Конспект к уроку русского языка в 4 классе тема правописание не с глаголами

Правописание частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;

2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.

— развивать письменную и устную речь, творческое мышление;

— воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_ne_s_glagolami.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Выучить так, чтоб НЕ ВЫХОДИЛО ИЗ ГОЛОВЫ»

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, листы заготовки для творческой работы, фонограмма песни «Настоящий друг», учебник «Русский язык» 4 кл

Цели урока: 1. познакомить уч-ся с отрицательной частицей НЕ с её ролью в передаче мысли;

2. формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами;

–учить уч-ся писать Не с глаголами, знать место этой орфорграммы в написанием Не с другими частями речи.

— развивать письменную и устную речь, творческое мышление;

— воспитывать чувство любви к природе, желание выразить свои чувства.

Наш урок я хотела бы начать с этого стихотворения:

Побывал я однажды в стране

Это бы точно во сне!

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо- тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

— Что-то не так? Что вы заметили?

— Верните пропажу и прочитайте стихотворение заново, называя части речи, которым вы вернули НЕ.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня на уроке.

(Об интересной, трудной НЕ)

  1. Актуализация знаний. ( 3 мин)

— Перед вами большая группа слов. Что общего в этих словах?

— На какие группы их можно распределить? Объясните принципы группировки.

Непогода, невзрачный, не живёт, не у кого, не друг , а враг , некрасивый, не был, нечто, несчастье, нечего,не большой, а маленький

1 группировка: по частям речи: — записать на доске, а уч-ся в тетради 1 группу.

существительные – непогода, не друг, несчастье

прилагательные –некрасивый, не большой, невзрачный

глагол – не был, не живёт, не спешить

местоимения – не у кого, некто, нечего

2 группировка: НЕ пишется слитно и не пишется раздельно .

  1. Постановка проблемы. (Гипотеза). Определение темы урока.

— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание?

(Мы не знаем в каких случаях пишется НЕ слитно, а в каких раздельно)

— Постарайтесь определить тему нашего урока. Вспомните при этом, какую часть речи вы сейчас изучаете.

Дети: — Правописание не с глаголами.

(учитель записывает тему на доске)

Написание НЕ с другими частями речи изучается в старших классах, а мы будем говорить о глаголе. (Стирает все слова, а оставляет только глаголы)

— Каковы цели нашего урока?

Дети: Что такое не? Научиться правильно писать НЕ с глаголами.

— А как же пишется не с глаголами?

НЕ С ГЛАГОЛАМИ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО.

Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает.

Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

  1. Открытие нового материала. НЕ – отрицательная частица.

Частица «НЕ» придаёт глаголу отрицательный смысл.

Прочитайте стихотворение Ю.Вронского «Вредные привычки»

— Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?

— Непослушный мальчик, Драчун, забияка, не умеет вести себя ни на уроках, ни на перемене. Не зря стихотворение названо «Вредные привычки». С ним трудно справится.

— Выпишите из текста все глаголы.

(Дети выписывают и читают, некоторые выписали без не)

— Интересно. Я действительно попросила вас выписать глаголы.

Дети: — Надо было писать с НЕ.

— Здесь глаголы указывают на действия, которые делать не надо .

— Глаголы имеют отрицательное значение.

— ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «НЕ»? Что за часть речи? Маленькое слово.

— Может слово НЕ как-то называется в русском языке?

Раз оно отрицает?

— Раз оно отрицает, значит отрицательное.

— Вы правы. Это слово отрицает.

— Вы согласны, что это часть речи?

— Какие вы знаете части речи?

На какие группы их можно разделить?

(- обозначают или указывают на предмет, признак или действие;

— отвечают на вопросы;

— являются членами предложения)

(-не обозначают или не указывают на предмет, признак или действие;

— не отвечают на вопросы;

— не являются членами предложения)

— В какой группе частей речи следует искать не?

Докажите свою точку зрения.

(Не – служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос,

это слово ничего не обозначает.)

— Какую роль выполняет частица не в речи?

Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему

Частица – это часть речи. Она служит другим частям речи и поэтому называется служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. К служебным частям речи нельзя поставить вопрос. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.

5. Первичное закрепление материала. Осознание полученных знаний.

— Отгадайте загадки. Выпишите из загадок глаголы с частицей НЕ. Мальчики – из первой загадки, а девочки – из второй. Как пишется НЕ с глаголами?

Не найдёшь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

По земле не хожу,

Рот есть, а не говорю,

Глаза есть – не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

— Что помогло вам отгадать загадки?

— Можно догадаться. Там перечисляются действия. В загадках говорится о качествах, привычках или ещё о том, как предмет выглядит.

— То есть предмет речи прямо не называется, а характеризуется другими словами. Получается, что об одном и том же можно сказать по-разному.

Для этого в русском языке есть немало языковых явлений и приёмов, например, фразеологизмы . Что это за единица речи? Приведите примеры

Фразеологизм – это фразеологическая единица языка, или идиома. Примером фразеологизма может служить любое устойчивое словосочетание , пословица, поговорка. У фразеологизмов переносное значение , которое известно носителям языка, но не вытекает из значения отдельных слов. То есть выражение «комар носа не подточит» означает «безупречно выполненная работа», но данное значение не выводится из слов «комар», «нос» и «точить».

— Прочитайте предложения, найдите фразеологизмы, выпишите их. Обратите внимание на написание глаголов с НЕ.

Я не нахожу слов, чтоб рассказать о красоте озера Байкал!

Я не поверил своим глазам, когда поймал на удочку очень крупную рыбу.

Этот рассказ сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы.

— Давайте проверим. Теперь попробуйте объяснить смысл каждого фразеологизма.

Я не нахожу слов.

— Озеро такое красивое, что сразу трудно найти подходящие слова, чтобы выразить свои чувства.

— В каких ситуациях человеку трудно выразить свои чувства словами?

— Когда человек волнуется, радуется, восхищается.

Автор этого предложения поражён красотой озера, очень взволнован.

Я не поверил своим глазам.

— Сильно удивился. Ведь рыбак поймал очень крупную рыбу. Он не ожидал такой удачи! А ещё можно сказать, что рыбак поражён размерами рыбы.

Не выходил из головы

— Это когда что-то очень важное не забывается. Всегда присутствует в мыслях.

— Было ли с вами что-то похожее? (обращение к личному опыту детей)

Конспект урока : Правописание не с глаголами » 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка

Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами» (4-й класс)

Структура урока в технологии деятельностного подхода

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Постановка учебной задачи.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

темы и цели урока.

«Открытие» детьми нового.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

Самоанализ и самоконтроль.

Итог урока. Рефлексия.

Тема:»Правописание частицы НЕ с глаголами»

расширить знания детей о служебных частях речи

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений

воспитание культуры учебного труда

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

содействие формированию этических норм поведения, воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду

развитие работоспособности и профилактика утомления (в т.ч. зрительного) целях решения физического и санитарно – гигиенического воспитания

развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

развивать навыки точного употребления глаголов в речи

побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы

развивать внимание и память учащихся

развивать умение слушать товарищей

развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления

Работа в паре «Да или нет»

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

Работа с пословицами

Работа с текстом

Работа в группе с глаголами-исключениями

«3» — выполнил задание правильно и самостоятельно;

«2» — при выполнении задания возникли трудности.

«1»-выполнил с помощью товарищей

18-17 баллов- « 5 » , 16-13 баллов-« 4 » , 12-5 баллов-« 3 »

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Запись в тетради числа.

Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

А ваш труд -это учёба .

Итак, начинаем урок русского языка.

Трудимся так, чтобы всем было интересно.

Открываем тетради, записываем число.

2. Актуализация знаний

-Ребята .о какой части речи мы часто говорили прошлых на уроках русского языка ?

Прием «Верные и неверные утверждения». (элемент технологии критического мышления) Работа в паре. (Слайд 2)

На слайде записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны, опираясь на знания и интуицию определить где верные, а где неверные утверждения.

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по временам, лицам и числам.

-Глагол имеет три спряжения.

-Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный.

Индивидуальные карточки у доски два ученика

1.Найди главные и второстепенные члены предложения.

В лесу наступило 3 ясное утро.

2.Наступило- гл .вопрос ,н.ф. ,вид,спряжение ,число, время,лицо.

1.Разбери по составу.

Увид_л, примет_ли ,бегала.

5.От данных глаголов образуй глаголы в прошедшем времени.

. Чистописание ( фронтальная работа) (Слайд 3)

и, от, об, под, за, на, над, перед, не

Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.

Что вы можете сказать о словах, которые написаны?

На какие группы можно разделить слова?

НЕ стоит в скобках. Как надо писать частицу НЕ с глаголами?

3. Постановка цели урока.

– Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Дети :Сегодня мы с вами должны научиться правильно писать глаголы с частицей НЕ.

4. Организация восприятия и осмысления новой информации. (Слайд 6)

Словарная работа: На слайде словарные слова : Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть,веять,желать .(Назвать только глаголы )

(Наблюдение за лексическим значением глаголов с частицей НЕ и без нее.)

Игра «Трудолюбивые и ленивые»

жужжать не жужжать

готовить не готовить ,

кипеть не кипеть

желать . не желать .

Дети: Лаять ,жужжать ,готовить ,кипеть, веять, желать.

– Какой смысл имеют данные глаголы: положительный или отрицательный?

– Почему вы так считаете?

Дети: Эти глаголы имеют положительный смысл.

Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят.

– Сейчас я перед каждым глаголом напишу НЕ. (Учитель вносит дополнения в запись на доске) Какой смысл стали иметь глаголы?

Дети: Глаголы стали иметь отрицательный смысл.

– Почему вы так считаете?

Дети: Т.к. действия, которые теперь обозначают глаголы, не осуществляются.

– Какой же смысл придает глаголам частица НЕ?

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

5. Первичная проверка понимания (словесный репродуктивный метод)

– Обобщите наши рассуждения.

Дети: Частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл и пишется с глаголами отдельно.

Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

7. Организация усвоения путем воспроизведения информации и упражнений в её применении. Первичное закрепление новых знаний.

(Работа с учебником)

– Прочитайте правило на с. 13.

– Кто уже запомнил и может повторить?

Ответы детей. (2–3 человека)

Упражнение в написании глаголов с частицей НЕ.

Работа по группам:

Группа №1 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 16) для проверки

Выполнение упражнения №34 (3 пословицы) по заданию учебника. . Запишите пословицы в тетрадь.

После драки кулаками не машут.

Не учи рыбу плавать.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Группа №2 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 14) для проверки

1. Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием . Запишите пословицы в тетрадь

По воробьям из пушки _____ стреляют.

В решете воду ______ удержишь.

Слезами горю ______ поможешь.

Группа №3 Самостоятельно выполняют , но когда будут отчитываться (Слайд 15) для проверки

2. Составьте предложение из разрезных карточек. Исправь ошибки. Запишите пословицы в тетрадь.

. Друг в беде бросит.

Бросай друга в несчастье.

Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь

Группа №4 Работа с учителем Слайд 12

Кто (не) стыдится спрашивать,

Чего (не) знаешь, о том (не) говори.

Волков бояться – в лес (не) ходить.

(Слайд 13) для проверки

Проверка и оценка работ.

Вы вывели правило ,что не с глаголами пишется раздельно

А как же быть с такими примерами? Слайд 17

.Видеоролик : лингвистическая сказка «Не с глаголами»

9. Лексическая работа.Слайд 18

Определение значение слов.

Давайте, объясним их смысл.

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица НЕ пишется слитно с глаголами? (Без НЕ эти глаголы не употребляются.)

Учимся исправлять ошибки .Допиши частицу не.Как ее нужно писать с данными глаголами?

Я навижу рано вставать . Миша доумевал ,за что ему поставили двойку.Сестре здоровится .Он годовал против лжи.

10.Закрепление нового материала

Работа по группам

(Дети не знают , что получится текст. Предлагаю по одному предложению в каждую группу на разрезанных карточках . Дети исправляют ошибки. Записывают свое предложение и зачитывают. При проверке выясняют ,что это текст . Говорим о бережном отношении к природе.)

Текст «Друзья природы» Слайд 22

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.

11.Итог урока Рефлексия .( словесный репродуктивный метод) Слайд 24

– Какова была тема урока?

– Какие новые правила вы усвоили на уроке?

– А каким правилам воспитанных людей вы можете научить своих младших товарищей?

Не ругайтесь, не деритесь,
не стоните, не дразнитесь,
не кричите, не спишите,
вместе НЕ не напишите!

Подчеркните , что соответствует вашему мнению .

Узнал больше, чем знал

12. Домашнее задание к следующему уроку.

Упр 31 стр 13 правило.

– Молодцы! Я рада, что вы все запомнили. Дома постарайтесь ещё найти пословицы, в которых есть частица НЕ с глаголами, и запишите их в тетрадь, а завтра мы с вами поделимся своими находками.

А те, кто посчитает задание трудным, могут воспользоваться упражнением из учебника.

Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 646 человек из 79 регионов

  • Саботина Дина ВасильевнаНаписать 6323 12.02.2016

Номер материала: ДВ-445454

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.02.2016 882
    12.02.2016 807
    12.02.2016 454
    12.02.2016 1284
    12.02.2016 367
    12.02.2016 518
    12.02.2016 2365

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание НЕ с глаголами. 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (226 кБ)

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В работе дана структура урока открытия нового знания в 4 классе по теме “Правописание не с глаголами” по программе “ Начальная школа 21 века” . В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Научить любому умению, будь то умение кататься на велосипеде, умение читать и писать, умение управлять самолетом, при помощи слов, объяснением, невозможно. Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа учеников. Причем не самостоятельная работа в традиционном понимании, которая проводится на всех уроках после объяснения учителем нового учебного материала, а именно самостоятельная работа по изучению нового незнакомого материала. Существенно поменялась роль учителя. Учитель не является носителем и толкователем новой для учеников информации. Он является создателем и организатором среды, которая побуждает учеников учиться. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

  • блокноты у каждого ребёнка;
  • цветной магнит;
  • фломастеры;
  • интерактивная доска;
  • презентация.
  • Ход урока

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Урок русского языка я хочу начать со слов Сабира Абдуллы.

    Прочитайте. (Дети хором читают)

    Учите русский – годы кряду,
    С душой, с усердием, с умом!
    Вас ждёт великая награда –
    И та награда в нём самом. (Обращается к презентации. Слайд №2)

    Учитель: Что хотел сказать нам поэт?

    Дети: Если мы будем учить русский язык, то узнаем, много нового, полезного, интересного

    II. Языковая разминка

    Учитель: Напишите первое предложение себе в тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его. Определите, какой частью речи является слово учите?

    Учитель: Сравните свою запись с образцом. (Обращается к презентации. Слайд №3) Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи?

    III. Актуализация новых знаний

    Учитель: Прочитайте загадки и отгадайте их. (Обращается к презентации. Слайд №4)

    Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

    Из какого ковша не пьют, не едят,
    А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

    Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу. (Петух)

    Был ребёнок –
    Не знал пелёнок,
    Стал стариком –
    Сто пелёнок на нём. (Капуста)

    Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

    Учитель: Найдите глаголы. Что стоит перед глаголами?

    Учитель: Будет ли не предлогом? Почему?

    Дети: Перед глаголами никогда не стоят предлоги.

    Учитель: Какие служебные части речи вы знаете?

    Дети: Предлоги, частицы, союзы.

    (Обратиться к эталонам с прошлых уроков)

    Учитель: Какой частью речи является не?

    Учитель: Посмотрите на глаголы в загадках, что вы можете сказать о правописании не с глаголами? (Обращается к презентации. Слайд №5)

    Дети: Не с глаголами пишется отдельно.

    Учитель: Сделанный вами вывод, поможет определить тему урока. Назовите тему урока.

    Дети: Правописание частицы не с глаголами. (Тема записывается на доске)

    Учитель: Прочитайте поговорки. (Обращается к презентации. Слайд №6)

    Потчевать велено, а (не)волить грех.
    Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
    Плохо можется, коли (не)здоровиться.

    Учитель: Напишите, выделенные глаголы, маркером у себя в блокнотах раскрывая скобки.

    Поднимите блокноты. Варианты ответов вывешиваются на доске. Например:Не волитьНеволить?Не навидетьНенавидеть?Не здоровитьсяНездоровиться?

    IV. Выявление места затруднения

    Спрашиваем у тех ребят, которые написали неправильно.

    Учитель: В чём ваше затруднение?

    Дети: Мы не знаем правило.

    Учитель: Где мы можем найти и прочитать правило?

    Дети: В учебнике.

    V. Построение проекта выхода из затруднения

    Учитель: Прочитайте тему нашего урока. (На доске)

    Исходя из темы, какова цель урока? (Обращается к презентации. Слайд №7)

    Дети: Научиться писать частицу не с глаголами.

    Учитель: Чтобы достичь цели нам надо составить план действий.

    1. Прочитайте правило в учебнике на стр. 81

    2. Вывести алгоритм действий. (Обращается к презентации. Слайд №8)

    Прочитайте правило в учебнике. Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

    (Обратиться к презентации. Слайд №9)

    Существует ли такое слово в русском языке? Да.

    Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно. (Это эталон.

    Вывешиваем на доску.)

    Существует ли такое слово в русском языке? Нет.

    Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно. (Это эталон.

    Вывешиваем на доску)

    Учитель: Существует ли в русском языке слова волить, навидеть, здоровиться?

    Учитель: Как надо поступить в данном случае?

    Дети: Написать не слитно. (Обращается к презентации. Слайд №10)

    VI. Реализация построенного проекта

    Учитель: А сейчас потренируемся. Посмотрим задания, которые нам предлагает автор учебника. Выполним упражнение 2 в печатной тетради на стр. 32. Работаем по алгоритму. Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно. Комментированное письмо с проговаривание по цепочке. Записать в два столбика, раскрывая скобки. (не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здороваться, ( не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать

    (Обращается к презентации. Слайд №11)

    VII. Первичное закрепление

    Учитель: Выполнить упражнение 1 стр. 81. Работа в парах. Первый столбик объясняет 1 вариант, второй столбик 2.

    Прочитай. Запиши, раскрой скобки, вставь пропущенные буквы.

    – Что ты в школе …

    И д…вч…нок

    Натворил?

    (Не) др…знил

    – Я (не) дрался,

    И ч…рнила

    (Не) с…рил,

    (Не) разлил,

    И (не) бегал,

    (Не) валялся

    И (не) прыгал,

    На п…лу,

    И н…гами я

    Я ст..ял себе

    (Не) дрыгал,

    В углу. (В. Орлов)

    VIII. Самостоятельная работа

    Учитель: Выполнить упражнение 2 на стр. 81 учебника. Выписать глаголы с частицей не.

    Раскрыть скобки. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку.

    (Обратиться к презентации. Слайд №12) ненавижу, не спорю, не злюсь, не тороплюсь, не спорю, не сержусь, не заснуть

    IX. Включение в систему знаний. Повторение.

    Выполнить упражнение 3 на стр. 82. Выписать из рассказа слова в три столбика. В первый слова с предлогами, во второй – слова с приставками, в третий – глаголы с частицей не.

    в поле

    выходим

    не даёт

    с землёй

    соединяется

    не отстанет

    с тобой

    дойти

    не придёшь

    до того

    посмотреть

    у нас

    удаляется

    на неё

    отодвинется

    от нас

    пойдём

    на себя

    на шаг

    за нами

    на расстоянии

    Комментированное письмо. Один ученик у доски.

    X. Рефлексия

    Учитель: Какова тема урока?

    Дети: Правописание не с глаголами.

    Учитель: Чему мы учились? (Обращается к презентации. Слайд №13)

    Дети: Учились правильно писать не с глаголами.

    Учитель: Оцените себя.

    Детям предлагается лесенка. У кого нет ошибок в упражнении 2 стр. 81, ставят себя на верхнюю ступеньку, у кого одна, две ошибки на среднюю ступеньку, у кого больше двух на третью Каждый выходит с магнитиком и ставит свой магнитик на нужную ступеньку.

    XI. Домашнее задание

    Упражнение 4 на стр. 83 в учебнике. Запомнить слова. Подготовиться к словарному диктанту.

    Упражнение 4 на стр. 33 в печатной тетради. (Обращается к презентации. Слайд №14)

    Составить с каждым из глаголов словосочетание.

    Учитель: Что такое словосочетание?

    Дети: Два слова связанных по смыслу.

    Учитель: Запишите домашнее задание в дневники.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-ne-s-glagolami-klass-871881.html

    http://urok.1sept.ru/articles/606872