Конспект на тему правописание приставок 6 класс

Тема урока: «Правописание приставок».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Задачи урока:

Обучающая: Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая: Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная: Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_pristavok.doc73.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание приставок».

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,

отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.

Обучающая : Закрепление и обобщение полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая : Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности

Воспитательная : Воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок закрепления материала.

  1. Сообщение темы урока.
  2. Повторение теоретического материала.

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-. В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов

расчет , расчесть , но: рассчитать

(перед чит- пишется два с,

перед чет- — одно с,

— Какие типы приставок существуют в русском языке?

— По какому принципу пишутся одновариантные приставки?

— Что вам известно о приставке с-?

— Что необходимо помнить о словах здесь, здание, здоровье, ни зги?

— По какому принципу пишутся двухвариантные приставки?

— От чего зависит правописание гласных в приставках раз- (рас-), роз- (рос)?

— В каких случаях в словах расчет, рассчитывать пишется одна с, а в каких две буквы с?

— От чего зависит правописание гласных и, е в приставках при-, пре-?

  1. Выполнение практической части
  1. Вставьте пропущенные согласные. (коллективно)

Бе…болезненный, ра…лагать, и…ключить, р…зыщу, бе…цензурный, …десь, и…пытать,

во…горится, и…водишь, ра…щедрился, бе…жизненный, …жечь, ра…четливый, р…..пись, …дравница, в…дрогнул.

Вывод : Приставки пишутся с буквой з перед звонкими согласными, с буквой с перед глухими согласными.

3.2. Лингвистическая задача

Почему слова с приставками на –з /-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

исколесить беззвездный расщедриться

изрезать бессонный расчистить

распахать рассветает расчертить

разбудить рассказывает расширить

бескрайний рассматривает бесшумный

безграничный исследователь изжарить

Обычно слова первой группы не вызывают затруднений, так как здесь последовательно реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь».

Слова второй группы содержат двойные буквы зз — сс; в произношении они могут сливаться в один долгий звук. Вопрос о нормативном написании решается на основе разбора слова по составу, например: без-звезд-н-ый или рас-сматр-ива-ет.

Слова третьей группы характеризуются существенным различием произношения и написания, поэтому здесь нельзя доверять произношению, а полезно прежде всего сосредоточить внимание на структуре слов: рас-щедр-и-ть-ся или бес-шум-н-ый.

3.3.Информация для любопытных.

Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечный, «Разсказы Чехова».

После реформы русской орфографии, проведённой по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.

3.4. Выполнение проверочной работы в перфокартах. (взаимопроверка)

  1. Бесцельный расстилать испортить
  2. Раскрасить изредка безжалостный
  3. Беспорядок извинение взволнованный
  4. Исцелить вспорхнуть бесчувственный
  5. Раздуть возгордиться сжать
  6. Беззвучный разжимать исцарапать
  7. Безропотный излить восхвалять
  8. Разговаривать взлететь испечь
  9. Встревожить испепелить бесчисленные

Если учащиеся во всех словах верно определил выбор согласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. В данном случае — цифра 5:

3.5. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Распространяемое слово должно иметь притавку на -з/-с или одновариантную приставку с-.

1) Мир строит — война . (разрушает). 2) Умел ошибиться, сумей и . (исправиться). 3) Маленькое дело лучше большого . . .(безделья). 4) Море веслом . (не расплещешь). 5) В умной беседе ума набраться, в глупой свой. (растерять). 6) Глупый осудит, а умный . (рассудит). 7) Береги платье снову, а честь . (смолоду). 8) Рыбак рыбака видит . (издалека). 9) Огонь тушат пока . (не разгорелся). 10) За один раз дерева. (не срубишь). 11) Из одной муки хлеба .. .(не испечешь). 12) Маслом каши . (не испортишь). 13) Каждый цветок в свое время . .. (распускается). 14) Правду цепями . (не скрутишь). 15) От малой искры Москва . (сгорела).

3.6. Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова. (работа у доски 1 учащегося)

Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)

Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)

Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)

Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)

Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы …(сборник)

Момент разлуки… (расставание)

Избавление от недугов, ран… (исцеление)

Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)

Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)

Назовите типы приставок.

От чего зависит правописание двухвариантных приставок?

Д/З: Повторить тему: «Правописание приставок пре-, при-».

Типы приставок в русском языке:

Одновариантные Двухвариантные Смысловые

Пишутся по морфологическому Приставки на з- и с- Приставки пре-, при-

принципу (единообразно, пишутся по фонетическому пишутся в зависимости от

независимо от произношения) принципу: перед звонкими смысловых значений.

об-, от-, над-, под-, пред-, в-, на-, пишется з, перед глухими с.

по-, за-, о-, пере-, у-, до-, вы-, с-.

В приставках раз- (рас-),

Приставка с- неизменная, роз- (рос-) гласная пишется

хотя в составе слов по фонетическому принципу:

произносится по-разному. в ударном положении – о,

В словах здесь, здание, в безударном – а

здоровье, ни зги буква з Исключение: розыскной . является корневой. Запомните написание слов

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок» 6 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка в 6 классе

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ№2»

Учитель: Овсянникова Н.А.

Тема урока: «Правописание приставок » (повторение)

Содержательная: расширение понятийной базы об орфограммах в приставках, повторение правописание орфограммы «Гласные и согласные в приставках».

Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее обобщать;

развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.

Предметные: осуществляют выбор приставки в зависимости от правописания, научатся объяснять написание гласных и согласных в приставках.

Универсальные учебные действия:

Личностные:
— формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

— взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.

-структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

— осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

— принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

— организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;

— обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.

Выявить условия выбора гласных е – и в приставках.

Формировать навык написания приставок пре-/ при-.

Развить умение формулировать определение понятий.

Обогащать словарный запас учащихся.

Совершенствовать орфографические навыки и умения.

Осуществление системно — деятельностного подхода.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитание интереса и уважения к родному языку;

Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Тип урока: Урок развивающего контроля

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха.

— Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

— Прежде чем мы сегодня с вами определимся с темой нашего урока, я попрошу вас выполнить задание, что и будет являться подсказкой к теме урока.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Принцип психологической комфортности.

— ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

-научатся контролировать организацию своего рабочего места.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: Актуализировать учебные знания и умения;

Актуализировать мысленные операции: аналогия, обобщение.

-Запишите слова, вставив пропущенные буквы:

Дает конверты со словами:

Н..чего (подписать), бе..вкусица

Проверьте слова друг у друга, оцените.

Выписывают слова, вставляя пропущенные буквы.

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы;

— анализ объектов с целью определения темы урока;

-умение строить связное высказывание.

— Какие орфограммы вы встретили в словах?

-А что такое приставка?

Исходя из того, что мы с вами сказали, в чем будет заключаться тема нашего урока

-Что для этого необходимо знать? А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ?

Определяют орфограмму, опираясь на предложенные слова.

-Все слова связанны с орфограммами в приставках.

-Приставка — значимая часть слова, стоящая перед корнем.

Определяют и записывают тему урока: «Правописание приставок»

Формулируют цель урока

-умение адекватно, осознанно строить высказывание

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез);

-оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

3. Построение проекта выхода из затруднений .

4. Этап реализации построенного проекта

Вернемся к словам, которые мы с вами написали, ведь все эти слова можно разделить на группы. Классифицируйте слова по группам и обоснуйте свой выбор.

-А теперь каждой команде предлагается конкретная группа приставок, а ваша задача: рассказать об условиях выбора правописания приставки

1группа представляет орфограмму 10 «Неизменяемые приставки»,

Задание для команд : составить как можно больше слов с разными приставками орфограммы 10.(на подготовку дается 1 минута)

2 группа представляет орфограмму 11 «з-с на конце приставок»

Задание для команд: От сочетаний имени существительного и предлога образуйте и запишите имена прилагательные. Пример: без дома – бездомный..

Дорога без конца

Какие еще орфограммы встретились в словах?

3 группа представляет орфограмму «Правописание е-и в приставках пре, при »

Задание для команд:

Исправьте ошибки; объясните написание приставок.

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте

лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.


4 группа
представляет орфограмму «Правописание не, ни в приставках»

Задание для команд: «Графический диктант»

Отменить точки в тех квадратах, в которых пишется буква Е, затем соединить точки.

5Никто не заметил

6Ничего не слышал

8Некому остаться дома

10Никого не выбрали

11Нисколько не сожалела

16Никого не пригласил

17Нисколько не сомневался

Соедините точки: справа налево, вниз, направо, вниз, налево.

Представляют классификацию групп на листочке, обосновывая свой выбор.(на подготовку дается 2 минуты)

Формулируют правило правописание приставок, приводят примеры.(на подготовку дается 2 минуты)

Работа с орфограммой 10, перечисляют слова с разными приставками, которые относятся к данному правилу: за, по, про , над, в, с..

Работа с орфограммой 11, выполняют задание, образуют прилагательные, объясняют правописание.

бесшумный, бессердечный, безжизненный, беззащитный, бесчу в ственный.

Нн,н, удвоенная согласная, непроверяемая согласная

Работа с орфограммой пре, при.

Каждой команде дается текст для исправления ошибок, затем организуется самопроверка команд

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

Работа с орфограммой не, ни,

Каждой команде нужно определить правописание приставки, затем соединить точки.

Принципы деятельности , вариативности и творчества.

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации;

-умение применять информацию для решения практических задач.

-умение адекватно, осознанно строить устное высказывание.

-планирование своей деятельности;

-волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей;

— планирование учебного сотрудничества;

— управление поведением партнёра;

— умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью;

— умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

— ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в группе).

Принципы деятельности, непрерывности, вариативности, обратной связи

— умение применять информацию для решения практических задач;

— умение адекватно, осознанно строить устное высказывание;

— выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

— умение строить доказательства;

— рефлексия способов и условий действия

— анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

— умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

— контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона

— оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

— сотрудничество в поиске информации;

— умение полно и точно выражать свои мысли, — — владение монологической и диалогической речью;

— умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

— развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

— развитие творческого мышления.

Даёт комментарий к выполнению задания, необходимо составить словарный диктант, используя орфограммы, которые мы повторили сегодня

Записывают домашнее задание:

Принцип психологической комфортности.

— выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий

— оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— самооценка на основе успешности

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

зафиксировать содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Для игры «Блеф-клуб» каждой команде необходимо подготовить вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы…?» (подготовка 1 минута0

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

Достигли мы поставленные цели? Молодцы!

Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить отметки. Оцените каждого из вас в группе по пятибалльной системе.

Сложите оценки, полученные в группе и поделите на количество учащихся. Огласите средний балл каждой команды

Учащиеся придумывают вопросы и отвечают,

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.

Оценивают друг друга в группе

— оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

— оценка процесса и результата деятельности.

— самооценка на основе успешности;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Н..чего (подписать), бе..вкусица

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

5Никто не заметил

6Ничего не слышал

8Некому остаться дома

10Никого не выбрали

11Нисколько не сожалела

16Никого не пригласил

17Нисколько не сомневался

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит -местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел

прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Открытый урок русского языка в 6-м классе «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!»

Презентация к уроку

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Цели урока:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме;
  • развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

Оборудование: доска, мел, компьютер, колонки, проектор, мультимедийный экран, магнитная доска, магнитные карточки для игры «Орфографическое домино» (приложение 1); компьютерная презентация;

раздаточный материал: рабочий лист (приложение 3), наклейки (приложение 4), набор карточек-фишек для игры «Орфографическое домино» (приложение 5), памятка по работе в паре (приложение 6), лист домашнего задания (приложение 7), лист-опросник (приложение 8), папки и разноцветные конверты для удобства систематизации раздаточного материала.

1. Организационный момент. (слайд № 1)

Здравствуйте, меня зовут Ольга Вячеславовна. Сегодня я проведу для вас урок русского языка «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!».

У вас на партах лежат папки с материалами к сегодняшнему уроку. Достаньте, пожалуйста, рабочий лист (приложение 3), он лежит первым. Подпишите его. Рабочий лист поможет нам с вами в выполнении заданий. Справа от каждого задания вы видите строку балл. За каждое верно выполненное задание, будет начисляться определенное количество баллов. По итогам работы в рабочем листе и степени вашей активности, каждый из вас получит оценку за урок.

Будьте внимательны, мы будем выполнять задания все вместе, внимательно следите за ходом урока!

Слово учителя. (слайд 2) Преамбула – прЕамбула, а может быть, все-таки прИамбула? Порой мы не придаем значения таким мелочам, как приставки и своим невниманием предаем их. В чем же секрет этих приставок? Да и не только приставок? Почему в одном случае мы выбираем «при», а в другом – «пре»? Давайте вспомним вместе!

2. Формулировка темы урока.

Учитель: Скажите, пожалуйста, как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд 3)

Ученики: Повторение правописания приставок пре- и при-.

Учитель: Правильно, сегодня мы с вами вспомним правописание приставок пре- и при-.

Запишите в строке тема вашего рабочего листа тему урока:

Повторение правописания приставок пре- и при-

3. Повторение изученного материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какое смысловое значение несёт слово приставка? (слайд 4)

Приставка – то, что приставлено, присоединено к чему-нибудь.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение приставки в морфемике.

Ученики: Приставка — это часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова.

Учитель: Молодцы!

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

Чтобы вспомнить правописание приставок пре- и при-, мы с вами выполним ряд заданий.

В своей повседневной жизни люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Давайте посмотрим, каким образом можно присоединять?

Прочитайте задание №1 (слайд 5), запишите эти слова, выделите в них приставки.

Учащиеся читают каждую строчку, называют образованное слово, выделяют приставки. Параллельно на экран выводятся правильные ответы.(слайд 6)

Присоединять с помощью…

  • с помощью веревки – привязать;
  • с помощью молотка и гвоздей –
  • с помощью иголки с ниткой –
  • с помощью клея –
  • с помощью винтов и шурупов –

Учитель: Какую приставку вы использовали для образования этих слов?

Ученики:Приставку при-.

Учитель: Какое значение она имела?

Ученики: Значение «присоединить».

Учитель: Запишите значение приставки. За каждое верно записанное слово в этом задании запишите себе 1 балл в столбце справа от задания.

Какое прилагательное мы можем использовать, чтобы назвать площадь у вокзала в соответствии с нашей темой?

Давайте выполним задание № 2, (слайд 7) замените имена существительные с предлогом именами прилагательными, не забудьте выделить приставки. Работа проводится аналогично заданию 1 (слайд 8)

Учитель:Какое значение имела приставка в этих словах?

Ученики: Значение «близость к чему-либо».

Учитель: Молодцы! За каждое верно образованное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Учитель: Какие еще значения приставки при- вы помните? Например?

Учитель: Правильно. Нашли задание № 3? (слайд 9)

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре- (слайд 10)

  • очень добрый – предобрый;
  • очень скверный –
  • очень светлый –
  • очень мудрый –
  • очень красивый –

Учитель: Какую приставку мы использовали?

Ученики: Мы использовали приставку пре-.

Учитель: Какое значение она имела?

Ученики: Значение проявления качества в большей степени.

Учитель: Какие еще значения приставки пре- вы помните? Например?

Учитель: Молодцы! За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Послушайте сказку. (слайд 11)

В одном из городов страны Морфологии жили приставки — сестры «при» и » пре».

Приставка «при» — была очень добрая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Ее сестра приставка «пре» — была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, да еще хотела превратить в своих подчиненных, чтобы ей служили.

И тогда на первом же совете приставок стали разбирать поведение приставки «пре-«. Приставка «раз- сказала: «Твоя мать, приставка «пере-«, не была такая злая, как ты». Все остальные приставки поддержали ее. Приставка «при-«, ее добрая сестра продолжила:

«Почему ты слово «передать» переделала так, что из него получилось «предать»? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется».

Задумалась «пре-«, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и вдруг — о чудо! — она стала щедро образовывать слова превосходной степени: прекрасный, прелестный. Перевоспиталась приставка «пре-«, осознала свою вину и теперь образует много слов с разным значением, а злых слов все меньше и меньше.

Приставка пре- дочь приставки пере-. Она очень похожа на маму и внешне, и по значению. Только одну букву она не взяла от матери. Какую? (Е). И вот, благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах.

Преградить – перегородить.
Преступить – переступить.

Итак, что мы с вами должны знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-?

Давайте сделаем для себя небольшую шпаргалку. Выполняем задание № 4.(слайд 12)

Как называется схема, которую мы должны заполнить? (слайд 13)

В бежевом конверте вы найдете наклейки (приложение 4). Это примеры. Необходимо найти место для каждого из них в нашей табличке. Будьте внимательны!

(самостоятельная работа учащихся)

Учитель: Получилось? Молодцы! (проверка по второй части слайда 13) Кто может по этой схеме рассказать о правописании приставок пре- и при-?

Учитель:За каждую верную пару значение-пример в этом задании запишите себе 1 балл.

4. Орфографическое домино.

А теперь проверим, как вы запомнили правило. Предлагаю немножко поиграть… в домино!

Положите ближе к себе зеленые конверты.

Переверните рабочий лист и найдите задание № 5.

Отложите все остальные материалы на край стола.

Внимательно послушайте правила игры.

Вы играете в домино вместе с соседом по парте.
Достаньте из конверта памятку по работе в группе (приложение 6), вспомните эти правила. Не торопите товарища, ведь он не хочет ошибиться, ему нужно подумать. Вы можете переговариваться, но не следует шуметь – вокруг ваши товарищи, которые выполняют такое же задание. Если соседу необходима помощь, вы можете ему помочь и подсказать, если он вас об этом попросит.

Выложите на стол любую карточку (приложение 5) из конверта. Это первая фишка.

Необходимо по очереди доставать из конверта карточку и составлять с ее помощью новое слово. Не забывайте про значение приставок. Если вы смогли составить слово, то запишите его в таблицу в задании № 5. Если правильное слово не получается, вы пропускаете ход, карточка остается у вас в руках. Может быть, после хода соседа вы сможете составить с ней слово.

Если у вас возникнут трудности, поднимите руку, я подойду к вам и помогу.

А вот (двух учеников приглашают играть в магнитное домино) я приглашаю поиграть в большое домино у доски (приложение 1).

После урока вы сдадите свои рабочие листы, я их проверю, и за это задание каждый из вас получит отдельную оценку.

Можно начать игру. (слайд 14) На игру отводится не более 5 минут.

Уберите, пожалуйста, фишки обратно в конверт. Отложите его.

5. Повторение и расширение знаний по теме.

В задании № 6 (слайд 15) записаны слова и их значения.

Давайте попробуем определить, значения каких слов даны неверно? (слайд 16) Выпишите эти слова, попробуйте устно дать их толкование. (самостоятельная работа учащихся)

  • приколол – присоединил булавкой
  • прилежание – присоединение к лежащим
  • придрался – присоединился к драке
  • признался – присоединился к знающим
  • припаял – присоединил паяльником
  • приключение – присоединился к ключу
  • приголубил – присоединился к голубю

Проверка по второй части слайда 16.

Молодцы! За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Учитель: Скажите, а во всех ли словах, например, в тех, что встретились вам во время игры в домино, можно определить значение приставок пре- и при-, не зная контекста, то есть слов, которые могут пояснить значение интересующего нас слова?

Посмотрите на задание № 7. (слайд 17) Смотрите, какие парочки поселились у вас на партах! Давайте соберем их! От чего зависит написание этих похожих слов? (контекст) Соедините пары словосочетаний линиями. Задание выполняется коллективно.

За каждую верную пару в этом задании запишите себе 1 балл.

(Слайд 18)Учитель:Ох, уж эти приставки-иностранки!

Прочитайте слова (слайд 19)

  • прЕзидент
  • прЕзидиум
  • прЕмьера
  • прЕтензия
  • ПрИоритет
  • ПрИвилегия

Учитель: Можете ли Вы рассказать о значении пре- и при- в этих словах?

Обратите внимание, на латинскую приставку рrае- в словах президент и президиум. Какое значение она имеет в русском языке?

Ученики: Значение, сходное с приставками пред- и перед-.

Учитель: В задании № 8 (слайд 21) вы увидите латинские крылатые выражения. Найдите и выпишите слова с приставкой рrае-. Пользуясь русским переводом, попробуйте догадаться о значении этих слов.

Самостоятельная работа учеников.

Учитель: Справились? Давайте проверим. (слайд 22)

Какая русская приставка используется в этих словах?

За каждое выписанное слово запишите 1 балл и еще по 1 баллу за верный перевод этих слов.

6. Проверочная работа.

Учитель: Ну что же. Пришло время проверить, как приятно вам знать приставки.

В задании № 9 (слайд 23) вы видите табличку с окошками. 5 строчек и 3 окошка на каждой строке. Я буду диктовать вам слова по строчкам. 3 слова в каждой строке. Ваша задача записать по порядку только гласную, которую необходимо написать в приставке пре- или при- в этих словах. Итак, вы записываете только е или и по порядку. Исправления запрещены. За эту проверочную работу вы получите отдельную оценку. Задание понятно? Готовы?

  • Привокзальный, приводить, припаять
  • Прикасаться, президент, преподаватель
  • Привилегия, пришить, привязать
  • Предать (друга), преступить (закон), приступить (к делу)
  • Придумывать, приставка, пример

Давайте проверим. Сначала соедините прямыми горизонтальными или вертикальными линиями соседние буквы И. Тот, кто выполнил все задание верно, сам увидит свою отметку. (слайд 24)

7. Домашнее задание. (слайд 25)

Ваше домашнее задание будет творческим. Достаньте из папки лист домашнего задания (приложение 7).

Перед вами домик приставок. Очень часто запомнить правописание какого-нибудь сложного слова нам с вами помогают зрительные образы. Например, легко запомнить правописание слова препятствие, если обыграть его происхождение: перед пяткой (пятой) находится что-то, что нужно преодолеть. Я изобразила вам его в первом окошке. Попробуйте с помощью ассоциаций заполнить и другие окошки в домике. Работу вы сдадите на следующем уроке.

8. Рефлексия

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Посчитайте сумму баллов за задания 1 – 4, 6 — 8. Запишите это число на рабочем листе рядом со своей фамилией.

Посмотрите на экран. (слайд 26) Каждый может определить, какую оценку он заработал за урок.

Объявление оценок за устную работу.

(слайд 27) А теперь я попрошу вас подумать, насколько полезным оказался этот урок для вас. В папке лежит лист-опросник (приложение 8). Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Сложите, пожалуйста, все материалы урока в папки, кроме листа домашнего задания, который вы заберете с собой. (слайд 28)

Спасибо за урок! Сдайте папки мне. До свидания!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-klass-3743702.html

http://urok.1sept.ru/articles/599154