Конспект на тему правописание частиц

Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока Русского языка в 7 классе «Правописание частиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Коснпект урока33.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные : давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу « Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит » спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Учитель. Вы готовы удивлять всех своими знаниями?

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Заполняем листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Конспект урока «Правописание частиц»

Раздельное и дефисное написание частиц.

Образовательные: -повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц; учить находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.

Развивающие: – развивать речь и слух учащихся;
– развивать внимание , логическое мышление учащихся;
– развивать практические навыки по определению частиц

— развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

Объяснение нового материала.

Закрепление знаний на практике.

Комментарий домашнего задания.

1. Орг. момент. проверка работы слуховых аппаратов

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне

Слухо-речевая тренировка :- Сегодня будем хорошо говорить звук… С……. Говорите громко, чётко и внятно!

-Читаю слова из словаря , слушайте внимательно! Повторяйте ,что я называю

-с экраном (для слабослышащих)

— На прошлых уроках какую часть речи мы изучали? Ответьте полным ответом.

(- Мы изучали тему ЧАСТИЦЫ)

2. Повторение — Скажите, ребята, какие существуют части речи в русском языке?

( имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?

(самостоятельные и служебные)

-Какие части речи относятся к самостоятельным? Приведите примеры.

-Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.

— Давайте вспомним, что такое ПРЕДЛОГ? СОЮЗ?

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении . Предлог — в переводе с греческого обозначает «перед словом».

Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного

-Игра на повторение частей речи «Найди пятое лишнее»

1. Больно, окно , давно , вечером, однажды

2. Заплачь , врач, силач, грач, ночь.

3. Из –под , за , точь-в-точь , над , из-за.

4. И, если, бы , но , чтобы

На слайде текст. Задание: Прочитайте текст и подумайте- какова тема текста?

На юге Греции в Олимпии, зажигается олимпийский огонь . Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета. Бегуны несут горящий факел. , а на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня может проходить через моря и океаны . Летчики или моряки также помогают доставить светило в нужное место. Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

— Какова тема текста? (эстафета олимпийского огня. Олимпийский огонь – неотъемлемая часть Олимпийских игр)

.- Найдите в тексте предлоги

-Запишем первое выделенное предложение, выделим в нем грамматическую основу, построим схему этого предложения.

Аналогичную работу проведем и со вторым выделенным предложением.

— Являются ли союзы членами предложения? Что связывает союз И в первом и втором предложении?

Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите к ним антонимы.

-Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать? Что вы знаете о частице?

Частица –это служебная часть речи, которая

1)служит для образования наклонений глагола

2) вносит различные оттенки в предложение.

не является членом предложения.

Работа по опорной схеме.

— Посмотрите на опорную схему “Разряды частиц” и расскажите, используя ее, о частице

3. Смысловые частицы выражают:

Что за, ну и, как, вот так, вишь ты

Даже, ведь, -то, всё-таки, же, ну,

именно, как раз, точно, прямо

( вклеим схемы в словарики)

Найдите частицы, определите их разряд

Давай отправимся в лес за грибами!

Прямо под березами растут подберезовики

А вон там, под осиной, виднеются подосиновики.

Что- то не очень много грибов набрали мы сегодня!

Если бы мы вышли рано утром, то могли бы набрать больше

Встаньте ровно , расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Садимся за парты, и снова за дело!

3. Проверка Д. з — Составление предложений с данными частицами

Ли, разве, неужели, бы , не, давай, пусть

4.Работа над новым материалом.

Тема сегодняшнего урока: « Раздельное и дефисное написание частиц».

ЗАПОМНИТЕ: Пишутся через дефис частицы:

1-то, -либо, -нибудь, кое-

Частицы бы/б, же/ж, ли/ль

Я рассказал бы тебе сказку.

Иванов, иди же к доске!

Идёт ли дождь на улице?

5.Закрепление материала. Письменная самостоятельная работа. В это время- индивидуальная слуховая тренировка

Раскройте скобки( раздельно или через дефис?)

Что( же) замолкли песни звонкие?

Хорошо( ли) в лесу весной?

Возьми(ка) и мне билет в кино.

Известно (ли) тебе что(либо) об этом ?

Никита, задумайся(ка) всё( таки) над своим поведением!

Кто(нибудь) едет сегодня домой?

Дима, задачу(то) ты решил или нет?

Он(бы) сейчас с радостью побежал гулять

6. Гимнастика для глаз ( схема на слайде)

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты.

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом.

( Обмен тетрадями. Взаимопроверка работ )

1.. Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.

А) Союз, глагол, предлог.

Б) Предлог, союз, частица.

В) Предлог, местоимение, союз.

А) Частица– это служебная часть речи.

Б) Частицы не являются членами предложения.

В) Частицы связывают между собой однородные члены предложения.

3.- Какое предложение соответствует схеме ? О и О

А) Свет быстро вспыхнул и исчез.

Б) Ночь постепенно уходит и медленно день настаёт.

В) Соревнования проведём на улице и подведение итогов будет в зале.

4.Укажите предложение, в котором допущена ошибка

А) Я рассказал бы тебе сказку.

Б) Иванов, иди — же к доске!

В) Идёт ли дождь на улице?

— Запишите слова, помещенные в рамке на с. 156, Светофор, семафор.

Светофор — сигнальный электрический фонарь с разноцветны ми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

Семафор — 1) Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железно дорожных путях. 2) Береговой знак, устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам.

-Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … ……

-К служебным частям речи относятся… …………

-Служебная часть речи, которая

1) служит для образования наклонений глагола

2) вносит различные оттенки в предложение-это …………

-Через дефис пишутся частицы………………..

У каждого ученика лежат три карточки:
Зеленая – все понял, могу помочь другому! Желтая – нужно повторить вечером.
Красная – не понял.

Каждый ученик в оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите карточки.

9. Выставление оценок с комментированием.

На уроке работали хорошо:……………………Могли бы стараться лучше:……………………………..

10. Домашнее задание

Выпишите 6 предложений с частицами из стихотворений учебника литературы, определите их разряд.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Борисенко Светлана ВладимировнаНаписать 2179 16.12.2017

Номер материала: ДБ-963093

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.12.2017 463
    15.12.2017 227
    15.12.2017 462
    15.12.2017 248
    15.12.2017 220
    14.12.2017 366
    14.12.2017 1575
    14.12.2017 749

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Российские школьники завоевали две золотые медали на Международной олимпиаде по математике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок по теме «Правописание частиц»

  1. Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
  2. Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.
  1. Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
  2. Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  3. Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка;
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).

1. Организация демонстрации овладения учащимися имеющимися знаниями.

– Какую часть речи изучаем?
– Назовите разряды частиц и приведите примеры. (Используется прием “снежный ком”.)

2. Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Задание: заполнить (дополнить) таблицу. (Учащиеся работают в парах.)

РазрядыПримеры частиц
Усилительные
Вряд ли, едва ли, авось
Отрицательные
Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
Восклицательные
Именно, как раз
Выделительные, ограничительные
Это, вон, а вон, вот, а вот
Формообразующие (сослагательное наклонение глагола)
Пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Определение цели и задач урока:

– Перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик?

  1. Так пойдика, попляши!
  2. Я хотел бы знать наверняка.
  3. Пойдешьли ты сегодня на тренировку?
  4. Подумайже об этом.

– Учащиеся высказывают предположения.
– Какова же цель и задачи нашего урока?

Учащиеся высказываются. Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.”

  1. Понять правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  2. Продемонстрировать знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

4 .Учебно-практическая задача.

– Прочитайте сочетания и запишите их, распределив на две группы. (Самостоятельно.)

Знал бы ты, дел-то много, был ли ты, смотри-ка, ну-ка, смотри же.

– Проверка. Почему так распределили?
– Определим разряд частиц, роль каждой частицы.
– Сделаем вывод: как пишутся частицы. (Составим таблицу.)

Дефисные написанияРаздельные написания

5. Сообщение учащимися пределов познания (как максимум, как минимум).

(Написание частицы бы мы знаем – звучит правило о написании частицы бы с глаголом сослагательного наклонения. Написание частицы ЛИ мы не изучали – надо писать ее отдельно от слова и т.д.)

6. Организация изучения нового материала. (Групповая работа.)

1) Продолжить запись, приведя 5–6 примеров:

1-я группа: ли Знал ли, …
– то Сестра-то ушла, …

2-я группа: же Какой же ты друг …
– ка Посмотри – ка вправо…

3-я группа: бы Хотел бы пойти.
– то Он-то был на собрании….

Выполняя работу, учащиеся демонстрируют уровень овладения новым способом действий.

2) Запишите предложения, в которых выделенное слово пишется раздельно.

(Задание с “ловушкой”.)

А) Как (бы) ни старался, не может прибавить себе роста.
Б) Оденьтесь теплее, что (бы) не простудиться.
В) Ребята! Не Москва (ль) за нами?
Умремте (ж) под Москвой, как наши братья умирали.
Г) Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

– Почему не записали второе предложение? (Здесь подчинительный союз.)
– В какой речевой ситуации звучат данные частицы? Для какого стиля речи характерны?

7. Обобщение изученного. Проведение диагностической работы.

1) Что я понял о правописании частиц ли, же, бы, -то, -ка, -таки?
2) Какие вопросы возникли?
3) Что осталось непонятым?

8. Домашнее задание:

  1. № 453 (306), правило.
  2. Выписать из художественных произведений предложения с каждой частицей.
  3. Придумать сказку о приключениях частицы -ка, можно о другой.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chastic-2384920.html

http://urok.1sept.ru/articles/622521