Конспект на тему правописание не с разными частями речи

«Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи»

Орфограмма: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, причастиями, глаголами, деепричастиями).

Не пишется слитно :

  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово без не не употребляется ( невидаль, недотрога, невзрачный, невзначай );
  • с существительными, с краткими и полными прилагательными и наречиями на -о(-е), если слово можно заменить синонимом без не ( недруг — враг, немалый — большой );
  • в неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях ( некто, неласково );
  • с причастиями, если при них нет зависимых слов и противопоставления ( неочищенные овощи).

Не пишется раздельно :

  • с существительными, прилагательными и наречиями на -о(-е), если в предложении есть противопоставление с союзом а (он мне не друг , а враг);
  • с наречием, если к нему относятся слова вовсе, далеко, никогда, нисколько, ничуть (ничуть не приятно );
  • с глаголами и деепричастиями, кроме случаев, когда слово без не не употребляется ( не спеша, не делал, ненавидеть );
  • с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом а ( не сданные вовремя книги; не придуманные , а взятые из самой жизни, истории);
  • с краткими причастиями (работа не доделана).

Не является приставкой отрицательных местоимений, если после не нет предлога (делать нечего ).

Таблица «Слитное и раздельное написание
НЕ с различными частями речи
«

Схема «НЕ с различными частями речи«

Конспект урока «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Конспект урока на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Образовательная : повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ — приставки и НЕ — частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;

Развивающая : продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;

Воспитательная : продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости..

I. Организационный момент.

— Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.

Задание: записать примеры, раскрыть скобки, объяснить свой выбор:

Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого каравая.

Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.

С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.

Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.

Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.

— Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)

— Что называют пословицей? (пословица – мудрое народное изречение) + справка из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: «Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания»

— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.

— Объясните смысл понравившейся вам пословицы.

III. Работа над темой урока.

— Запишите тему сегодняшнего урока

Слово учителя о целях и задачах урока.

— Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. — Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях.

Он такой не вежда.

Не громкий звук раздался в тишине.

Куртка была не дорогая, а дешовая.

— Итак, чем является НЕ в этих примерах?

— Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-(слайд №10).

То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);

Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);

Грубый, невоспитанный человек (невежа);

Необразованный, малосведущий человек (невежда);

Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);

Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);

Раб, обычно из пленников (невольник);

Отсутствие свободы, рабство (неволя);

Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);

Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);

Военный противник, враг (неприятель).

— Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

— Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)

— Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)

Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)

* ( Не ) знаю большего удовольствия, чем идти по ( не )знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

* Вот откуда-то доносится тревожный крик ( не )уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.

* Хорошо по жизни пронести счастье, ( не ) затронутое пулей, верность, ( не ) забытую в пути.

* Книга — это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга ( не )редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.

* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.

* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

— Объясните значение слов вдохновенный, невежда.

Вдохновенный — возвышенный, выражающий подъем творческих сил.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

— Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить диагностирующую контрольную работу. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант — для сильных учащихся, 2 — для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” — есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) — пишется раздельно; “невеселый” — прилагательное, пишется слитно.

Вопросы для повторения:

— Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?

— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?

— Как пишется НЕ с причастиями?

— Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?

Урок русского языка в 8 классе «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок повторения изученного материала по теме «Слитное и раздельное написание частицы не с разными частями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_dlya_publikatsii.doc72.5 КБ
ne_i_ni_prezentatsiya.ppt2.3 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме:

«Правописание частицы не с частями речи. Повторение».

1) систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

2) совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

3) развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения.

Оргмомент. Взаимное приветствие учащихся и учителя, обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок.

На доске записан текст . (Слайд 2)

(Не) станем уверять (ни)кого, что прекраснее пригородов Петербурга нет (ни)чего на свете.

Каждому человеку люба и мила своя сторона, но мы (не)можем (не)признать (не)обычное великолепие нашего края. Трудно отдать чему-либо предпочтение в нём.

Чаще всего попытки сравнить увиде( н, нн)ое происходит от нашего (не)желания или (не)умения увидеть и почувствовать (не) случайность этих картин.

— Кто может определить по данной записи тему нашего урока?

– Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи».

— А кто увидел орфограмму, которую мы повторяли на прошлом уроке? Объясните ее.(Правописание –н-, -нн- в суффиксах)

Словарная работа. (Слайд 3, 4)

В этом тексте вам встретились два словарных слова, с которыми мы сегодня поработаем.

Первое из них – архитектура.

Как бы вы объяснили значение этого слова? А теперь посмотрите, какое значение дается в «Толковом словаре». Архитектура — стиль постройки, искусство проектирования и строения зданий.

Запишите это слово в тетрадь. Подберите к нему однокоренные слова.

Следующее слово – достопримечательность.

Как бы вы объяснили значение этого слова? Сравните со значением, указанным в толковом словаре. Достопримечательность — место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города .

— Запишите это слово в тетрадь. Верите ли вы, что количество букв и звуков в этом слове одинаковое? Объясните , почему?

-Вернемся к теме нашего урока. Что мы будем делать на этом уроке, чтобы в конце урока нам раскрыть скобки.

– Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

— Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

— Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

Для каждого правила существует определенный алгоритм его применения.(Слайд 5)

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-raznimi-chastyami-rechi-3228103.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/04/urok-russkogo-yazyka-v-8-klasse-slitnoe-i-razdelnoe