Конспект на правописание приставок

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Урок в 10 классе на тему: «Правописание приставок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – МИХАЙЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

391710. Рязанская область, г.Михайлов, ул.Нагорная, д.25-а

Телефон: (49130) 2-10-62

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«Правописание гласных и согласных в приставках».

Учитель русского языка и литературы

Морозова Ирина Викторовна

2.Место работы МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1».

3.Должность учитель русского языка и литературы.

6.Тема «Правописание гласных и согласных в приставках».

7.Базовый учебник Гольцова Н. Г., Шамшин И.В., Мищерина М. А. Русский

язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень.М: «Русское слово», 2017

8.Необходимое техническое ноутбук, проектор, интерактивная доска

Ø организовать учебную деятельность учащихся, направленную на обобщение и закрепление знаний о правописании приставок;

Ø организовать учебную деятельность учащихся по выработке умения правильно писать гласные и согласные в приставках.

Ø организовать деятельность учащихся по формированию умения определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием;

Ø организовать тренинг;

Ø организовать контроль;

Ø организовать рефлексивную оценку.

Ø способствовать развитию логического и критического мышления;

Ø способствовать развитию коммуникативной компетенциинавыков речевого общения: слушания, понимания, умения использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

Ø способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

Ø способствовать формированию стремления к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

Ø способствовать формированию у учащихся личностных качеств (активность на уроке);

Ø способствовать формированию у учащихся коммуникативных УУД.

Ø обобщить и закрепить знания о правописании приставок, о правописании букв Ы – И после приставок.

Цель может считаться достигнутой, если ученик знает теоретический материал и умеет применять его на практике.

11.Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Ø личностные: формировать интерес к русскому языку; формировать развитую, высококультурную личность;

Ø метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме;

Ø предметные: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласных и согласных в приставках

Приветственное слово учителя

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы.

Предлагает устную работу с эпиграфом к уроку

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

Устная работа с эпиграфом к уроку, написанным на доске.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагает выполнить задание:

1.Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь, пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать. Слайд 2

2. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Слайд 4

3. Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цель и задачи нашего урока. Слайд 5

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цель урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.Слайд 6

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке? (В русском языке 58 активно действующих приставок).

1 ученик выполняет у доски;остальные устно.

Проверка по слайду 3

Формулируют тему урока

По опорным словам определяют цели и задачи урока

Дают ответы (Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).

Мотивация на учёбу, создание ситуации успеха .

Обобщение и систематизация знаний

Вспомним, на какие группы делятся по написанию все приставки? Слайд 7

Готовит учащихся к обобщённой деятельности: предлагает работу с двумя первыми группами приставок (по таблице и по учебнику — с.116 1-3)

Предлагает работу с 3 группой приставок (см.таблицу и слайд 10)

Предлагает работу с 11 слайдом.

Предлагает работу с 4 группой приставок (таблица, учебник на с.119)

-Вспомним правила работы в парах.

1.- Что обнаружило пробное действие?

— Удалось ли получить верный ответ?

Глядя на таблицы (раздаточный материал лежит на парте), вспоминают и формулируют правила написания приставок.

Изучают материал учебника.

Записывают число в тетрадь.

Выполняют задание, расположенное на слайде 8 (работа в парах: один ученик выписывает слова с приставкой на ..С, другой – на …З)

Взаимопроверка по эталону. Слайд 9

Работают с материалом в таблице, на слайде и стр.117 учебника

Устно работают со словами на слайде 12

Познавательные : наблюдение, поиск информации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Предлагает поработать с упр.131

Выполняют упражнение,2 человека работают у доски.

Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Применение знаний и умений в новой ситуации (продолжение)

Предлагает познакомиться с заданием ЕГЭ, проверяющим знание приставок

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Предлагает проверить полученные ответы

Обсуждают допущенные ошибки, коррекция неправильных ответов.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает подвести итог:

-Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

Предлагает заполнить анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

5. За урок я (устал / не устал)

Отвечают на вопросы.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самоопределение, самооценка.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Предлагает зафиксировать домашнее задание

Фиксируют домашнее задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Самостоятельная работа «Словообразовательная разминка»

Самостоятельная работа на тему «Фразеологизмы»

Презентация по русскому языку «Как переносить слова с одной строки на другую?»

Календарно тематическое планирование по русскому языку 2 класс

Презентация «Развитие речи» (5-8 класс)

Презентация по русскому языку на тему » Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р» (1класс))»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс УМК М.М. Разумовской

Рабочая программа факультатива «Лексика русского языка»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5215777 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема урока: «Правописание приставок».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Задачи урока:

Обучающая: Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая: Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная: Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_pristavok.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание приставок».

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Обучающая : Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая : Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная : Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Повторение теоретического материала.

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-. В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов

расчет , расчесть , но: рассчитать

(перед чит- пишется два с,

перед чет- — одно с,

— Какие типы приставок существуют в русском языке?

— По какому принципу пишутся одновариантные приставки?

— Что вам известно о приставке с-?

— Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги?

— По какому принципу пишутся двухвариантные приставки?

— От чего зависит правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос)?

— В каких случаях в словах расчет, рассчитывать пишется одна с, а в каких две буквы с?

— От чего зависит правописание гласных и, е в приставках при-, пре-?

  1. Выполнение практической части
  1. Вставьте пропущенные согласные. (коллективно)

Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать,

во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.

Вывод : Приставки пишутся с буквой з перед звонкими согласными, с буквой с перед глухими согласными.

3.2. Лингвистическая задача

Почему слова с приставками на –з /-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

исколесить беззвездный расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расчертить

разбудить рассказывает расширить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграничный исследователь изжарить

Обычно слова первой группы не вызывают затруднений, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь».

Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.

Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.

3.3.Информация для любопытных.

Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».

После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.

3.4. Выполнение проверочной работы в перфокартах. (взаимопроверка)

  1. Бесцельный расстилать испортить
  2. Раскрасить изредка безжалостный
  3. Беспорядок извинение взволнованный
  4. Исцелить вспорхнуть бесчувственный
  5. Раздуть возгордиться сжать
  6. Беззвучный разжимать исцарапать
  7. Безропотный излить восхвалять
  8. Разговаривать взлететь испечь
  9. Встревожить испепелить бесчисленные

Если учащиеся во всех словах верно определил выбор согласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае — цифра 5:

3.5. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь притавку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

1) Мир строит — война . (разрушает). 2) Умел ошибиться, сумей и . (исправиться). 3) Маленькое дело лучше большого . . .(безделья). 4) Море веслом . (не расплещешь). 5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой. (растерять). 6) Глупый осудит, а умный . (рассудит). 7) Береги платье снову, а честь . (смолоду). 8) Рыбак рыбака видит . (издалека). 9) Огонь тушат пока . (не разгорелся). 10) За один раз дерева. (не срубишь). 11) Из одной муки хлеба .. .(не испечешь). 12) Маслом каши . (не испортишь). 13) Каждый цветок в свое время . .. (распускается). 14) Правду цепями . (не скрутишь). 15) От малой искры Москва . (сгорела).

3.6. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)

Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)

Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)

Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)

Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)

Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …(сборник)

Момент разлуки… (расставание)

Избавление от недугов, ран… (исцеление)

Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)

Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)

Назовите типы приставок.

От чего зависит правописание двухвариантных приставок?

Д/З: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-.

В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов


источники:

http://infourok.ru/urok-v-10-klasse-na-temu-pravopisanie-pristavok-5396641.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/08/17/tema-uroka-pravopisanie-pristavok