Конспект и презентация правописание глаголов с шипящими на конце

Урок русского языка. Правописание глаголов с шипящими на конце.

Предлагаемый конспект урока поможет учителю увлекательно и интересно познакомить обучающихся со сложной темой курса «Русский язык». Групповая форма работы способствует усвоению материала темы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание глаголов с шипящими на конце.»

Тема: «Правописание глаголов с шипящими на конце»

— Дорогие ребята, начинаем урок русского языка.

— Желаю мира и добра. Всем детям с самого утра! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки.

— О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух. /Звучит Ауди-видео ролик/

— И опыт-сын ошибок трудных И гений — парадоксов друг.

— Этими словами великого поэта А. С. Пушкина мне хочется начать урок русского языка. Слайд 1

— В Москве и в Оренбурге, около главных университетов построена необычная скульптура учёному коту. Слайд 2

— У студентов существует поверье: если погладить этого кота перед экзаменом, то его обязательно ждёт успех! Все испытания они выдержат на «отлично».

— Вот и сегодня. Пусть талисманом нашего урока будет учёный кот, (демонстрация мягкой игрушки), который непременно откроет нам тайну знаний, интересно и увлекательно проведёт нас в мир русского языка!

— Вы согласны, ребята?

— Ну, что ж, начнём! Сегодня мы с вами будем работать по группам! У каждой группы будет маршрутный журнал. Но сегодня он представлен в виде зачётной книжки. Найдите на своём столе зачётную книжку. Можно её рассмотреть.

— А помогать нам будут, ребята, сказки, которые вы так полюбили. Сказки знаменитого поэта А.С.Пушкина.

— Ну и , по традиции, начнём урок со словарной работы. Работать вы будете на листках, на бланках. Приготовьте, пожалуйста ручки, листочки положите перед собой, проверьте свою посадку. — — И, внимание! Задание!

I этап — С л о в а р н а я р а б о т а

— Я буду зачитывать отрывки из сказок. Вы, услышав словарное слово, записываете его с новой строчки через запятую.

— Будьте готовы мне помогать и друг другу помогать и ответить как правильно пишется это слово.

— » Вот открыл Царевич очи, отрясая грёзы ночи, и, дивясь, перед собой видит город он большой».

— А кто нам скажет, какое слово мы записываем?

-Продиктуй его орфографически. Расскажи, что запоминаем, что подчёркиваем.

— Запоминаем гласную О во втором слоге, ударение на первый слог.

1. «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят!»

— Мы записываем. (ученик диктует орфографически по слогам :

ко -рабль запоминаем гласную О в первом слоге и сочетание БЛ)

2. «Царь Додон к шатру спешит. Что за страшная картина Перед ним его два сына.»

Диктует: КАР_ТИ_НА Запоминаем гласную А в первом слоге. Второй слог ударный.

3. «Море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой»

Диктует БЕ-РЕГ . Запоминаем гласную Е во втором слоге. Первый слог ударный. На конце парная согласная Г подчеркиваем.

4. «А лежит нам путь далек. Восвояси на восток».

Диктует ВОС-ТОК Запоминаем гласную О в первом слоге, вторая о ударная.

5. «Вдруг въезжает в город он. Вдруг раздался страшный звон! На глазах у всей столицы петушок вспорхнул со спицы.»

Диктует: СТО-ЛИ-ЦА (сто лиц! так просто запомнить!) Запоминаем гласную О в первом слоге, второй слог ударный).

— Эти словарные слова я тоже здесь записала ( СЛАЙД 3)

-Давайте ещё раз на них посмотрим и скажем по какому признаку можно объединить все эти слова?

Дети : Все эти слова — существительные.

— Спасибо! Тогда следующий вопрос: а по каким признакам можно разбить на группы эти слова? Можно несколько признаков найти.

-А ещё какой признак здесь можно выделить? Что позволяет нам определить женский род, мужской род, ещё постоянный какой признак?

Дети: 1скл и 2 скл.

-Да! Здесь только первое и второе или третье тоже есть? . Правильно! Только 1-ое и 2-ое склонение!

— А ещё, ребята! Посмотрите, я вам сейчас только жестами подскажу. может вы догадаетесь (показываю деление на слоги хлопки в ладоши).

— Ага! На какие группы? Сколько их будет?

Дети: двусложные и трёхсложные слова.

_- Молодцы! Разделили на группы. А теперь с этими словами мы ещё не прощаемся! Вот вам первое групповое задание!

-Используя не менее двух вот этих словарных слов-существительных составьте в группе одно предложение и запишите его с новой строчки . Время на обсуждение немного — одна минутка.

— Итак, я вижу пятая группа самая первая записала своё предложение. Молодцы! Слажено работает группа!

— Итак, первая группа, слушаем вас!

Дети: Корабль приплыл в город.

— Молодцы! Подходит ваше предложение, спасибо!

Дети: Корабль плыл на восток, где стоял большой город.

— Молодцы! Сразу Три слова взяли из всех предложенных!

Дети: Город Москва- столица России!

— Молодцы! И слово Москва — словарное и предложение какое познавательно-поучительное! Спасибо!

Дети: Корабль подплыл к берегу, на котором находится столица .

— Спасибо, тоже три слова использовали!

V группа! Корабль плыл к берегу на восток.

— Ну что ж вы молодцы! Ну а раскройте -ка секрет! Какая часть речи помогла вам оживить предложение?

— Глаголы! Скажите, пожалуйста, а что это за часть речи такая? Что она обозначает? А на какие вопросы отвечает?

Дети — Что делать? что сделать?

-Это в какой форме глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Дети — В неопределенной форме.

-Да мы с вами знаем, что формы у глаголов разные, и вопросов к ним много. Это основные: что делать? что сделать?

_ — Итак, словарная работа подошла к концу, возьмите свои зачетные книжки и оцените свою работу в группе цветом. Раскрасьте пёрышко напротив этого этапа. Зелёный- все получилось, работали дружно. жёлтый — сомневались, были споры и красный — что-то не получилось.

-Молодцы, отметили. и можно продолжать урок.

-Перед очень важным моментом я попрошу вас положить ручки и

надеть шапку раздумий . ( то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза) давайте пять раз этот сделаем.

II этап — Реставрация рукописей и постановка задачи

— Дорогие ребята, у вас на столах лежат старинные рукописи. Откройте их, пожалуйста.

— Время не жалеет бумагу и, к сожалению часть слов в строчках потеряна. Задача группы реставрировать рукопись, восстановить слова, а результаты своей работы занести в свой рабочий листок.

Показываю: Вот у вас табличка. Называется табличка «Реставрация рукописей . Вот сюда выписываете восстановленное слово, а рядом доказательство орфографического написания. Как оно правильно пишется вы напишете в первом, а почему- объясните во втором. Задание ясно? всем понятно? Приступайте к работе.

— Итак, группы готовы! Очень интересно! Начнём проверку? — — Проверку проведём таким образом: Зачитываете свой отрывок. Кстати, а вы узнали откуда эти отрывки?-

— Из сказок Пушкина.

-Да, старинные рукописи нам из сказок Пушкина достались.

1 группа читайте свой отрывочек.

— «Речь последней по всему полюбилася ему». Речь — это сущ-ое женского рода 3 склонения значит пишем Ь на конце после шипящего.

— Спасибо, значит мягкий знак у вас был утерян. Хорошо. объяснили свою орфограмму. Следующий отрывок зачитываете сначала .

-«Улетела лебедь-птица, а царевич и царица целый день проведши так лечь решили натощак». Царевич — это сущ. м.р. 2 скл. поэтому мягкий знак не пишем. Лечь — это глагол пишем с мягким знаком.

— Это ты откуда узнала такое правило? (не знаю)

— Мы такое правило ещё не знаем. (ответ другого ученика)

— «Ветер, ветер, ты могуч». Могуч— это краткая форма имени прилагательного , мягкий не пишется .

— «Ты гоняешь стаи туч». Гоняешь — это глагол мы написали мягкий знак, но правило мы пока ещё не знаем. Туч_ — это мн.ч. Р.п. — мягкий знак не пишем.

— Хорошо. Тогда 2 группу я попрошу подвести итог. Вот у первой группы вы выслушали орфограммы, ваши орфограммы. какова особенность этих орфограмм?

Дети: все слова с шипящим на конце!

— Да, орфограмма с шипящей на конце!

3 группа: «Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы». Стеречь — это глагол, мы написали мягкий, но почему его надо писать — мы не знаем.

— «Сказка — ложь, да в ней намёк». Ложь — это сущ. ж.р. , 3 скл.пишем мягкий знак.

— А в 3 склонении мужской род бывает? (Нет) Поэтому можно даже не говорить про женский род, а только 3 скл.

-«За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет».

Королевич — это сущ., 2 скл. м.р.-мягкий знак не пишем.

_А по другому как доказать? (Это сущ не 3 скл.).

— 3 группа у вас такая же орфограмма с шипящим на конце разных частей речи?

4 группа. : «Свесть царевну в глушь лесную». Глушь — сущ., 3л. мягкий знак пишется.

-«Вылез опять бесёнок. Что ты хлопочешь?» . Хлопочешь— это глагол на конце написали мягкий знак. Мы ещё пока не знаем эту орфограмму.

-А может не нужен мягкий знак? А может и не нужен. но написали пока.

-«Будет тебе оброк, коли захочешь». Захочешь — это глагол, мы не знаем почему, но написали мягкий знак.

5 группа. — «Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь». Плещешь — это глагол, пишем мягкий знак, но пока не знаем.

Захочешь — этот глагол. В этом слове мы тоже написали мягкий знак, но доказать не можем.

— Ребята, в какой части речи у нас доказательства отсутствовали? Хором: у глаголов.

— Значит, какая основная наша задача на уроке?

-Научиться писать мягкий знак после шипящих на конце у глаголов.

-Молодцы! А вы отлично справились со следующим этапом нашей работы. Возьмите ваши зачётки и отметьте прохождение 2 этапа «Реставрация рукописей». Выберите цвет и отметьте.

— Так, смотрю, разные цвета у нас выбраны, ну что ж, сомневались. это хорошо.

-Ну, а чтобы добраться до истины мы сейчас перейдем к следующему заданию. Но сначала я попрошу вас всех встать и давайте немножечко разомнемся.

Ф И З М И Н У Т К А

Давайте вспомним несколько упражнений из мозговой гимнастики. Первое упражнение: хлопок — стук в кулачок, хлопок — стук в кулачок . Второе упражнение УХО-НОС ( Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой – до кончика носа Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а потом левой рукой – до кончика носа). Как хорошо у Вас уже получается. Спасибо, это важные упражнения из мозговой гимнастики. Они нам помогают лучше думать. Садитесь в полоборота, глазки на доску.

— Дорогие ребята, перед Вами слова, которые я выбрала из сказок Пушкина. Разделите эти слова на группы по какому-нибудь признаку

течь спрячь плачь веешь дуешь

Дети: существительные и глаголы.

— Вот это да, сразу, да такое сложное! Молодец! Ну-ка, расскажи, где ты тут существительные увидел?

— Течь — это слово как глагол, так и существительное.

-Вы согласны, ребят? Нужно доказать и привести пример, чтоб и существительное было и глагол. Два предложения составь, пожалуйста. например.

Ученик: В лодке была большая течь. Корабль дал течь.

Ученик: Вода перестала течь.

— Спасибо, молодцы! А ещё на какие группы можно разделить, по какому признаку? (подсказки : 1) если слово течь будет глагол; 2) все ли глаголы одинаковые? Все отвечают на один и тот же вопрос?)

-На глаголы повелительного наклонения и на глаголы в неопределенной форме.

— А слово ГОВОРИШЬ ? Оно не относится ни к повелит. наклонению, ни к неопредел. форме. Значит сколько групп у нас получается?

-Три группы. Давайте ещё раз чётко произнесём, какие три группы у нас получаются?

— Запишите в своих рабочих листочках эти три группы. На доске пишу: Итак первый столбик у нас -это глаголы 2л., ед.ч, второй столбик вы правильно сказали — это неопределённая форма глагола, и третий столбик у нас глаголы повелительного наклонения. Чтоб вам было удобно — мы эту работу сделаем на доске.

(Учитель с помощью групп на доске распределяет глаголы по столбикам)

говоришь стеречь отрежь

дуешь помочь плачь

веешь течь спрячь

— Пожалуйста, запишите эти три столбика. После фронтальной групповой работы вам будет это сделать гораздо легче.

— Ребята, что заметили? Что мы наблюдаем? У всех этих глаголов . ну-ка присмотритесь, кто у нас самый наблюдательный и, помня о нашей главной задаче урока, отталкиваясь от цели урока и нашего наблюдения .

Дети: У всех глаголов на конце мы написали Ь!

— Да! Подчеркните этот мягкий знак! Во всех словах!

— А сейчас я хочу выслушать своих Учёных! Скажите, пожалуйста какой же вывод мы можем сделать?

Дети: Мы можем сделать вывод о том, что на конце глаголов после шипящих пишется Ь.

— А кто-то может скажет по другому?

— А стоит ли нам вот так, как Алёна сейчас выделять три формы глагола?

— Кто-то говорит стоит, кто-то говорит не стоит. Надо подумать.

— А есть ли ещё глаголы в какой-либо форме с шипящими на конце?

Дети -Нет, нет таких глаголов.

_ — Значит вывод Саши будет наиболее точным.. СЛАЙД 5

— Вот она, орфограмма, которую мы теперь знаем! Это правило является доказательством, которое мы не могли представить в начале урока!

— Внимание, пожалуйста, перед тем, как мы с вами подведём общий итог — необходимо его в группах ещё раз обсудить. Вам предстоит сейчас выбрать нужную схему. У вас на листочках две схемы (показываю). Составьте правило и запишите его в эти схемы. Каждая группа выбирает схему, в зависимости от того, какое правило она составила.

— Итак 1 группа, пожалуйста, ваше правило. Какой схемой вы воспользовались?

— Мы воспользовались второй схемой (формулирует правило) У глаголов в форме 2л., ед.ч., в неопределённой форме, в форме повелительного наклонения пишется мягкий знак .

— Молодцы, уточнили у каких именно глаголов пишется Ь!

— Теперь 2 группа — вы какую схему выбрали?

Дети: Первую! У всех глаголов с шипящими на конце всегда пишется мягкий знак.

— Вот так вот. слышали их правило? Они его в одно объединили: во всех глаголах! И они могут так сказать! Ведь мы с вами уже определили, что это, действительно, все глаголы с шипящими на конце. Больше никаких не существует.

— Ну, что ж, ребят, наш следующий этап успешно пройден! Я прошу вас в зачётной книжке закрасить перо этого этапа. кстати, как этот этап называется? прочтите !

Дети: Наблюдения и выводы.

— Да, сделайте вывод о том, как вы в группе работали, что получилось у вас, что не получилось?

— Ну, что, пришло время нам с вами спеть. не пугайтесь, это урок русского языка! И петь мы будем с вами орфографические песни, а точнее — частушки! Вы знаете, что А.С.Пушкин очень любил русский фольклор..И, вот я вам сейчас предлагаю спеть песню фольклорного жанра — частушку. У вас на партах лежат листочки с частушками. Это ваш куплет. Возьмите прочитайте внимательно, попробуйте про себя пропеть куплеты. У каждой группы свой куплет. Полминуточки вам на подготовку и будем петь.

— Всё, спасибо, внимание, сейчас у нас с вами будет концерт! Петь будем таким образом: сначала первая группа исполняет первый куплет, а частушка второй группы будет припевом

На экране припев — Слайд 6

— Мы этот припев будем петь после каждого куплета! (после первой группы, после 2 группы, после 3 группы, после 4 группы и после 5 группы. Сейчас посмотрим, что у нас с вами получится? Давайте встанем, повернёмся к доске

Конспект урока и презентация по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Выбранный для просмотра документ Открытый урок 1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Не сможешь – сумей, Не знаешь — узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л.Татьяничева)

Орфоэпическая разминка Лечь- ляжь, ляжьте положить- положь, положьте класть- ложи, ложьте ехать- едь, едьте ляг, лягте положи, положите клади, кладите поезжай, поезжайте

глаголы в начальной форме Стричься Беречь Испечь Помочь Прилечь глаголы в форме 2-го лица единственного числа Идешь Съешь Говоришь Поёшь Кричишь глаголы в повелительном наклонении Назначьте Поешь Отрежь Намажь Уважь Стричься, идешь, беречь, съешь, говоришь, испечь, помочь, назначьте, поёшь, поешь, отрежь, прилечь, намажь, кричишь, уважь.

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

В словах под каким номером нужно писать Ь ? 1. отреж…те 2. жгуч… 3. фальш.. 4. намаж.. 5. пасёш.. 6. лож… 7. обознач… 8. пахуч.. 9. стрич… 10. циркач… 1 3 4 5 6 7 9

Запомните! Ь пишется 1. У сущ. 3-го скл. 2. Во всех формах глаголов Ь не пишется 1. У сущ. 2-го скл. 2. У сущ. 1-го скл. в Р.п. мн.числа 3.У кратких прилаг.

Исправьте ошибки. В полноч на манеж вышел циркачь и его доч . Он сказал: «Спряч меч» . Скрипачь заиграл марш, чтобы отвлеч зрителей. Фокусник приказал помоч ему зажеч свет и сбросил плащ с плечь. В зале сидела молодёжь . А ты любиш цирк?

В полночь на манеж вышел циркач и его дочь . Он сказал: «Спрячь меч» . Скрипач заиграл марш, чтобы отвлечь зрителей. Фокусник приказал помочь ему зажечь свет и сбросил плащ с плеч. В зале сидела молодёжь . А ты любишь цирк?

Не сможешь – сумей, Не знаешь — узнай, Не бойся тропы отвесной, Пробуй, Ищи, Свершай, Достигай, Чтоб жизнь твоя стала песней. (Л.Татьяничева)

Выбранный для просмотра документ Открытый урок 2.docx

Номинация «Реализация системно- деятельностного подхода в обучении русскому языку»

МБОУ №1 г. Красновишерск Пермского края

Учитель: Бычина Ольга Валентиновна

русский язык 6А класс

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты образования:

1. Предметные: учаться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличают от сходных по отдельным признакам других орфограмм;

2. Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные — самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, принимают и сохраняют учебную задачу; выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить; применяют правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определяют цель деятельности, развивают умение анализировать, сравнивают, устанавливают закономерность, составляют алгоритм, работать по алгоритму; коррекция — вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль- различают способ и результат действия; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество- реализовывают в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывают взаимопомощь в процессе сотрудничества; строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

3. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 кл., 2часть, автор – М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская., М. «Просвещение», 2012, мультимедийный проектор

рабочая тетрадь, таблица, карточки для работы.

Формы работы на уроке:

Цель: создание условий для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах;

— совершенствовать навык применения изученных правил при правописании мягкого знака после шипящих;

-формировать привычку делового сотрудничества;

-развивать универсальное мышление;

— воспитание любви к родному языку.

I. Орг. момент (проверить готовность детей к уроку).

Записываем число, классная работа. Оставляем место для темы урока.

II. Вводно-мотивационный этап. Слайд 1

1 . Не можешь- сумей,

Не знаешь- узнай,

Не бойся скалы отвесной,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

— Каким смыслом наполнено стихотворение? Какая форма глагола на это указывает?

— Правильно ли образованы глаголы повелительного наклонения?

Лечь- ляжь, ляжьте Эталон: ляг, лягте

положить- положь, положьте положи, положите

класть- ложи, ложьте клади, кладите

ехать- едь, едьте поезжай, поезжайте

Запомните правильное образование и написание глаголов.

-В каком наклонении употреблены данные глаголы?

Понаблюдайте за словами и найдите 3-е лишнее, запишите в тетради в столбик. Объясните условия выбора.

1.врач, грач, стеречь

2.ночь, печёшь, помощь

3. из-за рощ, жгуч, спрячь

Определите форму глаголов:

Спрячь- повелит. наклонение

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Эталон записывается на створке доски

III. Актуализация знаний.

Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сообщение темы урока.

— Тема нашего урока «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

-Какие задачи ставим мы перед собой? Чему должны научиться?

-Запишите задачи в тетради, пронумеруйте. В конце урока проверим, достигли ли мы желаемого результата.

IV. Этап объяснения новых знаний.

Проблемная ситуация. На доске прикрепить лист.

— Почему в одном слове пишется Ь после шипящих, а в другом нет?

1.Что делаем в первую очередь, когда определяем, нужно ли ставить Ь после шипящих?

(Задаем вопрос, определяем часть речи, указываем форму глагола, наклонение, у сущ. склонение)

Ученик работает у доски, записывает маркером морфологические признаки.

2. К какому выводу мы пришли? Сформулируйте правило.

На конце глагола в повелительном наклонении пишется Ь.

3. Открываем учебник, сверяемся с образцом.

Орф.47. Посмотрите, как правило приведено в учебнике на стр. 124.

V. Этап закрепления новых знаний. Слайд 4- эталон

1. Развитие умения классифицировать слова. Распределительный диктант.

— Запишите слова в 3 столбика.

В первый — глаголы в начальной форме, во второй — глаголы в форме 2-го лица единственного числа, в третий – глаголы в повелительном направлении.

Стричься, идешь, беречь, съешь, говоришь, испечь, помочь, назначьте, поёшь, поешь, отрежь, прилечь, намажь, кричишь, уважь.

Поработайте в парах. Проверьте работу, поставьте оценки, распишитесь. Расскажите правило друг другу.

3.Предлагаю поработать с учебником.

Упр. № 554 стр. 125.

Поработаем устно. Прочитайте с выражением. Какую пословицу вы возьмете на вооружение? Запишите её. Объясните свой выбор.

Над какими видами орфограмм вы работали?

Два ученика выходят к доске.

Запишите номера предложений в 2 колонки.

На конце глаголов в любой форме пишется мягкий знак.

Ь предлагает поиграть в игру «Прятки». Если я произнесу вам слова, в которых на конце слова после шипящих должен писаться Ь, то вы – подпрыгиваете, а если я назову слова, в которых нет Ь после шипящих на конце, то вы – приседаете.

КУПИШЬ, БРОШЬ, НАЙДЁШЬ, МЕЧ, ИГРАЕШЬ, ВОЗЛЕ ДАЧ, СТЕРЕЧЬ, ШАЛАШ, ПОСЕЕШЬ РОЖЬ, УВИДИШЬ МЫШЬ, БЕЖИШЬ НА ПЛЯЖ.

VII. Формирование умений и навыков. Слайд5

В словах под каким номером нужно писать Ь ?

Запишите эти слова.

VIII. Систематизация и обобщение знаний.

1. Антидиктант. Найти и исправить ошибки. Слайд 6

Вспомни все изученные случаи орфограммы «Мягкий знак после шипящих». Исправьте ошибки.

В полноч на манеж вышел циркачь и его доч . Он сказал: «Спряч меч» . Скрипачь заиграл марш, чтобы отвлеч зрителей. Фокусник приказал помоч ему зажеч свет и сбросил плащ с плечь. В зале сидела молодёжь .

А ты любиш цирк? Слайд 7 эталон

(если останется время)

2. Обобщение изученного матириала.

— 1.Что делаем в первую очередь, когда определяем нужно ли ставить Ь после шипящих?

-2. . Есть ли необходимость при написании Ь после шипящих в глаголах определять форму, в которой стоит глагол?

-3. Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце?

1. У сущ. 3-го скл.

2. Во всех формах глаголов

1. У сущ. 2-го скл.

2. У сущ. 1-го скл. в Р.п. мн.числа

3 У кратких прилаг.

IX . Вставьте пропущенные слова. (если останется время)

Ведро дало …, и вода стала …

Надо растопить …, чтобы пирог …

Вы исследовали тему «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

-Какие были трудности?

-Что показалось интересным на уроке?

-Чему мы научились на уроке?

-Посмотрите, какие задачи ставили. Достигли вы планируемого результата? Запишите.

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Класс: 5

Презентация к уроку

Цели урока:

  • вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий;
  • уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.;
  • открыть и узнать новые сведения;
  • отработать алгоритм написания Ь после шипящих;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать корректные взаимоотношения при работе в группах, воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться не только за себя, но и за своих товарищей.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, проблемного обучении, развития критического мышления, групповая, игровая, информационно-коммуникационная (ИКТ), личностно-ориентированного обучения.

1. Организационный момент.

Психологический настрой. Настрой на удачу.

Учитель: Желаю всем успеха.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, вам надо выполнить задание.

Создание проблемной ситуации.

1. Слайд 2. Посмотрите на записанные слова. На месте последней буквы в них указаны . (ЧТО?) ЗВУКИ. Дайте им характеристику (устно).

— Шипящие, всегда твёрдые – [Ж], [Ш] или всегда мягкие – [Ч’], [Щ’]

клю[ч’]ве[щ?]
чертё[ш]пе[ч’]
кирпи[ч?]ро[ш]
несё[ш]
стри[ч’]ся
ре[ш]

2. Запишите слова, заменяя звуки соответствующими буквами (один ученик работает у доски). Одинаково ли будут записаны слова с одним и тем же звуком на конце?

Слайд 3. Проверим!

Работа по поиску закономерностей.

Учитель: По какому принципу разделены слова?

Слова разделены по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком после шипящих и без.

Слайд 4. Давайте сделаем вывод и сформулируем тему нашего урока: “Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов” (Повторение изученного).

Слайд 5. Цели? (формулируют ученики)

3. Учитель: Ребята, а давайте вспомним, какую роль может выполнять Ь в слове.

Слайд 6. Составляем кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка).

Учитель: Отгадайте метаграммы, определите роль Ь в словах.

На поле колосилась,
На стол попросилась.
Пока не съели совсем,
Хотя по вкусу всем,
Букву ж на л сменили
И актёру подарили.
Рожь — роль

Эту штуку повернёшь —
Не откроешь, так запрёшь.
Ну, а букву изменив.
Мигом обретёшь призыв.
Ключ — клич

О нём вы вспомните тогда,
Когда вам нужно полечиться.
Но поменяйте в на г,
И слово в птицу превратится.
Врач – грач

4. Физминутка. (Слайд 7)

— Определи на слух, какую роль выполняет Ь знак в словах. Ученики хлопают (если в слове Ь разделительный), топают (если в слове Ь указывает на мягкость согласного), молчат (если Ь – показатель формы слова).

Соловьи — хлопают
Бьют – хлопают
Большой – шагают на месте
Воробьи — хлопают
Корабль — шагают на месте
Молчишь — молчат
Овечьи — хлопают
Молодёжь — молчат
Маленький — шагают на месте
Вещь — молчат

5. Продолжаем работу. Поиск ответов в учебнике.

Итак, нам нужно вспомнить, когда же пишется Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Ответ вы можете найти в учебнике на стр. 34 (учащиеся озвучивают правила).

Слайд 8. Мягкий знак после шипящих пишется:

  • На конце существительных 3-го склонения:
  • В конце глаголов во всех формах всегда.
  • Сохраняется и перед -ся, -те: стеречь – стеречься – стережешься; плачь – плачьте.

Учитель: Скажите, пожалуйста, когда же Ь не пишется после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Слайд 9. Мягкий знак не пишется

  • На конце существительных мужского рода: грач, плащ, марш.
  • У существительных женского и среднего рода в родительном падеже, множественном числе: много туч, рощ, зрелищ.
  • На конце кратких прилагательных: хорош, свеж, пригож.

Слайд 10. Употребление Ь в глагольных формах:

  • В неопределенной форме: мыть – мыться, беречь – беречься.
  • В окончании 2-го лица ед. ч.: радуешь – радуешься.
  • В повелительном наклонении после согласных: взвесь – взвесьте
  • В возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:

Слайд 11, 12. Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Мягкий Знак в друзья берёт.

6. Составление алгоритма (значение слова алгоритм определяем в толковом словаре).

Алгоритм “Правописание мягкого знака после шипящих”

7. Работа в группах.

Ребята, на мой почтовый ящик пришли письма из страны, которая называется Орфография. Правитель этой страны узнал, что мы будем повторять правописание Ь после шипящих, и решил проверить вас. Он придумал разные задания – сложные и не очень.

Чтобы выполнить все его задания, мы разделимся на группы. Каждая группа получит свой конверт с заданием. Вы должны обсудить, что нужно сделать. Затем каждый пробует выполнить его самостоятельно, а потом вы вместе проверяете, что получилось, обсуждаете спорные моменты. Нужно будет выбрать, кто из вашей группы озвучит правильный ответ.

Если всё понятно, то начнём. Желаю всем успеха.

Конверт 1

Слайд 13. Найди четвёртое лишнее:

1. Плащ.Шалаш.Помощ.Лещ.
2. Луч.Доч.Мяч.Грач.
3. Мыш.Тиш.Ёрш.Туш.
4. Гараж.Рож.Стриж.Чиж.

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) отреж.. пирога, нет телепередач..

2) очень тощ. брееш..ся плохо

3) спелая рож. береч..ся от огня

4) на уровне плеч. компот из груш..

Конверт 2

Слайд 14. Составьте предложения из данных слов, раскройте скобки:

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

5. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Конверт 3

Слайд 15. К каждому слову подбери синоним — существительное с шипящим на конце. Запиши.

Неправда — ______,соревнование — _______,
ерунда — _______,команда — _______,
сила — _______,призыв — _______,
здоровяк — _______.

Если возникли затруднения, воспользуйся подсказкой: клич(?), лож(?), экипаж(?), матч(?), мощ(?), чуш(?), крепыш(?).

Слайд 16. Проверяем!

Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению (по смыслу).

Конверт 4

Слайд 17. Определите род имен существительных и выпишите их в две колонки. Обозначьте соответствующую орфограмму.

Репортаж. финиш. щелоч. гараж. кумач. скрипач. помощ. экипаж. мелоч. обруч. багаж. молодеж. монтаж. рубеж. встреч. тираж. суш. гореч. плащ. тягач. камыш. пейзаж. выигрыш. товарищ. шпионаж. свеч. роскош. сургуч.. .

Слайд 18. Проверяем!

Конверт 5

Отгадайте загадки, запишите ответ. Составьте с этим словом предложение.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

8. Слайды 19, 20. Самостоятельная работа. Перфокарта (для быстрого контроля раздаётся каждому ученику). Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош. ведёш. гореч.

3. любиш. пейзаж. несколько крыш.

4. мелоч. малыш. много дач.

5. учиш. ся, гуляеш. мыш.

6. товарищ. ёж. помощ.

7. шалаш. черная туш. рож.

8. меч. из-за туч. журчиш.

9. следиш. кричиш. ноч. .

Самооценка, выполненной работы.

Проверьте и встаньте, кто не сделал ни одной ошибки?

  • Поставьте себе оценку «5».
  • 2 ошибки – “4”.
  • 4-5 ошибок – “3”.

9. Слайд 21. Рефлексия. (Продолжи)

— Я знаю, что Ь знак пишется ___________________.

— На этом уроке я узнал (а), что ________________________.

— Я не сделал(а) ошибки в словах с Ь.

— Я сделал(а) ошибку, но я знаю, над чем мне надо работать.

— Я могу похвалить себя за___________________.

10. Слайд 22, 23.

Итоги урока, выставление отметок, объяснение домашнего задания.

Домашнее задание. Параграф 16, упр. 76, 81 по заданию.

Ребята, поскольку мы достигли цели, которые ставили, то у меня очень хорошее настроение. А у вас? Молодцы! Спасибо за урок.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-teme-myagkiy-znak-posle-shipyaschih-v-glagolah-254633.html

http://urok.1sept.ru/articles/657993