Конспект на тему правописание прилагательных 6 класс

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе».

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

— развивать связную речь, орфографическую зоркость;

— коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

— воспитывать учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc73 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Зарипова Ирина Владимировна — учитель русского языка

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Урок русского языка в 6 классе

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

— закрепить умения учащихся проверять правописание падежных окончаний имён прилагательных вопросом, определять род и падеж имён прилагательных по роду и падежу имён существительных;

развивать связную речь, орфографическую зоркость;

коррегировать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, внимание, восприятие;

воспитывать учебную мотивацию.

1. Организационный момент.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Подведение к теме урока.

— Найдите способ прочитать запись на доске и назовите тему урока.

(Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе).

3. Постановка цели и задач урока для детей.

— На уроке мы будем тренироваться в правописании окончаний прилагательных с опорой на вопрос и определении их рода и падежа в единственном числе.

4. Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний прилагательных.

А) Приём подбора подходящих слов.
— Прочитайте запись на доске и назовите три существительных:

(небу, снегом, листву)

— Запишите в три столбика существительные, определите их род, падеж.

— Прочитайте слова на карточках-полосках:

(свежим, звёздному, весеннюю, синему, пушистым, зелёную, умного).

Подберите к записанным существительным подходящие по смыслу прилагательные, в скобках запишите вопрос.

По небу Под снегом В листву

(как ому ?) (как им ?) (как ую ?)

син ему свеж им зелён ую

звёздн ому пушист ым весенн юю

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

— Ориентируясь на цвет и форму собери имена прилагательные:

(верному, горячего, чистой)

— Прочитайте на доске существительные:

— Составьте словосочетания, согласовав имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

(Солнца (как ого ?) горяч его ,)

(водой (как ой ? чист ой ,)

(другу (како му ?) верн ому .)

— Как определить падеж имени прилагательного?

(По падежу имени существительного).

Как проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных? (По вопросу).

В) Работа по карточкам.

5. Словарная работа.

А) — Словарную работу проведём в парах.

— Сначала ребята 1 варианта выступают в роли учителя и диктуют слова со своей карточки №1 ученику. Потом проверяют и выставляют оценку на полях. Затем меняются – учителями становятся ребята 2 варианта. Слова писать в столбик.

из печенья для богатства

к кефиру по океану

про конфету про медаль

с апельсином с мандарином

о смородине в сметане

Слабые учащиеся работают индивидуально по карточке №1а, а затем выполняют самопроверку по карточке №2а

С_рвиз (как ой ?) С_сед (как ой ?)

из п_ченья (как ого ?) для б_га__тва (как ого ?)

к к_фиру (как ому ?) по ок_ану (как ому ?)

про к_нфету (как ую ?) про м_даль (как ую ?)

с ап_льсином (как им ?) с м_нд_рином (как им ?)

о см_р_дине (как ой ?) в см_тане (как ой ?)

— Ребята, поднимите руку, кто записал все слова без ошибок.

Б) — К данным существительным подберём подходящие по смыслу прилагательные. Для этого подберите и запишите в скобках от существительных вопросы к прилагательным.

Самопроверка по карточке №2:

Сервиз (как ой ?) Сосед (как ой ?)

из печенья (как ого ?) для богатства (как ого ?)

к кефиру (как ому ?) по океану (как ому ?)

про конфету (как ую ?) про медаль (как ую ?)

с апельсином (как им ?) с мандарином (как им ?)

о смородине (как ой ?) в сметане (как ой ?)

В) — Используя слова карточки №3, подберите подходящие к существительным (словарным словам):

добр ый чайн ый

духовн ого песочн ого

глубок ому кисл ому

золот ую шоколадн ую

сладк им сочн ым

жирн ой чёрн ой

— Определите род и падеж прилагательных.

Коллективная проверка работы.

Вывод: — Как определяли род и падеж у прилагательных?

(По роду и падежу существительных)

— Как проверить правописание падежных окончаний у имён прилагательных? (По вопросу).

6. Упражнения на закрепление материала.

А) Самостоятельная работа по карточке.

— Опираясь на окончания вопросов, допишите окончания имён прилагательных. Определите их род и падеж.

Допиши окончания прилагательных

в единственном числе.

Опирайся на окончания вопросов.

Плыть к берегу (как ому ?) дальн…, крут… .

Спеть песню (как ую ?) последн. прощальн.. .

Одеть братика (как ого ?) младш…, любим… .

В) Коллективная работа.

-Составить и записать предложения с данными словами.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На, тёмное, небо, горит, яркая, звезда.
  2. У, дальнее, болото, растёт, вкусная, клюква.
  3. Раннее, утро, ученики, идут, в, любимая, школа.

Коллективный разбор предложений с самостоятельной записью в тетради. Сильные учащиеся работают по карточке №4.

Слабоуспевающие ребята выполняют работу по карточке №4а.

Составь и запиши предложения с данными словами.

Образец: На тёмн ом небе горит ярк ая звезда.

  1. На тёмн .. небе горит ярк .. звезда.
  2. У дальн … болота растёт вкусн .. клюква.
  3. Ранн .. утром ученики идут в любим .. школу.

— Ребята, чему учились на уроке?

— Как можно проверить написание падежных окончаний имён прилагательных?

— Как проверяли род и падеж у имён прилагательных?

— Какие задания понравилось выполнять?

8. Задание на дом. Страница 205, упражнение 6.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание окончаний имён прилагательных» (6 класс)

Сценарий урока №93

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.

Дата проведения: 12.01

Тип урока: урок общей методологической направленности (обобщения знаний)

Способствовать обобщению изученного по теме “Имя прилагательное”.

Способствовать развитию умения написания окончаний имён прилагательных.

Способствовать углублению представлений о роли имён прилагательных в речи, способах их образования.

Способствовать определению учащимися синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении..

Способствовать воспитанию интереса к предмету, аккуратность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева и др.

Формирование УУД, за счет чего

I .Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

положительный настрой на урок русского языка

Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

Слушают, настраиваются на урок

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II .Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

подводящий к теме диалог.

1. Морфологическая разминка

Заяц жил на островке среди широкой реки.

-Морфологический разбор слова – на островке

-Дать определение имени прилагательного, рассказать о его морфологических признаках.

-Назовите разряды имён прилагательных по значению

-Какова синтаксическая роль имён прилагательных?

— По какой части речи определяются морфологические признаки имени прилагательного?

Производят морфологический разбор

Отвечают на поставленные вопросы

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

— анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

формулировать собственное мнение

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

1.Проверка выполнения домашнего задания (упр.239)

-От чего зависит написание окончаний имён прилагательных?

2. Понаблюдай и исправь ошибку!

Горячей спор, солнечной день, белой снег, красная пальто, спелае яблоко, холодной дождь , внимательной ученик.

-Как возможно исправить ошибку в этих примерах?

-Какой признак прилагательного иллюстрируют эти примеры?

3.Определите тему урока.

Какие цели мы ставим перед собой? Что мы должны узнать? Чему научиться?

4. Знакомство с теоретическим материалом учебника, стр. 190

Формулируют цель и тему урока

Читают материал учебника

Повторения алгоритма действии при выборе безударной гласной в корне слова:

Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Формулирование темы урока:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

формулировать собственное мнение и позицию;

Работа в группах:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

IV . Первичное закрепление знаний

1. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание прилагательных.

На дальн?м берегу виднелась избушка.
Перед дальн?м путешествием мы очень сдружились.
На соседн?м дворе кричал петух криком бодр?м , звонк?м и резк?м.

Записывают под диктовку предложения, объясняют написание имён прилагательных

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука — занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

V . Закрепление изученного

Задание: Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выпишите вместе с существительным, выделить окончания.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Все освещено ( яркий, солнечный) светом. Особенно хороши ели в ( роскошный, зимний) уборе. В ( морозный) воздухе звонко отдается каждый звук. (зимний) вечером еще лучше.

2.Творческая работа. Работа в паре.

Этот_________ зверек живет в лесу. У него _______ уши, ________хвост. Передние лапы_______ , а задние — ______. Шубка у зверька летом-______ , а зимой- ______ . Морковка, _____,_______- любимые лакомства животного. А зимой и ____кора хороша. _____зверек всего боится.

2 . Впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. Определите морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль в предложении.

Выписывают прилагательные с определяемыми существительными, объясняют правописание окончаний

Работают в парах по составлению текста

Самостоятельное выполнение задания:

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.

— применять правила правописания безударных гласных в корне слова;

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте) .

осуществлять действие взаимоконтроля.

нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) .

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Выставляет оценки за урок, комментируя их

Выбирают для себя ступеньку

Выставляют оценки друг другу, комментируя их.

представление о причинах успеха в учебе;

с учителем или одноклассниками результат

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания;

VII . Домашнее задание

2.Упр. 239 абзац 3-4 или сочинение-описание состояние природы на улице с использованием имён прилагательных

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Хорьякова Людмила ВалентиновнаНаписать 4242 13.01.2016

Номер материала: ДВ-336235

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.01.2016 1030
    13.01.2016 317
    13.01.2016 3845
    13.01.2016 687
    13.01.2016 1290
    13.01.2016 537
    13.01.2016 393

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Правописание сложных прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.

1. Терминологический диктант (ежеурочно готовят сами дети. Как вариант можно вызвать несколько учеников с подготовленными терминологическими диктантами, чтобы они продиктовали свои слова-термины другим детям и потом проверили написанное):

Грамматическая основа, превосходная степень, краткое прилагательное, пунктуационный разбор, подлежащее, второстепенные члены предложения.

— Какое задание можно дать по предложенному диктанту? (Обозначить все орфограммы, прокомментировать их).

2. На доске записано предложение для синтаксического разбора:

На самой красивой полянке (не)большой берёзовой рощи мы увидели ярко(красный) цветок.

— Какую тему мы изучаем? (Имя прилагательное.)

— Посмотрите, пожалуйста, на предложение. Какие вопросы по орфографии и пунктуации можно задать, используя только данное предложение?

(- Дать характеристику предложению.

— Найти в предложении грамматическую основу.

— Дать характеристику именам прилагательным, которые есть в предложении.

— Что за форма прилагательного самой красивой? Как она образована.

— Как пишется прилагательное небольшой?

— С какими трудностями столкнулись, работая над предложением? (Не знаем, как пишется слово ярко-красный)).

— Что вы можете сказать об этом прилагательном? (Сложное).

— Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться писать сложные прилагательные).

3. Работа с учебником: параграф 107.

— После прочтения параграфа у вас в тетрадях должна появиться схема правописания сложных прилагательных.

Сложные прилагательныеслитночерез дефиссложное прилагательное образовано на основе подчинительного словосочетаниясложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефиссложное прилагательное образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и (на основе сочинительного словосочетания)

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный, но
Общественно-политический

Приведите по 2-3 своих примера к положениям, данным в схеме (слова можно взять из упражнений к параграфу 107).

4. Тренировочные упражнения.

А) Комментированное письмо.

(Жаро)понижающий, (жизне)радостный, (зимне)весенний, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (национально)освободительный, (молочно)кислый, (право)бережный, (снежно)белый, (электронно)вычислительный, (общественно)полезный.

Б) Выборочный диктант. Выпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:

Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.

В) Устная работа с тестовыми заданиями:

1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

а) образованы на основе подчинительного словосочетания;

б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:

3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

5. Творческое задание (выполняется на выбор учащихся: по группам или самостоятельно). Написать миниатюру на свободную тему, используя как можно больше сложных прилагательных. Было бы неплохо, если бы вы включили и другие орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.

Образцы выполненных заданий.

Веселый день рождения.

У моего друга завтра день рожденья. Мы купили ему в подарок ярко-синий шарик с ярко-красными и желто-зелеными квадратиками, похожими на шахматно-шашечное поле. Также смастерили ему бумажно-картонный средневековый замок в темно-красных и темно-зеленых тоннах. Еще мы приготовили торт с плодово-ягодным джемом внутри.

Так как его дом находится в трёх километрах от нашего, в юго-западном районе, нам пришлось катить торт на ненадежной небольшой тележке. Также мы подарили ему коробку с бело-розовым и бело-синим зефиром. Другие ребята подарили ему матросскую фуражку, томик древнерусской литературы в ярко-красном переплете, кожаный жакет, русско-немецкий словарь в бледно-зеленом переплете и русско-английский словарь в ярко-зеленом переплете. На его празднике мы устроили шахматно-шашечный турнир и литературно- музыкальный конкурс. Всем было очень весело, но самым счастливым был, конечно, именинник!

(Бокова Вероника, Зайцев Кирилл, Рамазаева Ксения, Тутубалина Юлия)

Чаепитие

Сегодня я устроила чаепитие со своими друзьями из шахматно-шашечного клуба. На тёмно-синий стол я поставила плодово-ягодный джем и налила чай в светло-зелёные чашки. Когда мои друзья пришли, они принесли с собой малиново-черничный пирог в бумажно-картонной коробке. Мы попили чай с пирогом и посмотрели научно- фантастический фильм.

Умиротворение

Бело-чёрные берёзы качаются, и не хочется шевелиться. Низкий голос юго-восточного ветра успокаивает, и самый резкий, неспокойный человек млеет. Густо-синее небо безоблачно, и июльское солнце слепит глаза. Скользкий ил на берегах реки приятно прохладен. Жаркий летний день долог, многогранен и жизнерадостен.

(Аббасова Шамс, Балабан Михаил, Журавлёв Павел)

(Составленные детьми миниатюры можно использовать на последующих уроках и как работу по карточкам, и проверочную, и выборочный диктант на повторительно-обобщающих уроках).

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

— Что сегодня на уроке мы повторили?

— Что нового узнали?

— А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-okonchaniy-imyon-prilagatelnih-klass-762678.html

http://urok.1sept.ru/articles/649894