопросов. 5. На заседании министр отметил, что реформы в отрасли (запущены, начаты).

Упражнение 16. Найдите и устраните ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов.

1. В акте инвентаризации отмечалось отсутствие наличия стульев. 2. Директор подчеркнул, что недостоверные факты ставят под сомнение достоверность всего доклада. 3. Важно отметить, что формат интервью в данном случае не важен. 4. Бездействие может привести к аварии так же, как и неправильное действие. 5. В регионе много скрытых полезных ископаемых, которые еще не открыты.

Упражнение 17.Найдите и исправьте лексические ошибки в предложениях.

Поиск ответа

Всего найдено: 90

Вопрос № 258892

Определите тип речевой ошибки ( плеоназм , тавтология, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении деепричастного оборота, употребление слова в несвойственном ему значении, лексическая неполнота высказывания, употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики, клише и штампы, нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление паронимов), отредактируйте предложение.
За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. Данный вопрос не входит в нашу миссию. Прекрасный артист, он задавал высокий критерий спектаклю.

Ответ справочной службы русского языка

Это, вероятно, Ваше домашнее задание?

Вопрос № 257523

скажите пожалуйста, какая разница между словами тавтология и плеоназм ? по смыслу очень похоже

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм — лексическая избыточность высказывания (когда значение одного слова дублирует смысловой компонент, входящий в значение другого), например: памятный сувенир (сувенир – это уже ‘подарок на память’), ледяной айберг (айсберг сам по себе ‘ледяная глыба’). Надо отметить, что некоторые обороты, изначально плеонастичные, через канцелярскую речь все-таки пробираются в литературный язык ( февраль месяц, на сегодняшний день ).

Тавтология – неоправданное соседство однокоренных слов ( следует отметить следующие особенности текста ).

Вопрос № 257136

Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназм ы:

1) Демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего шит, коллега по профессии.

Как быстро вы можете ответить на вопрос?

Ответ справочной службы русского языка

Андрей, ответим быстро: все доказательства ищите в толковых словарях.

Вопрос № 256398

Подскажите пожалуйста где плеоназы,где тавтология? Рассказывать рассказ,спросить вопрос,возобновить вновь,рост преступности вырос,апрель месяц,патриот родины,главная суть,бесполезно пропадает,ценные сокровища,долгие и продолжительные аплодисменты,мужественный и смелый человек,свободная вакансия,памятные сувениры,впервые дебютировал ,необычный феномен.

Ответ справочной службы русского языка

Наверное, вопрос должен быть сформулирован иначе: чем отличается плеоназм от тавтологии? Не так ли?

Вопрос № 252838

Уважаемая грамота! Насколько правильно употребление «прейскурант цен»?
К какой стилистической ошибке можно это отнести — тавтология или плеоназм ? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Это плеонастическое (ошибочное) сочетание.

Вопрос № 251882

Кокой вид речевой избыточностиесть в предложении » Катерина заренее предчувствует свою гибель»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 251241

Здравствуйте. Не является ли выражение «наведенная на цель ракета» — плеоназм ом?

Ответ справочной службы русского языка

Думаем, что лексической избыточности в данном случае нет.

Вопрос № 248097

Скажите, пожалуйста, корректно ли использовать следующие выражения:
— Спускайся вниз.
— Подымайся наверх.
— Вернёмся назад.

Является это плеоназм ом (т.е. если спускайся, то понятно, что вниз)? Или вниз/наверх/назад в приведённых примерах может быть обстоятельством места, не являющимся плеоназм ом?

Ответ справочной службы русского языка

Эти выражения плеонастичны, лексически избыточны.

Вопрос № 244631

Случайное совпадение — это плеоназм ? И подскажите, пожалуйста, ресурсы в сети, где можно найти как можно больше инфо по плеоназм ам и тавтлогии.

Ответ справочной службы русского языка

Это словосочетание в ряде контекстов может быть плеоназм ом (лексически избыточным сочетанием). Информацию по интересующему Вас вопросу можно найти во всех крупных сетевых энциклопедиях.

Вопрос № 244529

Скажите, пожалуйста, можно ли написать:
в одном из СВОИХ ИНТЕРВЬЮ руководитель.
или это плеоназм и слово своих – лишнее?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 244305

«Этого могло бы не быть» — здесь нет плеоназм а — излишества? И второй вопрос: правильно ли я оформила данные предложения. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Плеоназм а нет. С точки зрения пунктуации два тире в предложении — это нехорошо.

Вопрос № 244248

Подскажите, пожалуйста. «Грамотный специалист» — это тавтология? Заказчик настаивает, что раз неграмотный, значит — не специалист. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Тавтологии нет, есть плеоназм (лексическая избыточность словосочетания). Специалист по определению грамотный , то есть «обладающий необходимыми сведениями в своей области». Лучше сказать: хороший, квалифицированный специалист .

Вопрос № 241589

Считается ли правильным словосочетание «букинистическая книга»? Или это типичный лексический плеоназм ?
Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Словосочетание букинистическая книга правильно, оно зафиксировано словарями русского языка и не содержит лексической избыточности. Букинистическая книга – редкая книга, такая, которая может встретиться только у букинистов.

Вопрос № 240540

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, корректно ли говорить «мой бывший одноклассник», если речь идет о людях, уже окончивших школу? Нет ли здесь плеоназм а: раз люди уже не учатся в школе, то само собой разумеется, что они бывшие одноклассники.
Большое спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Бывшим одноклассником можно назвать такого человека, который в настоящее время учится в другом классе (перешел, переведен в другой класс). По отношению к людям, окончившим школу, такое словоупотребление не вполне верно, хотя и встречается в разговорной речи.

Вопрос № 235774

Можно ли считать плеоназм ом словосочетание «особо отмечать»? Ведь отмечать — это как-то особо выделять. Например: В докладе особо отмечается, что нападения на танкеры могут привести к пожарам и взрывам, загрязнению окружающей среды и серьезным экономическим последствиям. Комментируя игру соперницы, бельгийская теннисистка особо отметила подачу Шараповой. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, сочетание можно признать избыточным.

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.


источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BC&start=60

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/