Конспект по письму правописание приставок

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»

Русский язык. 3 класс

Учебник: Л.М. Зеленина

ТЕма: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.( стр.155 Упр. 111)

– В какой части основы каждого слова пропущена буква гласного звука?

– Как проверить её правописание?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : перехо. переез. перегру..ка, перечница .

– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. ( Лишнее слово – перечница , в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка .)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ( Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: перехо д – перехо д ы, переез д – переез д ы, перегру з ка – гру з ить . Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну .)

IV. Изучение нового материала.

1. На доске записано слово : полетел .

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове полетел есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)

– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. ( Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел .)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове отлетел пишется приставка от , а произносится [ ат ]. В слове подлетел пишется приставка под , а произносится [ пад ]. В слове пролетел пишется приставка про , а произносится [ пра ]. В слове перелетел пишется приставка пере , а произносится [ пири ] .)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

2. Знакомство с правилом, стр. 158.

V. Закрепление нового материала.

1 . Списывание с орфографическим заданием. ( у пр. 115.)

2 . Запись слов под диктовку с комментированием.

Учитель диктует слова: подбежать, перебросить, обогнать, надрезать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать .

3 . Слайд 1 ( записаны слова )

– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 2. Электрон.физминутка

4. Самостоятельная работа. ( у пр 116. стр. 159)

5 . У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

— Что вы знаете о правописании приставок?

— Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

— Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

— Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

VI. Словарная работа. Слайд 3

Растение, рисунок, столица, картина.

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся приставки в словах?

Домашнее задание. Упражнение 117, правило, стр. 158.

Конспект урока русского языка «Правописание приставок»

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

    Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

    2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

    3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

    4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

    5. Компьютерный тест.

    6. Работа в печатной тетради.

    7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

    Учебники, по которым работает класс

    1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
    2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
    3. Электронные учебники-тренажеры.

    Предварительная подготовка к уроку

    1. Деление учащихся на 3 группы.
    2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
      • “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
      • “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).

    Оборудование урока

    1. Магнитная доска, магнитные держатели.
    2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
    3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
    4. Электронный тренажер по русскому языку.
    5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

    1. Организационный момент. Запись даты.

    2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

    3. Первичная актуализация.

    Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

    После выполнения этого задания на доске появляются слова:

    Продолжим разговор о приставке

    Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

    4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

    В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

    Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

    После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

    В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

    Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

    Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

    6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

    7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

    Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

    Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

    Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

    Упражнение 12, страница 114.

    Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

    Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

    В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

    1. Дом призрения.
    2. Пребывать на отдыхе.
    3. Предать друга.
    4. Прибывать на вокзал.
    5. Преклонить колени.
    6. Примириться с тяжелым положением.
    7. Придать форму.
    8. Преемник традиций.
    9. Презирать врага.
    10. Седой привратник.
    11. Ложные приоритеты.
    12. Большие претензии.
    13. Приходящая няня.
    14. Старинное предание.
    15. Преходящий успех.
    16. Притворяться спящим.

    Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Правописание приставок»
    план-конспект урока по русскому языку на тему

    Данный материал предназначен для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok_p._6_kl._pravopisanie_pristavok.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа – интернат VIII вида №13»

    Открытый урок « Письмо и развитие речи»

    Тема: «Правописание приставок»

    город Юрга 2013 год

    1. Закреплять представление о роли приставок в речи, о правописании приставок с гласными А, О, Е и с согласными; закреплять умение пользоваться правилом написания Ъ.

    2. Углублять орфографические навыки правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировать умение образовывать новые слова с помощью приставок, графически обозначать их на письме.

    4. Развивать умения различать предлоги и приставки, находить их и правильно писать; закреплять знание по разбору слов по составу.

    1. Развивать орфографическую зоркость, связную речь, умение выразительно читать; обогащать словарный запас; развивать умение работать индивидуально, в парах;

    2. Развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения.

    Развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету, уважение друг к другу, культуру общения в спорных ситуациях, чувство удовлетворенности результатами своей работы.

    Коррекция внимания, мышления, памяти.

    Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, гимнастики для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.

    Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости

    Тип: урок закрепления изученного материала.

    Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки – помощницы» для слабых учащихся, сигнальные карточки ( ); учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.

    I. Организационный момент.

    1. Проверка на наличие школьных принадлежностей.

    2. — Сядет тот, кто правильно определит — слово с приставкой или с предлогом?

    II. Проверка домашнего задания

    — Дома вы должны были повторить правила. Давайте проверим вашу готовность.

    — Какие части слова вы знаете? Дайте им определение.

    — О какой части слова мы говорили на последних уроках?

    III. Актуализация знаний.

    — Давайте мы с вами вспомним те правила русского языка, с которыми уже знакомы. На какое правило слова в первом столбике?

    — Как проверить слово с безударной гласной в корне слова?

    — Прочитайте слова во втором столбике. Какое правило спряталось в этих словах?

    — Как проверить парную согласную в корне слова?

    — Определите правило третьего столбика.

    — Что вы знаете о непроизносимых согласных?

    украшает снег праздник

    осенний град звездный

    река холод радостный

    — Все эти правила учат писать корень слова.

    IV. Постановка темы урока.

    — Почему я начинаю урок вот с этих строк?

    Перед корнем есть приставка,

    Слитно пишется она.

    Ведь при помощи приставки

    — Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать изученные нами приставки.

    — Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание приставок».

    V. Работа по теме урока.

    1. Упражнение « Третий лишний».

    — Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор. (Один ученик работает у доски)

    Д…бежал, д…брый, з…ехал.

    П…лоска, п…дъезд, на…кусил.

    — Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (Ответ).

    Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.

    На доске вывешивается правило (приставки о согласными и гласными А, О, Е).

    — Запишите через запятую слова с приставками, приставки выделите.

    — Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков.

    — Вспомним правило написания Ъ.

    2. ФИЗМИНУТКА «Не ошибись, пожалуйста».

    — Назовите слова с приставками, из тех, что вы услышали.

    3. Словарная работа. (один ученик работает у доски, остальные – в тетради)

    — Запишите под диктовку:

    Пе рр он, анте нн а, ко мм унист, телегра мм а, выкройка. ( что объединяет первые 4 слова?, что можете сказать о последнем слове?)

    — Найдите слово с приставкой, разберите его по составу.

    4. Упражнение «Конверт» — Перед вами конверт. В данном конверте вы найдете листочки с деформированными предложениями. Ваша задача составить их, используя схемы предложений. Из составленных предложений у вас должен получиться текст. Работаем в парах.

    Закинул, в, рыболов, и, речку, ждет, удочку. (Закинул рыболов в речку удочку и ждет.)

    Вдруг, воде, запрыгал, и, поплавок, утонул, в. (Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул.)

    Дернул, окунька, и, рыбак, удочку, вытащил. (Дернул рыбак удочку и вытащил окунька.)

    Проверка текста с помощью картинки. (Если текст составлен верно, то на обороте картинка рыбы.)

    По одному предложению читают.

    — Как можно озаглавить текст?

    — Наша с вами задача: научиться видеть слова с приставками. Вам необходимо найти слова с приставками и выписать только приставки. (По одному человеку из каждой пары выходят к доске и вывешивают приставки, составляют по три слова).

    — С каждой приставкой составить по три слова: 1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол.

    — Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное (прилагательное, глагол).

    — Как пишется приставка?

    — с чем можно спутать приставку? (с предлогом).

    — Восстановите правило, что такое приставка, и что такое предлог.

    На доске вывешивается правило — схема.

    Приставка Предлог

    Часть слова Слово

    Для образования нового слова Для связи слов в предложении

    Пишется слитно Пишется раздельно

    5. Работа с учебником. Самостоятельная работа.

    Выполним упражнение 109 на странице 68.

    Слабые ученики выполняют в тетради индивидуальную работу по карточкам:

    6. Работа в парах. Два ученика работают у доски в паре.

    — Прочитайте слова. Стрелками укажите:

    — слова с приставкой, в которой пишется буква А;

    — слова с приставкой, в которой пишется буква О.

    — Найди правильный ответ обведите в кружок.

    А. слово Б. часть слова

    2. Где стоит приставка?

    А. перед корнем Б. после корня

    2. Приставка служит для .

    А. узнавания родственных слов;

    Б. связи слов в предложении;

    В. образования новых слов;

    3. Приставка пишется …

    А. раздельно Б. слитно

    4. Согласные в приставках с-, в, над-, под-, от-, об-

    А. пишутся одинаково, независимо от произношения

    Б. написание зависит от произношения

    5. После какой части слова пишется Ъ?

    Б. после приставки с гласной

    В. после приставки на согласный

    6. Перед какими гласными пишется Ъ?

    А. е, о, я, ю Б. у, и, ы, ё В. е, ё, ю, я

    7. Приставки с гласными А, О, Е …

    А. пишутся по-разному

    Б. пишутся одинаково, независимо от произношения

    VII. Домашнее задание

    Упр. 110 на стр. 68 , выписать слова с приставками, приставки выделить. (Разобрать в классе).

    VIII. Оценивание. Самооценка.

    — Оцените свою работу на уроке.

    Обучающиеся выходят к доске и выбирают магнитики, объясняя свой выбор.

    Красный- «5», синий- «4», зеленый- «3».

    — Какое задание больше всего понравилось?

    — Вызывает ли затруднение написание приставок?

    — Как не ошибиться в написании изученных приставок?

    — За активную хорошую работу на уроке я всем даю « отличную» ручку, которая поможет вам выполнять работы только на «отлично»! Урок окончен. Можете быть свободны.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/506538

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/23/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-korrektsionnoy