Конспект на тему правописание проверяемых согласных в корне слова
Автор: Силина Ольга Васильевна
Организация: МОУ Салмановская средняя школа
Населенный пункт: Ульяновская область, с. Салманово
Цели урока:
— формирование навыка написания проверяемых согласных в корне слова;
— развитие речи. Конструирование предложений.
— развивать навыки смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения;
— поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.
Оборудование урока:
- раздаточный дидактический материал,
- мультимедийная презентация
Ход урока
- Организационный момент
В день осенний рада
Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбку всем одноклассникам и, конечно же, мне. Прошу садиться.
2. Актуализация изученного материала
Презентация. Слайд 1.
Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в страну «Орфографию». Мы уже неоднократно путешествовали в мир орфограмм и каждый раз познавали новое. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограммы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Следим за осанкой, пишем аккуратно и разборчиво.
Посмотрите на доску. На доске — чудо сад в, котором спрятаны словарные слова. Отгадав их ,мы можем сформулировать тему урока и провести словарную работу.
– Какие слова спрятаны в этом саду? Запишите (Огород, травка, лодка, дорожка)
– Назовите выделенные орфограммы.(д, б г ж)
— В какой части слова находятся эти согласные? ( В корне слова )
– Назовите тему урока.( Правописание проверяемых согласных в корне слова)
Записываем тему урока и словарные слова, подчеркивая орфограммы.
– Чем предстоит заниматься?(Слайд 1)
Учащиеся должны знать орфограмму о правописании проверяемой согласной в корне слова Учащиеся должны уметь — Безошибочно писать слова с проверяемой согласной в корне слова. Подбирать проверочные слова. Находить слова на изученную орфограмму в тексте.
3. Изучение нового материала
Сундук с орфограммами.
Слово учителя: Ребята, вспомните правило о правописании проверяемых согласных в корне слова. (Чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная).
-Народная мудрость гласит :«Поспешишь-людей насмешишь», об этом нам напоминают наши друзья белочки. Выполняем задание не спеша ,используя правило.
Вставьте пропущенные согласные в корне слова, рядом напишите проверочные слова, составьте словосочетания.
Ро…кий. Гла…кий .Хруп…кий. Ре…кий. У…кий. Бесе…ка. Варе…ка .Подви… Про…ьба .Робкий – робок. Гладкий – гладок .Хрупкий – хрупок .Редкий – редок Узкий – узок.Беседка – беседа. Варежка –варежек. Подвиг – подвиги .Просьба – просить.
-Сова предлагает нам задание «Перед выбором». Выпишите из стихотворения слова с проверяемой согласной в корне слова .
(Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
Т.Волжина. (Мороз, снег, вяз, дуб, замёрз, насквозь)
-Ребята, давайте с вами немного отдохнем, проведем физминутку.
-Ребята, отгадайте загадки! Внимание! Подсказка! Отгадки – это слова с проверяемыми согласными в корне слова .(Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный .
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Всем нужен, а не всякий сделает.
Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подберёт.
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло .
Длинный Антошка стоит у окошка .
На бору, на юру стоит старичок – красен колпачок.
Выполните тест 1. В каком слове пишется буква В? 1) жира… 3) гра… 2) кооперати… 4) парагра… 2. В каком слове пишется буква Г? 1) фла… 3) сварщи… 2) мости… 4) заголово…3. В каком слове пишется буква Т? 1) ре…кий 3) фло… 2) шокола… 4) сва…ьба 4. В каком слове пишется буква Ш? 1) кры…ка 3) чертё… 2) доро…ка 4) серё…ка 5. В каком слове пишется буква З? 1) про…ьба 3) ко…ьба 2) зака… 4) про…ба
Самопроверка 1 – 2 ,2 – 1, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 2 (слайд13)
-Что такое огэ ? Огэ– это государственная итоговая аттестация учащихся по русскому языку ,который проводится в 9 классе. Тема «Правописание проверяемых согласных в корне слова» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу огэ.(слайд 15)
-Ура! Получилось! Из предложения выпишите слово с проверяемой согласной в корне. Стройные берёзки что-то шепчут липам.
Рефлексия (слайд 17)
4. Подведение итогов урока
Оцените свою работу на уроке. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке:
мне всё понятно;
у меня есть вопросы ;
мне надо ещё раз всё повторить.
Молодцы, сами себя вы оценили.
Домашнее задание на следующий урок упражнение 42.
Слово учителя: Мы успешно преодолели все преграды и опасности в стране «Орфография». А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив параграф 18, стр.115, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 42 или написать сочинение с использованием слов с изученной орфограммой » Проверяемые согласные в корне слова».
Список литературы:
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Издание: 9-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 316 с.
2. Баранов, М. Т. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов [и др.]. 4-е издание – М.: 2013. – 288 с.
3. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М., Новая школа, 2015. – 448 с.
4. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс / Н. В. Егорова. – М.: ВАКО.– 304 с.
5. Иванова, Я. Н. Изучение наречий / Я. Н. Иванова // Русский язык. – 2016. – № 18. – С. 32–34.
6. Рейнке, И. Н. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся / И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин. – Л.: Просвещение, 2014. – 240 с.
Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
план-конспект урока по русскому языку
Цели:
- Закрепить пройденный материал.
- Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.
УУД:
Личностные:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- иметь общее представление о моральных нормах поведения;
- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
- осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- следовать режиму организации учебной деятельности
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные:
- проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление);
- самостоятельно проводить краткий анализ объектов;
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
- понимать задаваемые вопросы;
- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию.
Оборудование:
- Презентация по теме «Проверяемые согласные в корне слова».
- Мультимедийный проектор.
- Карточки с заданиями
Конспект на тему правописание проверяемых согласных в корне слова
Правописание согласных состоит из 5 основных правил: 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах. В настоящем конспекте рассматриваются первые три правила.
Проверяемые и непроверяемые согласные
Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.
- Чтобы проверить слова с сомнительной согласной, нужно изменить слово так, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) —резьба (резать) . В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из букв р, л, м, н, в, например: штраф — штрафной, зубки — зубной, бегство — беглый, вымок — мокрый.
- Написание слов с непроверяемыми согласными проверяется по орфографическому словарю. Например: вокзал, мундштук, футбол, ягдташ.
Правописание непроизносимых согласных
3. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: грустный — грустить, грустен (ср.: вкусный, вкусен); свистнуть — свистеть.
- Обратите внимание, что в словах безгласный, вкусный, искусный, косный (отсталый, реакционный), опасный, ровесник, словесность, ужасный, напрасный и др. непроизносимого согласного нет (вкусен, опасен).
Исключения: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), лестница (хотя лесенка), склянка (хотя стекло).
Конспект урока «Правописание согласных». Следующая тема: «Двойные согласные»
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/11/20/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-pravopisanie
http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85/