Конспект 5 класс правописание согласных в корне

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема — правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_prav._zv_i_gl_sogl_5_kl.doc710.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Методическая разработка урока русского языка

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Выполнил: Амамбаева Д.А.

учитель русского языка и чтения,

вторая квалификационная категория

р.п. Каргаполье, 2015 г.

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель: уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

  1. Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
  2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений.
  3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», шифр букв, плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Проверяем всё на парте –

И тихонько приседаем.

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

Опрос нескольких учащихся.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте небольшую сказку. Однажды поссорились буквы гласные и согласные – и разошлись по разным сторонам. Собрались согласные буквы в кучу, хотели поговорить и не смогли. Скучно им стало и вдруг… Услышали они, что кто-то плачет…

Прислушались: «Е-е-е! И-и-и! У-у-у!» – это ревели гласные. И согласные крикнули им (точнее, хотели закричать, но получилось лишь непонятное бормотание): « В, м, с!»

И услыхали они веселое, но невнятное: «У-я-а!»

И тогда решили буквы, что им надо заключить мир и жить в словах в согласии вместе.

— А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром).

— Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с плакатом «Звонкие и глухие согласные»).

4. Минутка чистописания.

— Открываем тетради, выполняем работу над ошибками.

— Отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока.

— А сейчас пропишем и выполним синтаксический разбор предложения:

Дети расположились на отдых под могучим дубом (прост., распр., повест.)

— Выписать слово «дуб» , выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

— Четко ли мы слышим последнюю согласную?

— Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

5. Закрепление полученных знаний.

На доске записана таблица.

— Вам нужно заполнить таблицу, подобрав проверочные слова.

Конспект 5 класс правописание согласных в корне

Автор: Силина Ольга Васильевна

Организация: МОУ Салмановская средняя школа

Населенный пункт: Ульяновская область, с. Салманово

Цели урока:

— формирование навыка написания проверяемых согласных в корне слова;

— развитие речи. Конструирование предложений.

— развивать навыки смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения;

— поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.

Оборудование урока:

  • раздаточный дидактический материал,
  • мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

В день осенний рада

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбку всем одноклассникам и, конечно же, мне. Прошу садиться.

2. Актуализация изученного материала

Презентация. Слайд 1.

Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в страну «Орфографию». Мы уже неоднократно путешествовали в мир орфограмм и каждый раз познавали новое. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограммы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Следим за осанкой, пишем аккуратно и разборчиво.

Посмотрите на доску. На доске — чудо сад в, котором спрятаны словарные слова. Отгадав их ,мы можем сформулировать тему урока и провести словарную работу.

– Какие слова спрятаны в этом саду? Запишите (Огород, травка, лодка, дорожка)

– Назовите выделенные орфограммы.(д, б г ж)

— В какой части слова находятся эти согласные? ( В корне слова )

– Назовите тему урока.( Правописание проверяемых согласных в корне слова)

Записываем тему урока и словарные слова, подчеркивая орфограммы.

– Чем предстоит заниматься?(Слайд 1)

Учащиеся должны знать орфограмму о правописании проверяемой согласной в корне слова Учащиеся должны уметь — Безошибочно писать слова с проверяемой согласной в корне слова. Подбирать проверочные слова. Находить слова на изученную орфограмму в тексте.

3. Изучение нового материала

Сундук с орфограммами.

Слово учителя: Ребята, вспомните правило о правописании проверяемых согласных в корне слова. (Чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная).

-Народная мудрость гласит :«Поспешишь-людей насмешишь», об этом нам напоминают наши друзья белочки. Выполняем задание не спеша ,используя правило.

Вставьте пропущенные согласные в корне слова, рядом напишите проверочные слова, составьте словосочетания.

Ро…кий. Гла…кий .Хруп…кий. Ре…кий. У…кий. Бесе…ка. Варе…ка .Подви… Про…ьба .Робкий – робок. Гладкий – гладок .Хрупкий – хрупок .Редкий – редок Узкий – узок.Беседка – беседа. Варежка –варежек. Подвиг – подвиги .Просьба – просить.

-Сова предлагает нам задание «Перед выбором». Выпишите из стихотворения слова с проверяемой согласной в корне слова .

(Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки.

Т.Волжина. (Мороз, снег, вяз, дуб, замёрз, насквозь)

-Ребята, давайте с вами немного отдохнем, проведем физминутку.

-Ребята, отгадайте загадки! Внимание! Подсказка! Отгадки – это слова с проверяемыми согласными в корне слова .(Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный .

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Всем нужен, а не всякий сделает.

Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подберёт.

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло .

Длинный Антошка стоит у окошка .

На бору, на юру стоит старичок – красен колпачок.

Выполните тест 1. В каком слове пишется буква В? 1) жира… 3) гра… 2) кооперати… 4) парагра… 2. В каком слове пишется буква Г? 1) фла… 3) сварщи… 2) мости… 4) заголово…3. В каком слове пишется буква Т? 1) ре…кий 3) фло… 2) шокола… 4) сва…ьба 4. В каком слове пишется буква Ш? 1) кры…ка 3) чертё… 2) доро…ка 4) серё…ка 5. В каком слове пишется буква З? 1) про…ьба 3) ко…ьба 2) зака… 4) про…ба

Самопроверка 1 – 2 ,2 – 1, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 2 (слайд13)

-Что такое огэ ? Огэ– это государственная итоговая аттестация учащихся по русскому языку ,который проводится в 9 классе. Тема «Правописание проверяемых согласных в корне слова» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу огэ.(слайд 15)

-Ура! Получилось! Из предложения выпишите слово с проверяемой согласной в корне. Стройные берёзки что-то шепчут липам.

Рефлексия (слайд 17)

4. Подведение итогов урока

Оцените свою работу на уроке. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке:

мне всё понятно;

у меня есть вопросы ;

мне надо ещё раз всё повторить.

Молодцы, сами себя вы оценили.

Домашнее задание на следующий урок упражнение 42.

Слово учителя: Мы успешно преодолели все преграды и опасности в стране «Орфография». А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив параграф 18, стр.115, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 42 или написать сочинение с использованием слов с изученной орфограммой » Проверяемые согласные в корне слова».

Список литературы:

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Издание: 9-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 316 с.

2. Баранов, М. Т. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов [и др.]. 4-е издание – М.: 2013. – 288 с.

3. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М., Новая школа, 2015. – 448 с.

4. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс / Н. В. Егорова. – М.: ВАКО.– 304 с.

5. Иванова, Я. Н. Изучение наречий / Я. Н. Иванова // Русский язык. – 2016. – № 18. – С. 32–34.

6. Рейнке, И. Н. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся / И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин. – Л.: Просвещение, 2014. – 240 с.

Конспект урока тема 5 класс : Правописание согласных в корне слова

Тема урока: Правописание согласных в корне слова

Цели: систематизировать знания, полученные в начальной школе; отработать навык подбора проверочных слов.

I . Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II . Проверка домашнего задания.

Двое учащихся на доске графически обозначают состав выделенных в домашнем упражнении слов, остальные по цепочке называют пропущенную безударную гласную и проверочное слово.

III . Изучение нового материала .

Беседа с классом.

— Какие два способа проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

— Как проверить сомнительную согласную в корне слова?

1. Учащиеся выполняют упр. 10 на стр. 5 Рабочей тетради.

В каждом слове вместо точек поставь нужную букву из правого столбика и подбери проверочное слово.

виногра… д, т ______________

пиро… г, к ______________

са… д,т ______________

дру… г, к ______________

рука… в, ф ______________

арбу… з,с ______________

хле… б, п ______________

2. Запишите пары одинаково произносимых слов так, чтобы стало ясно их значение, подберите к каждому подходящие по смыслу слова-определения.

Плод – плот; луг – лук; род – рот; пруд — прут; молод — молот.

3. Учащиеся выполняют упр. 11 на стр. 5 Рабочей тетради.

Подберите слова противоположного значения (антонимы) с непроизносимыми согласными.

6. Работа с таблицей.

На доске нарисована таблица:

Не пишутся: Ы, Ю, Я

Исключения: брошюра, жюри, парашют

(Учащиеся переносят ее в тетради для заучивания.)

У доски трое учащихся работают с толковым словарем, находят и записывают на доске значения слов брошюра, жюри, парашют. Учащиеся записывают значения данных слов в словарь трудных слов.

Учащиеся выполняют упр. 19 на стр. 7 Рабочей тетради.

Вставь пропущенные буквы. Найди «четвертое лишнее» слово, подчеркни его.

ш…рина, брош…ра, кувш…н, ш…повник

ж…знь, ж…ри, ж…раф, луж…ца

ош…бка, пуш…нка, параш…т, ш…шка

ж…ри, брош…ра, параш…т, щ…ка

печальный день — __________________

солнечное утро — __________________

письменное задание — __________________

веселая песня -___________________

Слова для справок: ненас…ный, грус…ный, радос….ный, ус…ный, гиган…ский.

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).

Печка очень горяча (четыре полуприседа).

Чи-чи-чи (три хлопка над головой).

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

Учащиеся выполняют упр. 12 на стр. 5 Рабочей тетради.

Распредели слова с буквосочетанием стн в левый столбик, а слова с буквосочетанием сн в правый столбик.

Чуде…ый, преле…ый, согла…ый, опа…ый, окре…ый, вку…ый, бле…уть, изве…ый, нена…ый, обла…ой, слове…ый, че…ый,

Запись слов под диктовку.

Учащиеся должны разделить диктуемые слова по группам: слова с -а- после шипящих; слова с -у- после шипящих; слова с -и- после шипящих; слова-исключения.

Чудеса, шиповник, щавель, овчарка, жизнь, щупальце, животное, в нашу рощу, стучать, прыгать с парашютом, строгое жюри, тонкая брошюра, начальный, чувствовать, сшить.

6. Работа с таблицей.

На доске нарисована таблица:

Не пишутся: Ы, Ю, Я

Исключения: брошюра, жюри, парашют

(Учащиеся переносят ее в тетради для заучивания.)

У доски трое учащихся работают с толковым словарем, находят и записывают на доске значения слов брошюра, жюри, парашют. Учащиеся записывают значения данных слов в словарь трудных слов.

Учащиеся выполняют упр. 19 на стр. 7 Рабочей тетради.

Вставь пропущенные буквы. Найди «четвертое лишнее» слово, подчеркни его.

ш…рина, брош…ра, кувш…н, ш…повник

ж…знь, ж…ри, ж…раф, луж…ца

ош…бка, пуш…нка, параш…т, ш…шка

ж…ри, брош…ра, параш…т, щ…ка

Творческое задание: составить предложения со словами-исключениями ( жюри, брошюра парашют ).

Работа с таблицей.

На доске вывешена таблица Разделительные Ъ и Ь

Разделительные Ь и Ъ

Разделительный Ъ пишется после приставки

перед гласными ё, е, ю, я:

Разделительный Ь пишется в остальных

случаях после согласных перед гласными и, е, ю, ё, я :

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с таблицей и сформулировать правило правописания разделительных ъ и ь .

Беседа по таблице.

— Назовите условия, при которых пишется разделительный ъ.

— Когда нужно писать разделительный ь ?

— Почему в слове съязвить мы пишем разделительный ъ, а в слове сагитировать – нет?

— Перед какими буквами пишется разделительный ъ , а перед какими разделительный ь ?

Учащиеся выполняют упр. 15 на стр. 6 Рабочей тетради.

Данные ниже слова запиши в два столбика.

Разделительный ь Разделительный ъ

Под…ем, в…юга, п…еса, с…есть, вороб…и, раз…езд, сер…езный, медал…он, пред…юбилейный, лист…я, ад…ютант, об…ем.

Беседа по вопросам.

— Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ш, ч, щ ?

— Какие буквы нельзя писать после этих шипящих?

— Существуют ли какие-либо исключения из этого правила?

Упражнение на стр.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Строгонова Ирина ВикторовнаНаписать 1573 31.01.2018

Номер материала: ДБ-1106746

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.01.2018 296
    31.01.2018 334
    31.01.2018 579
    31.01.2018 730
    31.01.2018 1932
    31.01.2018 167
    31.01.2018 464
    31.01.2018 376

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://www.1urok.ru/categories/14/articles/29742

http://infourok.ru/konspekt-uroka-tema-klass-pravopisanie-soglasnih-v-korne-slova-2528563.html