Урок закрепления с элементами исследования по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
План урока закрепления изученного материала с элементами исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie.docx | 48.67 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок закрепления с элементами исследования
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым
- Познакомить с некоторыми условиями постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым;
- расширить и углубить знания, полученные до 9 класса;
- закрепить навыки и формировать умение употребления тире между подлежащим и сказуемым на месте нулевой связки в соответствии с повторенными пунктуационными правилами;
- развивать внимание, память;
- развивать логическое мышление (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать);
- вызвать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать внимание к слову.
1)учебник « Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко-44 издание – М.: Просвещение, 2004.-286 с.,
2)карточки для закрепления;
3)наглядность — схемы предложений;
4)контрольная карта для проверки домашнего задания;
5)толковый словарь, С.И. Ожегов;
Откройте тетради, запишите число. Классная работа.
Учитель : На прошлом занятии мы приступили к изучению, повторению нового раздела. Какого? (синтаксис и пунктуация)
Что изучают эти разделы? (синтаксис- раздел русского языка, изучающий предложения и способы связи слов внутри предложения; пунктуация- раздел русского языка, изучающий знаки препинания)
На прошлом уроке мы задавались вопросом, как согласуются подлежащие и сказуемые. Давайте вспомним, в каких случаях согласуются подлежащее и сказуемое. В каких же?
3. Проверка домашнего задания
Учитель : А теперь давайте проверим, как вы справились с упражнением, которое было задано домой.
У вас на столах лежат контрольные карты. Сейчас вы самостоятельно, внимательно, сверяетесь с тем, что записано в тетради и контрольной карте, обращая внимание на подлежащее и сказуемое.
Учитель : У кого есть вопросы по домашнему заданию? Кто нашёл ошибки? Какие? (похвалить)
4. Изучение нового материала.
Учитель : А теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Но какой, я вам не скажу. Это я пока держу в секрете. Вы сами потом догадаетесь. Будьте внимательны.
Учитель : Сегодня вы – юные исследователи.
На доске вы видите несколько предложений.
-Давайте определим грамматическую основу каждого из них.
Хорошая книга | просто праздник.
О решенном говорить только путать. ( М. Горький)
Долг наш защищать крепость до последнего издыхания. ( А. Пушкин)
Дважды два четыре.
Большая Медведица семь ярких звёзд.
Чтение вот лучшее учение. ( А. Пушкин)
— Что общего в структуре этих предложений?
- Все предложения распадаются на 2 речевых звена. Первое речевое звено произносится с повышением тона голоса, второе- с понижением. Между речевыми звеньями делается пауза.
- Отсутствует глагол- связка
— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое? (существительное, числительное, глагол)
— Какой знак препинания ставится на месте пропущенной связки? (тире)
Учитель : Правильно, молодцы! Всё вы знаете. Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока? Запишем, ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
Учитель : Конечно, известно, что общее представление о постановке тире между подлежащим и сказуемым, когда каждый из главных членов выражается существительным в И.п., давалось вам в 5 классе. В 7 классе вы более подробно рассматривали эту тему.
— А наша задача сегодня — вспомнить, в каких же случаях употребляется тире между подлежащим и сказуемым, а в каких – отсутствует; и сформировать навыки, потренироваться.
Учитель : Вопрос к классу: в названии темы урока слова « подлежащим и сказуемым», какими членами предложения являются? (однородные обстоятельства места, «где?»)
— Почему же тогда не стоит запятая? (есть союз И)
Учитель : Для системы и упрощения восприятия работать будем по следующему плану:
1.Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Условия отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель : Для удобства и наглядности поделим тетрадь на две равные колонки. В шапке таблицы: первая – тире ставится; вторая – тире не ставится.
— Почему «не ставится» пишется раздельно? (частица НЕ с глаголами)
Учитель : Итак, решаем первую задачу – условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Заполняем первую колонку.
— Обратите внимание на первое предложение, записанное на доске:
Книга – лучший товарищ.
— Чем выражено подлежащее? (существительным)
— В каком падеже? (в И.п., что?)
— Чем выражено сказуемое?
Учитель : Значит, первое условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба члена выражены именем существительным в И.п.
Схема: «сущ. в И.п.- сущ. в И.п.»
— Запишем в первую колонку схему и пример предложения.
О решенном говорить – только путать. (М. Горький)
Наша задача – укреплять Родину. ( Н. Островский)
Дважды два – четыре.
«числ. в И.п. — числ. в И.п.»
Большая Медведица — семь ярких звёзд.
«сущ. в И.п. — числ. в И.п.»
Чтение – вот лучшее учение. ( А. С. Пушкин)
Подлежащее – ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ сказуемое.
Сигнал постановки тире (частица)
Учитель : Итак, первая задача решена. Приступим к решению второй задачи. Заполним вторую колонку – тире не ставится.
Байкал как море.
— В предложении «как» — какая часть речи? (союз)
— Значит, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, как будто, словно, точно, всё равно, вроде как и т.п., тире не ставится.
Сердце не камень.
— Перед сказуемым стоит отрицание НЕ.
Гусь, известно, птица важная.
— Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица.
Учитель : Таким образом, мы решили и вторую задачу.
Давайте проверим, правильно ли мы вывели правила. Обратимся к учебнику и посмотрим, как он излагает материал нашего занятия.
Откройте учебник на … странице, самостоятельно читайте параграф 63.
— Что нового из параграфа 63вы узнали?
(тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным местоимением)
Запишем во вторую колонку.
Учитель : А теперь обратите внимание на вторые предложения:
Ходить — долго — не мог.
Старший брат – мой — учитель.
- Правомерна ли постановка тире в таком предложении? (Да, правомерна, так как тире может разграничить смысл фразы)
Учитель : Можете сейчас отчертить таблицу, мы решили обе задачи. Давайте подытожим, в каких же случаях тире между подлежащим и сказуемым ставится, а в каких – нет.
- Значит, тире служит ещё и для внесения ясности в смысл предложения. 5. Закрепление.
Учитель : Для того, чтобы закрепить полученные знания и научиться применять их на практике, выполним следующие задания:
- Аналитическое упражнение – «Четвёртое лишнее» (коллективно, устно)
Задание: — найти одно лишнее предложение;
— объяснить постановку тире.
1) Москва- столица нашей Родины.
2) Жить – Родине служить.
3) Книга – это источник знаний.
4) Облако будто слон.
(Учитель обращает внимание учащихся на то, что слово «Родина» пишется с прописной буквы. Почему?)
- Синтетическое упражнение — предупредительное осложненное списывание ( полусамостоятельное, письменное).
Задание: учебник, стр. 339(2 часть)
- Синтетическое упражнение — редактирование (полусамостоятельное, письменное).
Задание: найти и исправить ошибки в предложениях.
- Кино это то же вид исскуства.
( Кино – это тоже вид искусства.)
- Акумулятор, и корбюратор рабочие составляющие автомобиля.
( Аккумулятор и карбюратор – рабочие составляющие автомобиля.)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что ТОЖЕ – слитно, частица.
- Аналитико–синтетическое упражнение (самостоятельное, письменное).
Задание: по схемам подобрать свои примеры предложений.
6.Задание на дом : параграф 63.Уметь отвечать по плану. Упражнение 639
( вторая часть) – выполнять по заданию ( как в классе)
- Какому знаку препинания мы сегодня уделили много внимания?
- При каких условиях тире ставится?
- Назовите условия отсутствия тире.
— Объявить результаты урока.
Оценить работу учащихся на занятии. Поблагодарить за работу: «Спасибо за урок».
Конспект на тему тире между подлежащим и сказуемым 11 класс
Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. Тире между подлежащим и сказуемым ставится на месте отсутствующей связки.
Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :
Тире ставится | Примеры |
При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п. | Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский). |
Любовь и дружба — взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).
В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький).
Выгонять перед вечером и пригонять
на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).
Четыре — чётное число.
Два новых издания автора — хороший подарок читателю.
Удельный вес сосны — ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.
Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :
Тире не ставится | Примеры |
Если: |
а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)
Ртуть тоже металл.
Март только начало весны.
Основной мотив моей жизни — не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).
Девушка умна и красива.
Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).
Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.
Тире в неполном предложении
В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Метелица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица — с деланным равнодушием, пастушонок — со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Волгу, южнее — подходили к ней . (К. Симонов)
Схема «Тире между подлежащим и сказуемым»
Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым«.
Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 11-й класс
Класс: 11
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
I | Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. |
II | Проверка домашнего задания | Актуализировать знания учащихся о грамматической основе предложения, типах односоставных предложений | 8 мин. |
III | Индивидуальная работа по карточкам | Проверить знания и умения по орфографии и пунктуации | 8 мин. |
IV | Синтаксическая разминка | Актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения | 5 мин. |
V | Изучение нового материала. Заполнение таблицы | Дать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым | 15 мин. |
VI | Закрепление материала (практическая работа) | Сформировать и закрепить умение учащихся ставить тире между подлежащим и сказуемым, обогащать словарный запас учащихся | 15 мин. |
VII | Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки | 1 мин. |
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Летний вечер тих и ясен.
- Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж. лтый лист.
- Мес. ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
- Мы медле(н, нн)о стали пр. ближа(т, ть)ся к вершине горы.
- По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж. смотр. т небо ясным взглядом.
- Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр. щать Ангару.
- В этом году осень тёплая.
- Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
- Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
- Солнца луч. промеж. туч. был и жгуч. и высок.
- Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
- Юноша обл. дал феноменальной памятью.
- Теперь всё было ясно.
- Лож. предотвратившая беду, лучше правды, се. щей вражду.
IV. Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.
- Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
- Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
V. Изучение нового материала.
- Чтение §74 учебника.
- Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).
Условие постановки тире | Пример |
Тире ставится | |
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п. | Великая радость – работа. |
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое | Судьба изобретателя – это судьба его изобретений. |
3. Инфинитив – инфинитив | Жизнь пройти – не поле перейти. |
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. | Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. |
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п. | Семью восемь – пятьдесят шесть. |
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. | Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил. |
7. Внесение ясности в смысл предложения. | Отец – мой учитель. Отец мой – учитель. |
1. В простых предложениях разговорного стиля. | Моя мать учительница. |
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое. | Каждый кленовый лист как дождевая тучка! |
3. Подлежащее + Не + сказуемое. | Душа Печорина не каменистая почва. |
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемое | После школы печать, несомненно, первый учитель языка. |
5. Сказуемое + подлежащее. | Какое большое удовольствие бродить в лесу! |
6. Личное местоимение + сказуемое. | Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! |
7. Подлежащее + имя прилагательное. | Я златострунный и пригожий. |
VI. Закрепление материала.
1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.
- Учить – … (ум точить).
- Жить – … (Родине служить).
- Без дела жить – … (небо коптить).
- Лишнее говорить – … (только делу вредить).
- Чай пить – … (не дрова рубить).
2) Объяснительный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.
- Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
- Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
- Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
- Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)
VII. Домашнее задание.
- Вклеить в ученический словарь таблицу.
- §74, упр. 377.
http://uchitel.pro/%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC-%D0%B8-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC/
http://urok.1sept.ru/articles/629838