Конспект на тему частица правописание частиц

Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока Русского языка в 7 классе «Правописание частиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Коснпект урока33.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные : давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу « Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит » спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Учитель. Вы готовы удивлять всех своими знаниями?

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Заполняем листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Конспект урока «Правописание частиц»

Раздельное и дефисное написание частиц.

Образовательные: -повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц; учить находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.

Развивающие: – развивать речь и слух учащихся;
– развивать внимание , логическое мышление учащихся;
– развивать практические навыки по определению частиц

— развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

Объяснение нового материала.

Закрепление знаний на практике.

Комментарий домашнего задания.

1. Орг. момент. проверка работы слуховых аппаратов

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне

Слухо-речевая тренировка :- Сегодня будем хорошо говорить звук… С……. Говорите громко, чётко и внятно!

-Читаю слова из словаря , слушайте внимательно! Повторяйте ,что я называю

-с экраном (для слабослышащих)

— На прошлых уроках какую часть речи мы изучали? Ответьте полным ответом.

(- Мы изучали тему ЧАСТИЦЫ)

2. Повторение — Скажите, ребята, какие существуют части речи в русском языке?

( имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?

(самостоятельные и служебные)

-Какие части речи относятся к самостоятельным? Приведите примеры.

-Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.

— Давайте вспомним, что такое ПРЕДЛОГ? СОЮЗ?

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении . Предлог — в переводе с греческого обозначает «перед словом».

Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного

-Игра на повторение частей речи «Найди пятое лишнее»

1. Больно, окно , давно , вечером, однажды

2. Заплачь , врач, силач, грач, ночь.

3. Из –под , за , точь-в-точь , над , из-за.

4. И, если, бы , но , чтобы

На слайде текст. Задание: Прочитайте текст и подумайте- какова тема текста?

На юге Греции в Олимпии, зажигается олимпийский огонь . Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета. Бегуны несут горящий факел. , а на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня может проходить через моря и океаны . Летчики или моряки также помогают доставить светило в нужное место. Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

— Какова тема текста? (эстафета олимпийского огня. Олимпийский огонь – неотъемлемая часть Олимпийских игр)

.- Найдите в тексте предлоги

-Запишем первое выделенное предложение, выделим в нем грамматическую основу, построим схему этого предложения.

Аналогичную работу проведем и со вторым выделенным предложением.

— Являются ли союзы членами предложения? Что связывает союз И в первом и втором предложении?

Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите к ним антонимы.

-Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать? Что вы знаете о частице?

Частица –это служебная часть речи, которая

1)служит для образования наклонений глагола

2) вносит различные оттенки в предложение.

не является членом предложения.

Работа по опорной схеме.

— Посмотрите на опорную схему “Разряды частиц” и расскажите, используя ее, о частице

3. Смысловые частицы выражают:

Что за, ну и, как, вот так, вишь ты

Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну,

именно, как раз, точно, прямо

( вклеим схемы в словарики)

Найдите частицы, определите их разряд

Давай отправимся в лес за грибами!

Прямо под березами растут подберезовики

А вон там, под осиной, виднеются подосиновики.

Что- то не очень много грибов набрали мы сегодня!

Если бы мы вышли рано утром, то могли бы набрать больше

Встаньте ровно , расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Садимся за парты, и снова за дело!

3. Проверка Д. з — Составление предложений с данными частицами

Ли, разве, неужели, бы , не, давай, пусть

4.Работа над новым материалом.

Тема сегодняшнего урока: « Раздельное и дефисное написание частиц».

ЗАПОМНИТЕ: Пишутся через дефис частицы:

1-то, -либо, -нибудь, кое-

Частицы бы/б, же/ж, ли/ль

Я рассказал бы тебе сказку.

Иванов, иди же к доске!

Идёт ли дождь на улице?

5.Закрепление материала. Письменная самостоятельная работа. В это время- индивидуальная слуховая тренировка

Раскройте скобки( раздельно или через дефис?)

Что( же) замолкли песни звонкие?

Хорошо( ли) в лесу весной?

Возьми(ка) и мне билет в кино.

Известно (ли) тебе что(либо) об этом ?

Никита, задумайся(ка) всё( таки) над своим поведением!

Кто(нибудь) едет сегодня домой?

Дима, задачу(то) ты решил или нет?

Он(бы) сейчас с радостью побежал гулять

6. Гимнастика для глаз ( схема на слайде)

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом.

( Обмен тетрадями. Взаимопроверка работ )

1.. Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.

А) Союз, глагол, предлог.

Б) Предлог, союз, частица.

В) Предлог, местоимение, союз.

А) Частица– это служебная часть речи.

Б) Частицы не являются членами предложения.

В) Частицы связывают между собой однородные члены предложения.

3.- Какое предложение соответствует схеме ? О и О

А) Свет быстро вспыхнул и исчез.

Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.

В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.

4.Укажите предложение, в котором допущена ошибка

А) Я рассказал бы тебе сказку.

Б) Иванов, иди — же к доске!

В) Идёт ли дождь на улице?

— Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, Светофор, семафор.

Светофор — сигнальный электрический фонарь с разноцветны ми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

Семафор — 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железно дорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам.

-Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … ……

-К служебным частям речи относятся… …………

-Служебная часть речи, которая

1) служит для образования наклонений глагола

2) вносит различные оттенки в предложение-это …………

-Через дефис пишутся частицы………………..

У каждого ученика лежат три карточки:
Зеленая – все понял, могу помочь другому! Желтая – нужно повторить вечером.
Красная – не понял.

Каждый ученик в оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите карточки.

9. Выставление оценок с комментированием.

На уроке работали хорошо:……………………Могли бы стараться лучше:……………………………..

10. Домашнее задание

Выпишите 6 предложений с частицами из стихотворений учебника литературы, определите их разряд.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Борисенко Светлана ВладимировнаНаписать 2189 16.12.2017

Номер материала: ДБ-963093

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.12.2017 463
    15.12.2017 227
    15.12.2017 462
    15.12.2017 248
    15.12.2017 220
    14.12.2017 366
    14.12.2017 1575
    14.12.2017 749

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок Частица как часть речи. Правописание частиц.

Целевые установки урока

Образовательная: Обобщить и систематизировать узнавание и правописание частиц, употребления их в письменной и устной речи.

Развивающая: Способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать воспитанию информационной культуры, устойчивого позитивного отношения к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок Частица как часть речи. Правописание частиц.»

Предмет: Русский язык

Тема занятия: Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи.

Целевые установки урока

Образовательная: Обобщить и систематизировать узнавание и правописание частиц, употребления их в письменной и устной речи.

Развивающая: Способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать воспитанию информационной культуры, устойчивого позитивного отношения к многообразию морфологии и её роли в устной и письменной речи.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, проблемный.

Развитие компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективной выполнения задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Организационно – мотивационный этап

— проверка явки учащихся,

Заполнение преподавателем журнала

— проверка готовности учащихся к уроку,

— настрой учащихся на работу;

-Сегодня на уроке мы будем изучать маленькие слова, но требующие к себе большого внимания. Как они называются?

Как будет звучать тема?

Какие будут цели урока, высказывайте свои предположения.

Участвуют в перекличке.

Проверяют готовность. Готовятся к восприятию урока.

Участвуют в формировании и темы и целей урока.

Высказывают предположения:… Будем говорить о частице, закреплять знание частиц, узнавать их, тренироваться в правописании частиц с разными частями речи, рассуждать и учиться применять их в речи, т.е формировать информационную культуру.

2.Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению.

1.Что мы называем частицей?

Частицы в отечественном языкознании частицы понимались и классифицировались по-разному. Можно выделить два подхода в определении частицы как части речи — широкий подход и узкий.
Традиционным считался широкий подход, при котором к частицам относились все служебные слова (Буслаев Ф. И., Барсов А. А., Шахматов А. А., Щерба Л. В.)
В XIX веке представителем харьковской лингвистической школы Добиашем А. В. частицы были выделены в отдельную группу слов (это и есть узкий подход). В дальнейшем теорию частиц разработал Виноградов В. В.

Вспомним: насколько интересна часть речи частица. И можно в русском языке обойтись без частиц?

1.Отвечают: Частицы — это служебные слова, которые сообщают разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения словам, частям предложения и всему высказыванию, а также участвуют в образовании аналитических форм слова.

Подготавливают себя к предстоящей деятельности.

1. Прочитайте стихотворение, запишите услышанные частицы

Частицы лишены лексического предметного значения, хотя по звуковому составу в некоторых случаях они могут совпадать со знаменательными частями речи.

2.Напишите с доски предложения, выделите частицы:

Частицы обладают лексическим значением, при помощи них в высказывании что-то уточняется, отрицается, выражается сомнение в чем-то, удивление по поводу сообщаемого.
3..В отличие от предлогов и союзов частицы не выражают грамматических отношений. Сходство: не имеют форм словоизменения и не являются членами предложения, но они могут входить в состав членов предложения.

4.Утвердительная частица да и отрицательная частица нет не могут выступать как самостоятельные нечленимые предложения. Частицу нет следует отличать от отрицательного слова нет, используемого в безличных предложениях.

От славянск. нест (не есть) → не было (прошедшее время), не будет (будущее время), т.е. не имеется, недостает, отсутствует. НЕ + ЕСТЬ → НѢСТЬ → НЕТ

5. Перечислите, какие частицы знаете и как они пишутся?

Особого внимания к себе требуют частицы НЕ и НИ. 6.Прочитать правило по учебнику стр. 157

7. Какие частицы упоминаются и как они пишутся со словами?

8. Разбор устно упр. 317 с.157. Объясните правописание частицы.

9. Выпишите только частицы со словами, подчеркните частицы.

10. Работа с информационным листом. Особое внимание нужно обратить на правописание частиц НЕ и НИ. Посмотрите на лист. Разбираем, когда следует писать НЕ, а когда НИ. Когда следует писать НЕ? А когда НИ?

11. Выполните задание 1, комментируете предложение, объясняете выбор данной частицы в предложении. 12. Задание 2 . Работаем у доски. Что нужно сделать в задании?

Преподаватель следит за выполнением задания, помогает в рассуждениях и направляет деятельность обучающихся).

13.Вывод: как выбирали нужную частицу? Как пишутся эти частицы?

14. Выполнить практическую работу №42. Инструкция по выполнению работы. Индивидуальная помощь обучающимся. 15. Контрольное задание 3. Можно выполнить Задание 5,6 на отдельную отметку.

Как выдумаете, можно ли в русском языке обойтись без частиц? Для чего нужна частица? Какова её роль?

1.Рассказывают (читают) поочередно:
Но каждый раз Вы склонитесь без сил И скажете: «Я вспоминать не смею. Ведь мир иной меня обворожил Простой и грубой прелестью своею». (Н. С. Гумилев) Не, ведь

2.Записывают, разбирают и наблюдают:

Он еще не вернулся. (еще, наречие) Когда еще он вернется. (еще, частица) Утро было теплое. (было, глагол) Пошел было, да вернулся. (было, частица)

3. Записывают, объясняют: Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи. (Н. А. Некрасов)

4.Нет, ты только посмотри, что делается! (нет, частица) Нет у Бога немилости. (в безличн. знач.)

5.Бы, б, же, ж, ли, ль, ведь, мол, вот, не, ни- пишутся раздельно

-то,-кое –(кой), -либо, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко,-таки – пишутся через дефис.

6.Читает вслух 1 обучающийся, все слушают и следят за чтением.

7..Перечисляют частицы… Эти частицы пишутся раздельно со словами.

8. Разбирают устно по цепочке, объясняют правописание частиц.

9. Выполняют задание.

10.Читают по абзацам вслух, объясняя прочитанное по вопросам преподавателя.

11. Выполняют задание1, комментируют вслух выбранную частицу.

12. Записывают по одному предложению, объясняя выбор частицы, прибегая к помощи обучающихся.

14. Выполняют работу. Вопросы по выполнению работы.

15. Выполняют контрольное задание 3. Обучающиеся по желанию могут выполнить задание: 5,6 на отдельную отметку.

Какие частицы знаете, которые пишутся раздельно со словами? Когда НЕ пишется слитно? Когда НИ пишется раздельно? Что еще повторили о частицах?

Отвечают: Частица- служебная часть речи

Служит для образования форм слова

Вносит различные оттенки в значение предложения

Не является членом предложения

5. Информация о самостоятельном задании

Спишите из Инф листа «Самостоятельную работу № 30» Запишите только текст. Дома вам необходимо будет сверху подписать над союзами букву «с», а над частицами букву «ч».

Вопросы по выполнению задания.

2.Дополните предложения: Я повторил.. Я знаю… Я не забуду…

2.Дополняют: Я повторил.. Я знаю… Я не забуду…

Рейтинг: За посещение-1б., за работу на уроке1-2б.,за самостоятельную работу- 1-2 б.

1.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2016г.

2.Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. -М.:ВАКО, 2017г.

Солганик Г.Я. Русский язык. 10-11кл. Стилистика: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 2015г..

Розенталь Д.Е. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика /Д.Э.Розенталь.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016г. .-752с.

Соловьёва Н.Н. Полный справочник по русскому языку / Н.Н.Соловьёва.- МлООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2016,-464- (Говорим и пишем грамотно).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chastic-2384920.html

http://multiurok.ru/files/urok-chastitsa-kak-chast-rechi-pravopisanie-chasti.html