Конспект на тему тире между подлежащим и сказуемым 11 класс

Урок закрепления с элементами исследования по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

План урока закрепления изученного материала с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-issledovanie.docx48.67 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок закрепления с элементами исследования

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

  1. Познакомить с некоторыми условиями постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым;
  2. расширить и углубить знания, полученные до 9 класса;
  3. закрепить навыки и формировать умение употребления тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки в соответствии с повторенными пунктуационными правилами;
  4. развивать внимание, память;
  5. развивать логическое мышление (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать);
  6. вызвать интерес к урокам русского языка;
  7. воспитывать внимание к слову.

1)учебник « Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко-44 издание – М.: Просвещение, 2004.-286 с.,

2)карточки для закрепления;

3)наглядность — схемы предложений;

4)контрольная карта для проверки домашнего задания;

5)толковый словарь, С.И. Ожегов;

Откройте тетради, запишите число. Классная работа.

Учитель : На прошлом занятии мы приступили к изучению, повторению нового раздела. Какого? (синтаксис и пунктуация)

Что изучают эти разделы? (синтаксис- раздел русского языка, изучающий предложения и способы связи слов внутри предложения; пунктуация- раздел русского языка, изучающий знаки препинания)

На прошлом уроке мы задавались вопросом, как согласуются подлежащие и сказуемые. Давайте вспомним, в каких случаях согласуются подлежащее и сказуемое. В каких же?

3. Проверка домашнего задания

Учитель : А теперь давайте проверим, как вы справились с упражнением, которое было задано домой.

У вас на столах лежат контрольные карты. Сейчас вы самостоятельно, внимательно, сверяетесь с тем, что записано в тетради и контрольной карте, обращая внимание на подлежащее и сказуемое.

Учитель : У кого есть вопросы по домашнему заданию? Кто нашёл ошибки? Какие? (похвалить)

4. Изучение нового материала.

Учитель : А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.

Учитель : Сегодня вы – юные исследователи.

На доске вы видите несколько предложений.

-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.

Хорошая книга ‌‌‌‌| просто праздник.

О решенном говорить только путать. ( М. Горький)

Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. ( А. Пушкин)

Дважды два четыре.

Большая Медведица семь ярких звёзд.

Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)

— Что общего в структуре этих предложений?

  1. Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.
  2. Отсутствует глагол- связка

— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)

— Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)

Учитель : Правильно, молодцы! Всё вы знаете. Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем, ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

Учитель : Конечно, известно, что общее представление о постановке тире между подлежащим и сказуемым, когда каждый из главных членов выражается существительным в И.п., давалось вам в 5 классе. В 7 классе вы более подробно рассматривали эту тему.

— А наша задача сегодня — вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.

Учитель : Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются? (однородные обстоятельства места, «где?»)

— Почему же тогда не стоит запятая? (есть союз И)

Учитель : Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:

1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель : Для удобства и наглядности поделим тетрадь на две равные колонки. В шапке таблицы: первая – тире ставится; вторая – тире не ставится.

— Почему «не ставится» пишется раздельно? (частица НЕ с глаголами)

Учитель : Итак, решаем первую задачу – условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Заполняем первую колонку.

— Обратите внимание на первое предложение, записанное на доске:

Книга – лучший товарищ.

— Чем выражено подлежащее? (существительным)

— В каком падеже? (в И.п., что?)

— Чем выражено сказуемое?

Учитель : Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба члена выражены именем существительным в И.п.

Схема: «сущ. в И.п.- сущ. в И.п.»

— Запишем в первую колонку схему и пример предложения.

О решенном говорить – только путать. (М. Горький)

Наша задача – укреплять Родину. ( Н. Островский)

Дважды два – четыре.

«числ. в И.п. — числ. в И.п.»

Большая Медведица — семь ярких звёзд.

«сущ. в И.п. — числ. в И.п.»

Чтение – вот лучшее учение. ( А. С. Пушкин)

Подлежащее – ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ сказуемое.

Сигнал постановки тире (частица)

Учитель : Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую колонку – тире не ставится.

Байкал как море.

— В предложении «как» — какая часть речи? (союз)

— Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится.

Сердце не камень.

— Перед сказуемым стоит отрицание НЕ.

Гусь, известно, птица важная.

— Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица.

Учитель : Таким образом, мы решили и вторую задачу.

Давайте проверим, правильно ли мы вывели правила. Обратимся к учебнику и посмотрим, как он излагает материал нашего занятия.

Откройте учебник на … странице, самостоятельно читайте параграф 63.

— Что нового из параграфа 63вы узнали?

(тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением)

Запишем во вторую колонку.

Учитель : А теперь обратите внимание на вторые предложения:

Ходить — долго — не мог.

Старший брат – мой — учитель.

  • Правомерна ли постановка тире в таком предложении? (Да, правомерна, так как тире может разграничить смысл фразы)

Учитель : Можете сейчас отчертить таблицу, мы решили обе задачи. Давайте подытожим, в каких же случаях тире между подлежащим и сказуемым ставится, а в каких – нет.

  • Значит, тире служит ещё и для внесения ясности в смысл предложения. 5. Закрепление.

Учитель : Для того, чтобы закрепить полученные знания и научиться применять их на практике, выполним следующие задания:

  1. Аналитическое упражнение – «Четвёртое лишнее» (коллективно, устно)

Задание: — найти одно лишнее предложение;

— объяснить постановку тире.

1) Москва- столица нашей Родины.

2) Жить – Родине служить.

3) Книга – это источник знаний.

4) Облако будто слон.

(Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово «Родина» пишется с прописной буквы. Почему?)

  1. Синтетическое упражнение — предупредительное осложненное списывание ( полусамостоятельное, письменное).

Задание: учебник, стр. 339(2 часть)

  1. Синтетическое упражнение — редактирование (полусамостоятельное, письменное).

Задание: найти и исправить ошибки в предложениях.

  1. Кино это то же вид исскуства.

( Кино – это тоже вид искусства.)

  1. Акумулятор, и корбюратор рабочие составляющие автомобиля.

( Аккумулятор и карбюратор – рабочие составляющие автомобиля.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что ТОЖЕ – слитно, частица.

  1. Аналитико–синтетическое упражнение (самостоятельное, письменное).

Задание: по схемам подобрать свои примеры предложений.

6.Задание на дом : параграф 63.Уметь отвечать по плану. Упражнение 639

( вторая часть) – выполнять по заданию ( как в классе)

  1. Какому знаку препинания мы сегодня уделили много внимания?
  2. При каких условиях тире ставится?
  3. Назовите условия отсутствия тире.

— Объявить результаты урока.

Оценить работу учащихся на занятии. Поблагодарить за работу: «Спасибо за урок».

Конспект на тему тире между подлежащим и сказуемым 11 класс

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. Тире между подлежащим и сказуемым ставится на месте отсутствующей связки.

Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :

Тире ставитсяПримеры
При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п.Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский).

Любовь и дружба — взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).б) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой — инфинитивом или оба — инфинитивом (кроме инфинитива, в состав подлежащего и сказуемого могут входить другие слова)Дар поэта — ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький).

Выгонять перед вечером и пригонять

на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).в) подлежащее и сказуемое выражены числительными в И. п.; один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой — существительным в И. п.Трижды три — девять.

Четыре — чётное число.

Два новых издания автора — хороший подарок читателю.

Удельный вес сосны — ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.г) в состав сказуемого входят слова это, вот, значитЯзык — это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :

Тире не ставитсяПримеры
Если:

а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)Грач, конечно, птица умная… (К. Паустовский).

Ртуть тоже металл.

Март только начало весны.б) в состав сказуемого входят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что, все равно как (что)Пруд как блестящая сталь (А. Фет). Недочитанная книга все равно что неоконченный путь (Пословица).в) перед именной частью сказуемого стоит отрицание не, кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения (или один из них) выражены инфинитивомКонный пешему не попутчик (Пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (Пословица).

Основной мотив моей жизни — не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).г) между подлежащим и сказуемым стоит дополнение, обстоятельствоНо это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы (М. Лермонтов).д) сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени)День солнечный.

Девушка умна и красива.

Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).е) подлежащее или сказуемое выражено местоимением;Она девочка хитрая. Книга моя.ж) именная часть сказуемого, выраженная существительным, обозначает признак определённого лица (нет интонации «разрыва»)Моя мать учительница.

Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.з) сказуемое предшествует подлежащемуСлавное место эта долина! (М. Леомонтов)

Тире в неполном предложении

В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Мете­лица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица — с делан­ным равнодушием, пастушонок — со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Вол­гу, южнее — подходили к ней . (К. Симонов)

Схема «Тире между подлежащим и сказуемым»

Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым«.

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 11-й класс

Класс: 11

№ п/пЭтап урокаСодержание (цель) этапаВремя
IОрганизационный моментНацелить учащихся на урок1 мин.
IIПроверка домашнего заданияАктуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений8 мин.
IIIИндивидуальная работа по карточкамПроверить знания и умения по орфографии и пунктуации8 мин.
IVСинтаксическая разминкаАктуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения5 мин.
VИзучение нового материала. Заполнение таблицыДать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым15 мин.
VIЗакрепление материала (практическая работа)Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся15 мин.
VIIСообщение домашнего заданияРазъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки1 мин.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Летний вечер тих и ясен.
  2. Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж. лтый лист.
  3. Мес. ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
  4. Мы медле(н, нн)о стали пр. ближа(т, ть)ся к вершине горы.
  5. По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж. смотр. т небо ясным взглядом.
  2. Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр. щать Ангару.
  3. В этом году осень тёплая.
  4. Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
  5. Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

  1. Солнца луч. промеж. туч. был и жгуч. и высок.
  2. Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
  3. Юноша обл. дал феноменальной памятью.
  4. Теперь всё было ясно.
  5. Лож. предотвратившая беду, лучше правды, се. щей вражду.

IV. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

  1. Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
  2. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

V. Изучение нового материала.

  1. Чтение §74 учебника.
  2. Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).

Тире не ставится

Условие постановки тиреПример
Тире ставится
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.Великая радость – работа.
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемоеСудьба изобретателя – это судьба его изобретений.
3. Инфинитив – инфинитивЖизнь пройти – не поле перейти.
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п.Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п.Семью восемь – пятьдесят шесть.
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п.Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.
7. Внесение ясности в смысл предложения.Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.
1. В простых предложениях разговорного стиля.Моя мать учительница.
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.Каждый кленовый лист как дождевая тучка!
3. Подлежащее + Не + сказуемое.Душа Печорина не каменистая почва.
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемоеПосле школы печать, несомненно, первый учитель языка.
5. Сказуемое + подлежащее.Какое большое удовольствие бродить в лесу!
6. Личное местоимение + сказуемое.Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!
7. Подлежащее + имя прилагательное.Я златострунный и пригожий.

VI. Закрепление материала.

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Учить – … (ум точить).
  2. Жить – … (Родине служить).
  3. Без дела жить – … (небо коптить).
  4. Лишнее говорить – … (только делу вредить).
  5. Чай пить – … (не дрова рубить).

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

  1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
  2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
  3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
  4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

VII. Домашнее задание.

  1. Вклеить в ученический словарь таблицу.
  2. §74, упр. 377.


источники:

http://uchitel.pro/%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC/

http://urok.1sept.ru/articles/629838