Конспект на тему правописание корней

Правописание корней

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»

Конспект по русскому языку «Правописание корней разных частей речи.» (11 класс)

Урок № 38. Русский язык 11 класс. 23.01.18.

Тема: Правописание корней разных частей речи.

формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей при подготовке к ЕГЭ, а именно: систематизация правил правописания корней с чередующимися гласными в разных частях речи; развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, корни с чередующимися гласными) ; воспитывать орфографическую зоркость.

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, дидактический материал ( карточки с заданиями).

2 . Словарный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» (1 уч-ся у доски)

Оч..рование, осл..пить, препод..ватель,сокр..щение, просв..титель, спл..ченный, съ..звить, расщ..пление атома, уед..ненный уголок, ум..лять о пощаде, укр..титель, флаги разв..вались, оп..здать, погл..щение, , д..лина, зар..дил дождь, исс..кают силы, непогр..шимый, настр..чить, об..жать музыку, оп..ленный солнцем, бл..стательный, осв..домитель, осн..щенный, неув..даемый, пок..яние, потр..сающий.

II . Объяснение нового материала.

1. Записать предложение.

На крутом спуске горы вырос необычный цветок, его лепестки горели в лучах закатного солнца, словно пламя костра отражалось в них.

Перед Вами предложение, в котором в словах «гора» и «горели» одинаковый корень -гор-. Можно ли в этих словах безударную гласную корня проверить одним и тем же правилом? (Создание проблемной ситуации).

В этих словах корень -гор- является омонимичным. Написание гласной в слове «гора» определяется правилом «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Чтобы проверить безударную гласную, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением. Например, «гора — горы».

В слове «горели» корень -гор- является корнем с чередованием гласных, — гор-/ -гар-. Написание гласной зависит от ударения: под ударением — а, без ударения — о.

Обратимся к таблице.

В корне -мак- пишется а, если слово имеет смысл «макать, погружать в жидкость», в корне -мок- пишется о, если имеет значение « впитывать жидкость». Например, «непромокаемый плащ», «обмакнуть в чернила».

В корнях -равн-/-ровн- пишется буква а, если слово имеет значение «равный, одинаковый», например, «уравнение». Буква о пишется в том случае, если слово имеет значение «ровный, гладкий». Например, «сровнять с землей».

Задание1. Прочитайте текст. Спишите его, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова.

Утром в н. зинах (расс. тилалася, расс. телился) туман. Но вот из-за г. ризонта по. вляется солнце и разбрасывает свои лучи по в. рхушкам д. лекого леса. На расст. янии кил. метра от леса (зам. чаешь, заметишь) изв. листую р. чонку. На берегу (выр. сли, р. стут) густые зар. сли м. лины. (Заб. раешься, заб. решься) в нее и с насл. ждением (на. даешься, наешься) п. хучих ягод. Другой берег реки покрыт к. мышом. Легкий в. терок сл. гка к. лышет его. Л. жишься на спину, смотришь в небо и (зам. раешь, замрешь) от в. сторга.

Прочитайте текст, который вы составили.

Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце и разбрасывает свои лучи по верхушкам далекого леса. На расстоянии километра от леса замечаешь извилистую речонку. На берегу растут густые заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод. Другой берег реки покрыт камышом. Легкий ветерок слегка колышет его. Ложишься на спину, смотришь в небо и замираешь от восторга.

Опираясь на Схему , определите, с какими видами орфограмм вы работали.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Распределите слова с пропущенными буквами по видам орфограммы «Чередование гласных в корнях слов». Подчеркните в предложениях деепричастный оборот и одиночные деепричастия.

Мы с товарищем соб. рались в далекую поездку и предпол. гали выехать до з. ри, однако отправились в путь поздно. Дорога шла р. внинной местностью не подн. маясь и не опускаясь; всюду расст. лалась необозримая степь. В полдень мы распол. жились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, заг. релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл. вцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прик. снуться. Подл. жив под голову непром. каемый плащ я заснул.


источники:

http://uchitel.pro/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-korney-raznih-chastey-rechi-klass-3455745.html