Конспект для 3 класса правописание парных согласных

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме » Правописание слов с парными по глухости — звонкости согласными в корне слова»

Урок разработан для 3 класса с использованием интерактивных приёмов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 3 класса по теме » Правописание слов с парными по глухости — звонкости согласными в корне слова»»

Тема. Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласных перед согласными в корне.

Образовательные: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по звонкости-глухости согласными, систематизировать изученный материал, применять полученные знания.

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

І Мотивация учебной деятельности.

– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
– Что для этого нужно?
– Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

II. Сообщение темы и целей урока

Терпенье и труд всё перетрут.

– Какие слова нам могут подсказать тему урока?
– Сформулируйте тему урока.
– Поставьте цель урока.

(Продолжить работу над умением проверять слова с парными согласными в корне.)

III. Актуализация знаний

– Почему нужно проверять слова с парными согласными?

– Как проверить парный согласный в корне слова?

– Подберите проверочное слово.
– Какой способ вы использовали? (2 способа )

-подбери синоним (работа)

-подбери антоним (лень)

-подбери однокоренные слова.

V.Словарно — орфографическая работа.

-Запиши отгадки, проверь по словарю

1) Красный нос в землю врос

А зелёный хвост – снаружи,

Нам зелёный хвост не нужен

Нужен только красный нос. (морковь)

2) Палочка волшебная есть у меня, друзья!

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолёт, и большущий пароход! (карандаш)

3).Я взял муки и взял творог

4) Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

5) В землю тёплую уйду

К солнцу колосом взойду

В нём таких, как я,

Будет целая семья. (овёс)

6) то я в клетку, то в линейку

Написать по мне сумей-ка

Можешь и нарисовать –

Называюсь я — …(тетрадь)

— Какое правило объединяет эти слова?

— Подбери проверочные слова.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

VI.Работа над темой урока.

Грибки, шубка, берёзка, шапка, книжка.

— что объединяет эти слова?

— перед какими буквами находятся эти согласные?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных?

VII. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

Если парный звук согласный

Вызвал у тебя сомнение,

Ты на помощь гласный

Зови без промедления!

б) Самостоятельная работа.

Проверять, подбирать, писать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание парных согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока русского языка разработан по программе «Школа России» Канакиной.Тип урока- закрепление знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_pravopisanie_korney_s_parnymi_soglasnymi.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в

Планируемые образовательные результаты :

предметные: обобщить ЗУН о проверки слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами;

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого и поискового характера; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Русский язык 3 класс. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России», Москва, «Вако», 2013.

Тип урока: урок – обобщение знаний

Оборудование: проектор, ПК, сигнальные карточки, смайлики.

— Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям. (Слайд)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте?

Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо, – под рукой!

— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим)

— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем)

— Какие парные согласные по глухости – звонкости ты знаешь?

[ б ], [ б ‘], [ в ], [ в ‘ ], [ г ], [ г’ ], [ д ], [ д’ ], [ з ], [ з’ ], [ ж ], [ ж ‘ ],

[ п ], [ п ‘ ], [ ф ], [ ф ‘ ], [ к ], [ к’ ], [ т ], [ т ], [с], [ c’ ], [ ш ].

— Повторим написание букв, обозначающих парные звуки. (Слайд)

(Запиши строчными буквами эти пары).

— Когда парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова)

— Какие способы проверки парных согласных в корне слова ты знаешь? (Путём изменения формы слова, подбором родственного слова так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук или звуки)

[ н ], [ м ], [ л ], [ р ], [ в ].

— Как ты думаешь, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными) (Слайд)

— Мы будем работать по алгоритму написания парных согласных в корне слова:

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Подбираем проверочное слово.

— А поэтому мы будем

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

— О каком времени года идёт речь?

— Все мы уже с нетерпением ждём зимы, поэтому все наши задания будут связаны с этим прекрасным временем года.

Записать слова в два столбика по частям речи.

сне. кре..кий, лё..кий, моро. гла..кий, лё. сколь..кий, сугро.

— На какую орфограмму записаны слова?

— По какому признаку разделили слова в группы? (Существительные, прилагательные; парный согласный на конце слова и в середине)

— Как проверяли слова I группы? (Путём изменения формы слова)

— Как проверяли слова II группы? (Путём подбора родственных слов)

— Какое правило вспомнили? (Слайд)

— Приготовь сигнальные карточки. Покажи нужную букву:

ледни к шу б ка овра г ша п ка

варе ж ка сала з ки заморо з ки пры ж ки

клю ш ка ло в кий прору б ь мя г кий

— Каким правилом пользовалась при обозначении буквой парного по звонкости — глухости? ( правило)

Выполнить разбор слова заморозки 2

— Где растёт морковь? (На грядках.)

— Буквы пишут где? (В тетрадках.)

— Чистим что мы? ( Зубки.)

— Одеваем в холод ( Шубки.)

— Любим все (Коньки, салазки.)

— А читаем часто ( Сказки.)

— Звук согласный проверяй, ( Рядом гласный подставляй )

— Грядка. Нет чего? ( Нет грядок.)

— А тетрадка? (Нет тетрадок.)

— Зубки! Изменили — ( Зубы.)

— Шубки. Проверяем (Шубы.)

— Ждём (Снежинок и салазок.)

— И побольше чудных ( Сказок).

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. ( Ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. ( Поочерёдно руками в воздухе)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. ( Ходьба на месте)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. ( Прыжки на месте.)

Ну, а мы идем, идем

И к себе приходим в дом. ( Сесть за парты.)

  1. Самостоятельная работа. (Слайд)

— А сейчас у нас очень серьёзная работа, где ты должна показать все свои знания и умения. Ты должна выполнить задания на выбор.

Карточка № 2: А – задание лёгкое, на знание и применение

В — задание где надо больше подумать;

С – творческое задание, где надо составить

текст с изучаемыми орфограммами.

— Все задания у тебя на карточке № 2.

( Выполнение работы. Самопроверка.) (Слайд)

— Прочитай составленный текст.

— Я хочу попросить тебя помочь мне. Один неграмотный мальчик писал диктант и допустил много ошибок. Исправьте их.

Ночью ударил сильный морос. Он сковал летком реки. Подул реский ветер. Холодно стало дупкам и берёскам.

— Какие ошибки ты исправила?

— Как объяснить их? (Слайд)

— Как проработать ошибку на парную согласную?

— Записать слово, подобрать проверочное; на это правило записать ещё 2 – 3 слова. (Слайд)

  1. Сложное слово с соединительной гласной О , обозначающее падение снега. (Слайд)

— Укажи корни, из которых состоит это слово?

— Какая орфограмма в этом слове?

— Каким правилом пользуемся при проверке парных согласных в корне слова?

Оцени свою работу на уроке.

На доске три человечка с разной мимикой.

— Если тебе было все понятно, со всеми заданиями справлялась уверенно, покажи такой же смайлик.

— Если ты затруднялась при выполнении заданий, чувствовала себя неуверенно, покажите соответствующий смайлик.

— Если тебе на уроке работать было очень трудно, с заданием не справилась, покажи третий смайлик.

— Чему научил тебя этот урок ?

— Какие задания показались тебе наиболее интересными, трудными?

— За что ты могла бы себя похвалить?

  1. Упражнение 221, стр. 116
  2. Р.т. стр. 59 Упр. 147

Приложения

Конспект урока русского языка 3 класс по теме «Правописание парных согласных»

Конспект урока русского языка 3 класс

по теме «Правописание парных согласных»

Цель: формировать умение проверять парный согласный в корне и в конце слова.

Задачи:

  1. Содействовать воспитанию интереса к предмету, бережного и экологически грамотного отношения к природе.
  2. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, орфографической зоркости, внимания, фонематического слуха, терминологической речи, умения анализировать и сравнивать группы предметов.
  3. 3. Создавать условия для закрепления знаний по теме «Парные согласные в корне и в середине слова», формирования навыков правописания парных согласных; навыков грамматических разборов и каллиграфического письма.

Оборудование: таблицы для минутки чистописания и словарной работы;

ХОД УРОКА.

1.Орг.момент.

Какие ассоциации вызывают у вас эти слова ?

Учащиеся говорят ответ и садятся на места.

2.Постановка темы

  • Посмотрите на таблицу. Как вы думаете, чем мы будем с вами сегодня говорить?

Формулировка учащимися темы урока.

  • Сегодня на уроке мы будем не только учиться правильно писать слова с парными согласными в корне и в конце слова, но и повторять ранее изученные темы. Для этого вам надо быть внимательными, правильно отвечать на вопросы и уметь слушать своих товарищей.

3. Минутка чистописания

  • Букву, которую будем писать, определите, проанализировав ряд букв:
  • Дайте характеристику звуку К. (Он согласный, парный глухой, имеет пару по твердости, мягкости, на письме обозначается буквой Ка)

Кк Ккк Кк

  • Продолжите указанную последовательность до конца строки.
  • Скажите, о чем это стихотворение и вы узнаете слова, которые мы будем писать:

Даль степей сквозная,

Гор размах орлиный –

Край наш тополиный!

Краснодарский край

  • Объясните написание слов, запишите их до конца строки.
  1. 4. Актуализация знаний.

1. Повторение ранее изученных правил.

Дидактическая игра «Терминологический бой» (работа в парах):

— парный согласный в корне слова;

— безударный гласный в корне слова;

Учитель называет правило, а учащиеся говорят его друг другу.

2. Работа с деформированным предложением.

  • Что записано на карточках?

крае вырубка сосновых в лесов Краснодарском запрещена

  • Можно ли это считать предложением? Почему?
  • Составьте из данных слов предложение и запишите его каллиграфическим почерком.
  • Прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией. Что изменится в записи предложения?

В Краснодарском крае вырубка сосновых лесов запрещена!

  • Назовите орфограммы и объясните их написание.
  • Считаете ли вы правильным это утверждение? Почему?

Физминутка для глаз и мышц шеи

«Найди спрятанный предмет ».

  1. 5. Работа по теме урока.
  2. 1. Упражнение в нахождении слов с парным согласным в корне и в конце слова и в распределении их по группам.

Два ученика работают у доски.Учитель читает слова, ребята распределяют их в два столбика.

  • Подберите проверочные слова( 2 столбик).
  • Сделайте разбор слов по составу(1 столбик).

В каком порядке надо выполнять этот разбор? (по опорной схеме)

Вопросы для обсуждения:

  • Что общего у слов 1-го столбика?

(словарные слова; имеют окончание а; состоят из корня, суффикса и окончания; образованы с помощью суффикса к; имеют орфограмму — парный согласный в корне слова).

  • Найдите лишнее слово.(Коровка – одушевленное существительное).
  • Где в слове может находится парный согласный, который надо проверять?
  1. 2. Упражнение в подборе проверочных слов.
  • Назовите слово противоположное по смыслу к слову ВЫРУБКА.

Вырубка – посадка.

  • Назовите орфограммы.
  • Подберите однокоренные слова к данным словам.
  • Как проверить парный согласный в корне слова?

Вырубка —

Посадка –

  • Какие из однокоренных слов будут проверочными? Подчеркните их.

Физминутка.

3. Рассказ учителя о нахождении сосновых лесов на территории нашего края, их значении для жизни и здоровья человека (с опорой на географическую карту Краснодарского края ).

  • Перед вами карта Краснодарского края. Красными флажками на ней отмечены зоны, где растут сосновые леса. Что вы заметили?

— Они растут вдоль побережья Черного моря.

Правильно. Краса хвойных лесов – так называют в народе сосну. Насчитывается около ста видов сосен. В России произрастает 10 видов сосен.

Главная сосна нашего побережья – сосна пицундская. Сосна пицундская произрастает на Черноморском побережье Кавказа от Анапы до мыса Пицунда. (Показ на карте.)

Расскажите, ребята, кто из вас на побережье видел сосны?

Пицундская сосна любит морской воздух, устойчива против морских ветров, соленых морских брызг, далее, чем на 3 км от моря, она не углубляется в горы, поэтому ее еще прозвали приморской сосной.

Карабкаются по голым камням вверх молодые сосенки. Зеленеют, искрятся на солнце их кроны. А рядом их старшие сестры

Пицундская сосна смогла выжить в период всемирного оледенения, поэтому бор этой сосны называют реликтовым. В переводе с латинского «реликт» — остаток.

Растет сосна обычно до 200 – 250 лет, а в отдельных условиях – до 400 лет.

-Давайте выясним, что дает человеку сосна.

Сосна дает отличный строительный материал. Из сосновой смолы получают канифоль – она нужна, чтобы чернила не расплывались по бумаге, канифоль используют для изоляции проводов, из нее изготавливают линолеум и клеенку, добавляют в мыло. Из смолы добывают скипидар, на нем готовят лекарства, из него получают камфару. Сегодня в сосновой смоле нуждаются не менее 70 отраслей промышленности. Без смолы невозможно получение красок, духов, лаков, пластмасс, кино- и фотопленки и еще много другого. Издавна крестьяне при нехватке муки подмешивали молотую кору в тесто, сосна спасала от голодной смерти. Современную пищевую промышленность сосна снабжает ванилином – его выделяют из камбиального слоя коры и ветвей.)

Как в медицине используют сосну?

Самое главное – сосна помогает человеку сохранить здоровье. Хвоя сосны богата многими витаминами, поэтому при многих болезнях медики советуют пить отвар из хвои. Этот целебный напиток веками спасал путешественников от тяжелейшей болезни – цинги.

Кроме этого, хвоя сосны выделяет особые вещества – фитонциды, которые убивают возбудителей туберкулеза. Вспомните, какой чистый воздух в сосновом бору! Недаром на Черноморском побережье находится много санаториев для больных легкими. Поэтому сосновые леса можно по праву назвать нашим национальным достоянием, которое надо беречь.

— Вспомните, а где в нашей школе можно встретить сосну? Всегда ли вы правильно вели себя с этим деревом?

4.Работа с текстом. Упражнение в нахождении и в написании слов с парными согласными в корне и в середине слова. Выборочное письмо.

Дидактическая игра «Посади дерево»(у детей на столах тексты, у доску – шаблоны деревьев).

— Перед вами текст. Чем больше найдете слов с парными согласными, которые надо проверять, тем больше деревьев сможем посадить(крепят шаблоны деревьев на карту).

Лес – это город с тысячами жителей. Вот сосны стоят в игольчатых шапках. Лисёнок робко шагает по мягкой травке. Ягодки рябины украшают лесную красавицу. Лес – это чудо природы!

— Найдите в тексте и спишите восклицательное предложение.

Индивидуальная работа у доски(2 ученика).

Карточка 1

1. Спиши предложение, вставь пропущенные буквы:

Человек природе дру., а не вра.!

2.Сделай звуко-буквенный разбор подчёркнутого слова

Карточка 2

1. Спиши предложение, вставь пропущенные буквы:

Человек природе дру., а не вра.!

2.Сделай звуко-буквенный разбор подчёркнутого слова.

5.Итоговый фронтальный опрос. Графический диктант по карточкам(2 мин). Взаимопроверка по ключу.

Холо. , пиро. , зага.ка, подру.ка, заря.ка, ры.ка, сугро., оши.ка

Проверка:

Д, г, д, ж, д, б, б, б.

Над какой орфограммой работали?

Какие разборы повторили?

Что нового узнали о природе родного края?

  1. 7. Рефлексия. Домашнее задание (дифференцированное).

Возьмите с конверта задание, которое вызвало у вас на уроке затруднение.

Подготовить на урок сообщение о сосне, сосновых лесах (сильным ученикам).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 3 класс по теме «Правописание парных согласных»»

Конспект урока русского языка 3 класс

по теме «Правописание парных согласных»

Цель: формировать умение проверять парный согласный в корне и в конце слова.

Содействовать воспитанию интереса к предмету, бережного и экологически грамотного отношения к природе.

Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, орфографической зоркости, внимания, фонематического слуха, терминологической речи, умения анализировать и сравнивать группы предметов.

3. Создавать условия для закрепления знаний по теме «Парные согласные в корне и в середине слова», формирования навыков правописания парных согласных; навыков грамматических разборов и каллиграфического письма.

Оборудование: таблицы для минутки чистописания и словарной работы;

Какие ассоциации вызывают у вас эти слова ?

Учащиеся говорят ответ и садятся на места.

Посмотрите на таблицу. Как вы думаете, чем мы будем с вами сегодня говорить?


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/19/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-3-klasse-pravopisanie

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh