Что такое сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он? и пр.
Рассмотрим, что такое сказуемое в синтаксисе русского языка.
Термин «сказуемое» возник в грамматике русского языка как калька латинского слова «предикат» (predicatum), которое является производным от глагола со значением «объявлять», «провозглашать».
Чтобы понять функцию сказуемого, определим, когда слова становятся предложением.
Наша речь состоит не из отдельных, хаотично расположенных слов. Слова как единицы речи организуются в высказывание, которое образует смысловое единство. Это смысловое и грамматически оформленное единство слов составляет предложение, более крупную единицу речи.
В каждом предложении обязательно есть центральные слова. Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. Вокруг них группируются остальные члены предложения. Узнаем, какой член предложения называется сказуемым.
Что такое сказуемое?
В предложении имеется предмет речи, то, о чем говорится или сообщается. К этому слову можно задать вопрос кто? или что? Это главный член предложения подлежащее. В простом предложении подлежащее, как правило, поясняется другим словом, которое обозначает действие:
Слово, поясняющее подлежащее, может также обозначать состояние или признак предмета:
Это главный член предложения, который называется грамматическим термином «сказуемое».
В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.
С помощью сказуемого можно рассказать, что делает, будет делать или уже сделал предмет. Этот главный член предложения характеризует предмет, обозначенный подлежащим, во временном плане:
На лугу цветут ромашки (настоящее время).
Скоро будут цвести ромашки (будущее время).
Сказуемое — такой же равноправный член предложения, как и подлежащее. Оно соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически. По сути, сказуемое — это то, что говорится о предмете речи, что с ним происходит, каково его состояние, каков он, что он такое и пр.
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа простого предложения.
Рассмотрим более детально, что обозначает сказуемое в предложении.
Что обозначает сказуемое?
Как главный член предложения, сказуемое может обозначать
- количество:
Шестью шесть — это тридцать шесть ?
- принадлежность:
- родовое понятие:
Байкал — это самое глубокое озеро на Земле.
Чаще всего сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три типа:
- простое глагольное сказуемое (ПГС);
- составное глагольное сказуемое (СГС);
- составное именное сказуемое (СИС).
Виды сказуемого
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое обозначено глаголом изъявительного наклонения в любой грамматической форме лица и времени, а также глаголом повелительного или условного наклонения.
Скорее прячьтесь в дом от грозы!
До вечера я прочитал бы эту повесть.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложными формами глаголов будущего времени, состоящими из инфинитива «быть» в личной форме и неопределенной формы смыслового глагола.
Я буду петь песню. = Я спою песню.
Ты будешь читать эту книгу? = Ты прочтёшь эту книгу?
ПГС осложняется частицами разговорного характера:
А старушка знай себе говорит без устали.
В роли простого сказуемого используются инфинитив и междометия, образованные от глаголов.
Он говорить , а мы молчать в ответ (Он говорит, а мы молчим в ответ).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание вспомогательного глагола, имеющего только грамматическое значение лица, времени, наклонения и пр., и смыслового глагола в форме инфинитива.
Глагол-связка выражается модальными глаголами со значением намерения, желания, способности, волеизъявления:
- хотеть, желать;
- суметь, уметь, мочь;
- разучиться, готовиться;
- намереваться, стремиться, надеяться, думать и пр.
Я хочу пройтись по этой аллее парка.
На флоте наш дедушка научился хорошо готовить .
В итоговой игре футбольного сезона мы надеемся победить наших соперников.
Составляющей частью СГС могут быть слова, обозначающие начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы).
Таня начнет полоть грядку, а ты, Лена, поможешь ей.
Дождь продолжал лить до самого вечера.
Наконец мы закончили обсуждать эту проблему.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое — это сказуемое, обозначенное глаголом-связкой в личной форме и именной частью.
В этом типе сказуемого связочным элементом является глагол «быть» в личной форме или глаголы с ослабленным лексическим значением:
- стать, казаться;
- являться, делаться;
- выглядеть, слыть, называться, считаться и пр.
Эта деревушка была основана переселенцами.
Если действие совершается в настоящем времени, то глагол «есть» чаще всего отсутствует.
В эту пору года южная степь (есть) суха и бесплодна .
В качестве именной части используются все именные и некоторые другие части речи.
Примеры
Перед нами горная дорога как змея , уползающая вверх (имя существительное).
Заводь реки чиста и спокойна (имя прилагательное).
Семилетняя девочка стала второй в конкурсе певцов ( числительное).
Очертания берега размыты из-за сплошной стены дождя (причастие).
Сыро и темно в подвале (категория состояния).
Сверху наш город виден как на ладони (фразеологизм).
Видеоурок «Сказуемое (8 класс)»
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Грамматическая основа предложения.
- Способы выражения сказуемого.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.
1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.
2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.
3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.
Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.
Однажды мы пошли за черникой.
В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.
В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.
Июль – макушка лета.
В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.
Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.
Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.
Рассмотрим несколько примеров.
Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.
Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.
Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила согласования подлежащего и сказуемого.
Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.
Чем выражено подлежащее
КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО
Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.
Кто делал это задание?
2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО
Сказуемое только в ед. ч.
Несколько человек опоздало на экскурсию.
3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ
Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.
НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:
Большинство учеников решило (решили) задачу.
Пришло множество гостей.
3. В состав подлежащего входит числительное:
МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА
Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.
Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)
Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.
Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.
В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.
Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.
2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.
Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Сказуемое»
Тема: Главные члены предложения. Сказуемое.
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие.
Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.
Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1)
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Обобщение ранее изученного.
3. Постановка учебной цели.
— Вставьте пропущенные буквы.
1. Старый мостик (с)мыли потоки д…ждя. 2. Ска…ки Пушкина чита….т все. 3. Горо… укр…шает бульвар. 4. Игрушеч…ный танк мне под…рил брат.5. Читать – моё любим…е занятие.6. Пять минут т…нулись долго.
— Обозначьте грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
— — Ребята, отгадайте, о чём идет речь:
Главный член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
— Правильно, это сказуемое.
Сформулируйте тему урока.
Запишите число, классная работа и тему урока:
— Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?
( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения сказуемого)
Делают задание на карточках, взаимопроверка.
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
— Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).
Лингвистическая сказка по русскому языку
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя — Субъект.
-Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
— Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
-А я-то думало, что я главное.
-Не расстраивайся, — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
— Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?
— Выделим главные члены в предложениях из сказки.
Была зима. На улице холодно.
-Чем необычно второе предложение?
— Чем выражено сказуемое?
Чтение правила в учебнике
Станем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Записывают предложения из упр. 163, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.
Отвечают на вопросы.
Читают правило, выполняют упр. 164 устно
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7635/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-4016087.html