Конспект 8 класс составные сказуемые

Конспект и презентация к уроку русского языка «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Разработка представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе «Виды сказуемых. Составное именное сказуемое». Цель урока повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом. Задачи: совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки; воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.На уроке использованы различные приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, диагностики знаний. Предусмотрена словарная работа, работа с учебником, тренировочное тестирование, дифференцированная самостоятельная работа, анализ текста. При подборе материала к уроку использованы произведения А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_8.rar2 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Федичкина Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Бессоновского района Пензенской области

Тема: Виды сказуемых. Составное именное сказуемое.

Цель: повторить и обобщить сведения о различных видах сказуемых; закрепить знания о составном именном сказуемом.

— совершенствовать навыки различения сказуемых по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения;

— развивать память, логическое мышление; совершенствовать коммуникативные навыки;

— воспитывать любовь и уважение к культурным традициям, формировать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкина как выдающегося русского писателя.

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса под ред.

М.Н. Шанского, интерактивная доска Elit Panaboard book.

Здравствуйте. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Что называется подлежащим?

— Какие виды сказуемых существуют в русском языке?

— Что объединяет простое и составное глагольное сказуемое?

— Что их различает?

-Что такое составное именное сказуемое?

Запишите тему урока. Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, его цели.

  1. Зрительный диктант (слова заранее написаны на доске):

стремянный (слуга, ухаживающий за верховой лошадью хозяина)

ментор (учитель, наставник, воспитатель)

недоросль (молодой барин, достигший совершеннолетия, нигде не служащий)

кибитка (крытая повозка)

погребец (дорожный сундучок)

целовальник (продавец вина в питейном заведении)

жаловать (награждать, дарить)

бастион (один из видов крепостных укреплений)

— Из какого произведения русской литературы IX века взяты данные слова? Кто автор этого произведения?

— Как называются эти слова с точки зрения употребления в современном русском языке?

— Объясните значение этих слов (по цепочке).

  1. Задание 1. Составить схемы из карточек «Виды сказуемых», рассказать о каждом из сказуемых

ПГС = глагол в форме одного из наклонений

СГС = вспомогательное слово + инфинитив

СИС = глагол-связка + именная часть

  1. Составить предложения, используя слова для зрительного диктанта:

1 вариант – с простым глагольным сказуемым

2 вариант – с составным глагольным сказуемым

3 вариант – с составным именным сказуемым

  1. Лучшего ментора я не желал.
  2. Герой хотел попасть на бастион.
  3. Я был недорослем.

Известный литератур о вед и критик Владимир Яковлевич Лакшин, долгое время работавший вместе с А. Твардовским в редакции журнала «Новый мир», вспоминал, что «Капитанская дочка» для Твардовского была символом соверше нн ого иску сс тва.

— Объяснить орфограммы, пунктограммы; указать вид сказуемых.

В это время 2 ученика выполняют индивидуальное задание по карточке в тетради, 1 ученик работает на интерактивной доске, выполняет задание 2:

Задание 2 Выделить грамматическую основу предложений, указать вид сказуемого.

1. День был жаркий. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.

2. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места.

3. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу.
  2. Владимир ехал полем пересеченным глубокими оврагами.
  3. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом.
  4. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом свою комнату тихую девическую жизнь.

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выделите грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.

  1. Смиряй себя молитвой и постом и сны твои видений легких будут исполнены…
  2. Как весело провел свою ты младость!
  3. Исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному…

Из какого произведения А.С. Пушкина взяты эти отрывки?

После выполнения заданий по карточкам учащиеся озвучивают результаты своей работы.

  1. Физкультпауза. Игра «Разминка»

— Послушайте условия игры. Внимательно слушайте команды и выполняйте лишь те из них, в которых есть слово «пожалуйста». Если этого слова в команде нет, то выполнять ее не следует.

— Выйдите, пожалуйста, из-за парт.

— Наклоните голову, пожалуйста.

— Поднимите, пожалуйста, голову.

— Поднимите руки вверх, пожалуйста.

— Опустите, пожалуйста, руки.

— Сделайте глубокий вдох.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Протяните правую руку вперед.

— Протяните, пожалуйста, левую руку вперед.

— Пожалуйста, протяните правую руку вперед.

— Поставьте руки на пояс.

— Пожалуйста, поставьте руки на пояс.

— Опустите руки, пожалуйста.

— Поздравляю тех, кто ни разу не ошибся.

В «Капитанской дочке» комендант говорит Пугачеву: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Называя Пугачева вором, комендант вовсе не хочет сказать, что тот занимается кражами, воровством. Словом вор называли в те времена преступника вообще, всякого злоумышленника.

В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Если мы не будем знать, что слово позор употреблено в старом значении «зрелище», мы не точно поймем А.С. Пушкина.

В стихотворении «Сожженное письмо» А.С. Пушкин пишет:

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит…

И чтобы эти стихи нам были полностью понятны, мы должны знать, что слово впечатленье обозначает здесь «отпечаток, втиснутое печаткою в сургуч изображение».

Подобных слов и выражений в произведениях Пушкина немало. Язык развивается, слова со временем приобретают иной смысл. Но это не значит, что мы уже не понимаем поэта. Просто всегда нужно иметь в виду, что хотя писателей справедливо считают творцами и законодателями языковых норм, но сами нормы со временем развиваются. Исследования стилистов, ученых – историков литературы как бы снимают со слова «пыль веков», позднейшие наслоения, переосмысления и помогают нам точнее и правильнее понимать произведения великого русского поэта.

Читая А.С. Пушкина, и хочется и следует понять каждое его слово именно в том значении, в котором его употребил поэт.

З. Люстрова, Л. Скворцов, В. Дерягин.

Беседы о русском слове

— Прочитайте текст. Определите его стиль и тип.

— Какова тема текста? Основная мысль?

— Как этимология (происхождение) слова впечатление помогает объяснить его правописание?

— Найдите предложения, соответствующие схемам:

2. , .

3. , (что ).

— Определите виды сказуемых в предложении: Если мы не будем…

— В каком сложном предложении присутствуют все три вида сказуемых? ( И чтобы эти стихи… )

— Выпишите предложения (по рядам):

I – с простым глагольным сказуемым

II – с составным глагольным сказуемым

III – с составным именным сказуемым

Задание по выбору.

1. Составить мини-текст на одну из тем: «Мои впечатления от прочтения первых глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»», «Язык – развивающееся явление» (по материалу текста для анализа)

2. Упр. 107 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

3. Упр. 108 (Русский язык.8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013)

  1. Тест.
  1. Не стану описывать нашего похода и окончания войны. 2) Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. 3) Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. 4) Правление было всюду прекращено, помещики укрывались по лесам. (А.С. Пушкин. Капитанская дочка)
  1. Простым предложением является:

А 1,2. Б 2,3. В 1. Г 3,4

  1. Причастный оборот есть в предложении:

А 2. Б 2,3. В 3. Г 4

III. Составное именное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 1. Б 2. В 3. Г 4

IV. Простое глагольное сказуемое присутствует в предложении (предложениях):

А 4. Б 2,3, 4. В 1, 2. Г 2.

V. Сказуемое в 1 предложении является:

А простым глагольным

Б составным именным

В составным глагольным

I. В II. В III. Г IV. Б V. В

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

— Какие сведения мы повторили на уроке?

— Каким знаниям, полученным на уроке, вы найдете применение?

— На каком этапе урока ваша работа была самой плодотворной?

— Какой вид работы на уроке показался наиболее интересным?

— Чьи ответы были наиболее точными и исчерпывающими?

— Во сколько баллов по 10-тибалльной шкале вы оценили бы свой вклад в урок?

  1. Домашнее задание (повыбору) :
  1. параграф №21, упр. 111
  2. параграф № 21, подобрать из произведений А.С. Пушкина 5-6 предложений для объяснительного диктанта по теме «Виды сказуемых»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип урока — закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче.

Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока — освоение новых знаний.

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у.

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР.

Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе «Повторение по теме «Двусоставные предложения». Цель урока — повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: .

Данный урок проводится при изучении нового материала. Цели урока: познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками; рассмотреть основные отличия слов категории состояния о.

Материал, который позволяет с интересом знакомиться со сложной темой.

Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе «Составное глагольное сказуемое»»

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».

Цели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и сложного предложений;

познакомиться с составным глагольным сказуемым; формировать умение находить в предложении сказуемое и отличать разные типы сказуемых

1. Образовательная – повторить способы связи слов в словосочетании, тему «Предложение»; дать понятие составного глагольного сказуемого, выяснить его лексическое и грамматическое значение, повторить разбор предложения.

2. Развивающая — развитие логического мышления, внимания, умения обобщать, сравнивать, сопоставлять.

3. Воспитательная – воспитать любовь к слову, русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала.

Технологии: развивающее обучение, ИКТ (презентация).

Оборудование: учебник «Русский язык 8 класс», тетради, компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

1.1. Проверка домашнего задания.

Упр. 124. В предложениях определить способы выражения подлежащих.

1) В степной дали вспыхивали голубые огоньки (имя существительное)

2) Несколько широких улиц вытянулись по берегам заводского пруда.

3) Один мальчик возвратился поздно вечером. (сочетание числительного с существительным)

4) Завтра не будет похоже на сегодня.(наречие)

5) А ткачиха с поварихой извести ее хотят. (сочетание существительного с существительным)

6) Охранять природу – значит охранять Родину. (неопределенная форма глагола)

7) Хорошее всегда зажигает желание лучшего. (прилагательное)

8) Мы с Серёжей копали во дворе канавки. (сочетание местоимения с существительным с предлогом)

9) Уменья без ученья никто не приобретает. (местоимение)

10) На дворе множество людей обедало, сидя без шапок, около братского котла. (сочетание собирательного существительного с существительным)

2. Слово учителя.

Наш урок мы посвятим сказуемому, о котором уже многое знаем. Знакомство с простым глагольным сказуемым уже состоялось, и сегодня мы поговорим о его родственнике — составном глагольном сказуемом. Цель урока: познакомиться с СГС, его структурой, научиться отличать его от простого глагольного.

А начнем мы с повторения.

3. Повторение сведений о предложении.

Восстановите определения (устно):

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … и … — это грамматическая основа предложения. По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …или … и отвечает на вопросы … . Простое сказуемое может быть только … . В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены … .

— Выпишите грамматическую основу из предложений, представленных на доске .Поставьте недостающие знаки препинания:

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пищу одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые, на полях выращиваем урожай. Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами.

Взаимопроверка. Оцените себя.

— Какой вид сказуемого встретился почти во всех предложениях?

Чем оно выражено?

— Какое предложение здесь является лишним? Почему?

Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами

4. Разноуровневые задания по повторению простого глагольного сказуемого.

Я предлагаю вам задания на выбор. Если вы решитесь выполнить задание под номером I, вы вряд ли столкнетесь с трудностями и сделаете ошибку. А смелым я предлагаю задание под номером II; при его выполнении необходимо подумать, применить все свои знания.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

I. Замечая ошибки другого, мы сами их совершаем. (Вольтер)

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао Цзы)

Самого главного глазами не увидишь. ( Сент – Экзюпери)

II. Когда я научусь плыть против течения, я смогу плыть по течению, обгоняя его.

Если хочешь жить для себя, живи для других. (Сенека)

С каждого старайся спрашивать то, что он может дать. (Сент – Экзюпери)

( I -мы совершаем, путешествие начинается, не увидишь; II — я научусь плыть, я смогу плыть, хочешь жить, живи, старайся спрашивать, он может дать.)

Что означают данные афоризмы?

Какие сказуемые встретились нам в этих примерах?

В каком наклонении стоят сказуемые?

Что необычного в сказуемых у второй группы? Сделайте вывод о них.

5. Понятие о составном глагольном сказуемом.

Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

Какую роль играет вспомогательный глагол?

(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола, который выражает грамматическое значение, и неопределенной формы, выражающей лексическое значение сказуемого.)

7. Работа на местах.

Давайте рассмотрим это на конкретных примерах. Распределите предложения, указав только их номер, в 2 столбика: I – с простым глагольным сказуемым, II – с составным глагольным сказуемым.

1. Слова только мешают понимать друг друга. (Сент – Экзюпери)

2. Всё лето будут лотосы цвести, и озеро притихнет, зеленея.

3. Темнота приближающейся ночи могла избавить меня от всякой опасности. (А.С. Пушкин)

4. Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать. (Сент – Экзюпери)

5. Иные радовались, иные так просто повесили носы.

6. В одиночестве способен жить не всякий. ( И.А. Крылов)

Назовите сказуемые во 2-ом и 5 -ом предложении. Докажите, что они простые, а не составные.

(В 2-ом ПГС стоит в форме будущего сложного времени, а в 5-ом –ПГС является фразеологизм повесили носы –огорчились, расстроились.)

А в чем особенность вспомогательного слова в сказуемом 6-ого предложения?

(Оно выражено кратким прилагательным со значением возможности. Значит, в СГС вспомогательным словом может быть не только глагол, но и краткое прилагательное.)

(Мешают понимать, будут цвести, притихнет, могла избавить, даешь приручить, случается плакать, радовались, повесили носы, способен жить.)

9. Пауза для отдыха.

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что внутри вас есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива. Она не тронута никакими страхами и заботами. Если вы захотите, то сможете представить её в виде маленького зеленого деревца, которое тянется к свету, теплу и добру. Это деревце растет и крепнет внутри вас, в то время как вы проходите через все самые сложные испытания, преодолеваете любые трудности.

Зная, что это деревце с вами, вы обретаете покой и одновременно веру в себя и свои силы.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

11. Обобщение изученного на уроке.

Сказуемое может быть … и …

Составное глагольное сказуемое состоит из … и …

Грамматическое значение сказуемого выражается …

Неопределенная форма глагола выражает …

12. Домашнее задание:

выучить теоретический материал (стр. 79-80), упр. 140 (инд.), 139(всем)

Если бы вам нужно было поставить знак препинания при оценке урока, что бы вы использовали и почему ( ! – многое удивило и заинтересовало; ? – осталось много неясного; … — было то, о чем следует поразмышлять, подумать.)

Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.

Конспект урока » Составное именное сказуемое»

8 Класс Урок №25 Дата 29.10.2018г.

тема:Составное именное сказуемое

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Планируемые образовательные результаты
Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями):
актуализация знаний о составном именном сказуемом, его функции в речи, развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: объяснения нового материала
Оборудование

Повторение изученного . Устная разминка по темам «Сказуемое как член предложения», «Виды сказуемого», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое».

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?

Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое?

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. ( должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. ( должен помочь)

д) Она водит машину. ( умеет водить)

Изучение новой темы

Он активный. Он был активным. Он будет активным. Он был бы активным.

Слезы легкие были. Она была лучшей ученицей.

Найдите сказуемые. Подпишите части речи. Ответьте на вопросы.

— Какая часть речи входит в состав сказуемого?

(имя прилагательное, существительное, т.е. именная часть)

— Как мы можем назвать сказуемое, в состав которого входит именная часть?

— Если сказуемое состоит из нескольких слов, оно будет простым или составным?

— Значит, мы изучаем сегодня на уроке какое сказуемое?

(составное именное сказуемое)

— Запишите тему урока. (Составное именное сказуемое)

Определите в какой из частей составного именного сказуемого выражается его грамматическое значение, а в какой лексическое

— Прочитайте правило в учебнике. О чём мы не говорили? (В наст времени глагол-связка чаще всего отсутствует)

Комментированное выполнение Упр 89 1 вариант выписывает предложения с простыми глагольными сказуемыми,а 2 вариант с составными именными.

IV .Работа по подготовке к ГИА. Задания требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу такого-то предложения.

Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

Взрослых нигде не было видно. СИС

До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

Толику стало страшно. СИС

Тебя никогда нельзя понять… СГС

Только её слёзы были лёгкие. СИС

И вот что из этого получилось. ПГС

Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Задание в паре: определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным

2. Кратким прилагательным

3. Именем числительным

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного

Закончите фразу: сегодня я узнал много…, мне понравилось то.

теперь я смогу…, я понял, что сказуемые…

VI .Домашнее задание: выучить § 13, упр. 92;

Индивидуальное задание: составить предложение с составным именным сказуемым (СИС), характеризующим человека или предмет, используя в качестве именной части полные и краткие прилагательные.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-sosta.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-sostavnoe-imennoe-skazuemoe-3283441.html