Конспект 5 класс правописание гласных и согласных в корне

«Правописание гласных и согласных в корне слова»
план-конспект урока (5 класс)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_urok_pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_korne_slova.doc32 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Цель: формирование навыка правописания гласных и согласных в корне слова.

Задачи: — формировать навык правописания гласных и согласных в корне слова, повторить изученный материал;

— развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память, речь;

— воспитывать ответственность, аккуратность, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, раздаточный материал

  1. Организационный момент. Приветствие, объявление темы урока.
  2. Повторение:

1. Игра «Четвертый лишний»:

Пригорок, гора, горный, гореть.

Вода, водица, водитель, водный.

Летчик, лето, летать, перелетные.

-Разобрать данные однокоренные слова по составу.

2. Фронтальный опрос

Какие слова называются однокоренными?

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Как можно проверить написание безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные надо писать так, как они пишутся под ударением. Для этого надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Как пишутся глухие и звонкие согласные в корне?

Звонкие и глухие согласные в корне могут произноситься по-разному, а пишутся одинаково: так как перед гласной.

Как можно проверить написание сомнительной согласной в корне слова?

Для проверки сомнительной согласной в корне подбирается такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.

  1. Закрепление: выполнение упражнения № 405 на странице 253 с последующей коллективной проверкой.
  2. Физминутка.
  3. Работа по карточкам со взаимопроверкой.

Подобрать и записать проверочные слова.

  1. Итоги урока: — в какой части слова встречались орфограммы?
  2. Запись домашнего задания: страница 253, упражнение №406

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Урок русского Обобщение знаний.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме»Правописание гласных и согласных в корне слова» предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног.

Самоучитель по правописанию гласных и согласных в корне слова.

Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм.

Повторение правописания гласных и согласных в корне слова

Материал открытого урока.

Правописание гласных о//а в корне слова

Конспект урока со слабоуспевающими учащимися.

Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова для специальных (коррекционных) школ.

Исторические чередования гласных и согласных в корне слова

Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Ес.

Конспект урока русского языка на тему «Орфография. Разделы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корне слова» ( 5 класс)

Тема урока: Орфография. Разделы русской орфографии. Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок-путешествие в осенний лес

Урок обобщения и систематизации

Цель: познакомить учащихся с разделами русской орфографии, обобщить полученные ранее знания по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова», развивать умение применять конкретное правило на практике, способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас хочу пригласить совершить поход в осенний лес. Согласны? Тогда закройте глаза, представьте себе, что вы идете по осеннему лесу. Идёте не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышите свежим воздухом, разглядываете разноцветные листья.

Откройте глаза, посмотрите вокруг, улыбнитесь.

Итак, мы пошли в поход, конечно же, не в настоящий, а в поход за знаниями. А это гораздо сложнее! Но я считаю, что у нас всё получится.

Запись даты и темы в тетрадях.

Ребус орфография – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов

Работа с таблицей учебника стр. 59

Разминка. Словарная работа.

Учитель: Чтобы отправиться в путешествие, необходимо записать слова с пропущенными буквами. (На доске дерево с листочками, с обратной стороны которых записаны слова с пропущенными буквы. «Срывает» их один ученик, диктует всем и пишет сам).

…ктябрь, со…нце, м…нута, к…лендарь, (с)права, б…рдовый,

б…гряный, рю…зак, во…зал, подб…рёзовик.

Учитель: Можно ли проверить написание гласной и согласной в корне слова? Почему? Как называются такие гласные и согласные? Обозначьте изученную орфограмму.

3. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)

Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие?
(Вопросы и опорные таблицы, правила высвечиваются на мультимедийной доске)

— На какие две группы мы можем разделить правописание гласных в корне слова?

— На какие группы можно разделить правописание согласных в корне?

— Какие звуки произносятся на месте выделенных согласных букв в словах:

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

— Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв?

Как называется такая орфограмма? Сформулируйте правило.

(на интерактивной доске высвечивается таблицы обобщающего характера)

Закрепление изученного материала.

А теперь вы будете находиться в лесу одни. Помните все правила и не делайте ошибок на своем пути.

Выполнить тестовую работу.

1)Какое слово пишется не так, как произносится?

2) В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

Б) к…тёнок, заб…жал

В) г…мнаст, к…рмить

3) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

4) В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?

5) Найди и подчеркни «третье лишнее» слово в каждом ряду.

А) уд…вление, по…вление, пл…сать

Б) к…рмить, н…чной, зап…х

В) ж…знь, ж…ри, ж…вотное

6) Определите границы предложений. Поставьте знаки препинания. Найдите слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

В воздухе захолодало на кустах и деревьях пожелтела листва грачи и другие перелетные птицы давно уже собрались в стаи кончилось лето в эту пору все животные готовятся к зиме.

Задание на распознавание видов орфограмм.

Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.

Найдите ошибки в диктанте одного из учеников.

Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму.

Как хорош лес позней осенью! Ветра нет, в мяхком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми полями. Сквозь бурые сучья деревьев билеет небо, на липах весят последние золотые листья.

А какой осенний, ястный, немножко халодный утром день! Береза вся золотая красиво рисуется на галубом небе. Осиновая роща вся сверкает. Свежий ветерок техонько шевелит и гонит упавшие листья. ( По И.С.Тургеневу)

Как бы ты озаглавил текст?

Какой бы ты дал совет ученикам при подготовке к диктанту?

Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наше с вами путешествие в осенний лес.

Давайте подведем итоги урока.

— Какие орфограммы мы сегодня повторили на уроке?

— За что бы ты себя сегодня мог похвалить?

— Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.

7. Домашнее задание.

Параграф 13-14, упр. 148 или упр.149 (сочинение-миниатюра)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Гречаниченко Марина ВасильевнаНаписать 501 30.05.2018

Номер материала: ДБ-1658800

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.05.2018 223
    27.05.2018 279
    24.05.2018 504
    24.05.2018 740
    24.05.2018 398
    24.05.2018 226
    24.05.2018 314
    23.05.2018 763

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Безударные гласные и согласные в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение понятий звук и буква.
  2. Представление о связи произношения и правописания.
  3. Представление об орфограмме.
  4. Правило правописания проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова.

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.

Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 14-27.
  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.14-15, 19 -21, 24.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи»

www.gramma.ru (Дата обращения 08.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя.

– Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей.

– Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя.

– Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал «что».

Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г[о]лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а]. Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила.

– Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь.

– Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение.

– Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук!

– Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению (рука, сок) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется его). Гласный звук в начале слова его безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем е, звук [в] обозначен буквой г по традиционным правилам написания.

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами (от греческого orthos – правильный и gramma – буква). Графика тесно связана с орфографией. Основным средством графики являются буквы. Когда человек пишет, он выбирает подходящие буквы. Например, Москва или москва? Правило орфографии утверждает, что выбрать надо заглавную букву, так как это имя собственное. Поэтому пишем Москва. Или, например, услышали слово [лиса]. Как правильно написать: леса или лиса? Оба варианта правильны. Если говорится о лесе, то выбираем букву е, если о хитрых лисах, то напишем букву и. Фонетика (раздел науки о языке, изучающий звуки речи) тоже связана с орфографией.

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв, например, – это безударная позиция (коньки́, зака́т и др.); положение после шипящих и ц (цирк, чёрный и др.). Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным (пробка, сделка и др.); конец слова (луг, прорубь) и др.

Орфограммы-буквы бывают в любой части слова: в приставках (забежать), в корнях (колос, зима), суффиксах (носик), окончаниях (держит, осенним днём). Но бывают и другие орфограммы. Например, существует орфограмма-пробел (за границу).

Какие существуют способы проверки безударных гласных в корне?

Безударная гласная в корне слова проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня в словах должно совпадать). При проверке можно изменить форму слова (например, поставить слово в родительный падеж, в форму множественного числа и т.п.) или подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением: волосок – волосы – нет волос; летит – полёт.

Представим, что нам необходимо записать предложение: Кошка сл_зала сметану. Какая буква должна стоять на месте пропуска? Размышляем: надо подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Что делает кошка? Лижет сметану. Значит, в слове слизала пишем и. Кот медленно сл_зал с дерева. Зачем он туда залез? Вечно ему надо лезть куда-то! Следовательно, в корне слова слезал пишем е.

Запомните некоторые слова, к которым трудно бывает подобрать проверочные:

Покаяние (каяться), обнажённый (был наг), оснащение (снасть), просвещение, посветить фонариком (свет), посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость), обрамление (рама), навевать грусть, развевается флаг на ветру (веет), развивается ребёнок, развиваются события (развитие).

Правописание непроверяемых безударных гласных надо запомнить (диван, ноябрь), при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов.

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р. Например: зуб – зубы; просьба – просить; трубка – трубный.

Как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся? Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо: звёздный – звезда, вестник – вести.

В отдельных словах иногда хочется написать непроизносимую согласную т, хотя её там быть не должно. Чтобы обходить стороной ошибки в некоторых подобных словах, запомните шуточное стихотворение:

Не чудесно, не прекрасно,

Букву Т писать напрасно.

Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить (вокзал, настурция), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Теоретический материал для углубленного изучения

Нельзя проверять безударные гласные в глаголах, которые отвечают на вопрос «что сделать?», глаголом, отвечающим на вопрос «что делать?» В этих глаголах иногда меняется ударная гласная, например:

— затоптать (что сделать? – они затопчут) – нельзя проверить словом затаптывать (что делать?);

— накопить (что сделать? – они копят) – нельзя проверить словом накапливать (что делать?)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильное утверждение.

а) правильное написание по соответствующему правилу или по традиции;

б) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Разбор задания: вспоминаем, что орфограмма – это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Ответ: а.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите проверочное слово, которое поможет вставить пропущенную букву: постоянно прож_вать (в городе)

Разбор задания. Рассуждаем: безударная гласная находится в корне. Безударная гласная проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня должно совпадать). Проживать – значит жить (в городе). Ответ: б.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-orfografiya-razdeli-russkoy-orfografii-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-korne-slova-kla-3079471.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7625/conspect/