Конспект 2 класс правописание частицы не с глаголом

Конспект урока «Правописание Не с глаголами» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект открытого урока на тему «Правописание Не с глаголами» 2 класс. Урок выстроен в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
ne_s_glagolami_konspekt.docx79.74 КБ
prezentatsiya_dlya_sayta.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;

познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь,

формировать умения грамотно строить речевые высказывания в

соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать

собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее ;

развивать способности активно использовать речевые средства для

решения коммуникативных и познавательных задач .

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать части

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;

познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь,

формировать умения грамотно строить речевые высказывания в

соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать

собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее ;

развивать способности активно использовать речевые средства для

решения коммуникативных и познавательных задач .

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать части

РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс

УМК «Школа России»

Авторы: Канакина, Горецкий В.Г.

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания частицы НЕ с глаголами, научиться писать частицу НЕ с глаголами, развивать навыки каллиграфического письма, развивать орфографическую зоркость, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, листы самооценки, карточки с разноуровневыми заданиями

Очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сияние ваших умных глаз

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

— Ребята, как вы уже заметили, настроение у меня на начало нашего урока просто замечательное. Я хочу подарить вам интересный урок. Но ребята, особенно мне интересен ваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежит листочек. Это карта нашего сегодняшнего урока. Найдите на своих картах первую букву Я, которая располагается слева вашего листочка.

— Оцените, пожалуйста, свое настроение на данный момент и закрасьте букву Я соответствующим цветом:

зеленый – настроение отличное, хочу работать;

желтый – работать буду, но особого желания нет;

красный – настроение плохое, ничего не хочется делать.

— Интересно, что буква Я у нас получилась разноцветная.

— А давайте с вами поделимся своим настроением.

II. Актуализация знаний

— — Откроем ваши тетради. Приготовьтесь к письму (проверка посадки).

Отступим две строчки вниз, на третьей строке пишем число – 6 апреля. На следующей строке – Классная работа.

— Ребята, какую букву мы с вами закрашивали? (Я)

— Что вы знаете про эту букву? (Она последняя в алфавите, дает гласный звук, может обозначать два звука).

— А кто помнит, когда буква Я дает два звука? (в начале слова, после гласной, и после мягкого и твердого знаков).

— Ну уж если вы столько знаете про букву Я, давайте с вами пропишем сочетание этой буквы так, как показано в образце.

— Над самым красивым сочетанием поставьте карандашом звездочку.

— Приготовились к следующему заданию. Я предлагаю вам посмотреть небольшое видео. Вы внимательно его смотрите и ответьте мне на вопрос: «О чем это видео?»

(воспроизводится видео о природе)

— Итак, ребята, кто может мне сказать, что вы увидели на этом видео? (Природу, деревья, океан, небо).

— Ребята, к какой части речи относятся все названные вами слова? А какое из названных вами слов стояло во множественном числе (деревья)

— Правильно. Запишите это слово в свои тетради на следующей строке с заглавной буквы с красной строки.

— Какие орфограммы встретили в этом слове? (разделительный мягкий знак, безударная гласная)

— Подчеркните данные орфограммы.

— Вы мне сказали, что буква Я может давать два звука. А сколько звуков дает буква Я в этом слове? (2) Почему? Назовите эти два звука.

— Ребята, молодцы! С заданием справились. Тогда продолжаем работать со словом «деревья» и следующее ваше задание – составить синквейн к слову «деревья». Вспоминаем схему синквейна.

Я даю вам полминутки на раздумья.

  1. Деревья
  2. Зеленые, ветвистые
  3. Качаются, растут, гнутся
  4. Деревья надо беречь.
  5. Растения.

— Какой замечательный синквейн у нас с вами получился, сколько интересных слов подобрали.

— Ребята, а теперь я попрошу обратить ваше внимание на слова в 3 третьей строчке. К какой части речи относятся все эти слова? (глагол)

— Давайте мы с вами вспомним, все то, что изучили о глаголе. Для этого встаньте, пожалуйста.

— Я вам буду говорить вам фразы. Если вы согласны, то вы поворачиваетесь к слову «да». А кто был внимательным и нашел уже слово «да»? И показываете на него двумя руками. Попробуйте. А если я скажу неверную фразу, то поворачиваемся к слову «нет». Будьте внимательны.

  1. Глагол – это часть речь, обозначающая действие. (+)
  2. Глагол отвечает на вопрос кто? что? (-)

— Почему не согласны?

— Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  1. Глаголы могут быть только в единственном числе. (-)

— А что здесь не так?

— Глаголы могут быть и в единственном числе, и во множественном.

  1. В предложениях глагол является сказуемым. (+)
  2. Красивый, солнечный, деревянный – это глаголы. (-)

— Почему не согласны? (Потому что эти слова являются прилагательными)

— Тогда подберите и назовите самостоятельно по три глагола.

— А вот теперь вернемся к нашим листам. Посмотрите, пожалуйста, на первую строчку. Кто ни разу не ошибся, отвечая на мои вопросы, тот ставит галочку в первом зеленом квадрате. У кого была 1-2 ошибки, поставит галочку во втором желтом квадрате. Ну, у кого было больше ошибок, ставит галочку в последний красный квадрат. Ставим отметки. Только честно!

— Кто готов, листочки на край парты отложили и сели красиво.

— Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся.

— Ребята, вы так легко справляетесь с заданиями, я думаю, что следующее задание вам тоже будет по плечу.

III. Подведение к теме урока

Завести велели мне

Дергать за косички!

Иногда с братишкой

Драться за обедом!

На уроках больше

говорить с соседом!

— Что интересного обнаружили в этом стихотворении? Хорошие ли советы дает автор? Почему нет?

— Измените это стихотворение так, что оно было правильным?

— Что нужно сделать? (вставить слово не)

— Перед какими словами будете вставлять? (дергать, драться, говорить)

— Что общего во всех этих словах? (это глаголы)

IV. Работа по теме урока

Ребята. Так какая же тема нашего урока? (Правописание НЕ с глаголами)

— Давайте определим цель урока. Нам в этом помогут карточки-помощницы?

узнать (как писать глаголы с частицей НЕ)

научиться (правильно писать глаголы с НЕ)

— Верно. Почему мы с вами не сможем вписать это слово Не? (мы не знаем, писать ли ее слитно со словом, или раздельно)

-Ребята, а как быть? Как же нам узнать, как правильно написать? (Мы можем прочитать в учебнике)

— Ну давайте с вами посмотрим, что написано в учебнике (с.78)

Слово не – это частица. Частица не с глаголами пишется раздельно.

— Чтение правило хором.

— Так ребята, какой вывод сделаем?

— А как напишем мы эту частицу НЕ в нашем стихотворении. Вставьте ее.

— Спишите в ваши тетради только глаголы с частицей НЕ из стихотворения.

— Кто закончил работу, положил перед собой лист оценивания. Ребята, теперь вам предстоит оценить выполнения этого задания.

VI. Закрепление изученного

  1. Работа со стихотворением

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё ни как не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.

— Ребята, а давайте вы поможете мне рассказать эту сказку. Я буду называть глагол, а что вы будете делать?(подставлять частицу НЕ)

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу!

— С какой частью речи употребляется частица НЕ? Какой смысл вносит частица НЕ? (отрицательный, все отвергает)

— Ребята, вы так хорошо справляетесь со всеми заданиями. Так что я предлагаю нам немного поиграть. У меня на столе лежат карточки, на которых написаны глаголы. Тем ребятам, которых я вызову, нужно будет взять карточки и показать действие жестами без слов. А тот ученик, кто отгадает, запишет этот глагол на доску, но добавив при этом частицу НЕ. Остальные ребята записывают в тетрадь.

(не) кричать, (не) ломать, (не) ловить, не (бросать),(не) трогать.

— Ребята, посмотрите, какие интересные глаголы у нас получились. Мне кажется, что они похожи на правила поведения… Только вот не могу понять, где нужно соблюдать такие правила. Может, вы мне поможете? (в лесу)

— Давайте с вами их повторим.

Не кричать в лесу, чтобы не распугать животных.

Не ломать ветки

Не ловить бабочек

Не бросать мусор

Не трогать животных

— Какие хорошие правила у нас получились! А зачем нужно эти правила соблюдать? (чтобы не навредить природе, не загрязнять ее)

  1. Закрепим с вами правила поведения на природе с помощью пословиц. Вам нужно собрать пословицу из левого и правого столбиков.

Кто природу (не) бережет,

соловей (не) поет.

к тому болезнь приходит.

В саду, где нет цветов,

— Как вы понимаете данные пословицы?

— Спишите две любые.

Прочитайте предложения и выпишите из них только глаголы с НЕ.

  1. (Не) торопись отвечать, торопись слушать.
  2. (Не) спеши языком, спеши делом.
  3. Чего (не) знаешь, (не) говори.
  4. Под лежачий камень вода (не) течет.

Спишите глаголы, добавляя частицу НЕ.

Вставай, прыгать, ложись, смотреть, торопись.

Вставьте по смыслу в текст глаголы с частицей НЕ, используя слова для справок

Ножик, вилку или ложку

_________________тут же кошку:

Плошка кошки – в уголке.

Хлеб в солонку ________________

И друг дружку ________________

Слова для справок: не толкайте, не держите, не макайте, не кормите

Заполните листы оценивания.

  1. Вспоминаем, какая была тема урока?
  2. Какие цели перед собой ставили?

3. Что такое НЕ? Как пишется частица НЕ с глаголами?

— Ребята, а теперь посмотрите на ваши листы оценивания. Справа вашего листа располагается еще одна буква Я. Ребята, закрасьте эту букву.

Зеленым – если вам на уроке сегодня все было понятно и вы научились писать НЕ с глаголами.

Желтым – если вы научились писать не с глаголами, однако допускали ошибки при выполнении заданий

Красным – если вы не научились писать не с глаголами.

— Поднимите свои карточки вверх. Я вижу, что красных букв Я ни у кого нет, значит все ребята нашего класса научились писать НЕ с глаголами.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 68. Правописание частицы НЕ с глаголами

  • знакомство с правилом написания НЕ с глаголами.
  • научиться применять новое правило на письме;
  • научиться анализировать пословицы и поговорки.
  • узнать, какое значение приобретают глаголы с НЕ.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Частица – это служебная часть речи, которая придаёт дополнительные оттенки слову или предложению и служит для образования форм слова. Частица не изменяется.

Частица НЕ – это служебная часть речи, которая служит для выражения отрицательного значения всего предложения или отдельного слова в предложении.

Пословица – это краткое мудрое изречение народа, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Известно, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Считается, что в этих изречениях, издавна придуманных народом, заключаются советы для взрослых и детей.

  1. Ложь человека красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра поверят.
  3. Кто стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Подумайте, есть ли смысл у данных высказываний?

Данные пословицы звучат бессмысленно, так как, если следовать этим высказываниям, то действия приведут к неприятным последствиям.

Что надо добавить в данные пословицы, чтобы они несли правильный смысл? Добавить НЕ к глаголам. Прочитайте, что получилось.

  1. Ложь человека НЕ красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра НЕ поверят.
  3. Кто НЕ стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Мы добавили НЕ к глаголам и пословицы сразу стали нести правильный смысл.

Обратите внимание, что слово НЕ написано отдельно от глагола.

В русском языке есть такое правило: «Не с глаголами пиши отдельно». Правописание НЕ с глаголами — это орфограмма.

Мы уже знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.

Что мы знаем о глаголе?

  1. Обозначает действие предмета.
  2. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
  3. В предложении является сказуемым.

В русском языке есть еще и служебные части речи. К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении. Слово НЕ является такой служебной частью речи и называется «ЧАСТИЦА».

К частице НЕ нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица — служебная часть речи.

Есть и другие служебные части речи, с которыми мы будем знакомиться на других уроках.

Знаком вам такой разговор? Какое же значение приобретают глаголы, если их употребить с частицей НЕ?

В данном примере глаголы приобрели отрицательное значение.

Кроме отрицания, частица НЕ может запрещать или отменять действие: не приходи, не приду.

Чтобы лучше запомнить новое правило, послушайте историю.

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей ни предлагали, она всё отрицала.

И вот однажды частица совсем заупрямилась.

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу!

Но глаголы поняли, что дружить с такой частицей они не хотят.

Поэтому с этого дня частица НЕ пишется с глаголами отдельно.

Но всегда ли частица НЕ пишется с глаголом отдельно. Проведём небольшое исследование.

Дети (не)любят ходить к врачу, даже когда им (не) здоровится. Ребята (не)навидят уколы. Мальчики и девочки (не)доумевают и (не)годуют, когда их (не)волят и делают прививки.

А сейчас прочитай их без НЕ.

Дети любят ходить к врачу, даже когда им здоровится. Ребята навидят уколы. Мальчики и девочки доумевают и годуют, когда их волят и делают прививки.

В русском языке нет таких слов, как навидят, здоровится, доумевают, годуют, волят.

Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Сделаем выводы по уроку:

  1. Не – это частица.
  2. Частица НЕ – это служебная часть речи.
  3. Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.
  4. Не с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).
  5. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какая из четырёх пословиц написана неверно?

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Подсказка: должно быть два правильных ответа.

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно.

Подсказка: должно быть три правильных варианта.

Конспект урока «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс

Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с глаголами» 2 класс

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.

исследовать частицу НЕ;

познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;

формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;

способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;

воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

умение определять и сохранять учебную задачу урока;

проговаривать последовательность действий на уроке;

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: учебник Русский язык 2 класс 2 часть В.П. Канакина, В.Г . Горецкий , конверт с текстом «Друзья природы», карточки «слова с пропущенными гласными».

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку (Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение).

Дан текст с четверостишием. Учитель читает в вопросительной форме, дети в утвердительной.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Учащиеся прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.

Игра “Гласные сбежали”

— Из слов сбежали гласные. Догадайтесь какие. З апишите словарные слова, вставляя пропущенные гласные, подчеркните орфограммы. (учитель раздает карточки)

лфвт, джрнй, крндш, клсс, пнл, ттрдь, чтльнц.

Найдите в словарных словах слово, состоящее из 5 слогов. Составьте предложение с этим словом по схеме:

Кто? Что делает? Кому? Что?

III. Постановка темы и целей урока.

1. Каллиграфическая минутка.

Сейчас у на будет каллиграфическая минутка в виде игры.

— Я называю вам слова с отрицанием, а вы мне без отрицания.

(не стой, не работай, не радуйся, не поет, не слушайся), а теперь наоборот (ленись, капризничай, дерись, обижайся)

— Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)

— Что мы знаем о глаголах? (ответы детей)

— Посмотрите на доску, отличается ли написание слов? (с частицей не и без, слитно или раздельно)

— Что такое НЕ? (частичка, слово-помощник)

— Для чего оно нам нужно?

— Кто написал слитно, раздельно? Как правильно и неправильно?

Кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока?

— Вы правы, тема сегодняшнего урока «Правописание частицы НЕ с глаголами».

— Откройте учебник на стр.78. Прочитайте стихотворение. Вспомним правила выразительного чтения.

Кто хочет прочитать стихотворение вслух выразительно? (Читает желающий или сильный ученик.)

— Кто готов ответить на вопрос в конце упражнения?

— Прочитайте и посмотрите, правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока? Как тема обозначена в учебнике? Какова цель сегодняшнего урока?

IV. Работа по теме урока.

Чтобы узнать как пишется частица НЕ с глаголами, послушайте вот такую историю.

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей не предлагали, она всё отрицала. И вот однажды частица совсем заупрямилась.

— Конфетку, может, хочешь?

— Нет! Да, хочу, хочу! (Шибаев А.)

— С какой частью речи употребляется частица НЕ? Какой смысл вносит частица НЕ? (отрицательный, все отвергает)

— Как вы думаете как пишется частица НЕ с глаголом?

Правило из учебника стр. 78

Работа по ученику стр.78 упр.136

— О чем говорится в пословицах? Как вы понимаете смысл первой, второй, третьей?

— О каких человеческих качествах? (умение общаться с людьми)

— Какие слова на новое правило нам встретились? (не хвались, ….).

— Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему уроку?

— Запишем эту пословицу. (1 у доски, подчеркнуть частицу, надписать часть речи, число).

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей) .

VI. Первичное закрепление материала .

( Самостоятельно читают текст. В парах объясняют, что такое рифма, находят рифмующиеся слова. Вслушиваются в звучание, делают вывод, какое звукосочетание слышат в конце рифмующихся слов. Уточняют, что частица не пишется раздельно. Записывают текст по заданию .)

Самостоятельная работа. (конверт с текстом) Дети записывают текст, исправляя ошибки.

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

— Какую новую информацию получили, работая на уроке?

— Что было самым трудным?

— Назовите ключевые слова темы.

Фразы для рефлексии записаны на доске:

Сегодня я узнал (-а)…, потому что… .

Я научился (-лась)…, потому что … .

Мне было интересно…, потому что… .

Теперь бы я хотел ещё узнать о…, потому что… .

IX . Домашнее задание.

Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ .

Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chastici-ne-s-glagolami-klass-2031108.html