Конспект на тему правописание безударных гласных звонких и глухих согласных

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Содержание:

По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.

Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение

Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.

Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:

Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.

Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.

Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры

Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.

Как правильно выбрать букву

Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.

Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:

  • Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
  • Изменить вид глагола: бросать — брОсить
  • Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб

Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.

Правописание парных звонких и глухих согласных

В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.

Правописание звонких и глухих согласных таблица

Способы проверки

Примеры

Гриб—грибы, луг — луга

Подбор родственного образования

Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок

В редких случаях звуки чередуются

Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)

При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:

  • Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
  • Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить

Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.

Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.

Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.

Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.

Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.

Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

Название учебно-методического комплекса: Т. Г. Рамзаева, «Русский язык», 3 класс.

Цели урока: продолжить умение проверять слова с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне; формировать навыки правописания корня на основе сопоставления двух правил.

Задачи:

  • развивать умение обосновывать правильное написание слова;
  • продолжить формировать орфографическую грамотность;
  • продолжить формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Карточки с текстом, рисунки с героями книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», телеграмма.

Использованная литература:

  • Газета «Первое сентября». Начальная школа. 2001, №45.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева Русский язык. Книга для учителя. 3 класс. М., «Дрофа», 1998.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок – начинается урок русского языка.

Учитель сообщает тему и цели урока.

В дверь постучали: «Извините, здесь учатся ребята 3 класса?»

Учитель: Здесь. А что случилось?

Старшеклассник: Пришла срочная телеграмма ребятам вашего класса.

Учитель читает телеграмму:

«Ребята! Мы вас очень-очень ждём в гости в нашу деревню Простоквашино. Приезжайте, пожалуйста.

Ваши друзья: почтальон Печкин, пёс Шарик, кот Матроскин и дядя Фёдор»

Учитель даёт прочитать телеграмму одному из учеников. Ученик читает вслух.

Учитель: Действительно, ребята, вас ждут в гости в деревню Простоквашино. Чтобы попасть туда, нужно выполнить все задания героев этой книги (учитель показывает книгу Э.Успенского).

II. Учитель: Первое задание – это задание почтальона Печкина

(Учитель показывает рисунок с изображением почтальона Печкина)

Упражнение в чистописании (соединении).

Прописывается по одной строчке.

Учитель: Дайте характеристику букве.

Дети: Буква м обозначает согласный, непарный звук, звонкий.

Учитель: В каких слияниях звук [м] звучит твёрдо?

Дети: му, мы, ма, мо, — гласная, обозначает твёрдость согласного.

Учитель: Работа по карточкам.

Карточка 1

Списывая, вставляйте пропущенные безударные гласные. Устно проверьте слова с безударной гласной.

Небо г…лубое. Лес. За лесом луг. Оз…ро б…льшое, камыши вокруг. З…лотятся всюду ровные п…ля. Это ты, р…дная русская з…мля.

Учитель: Расскажите, что вы знаете о безударных гласных? Как их надо проверять?

Карточка 2

Спишите, приписывая слова в единственном числе. Подчеркните согласные буквы на конце слов.

Игра «Не подведи свой ряд»

На доске написаны 3 столбика слов с глухими и звонкими согласными в конце и в середине.

Вызываются представители каждого ряда и вставляют пропущенные буквы.

Учитель: На какое правило правописания эти слова?

Учитель закрывает слова и предлагает детям вспомнить и записать 5 слов.

Учитель: Расскажите, что вызнаете о звонких и глухих согласных в корне слова? Как их надо проверять?

Учитель: Словарная работа. Мы должны разгадать кроссворд.

  1. В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть.
    В путь за мёдом и малиной
    Отправляется …
    (Медведь)
  2. Хочешь бегать далеко,
    Хочешь прыгать высоко,
    Пей почаще…
    (Молоко)
  3. Погляжу в окошко –
    Висит лукошко…
    (Месяц)
  4. Берегите уши, нос.
    Здесь ведь прячется…
    (Мороз)
  5. Слово начинается на букву м,
    Заканчивается на букву т,
    Обозначает действие предмета.
    (Метёт)

Учитель: Какое слово лишнее?

Дети: «Метёт» – лишнее слово.

Учитель: Почему вы считаете, что слово «метёт» лишнее?

Дети: Слово «метёт» обозначает действие предмета, это глагол, а остальные слова – имена существительные.

III. Задание пса Шарика

(Учитель показывает рисунок с изображением пса Шарика)

Учитель: Помогите образовать от слова «метёт» слова, обозначающие предмет.

Дети: Метла, метель, мётлы, метелица.

Учитель: Какая орфограмма встречается в этих словах?

Дети: Безударная гласная е в корне слова.

Учитель: Как проверить безударную гласную в корне слова?

Дети: Безударные гласные в корне слова проверяем подбором однокоренных слов, в которых ударение падает на проверяемую гласную.

Учитель: Какое слово является проверочным среди слов: метла, метель, мётлы, метелица.

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «метель»?

Дети: Сильный ветер со снегом.

Физкультминутка

IV. Задание кота Матроскина

Учитель: Подберите и запишите слова с корнем мороз.

Дети называют слова: мороз, морозный, заморозила.

Учитель: Разберите слова по составу.

Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик выполняет на доске.

Учитель: Придумайте своё предложение со словом морозный, окончание можно изменять.

Дети называют предложения. Одно из предложений учитель предлагает записать в тетрадь.

Учитель: Запишем предложение. Для лесных обитателей глубокий снег и морозные дни – настоящая беда.

Учитель: Объясните написание орфограмм.

Для лесных (лес) обитателей (обитель) глубокий снег (снега) и морозные (словарь) дни – настоящая (стоя) беда (беды).

Учитель: Расскажите, что вы знаете о безударных гласных в корне слова?.Как их нужно проверять?

Учитель: Расскажите, что вы знаете о звонких и глухих согласных в корне слова. Как их нужно проверять?

V. Задание дяди Федора

Учитель: Восстановите предложение.

На доске: метель, замела, снегом, дорожки, белая.

Дети составляют предложение. Белая метель замела дорожки снегом.

Учитель: Объясните написание всех орфограмм в словах.

Дети объясняют. Белая метель (мётлы) замела (замёл) дорожки (дорожек) снегом.

Учитель: Вставьте нужные слова по смыслу.

Тихо- тихо… идёт (снег),
Белый … мохнатый (снег)
Мы расчистим … и … (лёд) и (снег)
Во дворе лопатой.

Учитель: Выпишите в два столбика слова: с безударными гласными в корне слова – в левый столбик; глухими и звонкими согласными – в правый столбик.

Ученик работает у доски. Проверка.

Учитель: Допишите по два своих слова в каждый столбик.

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема урока. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Преподаватель Либасова Татьяна Алексеевна, Арзамасский приборостроительный колледж им.П.И.Пландина

Цель урока : повторить, обобщить изученное по орфографии; развивать орфографическую зоркость; обратить внимание учащихся на то, что слово — двусторонняя значимая единица языка; кроме внешней формы (звукового выражения и грамматической структуры) у слова есть смысл, т.е. внутреннее значение.

I . Слово учителя о целях, задачах урока.

Формулирование темы, целей занятия.

Перед вами слова с пропущенными буквами. Сгруппируйте их в соответствии с правилами. Определите тему урока.

Г…ризонт, г…ристый, г…рчица. г…ревать, варе…ка, хрус…нуть, ал..ея, шла…баум

—Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? Какова тема сегодняшнего урока?

(Обучающиеся выполняют задание, формулируют тему урока.)

Учитель . Итак, сегодня мы повторим одно из самых трудных правил: правописание гласных и согласных в корне слова

Помните слова героя книги Л.Б.Гераскиной «В стране невыученных уроков»?

«Мне задали правила по безударным гласным. Надо было их повторить. Я этого делать, конечно, не стал. Бесполезно повторять то, чего все равно не знаешь. »

Надеюсь, что наше повторение будет полезно всем.

Итак, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из трудных тем в русской орфографии. Казалось бы, что сложного: найди однокоренное слово с ударением на том звуке в написании которого ты сомневаешься. Но иногда мы так уверены, что пишем правильно, что не прибегаем к упомянутой простой операции. К тому же мы не всегда можем найти нужное проверочное слово.

Попытаемся это сделать.

Запись : осозн…вать, насл…ждение(услада), упл…тить деньги(плата), прод..вец (продать), посв…тить жизнь искусству (святость), изд..вна жить здесь (давний)призн..вать (признать )

— Но не все так просто, иногда, прежде чем подобрать проверочное слово, нужно определить значение корня.

Покажите зависимость правописание корня от его значения. Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания, определяя правильно лексическое значение слова

обижать (девочку) – обида примирять (противников) – мир

обежать (вокруг клумбы) — бег примерять (платье) – примерка

посветить (фонарем) – свет проживать (жизнь) – жить

посвятить (стихи) – свято прожевать (кусок) – прожёвывать

сторожил (склад) – сторож умолять (о помощи) — молит

старожил (местный) – старый умалять 5 (достоинства ) — маленький

— Одинаково или по-разному звучат записанные вами слова?

— Сделаем вывод, обратившись к транскрипции слов. «примерить и примирить»

— Как называются эти слова? (Омонимы)

— Обратимся к значению слова умалять (По страничкам Словаря)

Умалить – 1.Устарев. То же, что уменьшить.

2. Снизить, преуменьшить роль, значение чего-либо.

Учитель : Очень важно понимать, что знание данного правила способствует семантическому различению слов: пом..рить- пом..рить ( от контекста и от правильно подобранного слова зависит написание гласной буквы в корне

Помирить друзей от мир, померить — мерить платье .

За одинаково звучащими словами стоят не только мысль, но и цель, мотив высказывания, эмоции. Через слово и посредством слова человек обретает связь с миром, со всем, что нас окружает.

Необходимо писать слова грамотно, они не любят, когда их путают, как ненужные предметы: у каждого слова свое лицо .

Работа над непроверяемой гласной в корне слова.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, ди…пазон, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

— Всегда ли вы уверены в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова? (Нет)

— Как же быть в этом случае? (Обратиться к «Орфографическому словарю»)

На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца.

Учитель . Перед вами предложение, в котором в словах «гора»

и «горели» одинаковый корень –гор-. Можно ли в этих словах безударную гласную корня проверить одним и тем же правилом? ( создание проблемной ситуации)

Деятельность уч-ся: В этих словах корен –гор- является омонимичным. Написание гласной в слове гора определяется правилом «Безударная проверяемая гласная в корне слова. Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в слове «гора»?

В слове»горели» корень – гор- является корнем с чередованием гласных От чего зависит написание гласной в это корне? ( от ударения)

«Правописание согласных букв в корнях слов».

— Что нужно сделать со словами и таблицей? ( — Вставить пропущенные буквы и распределить в таблице).

Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий.

Ключ для проверки.

Обобщение и систематизация материала по таблице.

— На основе примеров из предыдущего задания сформируйте правило правописания звонких и глухих согласных.

Рассмотрим несколько примеров,часто вызывающих затруднения:

Молотьба- молотить, просьба- просить, изморось- моросить, изморозь – морозный, вперемежку- перемежаться, вперемешку- перемешать.

Изморозь- похожие на иней осадки.

Изморось – мелкий дождь.

Звучат слова одинаково, т.е. являются омофонами.Чтобы не ошибиться в их написании необходимо учитывать лексическое значение слова, рассматривать его в контексте. То же относиться ко второй паре омофонов: вперемежку-вперемешку.

Правописание согласных в корне.

Правописание звонких и глухих согласных.

Некоторые согласные при произношении оглушаются перед глухим согласным или в конце слова- оглушение .

Проверяем следующим образом: резкий – резок; гриб – грибы.

Некоторые согласные озвончаются при произнесении перед звонкими согласными – озвончение.

Правописание непроизносимых согласных.

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова?

Задание. Запишите слова под диктовку и подберите к ним проверочные слова.

Здравствуйте (здравие), честный (честь), беззвездный (звезда), завистник (зависть), французский (французы), окрестность (перекресток), агентство (агент), свистнуть (свистеть) поздний (опоздать).

— Мы довольно часто сталкиваемся не только с непроизносимыми согласными, но и с ложными непроизносимыми согласными, которые мы подозреваем в слове, скорее всего, уподобляя похожие слова: искусный (искусен) и искусственный.

Попробуем сопоставить такие слова в таблице.

Слова без непроизносимых

Шествовать (шел, шедший)

Яство (от древнего ЯСТИ – есть, еда)

Сверстник- это тот, кто родился с кем-то в одно время. Однокоренными являются слова верста, сверстанный, верстак.

Ровесник (ровня) – одинаковый с кем-то.

Правописание двойных согласных. Запись в тетрадь.

Двойные согласные пишутся:

    В корнях некоторых русских слов (ссора, жжение).

    На стыке приставки и корня (рассвет, воззвание).

    В сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы (главврач).

    В иноязычных словах, написание которых определяется по словарю (коррозия, агрессор).

    Поссориться из-за пустяка, колкая эпиграмма, драматический театр, кассетный магнитофон, компромиссный вариант, интересная программа, алюминиевая посуда, пятибалльный шторм, аккомпанировать на аккордеоне.

    Слова с непроверяемыми согласными.Такие слова надо проверять по орфографическому словарю и запоминать: футбол, вокзал, свадьба, лестница, масштаб.

    Упражнение. Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

    1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской. 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

    — Мы повторили с вами правила правописание согласных.

    — Как проверяем написание звонких и глухих согласных в словах?

    — Как проверяем написание слов с непроизносимыми согласными?

    — Написание каких слов необходимо запомнить?

    — В каких словах пишутся двойные согласные?

    Теперь применяем эти правила при работе с текстом. ( текст на каждом столе)

    Самостоятельная работа с текстом.

    Сказка, сочиненная жизнью.

    Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

    Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

    Задания к тексту:

    — определите основную мысль текста;

    — определите стиль и тип речи данного текста;

    -выпишите из него все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

    Домашнее задание: параграфы 23-25, упражнение 119, 120.


    источники:

    http://rosuchebnik.ru/material/pravopisanie-slov-s-bezudarnymi-glasnymi-gluhimi-i-zvonkimi/

    http://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-2412391.html

    Колхозы — …