Компания и кампания правописание

Компания или кампания?

Слова «кОмпания» и «кАмпания» произносятся одинаково, хотя имеют разные значения. Гласные «О» и «А» — безударные, и их невозможно проверить, подобрав родственное проверочное слово. Из-за этого происходит путаница при выборе верного варианта написания: кАмпания или кОмпания. Чтобы запомнить, как правильно писать эти слова, нужно разобраться, в каких случаях употребляется слово «компания», а в каких – «кампания».

Как правильно пишется

Оба варианта написания верны, только употребляются в разных смыслах. Чтобы не сомневаться в том, как правильно в конкретном случае пишется это слово, нужно запомнить краткое правило соответствия смыслу: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.

В чем разница

Оба этих слова пришли в русский язык из иностранных языков. Слово «кОмпания» происходит от латинского «companionem», поэтому пишется буква «О». Слово «кАмпания» происходит от французского слова «campagne», поэтому имеет букву «А».

Значение слова «компания»

В словаре русского языка Ожегова современного издания приводится два значения слова «компания»:

— группа лиц, проводящих вместе время;

— торговое или промышленное предприятие.

В значении «группа лиц» слово «компания» часто используется с эпитетом, конкретизирующим черты этой группы, например: дурная компания, компания подростков. Употребляя слово «компания» в значении «предприятие» или «организация», всегда указывают ее название или специфику: клининговая компания, транспортная компания.

Иногда в названии фирмы или организации используется фамилия ее главы или основателя, например «Петров и компания». В этом случае слово «компания» принято сокращать, используя знак К°. Значок К° произносится «ко». Примером организации с таким названием является издательство «Дашков и К°». Чтобы получить на компьютере символ °, нужно, удерживая клавишу Alt, набрать на малой (правой) клавиатуре цифры 0176, а затем отпустить Alt.

Обобщая, можно сказать, что компания – это группа людей, объединенных общей чертой, например:

— строительная компания – группа людей, которая занимается строительством объектов;

— молодежная компания – группа молодых людей, которые проводят вместе время.

Аналогичным образом, с гласной «О» пишутся родственные слова «кОмпаньон» и «кОмпанейский», а также сложное слово «кают-компания», образованное из двух слов. Кают-компанией называют общее помещение на судне для еды, отдыха, собраний.

Примеры предложений

  1. Большой секрет для маленькой кОмпании.
  2. КОмпания школьных друзей решила пойти в поход в ближайшие выходные.
  3. Мы обратились к кОмпании-изготовителю с просьбой продать дополнительное оборудование.
  4. Чтобы объединить ресурсы, учредители создали группу машиностроительных кОмпаний.
  5. Наша кОмпания является крупнейшим производителем стройматериалов на российском рынке.

Значение слова «кампания»

Слово «кАмпания» первоначально употреблялось применительно к военным действиям. Словарь русского языка Ожегова современного издания объясняет, что «кампания» в этом смысле – это совокупность военных операций, проходящих в одном месте (театр военных действий) в определенное время.

В дальнейшем слово «кАмпания» стали использовать в более широком смысле, подразумевая ряд действий, производимых для достижения определенной цели, например:

— предвыборная кАмпания – действия по подготовке выборов;

— рекламная кАмпания – действия с целью прорекламировать продукцию;

— уборочная кАмпания – действия с целью убрать урожай.

В настоящее время довольно часто встречается производное слово — «пиар-кАмпания». Оно происходит от английской аббревиатуры PR (Public Relations), которая произносится как «пи-ар». Public Relations в переводе — это «связи с общественностью».

Пиар-кампания – это комплекс мероприятий с привлечением СМИ, нацеленный на формирование положительного общественного мнения о ком-либо или о чем-либо, возбуждение интереса, роста популярности и т. п.

Поскольку пиар-кампания – это действия, то написание «пиар-кОмпания» будет неверным.

Примеры предложений

  1. Избирательная кАмпания завершилась победой кандидата от партии «Единая Россия».
  2. В нашем городе провели кАмпанию по сбору книг для районных библиотек.
  3. В период перестройки в нашей стране проводилась антиалкогольная кАмпания.
  4. Военная кАмпания была блестяще организована, поэтому привела к победе.
  5. Из-за ранней весны и жаркого лета уборочная кАмпания началась раньше обычного срока.

Заключение

Итак, правописание слов ко/ампания определяется их значением в контексте высказывания. Выбрать правильный вариант поможет краткое правило: кОмпания — это люди, а кАмпания — это действия.

Как грамотно писать – “компания друзей” или “кампания друзей”?

В русском языке есть слова, которые одинаково произносятся и слышатся, но пишутся по-разному. Отличие между ними состоит в одной букве. Как правильно писать компания друзей: с безударной гласной о или а? Чтобы получить ответ, нужно обратиться к истории происхождения и лексическому значению слова.

Значение слова “компания”

Современное лексическое значение рассматриваемого существительного с буквой о в корне слова представлено в двух вариантах:

  • общество людей, проводящих совместно досуг, отдых, время;
  • форма организации торгового, промышленного, производственного предприятия.

При использовании существительного в значении «организация, предприятие, завод», присоединяется эпитет, указывающий на род производственной деятельности: дорожно-строительная компания, ткацкая компания.

Лексема в обоих значениях объединяет общность людей, занятых одним делом или имеющих одинаковую характеристику:

  • дружеская компания – общество друзей или группа, в которой все между собой дружат;
  • ткацкая компания – фабрика, где все заняты ткачеством.

Существительное женского рода, 1-го склонения, имеет форму единственного и множественного числа, изменяется по падежам.

“Увидели” или “увидили” – в каком варианте слова ошибка? Смотрите ответ в этом материале.

Как правильно пишется

Слово пишется с буквой о: дружеская компания. Аналогично пишутся все производные от рассматриваемой лексемы прилагательные, существительные: компанейский, компаньонка, компаньон, кают-компания.

ВАЖНО! В словосочетании дружеская компания ударение в существительном падает на гласную а во втором слоге. Чтобы проверить безударную гласную о в корне, проверочного слова для лексемы компания нет. Правописание гласной нужно запомнить.

Примеры предложений

  1. Компания подростков переходила улицу в неположенном месте.
  2. Энергетическая компания опять повысила тариф за обслуживание.

Значение слова “кампания”

В русском языке имеется существительное кампания с буквой а в корне слова. У него также несколько лексических значений:

  • план проведения важных хозяйственных или политических мероприятий;
  • военные действия, которые объединены общей стратегией и планом;
  • период непрерывного действия автоматизированного механизма, машины.

В речи употребляется для обозначения комплекса действий по осуществлению какой-либо задачи.

Примеры предложений

  1. Ребята перед открытием магазина проведут широкую рекламную кампанию.
  2. Военная кампания началась с первыми днями весны.
  3. В сёлах средней полосы России завершилась посевная кампания.

Как вы думаете, “поздно” и “позно” – где ошибка? Рекомендуем изучить нашу следующую статью, запомнить правило и вы никогда не будете ошибаться в написании этого слова!

В чем разница

Первоначально слово компания с буквой о в первом слоге означало: люди, вместе поедающие (делящие между собой) хлеб. Происходит от латинского слова com (вместе) с присоединением panis (поедать хлеб).

Существительное кампания с безударной а в корне слова заимствовано из французского языка. В оригинале пишется campagne (поле, равнина). У него другой лексический смысл.

Оба слова перешли в русскую лексику в результате транслитерации, поэтому сохранили написание первоначальных гласных родного языка

Правописание анализируемого слова зависит от того, в каком значении оно употребляется в тексте. Если рассказывается о событиях, мероприятиях, то используется слово с буквой а, если о людях, то лексема с буквой о.

«КАмпания» и «кОмпания», в чем разница?

В рус­ском язы­ке упо­треб­ля­ют­ся оба сло­ва: «ком­па­ния» и «кам­па­ния». Выбор напи­са­ния бук­вы «о» в сло­ве «ком­па­ния» или «а» в сло­ве «кам­па­ния» зави­сит от зна­че­ния суще­стви­тель­ных и от кон­тек­ста. Узнаем, в чем состо­ит раз­ни­ца этих слов.

В рус­ской лек­си­ке суще­ству­ет мно­же­ство абсо­лют­но оди­на­ко­во зву­ча­щих слов, но име­ю­щих раз­ное напи­са­ние и зна­че­ние. Такие сло­ва назы­ва­ют­ся тер­ми­ном гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния «омо­фо­ны», кото­рое пере­во­дит­ся как «оди­на­ко­вый звук».

Омофонами явля­ют­ся сло­ва «к а мпа­ния» и «к о мпа­ния». Путаница в их упо­треб­ле­нии воз­ни­ка­ет из-за нали­чия без­удар­ной глас­ной, кото­рая явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мой в этих заим­ство­ван­ных сло­вах. В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка нет тако­го род­ствен­но­го про­ве­роч­но­го сло­ва, в кото­ром бы сомни­тель­ный глас­ный стал ударным.

Чтобы раз­ли­чить, в каком слу­чае какое из них сле­ду­ет напи­сать, необ­хо­ди­мо точ­но знать зна­че­ние дан­ных слов.

Значение слова «компания»

Латинским по про­ис­хож­де­нию сло­вом «к о мпа­ния», что бук­валь­но зна­чит «сооб­ще­ство», назы­ва­ет­ся круп­ное про­мыш­лен­ное объ­еди­не­ние, зани­ма­ю­щее про­из­вод­ством, тор­гов­лей, стро­и­тель­ством и дру­ги­ми вида­ми дея­тель­но­сти, например:

Понаблюдаем за упо­треб­ле­ни­ем это­го сло­ва в кон­текстах с раз­ным содержанием.

В 1867 году паро­ход­ная ком­па­ния вла­де­ла две­на­дца­тью суда­ми, из кото­рых восемь было колёс­ных и четы­ре вин­то­вых (Жюль Верн. Капитан Немо).

И если сотруд­ни­ки кон­сал­тин­го­вой ком­па­нии не могут решить вопрос сво­и­ми сила­ми, они обра­ща­ют­ся за ресурс­ной под­держ­кой к коллегам-консультантам (И. А. Толмачёва).

Среди тор­го­вых ком­па­ний опре­де­лён­ное их чис­ло зани­ма­ет­ся толь­ко опто­вой тор­гов­лей (Терминологический словарь).

Одновременно в обла­сти рабо­та­ют неболь­шие маши­но­стро­и­тель­ные ком­па­нии, кото­рые свя­за­ны с эти­ми круп­ны­ми кор­по­ра­ци­я­ми и выпол­ня­ют их зака­зы (Т. А. Сутырина. Стратегии инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия рос­сий­ских регионов).

Рассматриваемое сло­во име­ет так­же дру­гое зна­че­ние. Компанией назо­вем груп­пу людей, объ­еди­нен­ных общ­но­стью инте­ре­сов или заня­тий, например:

Проведите вре­мя в шум­ной ком­па­нии с близ­ки­ми или дру­зья­ми (Г. П. Малахов. Самые нуж­ные оздо­ро­ви­тель­ные сове­ты на каж­дый день).

Среди весе­лой и шум­ной ком­па­нии мне ста­ло груст­но и оди­но­ко (Е. Митягина. Два цве­та реальности).

Значение слова «кампания»

Существительное «к а мпа­ния», тоже име­ю­щее латин­ское про­ис­хож­де­ние, изна­чаль­но назы­ва­ло воен­ные дей­ствия с общей стра­те­ги­че­ской целью.

Затем этим сло­вом обо­зна­чи­ли любое мас­штаб­ное собы­тие в жиз­ни страны:

  • пред­вы­бор­ная кампания;
  • оздо­ро­ви­тель­ная кампания;
  • изби­ра­тель­ная кампания;
  • при­ём­ная кам­па­ния в вузы и колледжи;
  • реклам­ная кампания;
  • посев­ная кампания;
  • убо­роч­ная кампания.


источники:

http://kakpravilno.ru/pravopisanie/kompaniya-druzej

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/kak-pravilno-pishetsya-kompaniya-ili-kampaniya.html