Конспект на тему правописание глаголов

Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glagolov.doc47.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Учитель МБОУ СОШ №3 Дятко Галина Андреевна

Цели: повторить и обобщить лингвистический материал :

1) правописание личных окончаний глагола;

2) правописание буквы Ь в глагольных формах;

3) правописание суффиксов глагола –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-;

4) правописание гласных в глаголах прошедшего времени перед –л-;

5) правописание НЕ с глаголами;

совершенствовать орфографические умения учащихся;

развивать языковое чутьё.

Оборудование: презентация по теме урока; таблица «Спряжение глагола»; пособие Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В. «Русский язык в таблицах. 10-11 классы»; рабочие листы учащихся с заданиями.

I. Организационный момент.

II. Устный тест-минутка.

1.Исправьте грамматическую ошибку:

в) оратор охрипнул;

г) ляжьте на коврик.

2. Поставьте ударение правильно:

3. Каково лексическое значение слов:

а) представить- предоставить;

в) обсудить- осудить;

III. Работа с текстом.

(1) Почти за три тысячи лет, в 8-7 веках до нашей эры, Индия знала, что учение — это не только заучивание разных предметов, нужных для дальнейшей осмысленной жизни. (2) Из всех благ, сопровождающих учение, лишь одно, если верить древнему суждению, относится к повышению знаний. (3) К сожалению, дети нашей эры не чувствуют широты школы, не идут в неё, как цветы в воду или рассада в землю. (4) И надо быть взрослым, очень пожившим человеком, чтобы ясно представить себе проблему школы, ощутить её как среду для своего роста. (5) И тогда начинаешь сильно корить и жалеть себя за легкомыслие своего детства и юности, когда мог бы взять от благодатного школьного времени намного больше, чем взял.

(6) Я тоже поняла это очень поздно, в возрасте сорока пяти лет, когда подала заявление в Плановую академию и была, в виде исключения, принята в неё. (7) Почему в детстве и юности не было ощущения счастья, когда ты идёшь в школу? (8) Как могло не захватить всю душу ребёнка богатство наступившего дня, когда в душу и мозг ляжет столько нового, разного, интересного? (9) Тогда, в сорок пять лет, я страстно задумалась о том, почему блаженное чувство, возникшее при посещении занятий в академии, не переживается детьми, не переживалось мной, легкомысленно упустившей получать максимум возможного от даруемой в детстве школы.

— Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему, поставленную автором. ( Проблема невосприятия детьми школы как среды для своего роста и развития.)

-Сформулируйте и запишите позицию автора. ( Дети легкомысленно относятся к своей школьной жизни, упускают возможность получить максимум знаний.)

— Подумайте, к каким литературным произведениям можно обратиться для аргументации собственного мнения по данной проблеме.

IV. Знакомство с теоретическим материалом.

Самостоятельная работа с учебником. Вопросы и задания к прочитанному учебному материалу:

-Сформулируйте правила правописания глаголов, иллюстрируя их примерами из ранее прочитанного текста.

относится относится не чувствуют начинаешь задумалась

не переживается не идут идёшь

начинаешь не было

ляжет не захватить

не переживается не переживается

-Укажите способ образования слова « заучивание». Объясните правописание производящего глагола.

-Какие слова в тексте образованы по этой же модели? ( К повышению, к сожалению,суждению, заявление, исключения, ощущения, при посещении, учение, знаний)

V. Отработка правил написания глагола.

(Самостоятельная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа.)

1. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Кле-л, кле-т, ве-л, оконч-л, завис-л, завис-т, команд-вать, проповед-вать, агитир-вать, пропал-вать, расклад-вать, навед-ваться, завед-вать, танц-вать, потч-вать, наста-вать, корч-вать, оккупир-вать, доклад-вать, отста-вать.

Пиш-те слова — вы хорошо пиш-те. Выйд-те на улицу — когда выйд-те, посмотрите налево. Вытр-те руки — когда вытр-те, повесьте полотенце. Когда прыгн-те, будьте аккуратны — прыгн-те осторожно.

2. Не или недо? Раскройте скобки, объясните правописание.

1) Шест (не)достает до дна. Ему (не)доставало времени. 2) Ребенок (не)досчитал до десяти. Экскурсовод (не)досчитался двух туристов. 3) Рабочий (не)выполнил норму. Завод (не)довыполнил месячный план. 4) Охотник (не)добрался до зимовки. Абитуриент (не)добрал один балл. 5) Больной (не)доедал обеда, потому что чувствовал (не)домогание. Ленинградцы в блокаду (не)доедали, (не)допивали. 6) (Не)доводи спор до ссоры. Ему (не)доводилось бывать в этих краях. 7) Мама (не)доливала чай до краев чашки. Продавщица систематически (не)доливала сироп.

3. Поставьте глаголы в скобках в нужной форме настоящего времени.

1) Метёт пурга, буйны ветры (рыскать) по степи, как голодные волки. 2) Дождь (брызгать) во все стороны, стучит по крышам. 3) Белый парус (колыхаться) на ветру. 4) Тихо вокруг, только иногда (кудахтать) куры. 5) Каждый вечер все хозяйки, как по команде, выходят из домов и (кликать) своих ребят. 6) Веют теплые ветры, с крыши (капать) — вернулась весна. 7) От удовольствия кот, выгнув спину и прижавшись к моим ногам, временами (мяукать и мурлыкать). 8) Ребятишки целый день весело (плескаться) в речке. 9) Дети (чтить) своих родителей. 10) Хорошие отношения (зиждиться) на взаимном уважении и доверии.

4. Определите наклонение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

1) Когда вы пиш..те, вспомн..те правила правописания. Пиш…те внимательно! 2) Вынес..те цветы из комнаты. Когда вынес..те, откройте форточку. 3) Выбер..те себе книгу. Когда выбер…те, покажете ее мне. 4) Тян..те сильнее, вы тян..те очень слабо. 5) Ид..те быстрее. Когда ид..те через улицу, (не)смотр..те по сторонам. 6) Покаж..те мне вашу работу. Когда покаж..те, мож..те идти домой. 7) Расскаж..те мне о ваших впечатлениях от экскурсии. Когда расскаж…те, вероятно, всем захочется поехать.8)Как только выйд..те из лесу, увид..те небольшую деревеньку.9) Стукн..те мне в окно, когда соберетесь уходить.Когда вы стукн..те, я мигом соберусь. 10) Выскаж..те все, что вы дума..те об
этом. Если вы все выскаж..те, то стан..те спокойнее. 11) Прыгн..те в воду. Когда прыгн..те, почувству…те удовольствие.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) Правда суда (не) боит?ся. 2) Умел ошибит?ся – умей и исправит?ся. 3) Чем сердит?ся, лучше помирит?ся. 4) Обожжёш?ся на молоке, дуеш? на воду. 5) Как поживёш?, так и прослывёщ… . 6) Хорошо трудит?ся — хлеб уродит?ся. 7) Снега надует — хлеба пр..буд..т, вода разольёт?ся — снега наберёт?ся. 8) Кто пахать (не)лен..т?ся, у того и хлеб родит?ся. 9) Много всего говорит?ся, да не все в дело годит?ся. 10) (Не)стыдно (не)знать — стыдно (не)учит?ся. 11) Учись смолоду— пригодит?ся в старости. 12) Трус домой в..р..тит?ся — от него и мать отворотит?ся. 13) Работа и корм..т, и уч..т. 14) Конь вырв..т?ся — догониш?, а слова сказан?ого (не)воротиш?. 15) Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 16) Семь раз отмерь — один раз отреж?. 17) Готов? сани летом, а т..легу зимой. 18) Хлеб еш?, а правду реж?. 19) С родной земли умри, но (не)сходи.

VI. Домашнее задание.

Параграф 48, упражнение 257 (правописание глаголов-паронимов).

Урок по русскому языку на тему: «Правописание глаголов».

Тема урока: «Правописание глаголов».

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Правописание глаголов».»

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Правописание глаголов».

Тип урока: урок закрепления знаний и умений.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по закреплению написания глаголов.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о правописании глаголов, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения правильно писать глаголы; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; интереса к русскому языку посредством соблюдения литературно – языковых норм, уважения к другим, осознанию ценности совместной работы; формирование положительной мотивации к учению посредством использования занимательного материала; бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм правильности речи; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, воли, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно — следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные: умение правильно писать глаголы; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, С.В. Иванов, раздаточный материал.

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание глаголов»

Выбранный для просмотра документ правописание глаголов.doc

«Правописание глаголов».

Цель: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Закрепить умение определять спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Закрепить умение писать частицу НЕ с глаголами.

Закрепить умение писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Закрепить умения в правописании –ться и – тся в глаголах.

Закрепить умение писать буквы О- Ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Развивать мыслительные операции.

Развивать психические процессы (внимание, восприятие, память).

Развивать орфографическую зоркость.

Развивать связную устную и письменную речь.

Развивать навыки самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, самоооценки.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С.В.и др.), карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

1. Орг. момент.

— Ребята! закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

— На уроке вы будете самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их вы сможете оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. СЛАЙД 2

«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«+ » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

«!» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

2. Актуализация знаний (дети самостоятельно по на водящим вопросам определяют тему урока)

Учитель:— Отгадайте загадку: СЛАЙД

-Дима читает, а мы слушаем и готовим ответ.

Что без меня предметы?
Лишь названья,
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья.

Цветут сады,
И рожь в полях растёт.

(О какой части речи говорится в загадке? (о глаголе) СЛАЙД щелчок

— Почему вы так решили? (т.к. глагол обозначает действие, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

— А ещё что обозначает глагол? (состояние, например: спать, ждать, замёрзнуть, думать)

— Посмотрите на доску и прочитайте слова: СЛАЙД

Куса[ца]; куса[ица]; стереч(?); (не)кусает; умни[ца]; рису[иш].

— Какое слово лишнее? (умница)

— Почему? (это имя существительное, а остальные слова- глаголы) Докажите.

— Какие орфограммы вы увидели?

( Правописание –ться, -тся в глаголах, правопис. безуд. оконч. глаголов, правопис. НЕ с глаголами, мягк. знак после шипящих в глаголах)

— Какие известные нам орфограммы глагола не назвали?

Буквы о- ё после шипящих в окончаниях глаголов.

— Сформулируйте тему урока. (правописание глаголов) СЛАЙД

— Правильно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов.

— Сформулируйте задачи нашего урока: СЛАЙД

Повторить…… (правописание глаголов)

Учиться …. (правильно писать глаголы)

Развивать… (мышление, внимание, память, орфографическую зоркость )

3. Систематизация и обобщение знаний и умений.

— Расскажите всё, что вы знаете о глаголе.

Дополните предложение: СЛАЙД

1.Глагол- это …(часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать)

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

— Скажите, какие глаголы встретились в тексте.

— Докажите, что это глаголы.

— С какой же буквы начинаем писать слово «глагол»?

— Пишем полстроки прописную буку и полстроки строчную.

— Какие сочетания с данной буквой на встретились в слове глагол?

Выпишите глаголы, раскрывая скобки. (самост. работа)

(по)тропинке, (по)прыгать, (на)ливать, (по)гладить, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (в)ней, (по)говорить, (по)бежать

Взаимопроверка в парах

— Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.

— Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

— Поднимите руку, у кого одна ошибка.

— Какой частью слова являются слова ПО, НА? (приставка)

( начальную форму и личную форму .)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

— Отгадайте загадку: СЛАЙД

Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным,

За него тянут, вынуждая что – то сказать,

На нём вертится то, что вот – вот вспомнишь, Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Самостоятельная работа. ( 2уч. у доски)

Запишите глаголы в два столбика:

1- начальная форма глагола;2- личная форма глагола.

— Саша запишет нам в левый столбик глаголы н.формы, а Карина в правый столб. – глаголы в личной форме.

— Ребята, посмотрите, правильно ли записала слова в первый столбик Саша?

— Правильно ли записал во второй столбик слова Карина?

( совершенного и несовершенного вида).СЛАЙД

-Я называю глагол, если он сов. вида, вы приседаете, несов. вида- подпрыгиваете.

Писать, верить, убрать, написать, петь, убирать, вылететь, поверить, лететь, запеть.

( С.в.- убрать, написать, вылететь, поверить, запеть;- приседание

Н.в.- писать, верить, петь, лететь)- прыжки

— Как определяли вид глагола?

4. Систематизация и обобщение знаний и умений.

Р абота в парах.

— Выполняя предыдущие задания, все орфограммы глаголов мы назвали? (нет)

— Работая в парах, мы вспомним не названные правила.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

Каждая пара выполняет задания за компьютером, через 5 минут проверяем.

5. Проверка работы

— Прошу рассказать о своей работе по плану:

1. Какая орфограмма встретилась в задании.

2. Как выполняли задание.

— Пока одна группа отвечает у доски, все остальные ребята внимательно слушают и проверяют выполнение работы.

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)навидеть, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать

Частица НЕ с гл. пишется раздельно, кроме слов, кот. без не не употребляются.

Сделайте буквенную запись.

Кури[ца], улыба[ца], ули[ца], учи[ца],верте[ца], умни[ца], пени[ца], верте[ца], балова[ца], умыва[ца]

Правописание – тся, — ться

Вставьте пропущенные буквы.

Печ…т, стриж…т, береж…м, стереж…т, обожж…т

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

Например: стрижём, печём.

Буква о в окончаниях глаголов не пишется.

4 группа. Мягкий знак после шипящих в глаголах СЛАЙД

Раскрывая скобки, оставьте только глаголы.

— Почему не взяли слова горяч, ключ, меч, камыш, речь, дремуч?

Вставьте пропущенные буквы.

Дремл…шь, пиш…шь, относ…шь, смотр…шь, проход…м, черт…шь, бега…шь, дума…шь.

Правопис. безуд. оконч. глаголов

— Что помогло вам написать правильно окончание глаголов? (спряжение)

— Про какие глаголы мы должны помнить всегда?

— Давайте вспомним алгоритм, который помогает нам правильно написать безударные окончания глаголов. СЛАЙД

— Сделаем вывод, над какими изученными орфограммами мы сегодня работали?

Работа по учебнику с.131 упр.2 ( самост. работа)

6 VII . Рефлексия. СЛАЙД 16

Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

Я рада, что у вас хорошее настроение, что урок для вас был интересным

Спасибо ВСЕМ, вы хорошо потрудились.

7.Задание на дом

По выбору:

С. 132 упр. 4 *


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-po-russkomu-iazyku-na-temu-pravopisanie-glago.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-glagolov-565597.html