Конспект по правописанию чередующихся гласных в корнях слов

Чередующиеся гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
chereduyushchiesya_glasnye_v_korne_slova.doc85 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Русский язык 10 класс

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи : 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

  1. Орфоэпическая минутка. (Слайд 1)

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Пришло письмо мне,

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

— Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся Парные Непроизносимые Удвоенные

(подобрать (запомнить) (запомнить (подобрать (подобрать (запомнить)

проверочное причину проверочное проверочное

слово) чередования) слово) слово)

— Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

— Закрепим эти правила ( слайд 5 ) . Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

— На прошлом уроке начали работу с чередующимися гласными. Сегодня мы п овторим и закрепим изученный материал по теме «Правописание корней с чередованием»

— Существует 4 причины чередования гласных в корнях (слайд 6)

1) написание зависит от суффикса -а , следующего за корнем; (слайд 7,8,9)

2) написание зависит от ударения в слове ; (слайд 10,11)

3) написание зависит от согласной в корне ; (слайд 12,13)

4) написание зависит от лексического значения слова . (слайд 14,15)

! Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

  1. Закрепление материала. Работа по станциям с проверкой
  1. Тесты в Normaluchenik «Правописание гласных в корне слова»

Задача: уметь применять правила

  1. Рабочие тетради с.90, №1. «Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму»

Задача: уметь объяснять орфограммы в корнях слов.

  1. Онлайн-тесты. Сайт Захарьиной.

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Онлайн-тесты ЕГЭ – 2013. А.14

Задача: подготовка к ЕГЭ

  1. Карточки с заданием (3,4,5,6) Приложение (материал с сайта «По уши в ГИА)

Задача: умение находить в тексте слова с изученной орфограммой

  1. Закрепление правила о чередовании гласных в корне слова. Работа с карточками

Пример для анализа

К а с а ться, прик а с а ться, к о снуться

Изл а г ать, пол а г ать, изл о ж ить

Выр а ст и, выр а щ енный, выр о с ла

Заг А р, уг А р, заг о рЕлый

Обм а кнуть, пром о кнуть, м о ченый

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

— Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

  1. Домашнее задание. Рабочая тетрадь с.90 упр.1 доделать

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» — совесть — и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, — топор, котелок, ветки, — было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5 . Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Давайте проверим!
Задание 1
1 группа — загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять
2 группа — предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный
3 группа — предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег
4 группа — намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять
Обратите внимание: слова предлагать и сложение можно отнести и ко 2-ой группе, и к 3-ей, так как правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.

Задание 2
1. Лишнее слово — растение (т.к. правописание гласной А в корне — раст — зависит от согласной на конце корня, а в словах от дер у и блист ательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А )
2. Лишнее слово — заскочил (т.к. правописание гласной О в корне — скоч — зависит от согласной на конце корня, а в словах на моч ил и вы ровн енный — от лексического значения корня )
3. Лишнее слово — загорается (т.к. правописание гласной О в корне — гор — зависит от ударения , а в словах кос нуться и за жиг ать — от суффикса А )
4. Лишнее слово — перила (т.к. правописание гласной Е в корне — пер — зависит от суффикса А , а в словах о зар ение и на клон ился — от ударения )
5. Лишнее слово — вытирать (т.к. правописание гласной И в корне — тир — зависит от
суффикса А , а в словах вы плавл ять и вы твор ять — от ударения)

Задание 3
Предложение № 3 — зар я, с клон ение
Предложение № 4 — за гор ались, о зар ялись
Внимание! В предложении № 6 в слове рас клАн ялись гласная А в корне -клан- стоит под ударением , а, по заданию, нужно найти «. слово с чередующейся безударной гласной в корне. «, поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 7 — жуки- плав унцы
Предложение № 10 — со твор ив. Внимание! Слово плАв ания не подходит по той же причине, что и в предложении № 6.

Задание 4
Предложение № 2 — предпо лаг али, предпо лож ение
Предложение № 7 — вы раст и
Внимание! В предложении № 8 в слове про скАк ивал гласная А в корне -скак- стоит под ударением , а, по заданию, нужно найти «. слово с чередующейся безударной гласной в корне. » , поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 9 — рос ло
Предложение № 10 — про скоч ить

Задание 5
Предложение № 1 — не при кас айтесь
Предложение № 2 — за мир ает
Предложение № 5 — у бир ать
Предложение № 6 — вы тер шимся Внимание! В предложении № 7 слово по мир иться не подходит, так как гласная в корне -мир- не чередующаяся , а проверяемая ударением (от слова МИР).
Внимание! В предложении № 9 слово стЕл ется не подходит, так как гласная Е в нём стоит под ударением .
Предложение № 10 — за блист ала

Задание 6
Предложение № 2 – по равн явшись Предложение № 4 — об мак нул
Предложение № 5 – равн овесие Предложение № 8 — непро мок аемые
Предложение № 10 — вы ров нялся

Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Тема урока: «Правописание гласных в корнях с чередованием».

Урок разработала: Квятковская Ольга Владимировна, учитель русского языка.

1. закрепить знания о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ- (-рос-) ;

2. закрепить знания о правописании чередующихся гласных е-и в корне слова (-бер-,-бир-, -пер-, -пир-, -тир-, -тер-, -мир-, -мер-, -жег-, -жиг-, блест-, -блист- и др.);

3. сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова;

4. дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся;

5. привить интерес к изучению русского языка через занимательный материал.

Тип урока: закрепление изученного материала по теме.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки-задания, перфокарты.

I. Организационный момент

— Здравствуйте. Прежде чем объявить тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите на доску, здесь записаны пары слов. Вам необходимо выделить в словах корень и подумать, на какую орфограмму приведены данные слова.

(Задание выполняется устно, у доски; каждый ученик разбирает одну пару слов):

Предлагать – предложить Прижег – прижигать

Излагать – изложение Соберешь – собирать

Вырастить – выращенный – росли Зажег – зажигать

— Итак, на какую же орфограмму приведены все эти слова?

чередование гласных в корне слова

— Правильно. Тему чередования гласных в корне слова мы начали изучать, сегодня на уроке поработаем над ее закреплением. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока: «Чередование гласных в корне. Закрепление».

(Учитель записывает тему на доске, учащиеся оформляют запись в тетрадях; вывешивается опорная таблица).

II. Актуализация знаний

— Давайте обратимся к таблице и вспомним условия написания той или иной гласной в конкретных корнях. Мы с вами пока только говорили о 2-х условиях чередования гласной, о каких? (чередование зависит от наличия суффикса А, чередование зависит от последнего согласного в корне слова).

— Хорошо, об остальных возможных случаях чередования мы поговорим на последующих уроках. А теперь давайте более точно вспомним правило написания гласных о-а и е-и в корнях слов, для подтверждения можете воспользоваться нашими словами с доски, не забудьте про слова исключения.

(Уч-ся рассказывают правила). ИСКЛ: полог, росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, скачок.

III. Закрепление изученного материала

Хорошо. Далее построим урок следующим образом: сделаем несколько тренировочных упражнений, в конце урока выполним задание с взаимопроверкой на оценку.

— Внимание на слайд: вам необходимо записать данные слова, вставляя необходимую гласную и распределяя их по столбикам. В первый столбик слова с гласной А, во второй с гласной О.

Слова: предлАгать, прилОжение, излОжение, рАсти, рОсток, отлОжить, излАгать, рАстение, отрАсль, зарОсли, подрОсли, возрАст, разлОжить, слАгаемое.

(Учащиеся выполняют задание; по окончании работы желающие зачитывают слова разных столбиков).

— Следующее задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

Наш замечательный город ____________ на берегу реки.

Осенью мы ___________ провести слёт туристов.

Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по ____________ маршруту.

Быстро ___________ на берегу палатки.

Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.

Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.

Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, ул…жить, предл…женный, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, изл…жить.

(Уч-ся зачитывают получившиеся записи).

— Хорошо, а сейчас немного отвлечемся и обратимся к синтаксису. Задание: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: 1 в. — № 3, 2 в. — №6.

(Двое учащихся работают у доски; предложения заранее записаны):

Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.

Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.

— Хорошо. А теперь повторим чередование следующих гласных, написание которых зависит от наличия суффикса А. Предлагаю вашему внимаю игру «Третий лишний». Задание: из предложенных слов найти лишнее слово, которое отличается по написанию от других, свой ответ аргументировать.

Настелить, зажигать, разбирать Постелить, натирать, опираться

Заблестела, разжигала, протереть Отпирать, отпереть, расстелить

(работа выполняется устно с подробным комментированием учащимися)

— Хорошо. Перед тем, как вы приступите к выполнению заданий по карточкам, давайте сделаем вывод по всем выполненным заданиям, т.е. еще раз повторим правила написания чередующихся гласных в корне слова.

(Уч-ся еще раз проговаривают условия выбора гласной в корне при чередовании)

IV. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Учитель раздаёт уч-ся карточки с заданием: вставить необходимую гласную, обозначить морфему и условие своего выбора

После выполнения работы, уч-ся обмениваются карточками и проверяют работы друг друга по карточке с правильными ответами (правильные ответы раздает учитель), выставляют оценки.

Система оценивания: 1-2 ошибки – «4»

5 и более ошибок – «2»

Учитель хвалит за работу на уроке, выставляет в журнал полученные оценки за карточки (при необходимости задает вопросы уч-ся или смотрит в целом работу на уроке).

VI. Домашнее задание

Выполнить кроссворд по теме и составить слова.

Если на уроке остается время, начать выполнение задания.

Чередующиеся гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса
А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • ЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило:-мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость» . Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило:-равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий» . Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник .

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать , где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять ).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску , то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то , но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги . Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый , потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Чередующиеся гласные в корне».

Перейти в следующую тему: «Правописание согласных»


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=39911

http://uchitel.pro/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/