Конспект по русскому языку 2 класс правописание парных согласных

Урок русского языка для 2 класса «Правописание парных согласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка для 2 класса «Правописание парных согласных в корне слова» с применением игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
kovalenko_v._n._pravopisanie_parnyh_soglasnyh_2_klass.docx192.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 2 класса

Коваленко Вера Николаевна,

учитель начальных классов

ОСШ№3 имени Абая с ДМЦ г. Талгар

Тема: « Правописание парных согласных в корне слова»

Цель: формирование знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.

1. формировать умение подбирать проверочные слова; развивать умение распознавать орфограмму;

2. развивать речь учащихся, внимание, память; умения анализировать и обобщать;

3. воспитывать познавательный интерес, желание учиться и делать открытия.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический

ФОПД: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Учебник/литература: Русский язык «Атамура», 2013

Оборудование: картинка ёлочки и новогодних игрушек, карточки со словарными словами, карточки для индивидуальной самостоятельной работы, сигнальные карточки с парными согласными, карточки с предложеними для самооценивания.

І. Организационный момент

Всем — всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

— Все мы ждём наступления одного из самых любимых праздников Нового года. И всегда к празднику мы наряжаем ёлку. Я предлагаю вам сегодня на уроке русского языка украсить нашу ёлочку необычными игрушками. А чем они необычны? Каждая игрушка содержит задание, и, только выполнив их, мы сможем украсить ёлку и получить сюрприз. Вы готовы? (Оформление тетради)

ІІ. Определение темы и задач урока

— Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую –

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам.

— Догадались, о чём пойдет речь на уроке? (О парных согласных.)

— Почему их надо проверять?

— Тема нашего урока «Правописание парных согласных в корне слова».

— Мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

ІІI. Минутка чистописания

— Назовите парные согласные.

— Из чего состоят звонкие согласные? (из шума и голоса)

— Из чего состоят глухие согласные? (из шума)

— Напишите их парами красивым каллиграфическим почерком.

бп вф гк дт жш зс

IV. Словарно-орфографическая работа

Первое задание «Загадки». Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки в тетрадях.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

Завтрак утром очень нужен,
Вечером дают нам ужин,
А теперь мне дай ответ,
В середине дня — … (обед).

Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? ( Мороз)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняют. (Завод)

— Что общего в этих словах? (Это словарные слова.)
— Как произносятся парные согласные в конце слов?

— Можно ли проверить эти парные согласные?
— Как проверить парный согласный в конце слова?
— Подберите проверочные слова к данным словам.

С первым заданием вы справились успешно. На ёлочку прикрепляем первую игрушку.

V. Изучение нового материала

Второе задание «Подумай!»

На доске записаны слова: гла з ки

— Понаблюдайте, как произносятся звонкие согласные в середине слова.

— Как проверить парный согласный в конце слова? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный .)

— А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?

Нечётко слышится согласный?

Зовём скорей на помощь гласный!

Сравните наши выводы с выводами в учебнике на стр. 124-125.

Молодцы! И со вторым заданием вы справились успешно. На ёлочку прикрепляем вторую игрушку.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа со словами

Третье задание «Доскажи словечко». Проверочные слова подбираем устно.

— У лисички Любки остренькие …(зубки).

— Летом у берёзки выросли … (серёжки).

— Закрывают детки глазки, детям сниться будут …(сказки).

— Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем …(грядки).

— У нас общие игрушки, потому что мы … (подружки).

— Чтобы было всё в порядке, начинай свой день с …(зарядки).

И с этим заданием вы справились. На ёлочке появляется третья игрушка.

Физкультминутка «Игра на внимание»

— Если услышите парный согласный на конце, то хлопайте в ладоши, а если гласный или непарный согласный, то приседайте.

Учитель читает слова: пруд, шкаф, часы, доска, ёрш, шарф, прорубь, книга, хлеб, парта, кровь, кошка, дверь, арбуз.

Четвёртое задание «Выбери букву»

Работа с сигнальными карточками.

— Я показываю слово на карточке, а вы показываете ту букву, которую нужно написать и называете проверочное слово.

Ло…ка, кни…ка, берё…ка, тра…ка, ча…ка, гри…ки, мя…кий, ры…ка.

Молодцы! Мы украшаем ёлочку четвёртой игрушкой.

Пятое задание «Составь предложение»

Работа с деформированными предложениями (по рядам).

Составить из слов предложение, вставляя согласные. Устно подобрать проверочные.

У, зоркие, гла(з,с)ки, кошки.

У, серая, шу(б,п)ка, мышки.

У, острые, зу(б.п)ки, лисички.

Молодцы! С заданием справились. Мы украшаем ёлочку пятой игрушкой.

Шестое задание «В гостях у сказки».

— Вписать в предложения подходящие по смыслу слова из сказок.

Посадил __________ __________ . Выросла ____________большая-пребольшая.

С л о в а д л я с п р а в о к: ре(б/п)ка, де(д/т)

Волк пошёл на реку, опустил хвост в ____________

и начал приговаривать: «Ловись, ___________,

и мала, и велика!»

С л о в а д л я с п р а в о к: ры(б/п)ка, прору(б/п)ь

Девочка взяла самую большую ____________ и похлебала из самой большой ____________.

С л о в а д л я с п р а в о к: ча(ж/ш)ку, ло(ж,ш)ку

Молодцы! На нашей ёлочке появляется шестая игрушка . Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка, благодаря вашей работе на уроке.

А под ёлочкой для вас сюрприз (сладости).

VII. Домашнее задание стр. 124-125 № 341, правило

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Чему учились на уроке?

— Как проверить парные согласные?

Выберите и отметьте предложение, которое соответствует вашей работе на уроке.

Лист самооценки

Мне надо поработать.

Я ничего не понял. Помогите!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению.

урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными».

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: «Парные согласные в корнях слов».

Данная разработка урока составлена методике Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка», способствует развитию УУД учащихся.

Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов.

Составленные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы на уроке и дома.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 57. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне.

  • запомнить правила правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.
  • познакомиться со способами подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;
  • научиться находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять;
  • различать проверочное и проверяемое слова;
  • подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
  • использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне;
  • научиться подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.
  • о том, как правильно подбирать проверочные слова для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова;
  • характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный); определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным;
  • соотносить произношение и написание в словах с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и в корне перед согласным;
  • различать проверочное и проверяемое слова;
  • находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
  • закрепить способ определения глухости или звонкости согласного звука;
  • использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне слова;
  • поупражняться в применении способов подбора проверочных слов для правописания букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова.

Правописание букв парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова – это орфограмма.

Проверяемое слово— слово, в котором есть орфограмма, требующая проверки.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемый согласный звук становится звонким.

Звонкие согласные звуки – это звуки, в образовании которых участвуют и голос, и шум.

Глухие согласные звуки – это звуки, которые создаются только одним шумом, без участия голоса.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки – это звуки, которые могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Однокоренные слова – слова, близкие по смыслу, и имеющие одинаковую часть (корень), в которой заключено общее лексическое значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В.П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 19 – 30.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10-18.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. — С. 35 — 40.

Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 48 — 49.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 50-53.

Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2018. — С.55-60.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС (к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 14 — 21.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.Е. Курлыгина, О.О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 60-63.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Звуки русского языка неоднозначны и хитры. Их жизнь, словно большой и яркий карнавал с масками и переодеваниями. Из-за этого буйства люди порой попадают в курьёзные ситуации.

Однажды бабушка Маша приехала с внучкой на дачу. Имя её – Даша. Быстрая, ловкая помощница! Бабушка только даст задание, а внучка уже с ним справится. Ближе к вечеру бабушка сказала Даше: «Надо бы и лук полить» «Конечно, я мигом», – крикнула Даша, схватила два ведра и умчалась за калитку. Бабушка удивилась: «Куда это она?» Прошло часа два. Лук всё ещё не полит. Солнце зашло за горизонт, а Даши все не было. Бабушка забеспокоилась и пошла искать девочку. За калиткой на лугу возле реки она увидела Дашу, которая черпала из реки воду и выливала ее на траву. «Я же просила тебя полить лук!» — удивленно сказала бабушка. «Так я его и поливаю!» — не менее удивленно ответила девочка.

Почему так произошло? Бабушка просили полить лук. Тот лук, который растёт на грядке в огороде. А Даша поняла это слово как «открытое место, поросшее травой».

Виноватых в этой истории нет, потому что и то, и другое слово произносятся одинаково. А вот пишутся по- разному. Если мы подразумеваем растение на грядке, то на конце должны написать букву К. А если большую поляну с травой – то на конце должны написать букву Г. Сравните транскрипции этих слов: лук — лук. Они абсолютно одинаковы. А теперь посмотрите на запись слов: ЛУК –ЛУГ. Они отличаются буквами Г и К. А теперь посмотрите внимательней. Что вы можете сказать? Правильно! Это же парные согласные звуки!

Действительно, в русском языке именно парные согласные звуки очень любят надевать не свои маски. В этом шумном звучащем карнавале они часто прячутся не за свои буквы. Особенно увлечены этой игрой глухие парные согласные звуки. Звуки п и п’ надевают маску буквы Б, например, гриб – рябь. А звуки ф и ф’ надевают маску буквы В, например, ров – червь. Под маской буквы Д скрываются т и т’, например, год – медь. А под маской буквы Г – звук к, например, рог. Не отстают от них звуки с и с’. Они прячутся за букву З, например, глаз — князь. А солидный звук ш выбрал маску буквы Ж, например, чиж. Вы видите, что буква, обозначающая звонкий согласный, вдруг на время становится буквой, обозначающей глухой согласный звук.

Иногда в этот весёлый и стремительный хоровод переодеваний и смены масок попадают и некоторые звонкие согласные звуки. Звук з’ надевает маску буквы С, например, просьба, косьба. А звук д’ — маску буквы Т, например, молотьба. Тут уже буква глухого согласного становится приютом для звонкого согласного звука.

В этом круговороте очень легко ошибиться. Ситуации, когда в написании слова можно допустить ошибку, являются «опасными местами». «Опасные места» в словах — это орфограммы.

Запомните! Написание парных согласных на конце и в середине слова – это тоже орфограмма.

Тогда почему бы не писать слова так, как слышим? В этом случае и ошибок было бы меньше. В том то и дело, что не меньше! В русском языке немало слов, которые звучат одинаково, а значения имеют разные. Ну-ка, попробуйте понять, о чём идёт речь: «плот – плот, рот — рот, кот — кот, мак — мак, молот — молот, крап — крап»

До тех пор, пока ты не увидишь запись этих слов, ты не разберешься и с их смыслом.

Тогда как определить, какую букву писать в «опасных местах»? Неужели все слова нужно заучить? В Большом академическом словаре содержится около 132 000 слов. Из них около 40 000 слов с парными согласными на конце и середине слова.

Все дело в том, что в русском языке смысл слова заключён в его корне.

Вспомните! Корень – это одинаковая часть всех однокоренных слов, в которой заключён их общий смысл. Значит, если сомневаешься, какую букву надо писать в корне слова, то нужно подобрать однокоренное, где чётко слышен звук.

Но какие однокоренные слова искать? У некоторых слов их не по одному десятку! Вот здесь учёные уже постарались и определили правило написания парных согласных.

Запомните! Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости-глухости согласный звук на конце или в середине слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал гласный звук или звонкие непарные согласные звуки н, н’, м, м’, л, л’, р, р’.

Давайте проверим слова «лук» и «луг» из истории с бабушкой Машей и внучкой Дашей. «Лук» – однокоренное слово «луковая», в данном случае, грядка. После проверяемого звука следует гласный звук а. Мы ясно слышим звук к. Значит в слове лук, тот который на грядке у бабушки Маши, будем писать букву К. Поработаем со словом, которое услышала Даша, луг. Девочка поливала луговую траву. «Луговую» – однокоренное слово. После проверяемого звука следует гласный звук, и мы слышим звук г. Значит, в этом случае будем писать букву Г.

Учёные-языковеды разработали семь способов подбора проверочных слов. Мы сейчас с ними познакомимся. Но прежде договоримся, что слово, в правописании которого мы сомневаемся, будем называть проверяемым. А вот то однокоренное слово, которое мы подбираем, чтобы после парного согласного звука слышался гласный звук, будем называть проверочным. Например, «луг» и «лук» – это проверяемые слова. А «луковый» и «луговой» – проверочные.

Итак, первый способ. Поставьте слово во множественное число. Например, кит – киты.

Второй способ. Подставьте к проверяемому слову слово «нет». Например, маг — нет мага.

Третий способ. Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рот — ротик.

Четвертый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-признак предмета — имя прилагательное. Например, плод — плодовый.

Пятый способ. Образуйте от проверяемого слова однокоренное слово-действие — глагол. Например, бег — бегает.

Шестой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос каков?, измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос какой? Например, красив — красивый.

Седьмой способ. Если проверяемое слово отвечает на вопрос какой?, то измените его так, чтобы проверочное слово отвечало на вопрос каков? Например, лёгкий – лёгок.

Но есть в русском языке слова, которые не поддаются проверке. Они пришли к нам из других языков. Их написание нужно запомнить и постоянно проверять по орфографическому словарю. Например, слово кофта образовалось от турецкого слова кафтан, а слово вокзал появилось в русском языке около 170 лет назад из английского языка. Из этого же языка пришло к нам слово футбол. А вот слово рюкзак имеет немецкие корни.

Многое из этого урока нужно обязательно запомнить!

Чтобы легче было запоминать, сделайте себе небольшие карточки. На них запишите основную информацию из этого урока. Карточки всегда держите рядом с собой и не ленитесь заглядывать в них почаще. Тогда и этот нелегкий урок вы сможете освоить. Помните, за одного ученого трех неученых дают, да и тех не берут!

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Подбери проверочные слова.

Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запиши проверочные слова.

поса__ка – ……, кру__ка — ……, петру __ка – ……, пово__ка –……, варе __ ка – ……, оре __ ки –……, матрё__ки –……, подру__ка –…….

Проверочные слова: посадил, посадки, кружечка, кружился, петрушечка, петушок, повозочка, перевозка, орешник, ореховый, матрёшечка, матрешка, подруженька, товарищи.

Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.

Правильный ответ: посадка – посадил, кружка — кружечка, петрушка – петрушечка, повозка – повозочка, варежка – нет варежек, орешки – орешник, матрёшки – матрёшечка, подружка — подруженька

Задание. Соедини слова.

Соедините проверяемое слово с проверочным словом.

Дубки, ловкий, ложка, просьба, вежлив, ягодка, близкий булавка, сторожка, хорош, дубы, ловок, ложечка, просить, вежливый, ягодный, близок, булавочка, сторожить, хороший.

Подсказка: Вспомните о правописании слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне слова. Для подбора проверочных слов пользуйтесь предложенными способами.

Правильный ответ: дубки — дубы, ловкий — ловок, ложка – ложечка, просьба — просить, вежлив — вежливый, ягодка — ягодный, близкий — близок, булавка — булавочка, сторожка — сторожить, хорош — хороший.

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные»

Лариса Сосновских
Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные»

Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова»

Цель: Создание условий для отработки знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции.

Обучающая: отработать умение распознавать в словах парные согласные, требующие проверки; отрабатывать знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Развивающая: развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод;

Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к друг к другу.

1.Место урока в системе уроков данного раздела 1 урок в разделе: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Основные термины и понятия: Орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово,

Межпредметные связи: Окружающий мир

Оборудование: Интерактивная доска, презентация к теме урока, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ожидаемые результаты: уметь обнаруживать и правильно писать слова с парными согласными на конце.

Предметные: знать понятия «звонкие» и «глухие» согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

I.Оргмомент: СЛАЙД 1

-Сегодня тема нашего урока русского языка «Во саду ли в огороде». Что такое «сад», «огород»?

(Ученик поднимает руку и спрашивает: «Извините, я видимо прослушал какой сейчас урок? Окружающий мир или русский язык)

-Вот и я,готовясь к сегодняшнему уроку и прочитав предложенную тему, очень удивилась!

Как тема окружающего мира может быть связана с уроком русского языка?

— Попробуем узнать ответ на этот вопрос и проведём исследование.

— Кто знает что такое исследование? (Ответы детей)

— Предлагаю обратиться к толковому словарю Ожегова. СЛАЙД 2

Исследовать – 1. Подвергать научному изучению. 2. Осматривать для выяснения, изучения чего – нибудь.

— Из «Большого энциклопедического словаря»

Исследование научное — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

-А что же можно исследовать на уроке русского языка? – Слова.

-А вот что же за слова, вы узнаете после минутки чистописания.

II.Чистописание: СЛАЙД 3

— Заполните пропуски и продолжите ряд:

— Что же можете сказать об этих буквах? – Парные согласные.

Что вы знаете про парные согласные? Могут слышаться и писаться в словах по- разному.

Может быть кто-то сможет сформулировать тему урока русского языка? – Правописание парных согласных в корне слова. СЛАЙД 4

— Всё-равно непонятно при чём тут сад и огород? (Ответы детей. Будем работать со словами относящимися к саду и огороду. Да и сами слова «сад» и «огород» тоже с парными согласными.

Посмотрите на экран СЛАЙД 5 что здесь изображено? Огород, сад.

— Что растёт в огороде? В саду? Как сказать одним словом? Овощи, фрукты.

Предлагаю совершить экскурсию в сад и огород, послушаем толкование некоторых слов. СЛАЙД 6

1. Я — фруктовое дерево семейства розоцветных с округлыми удлиненными и расширяющимися книзу плодами, а также плод этого дерева. Груша

2. Я — бахчевое растение семейства тыквенных с большими шарообразными сладкими плодами. Арбуз.

3. Я – плод фруктового дерева с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Яблоко.

4. Я – небольшой сочный плод кустарников и травянистых растений. Прошу назвать меня ласково. Ягодка.

5. Я – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Плод.

— Произнесите слова. Сравните с написанием. Что вы заметили?

— В каких случаях в словах звук и буква не совпадают? Попробуйте сделать вывод.

Вывод: трудности при написании представляют слова, в которых парные согласные звуки стоят в конце слова или перед глухим согласным.

А теперь попробуйте сами определить трудности в написании самостоятельно по вариантам. Посмотрите на экран СЛАЙД 7

1 вариант: абрикос, лимон, виноград, малина, слива, гранат – где растут? В саду.

2 вариант: репка, огурец, морковь, баклажан, редиска, свёкла – где растут? В огороде.

Задание: выписать в столбик только те слова, в которых произношение и написание не совпадают.

Проверка: СЛАЙД 8

Абрикос, виноград, гранат; репка, морковка, редиска.

Выделите в словах корень. Что вы заметили? Где находятся парные согласные?

Вывод: несмотря на разное местоположение согласных в слове, все они стоят в конце корня.

— Как выдумаете, что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в таких словах?

(Найти проверочные слова.)

. Как это сделать? Как подобрать слово, чтобы произношение и написание совпало?

Вывод: Для проверки парного согласного в корне слова нужно:

— подобрать однокоренное так? чтобы после согласного стоял гласный или [ н ].

-Прочитайте правило (хоровое чтение). СЛАЙД 9

-Существует несколько способов подбора проверочных слов:

1. Изменить число предметов (из одного сделать много).

2. Сделать предмет маленьким или назвать его ласково.

3. Взять в помощь словосочетание «у меня нет….».

-Пользуясь правилом, подберите проверочные слова для тех слов, которые анализировали в начале урока. (Устно).

Плод — плоды, плодик; арбуз- арбузы, арбузик, арбузный, ягодка- ягодный, ягоды.

IV. Практическое применение правила.

— А теперь предлагаю подобрать проверочные слова по вариантам, запишите через чёрточку проверочные слова. СЛАЙД 10

Абрикос – абрикосик, абрикосовый, абрикосы, нет абрикоса

Виноград- виноградный, виноградик, нет винограда

Гранат- гранатовый, гранатик, нет граната

Репка- репа, нет репы

Морковка- морковный, нет моркови

Редиска- редисочка, нет редиса

V. Физминутка с движениями. СЛАЙД 11

Жил один садовод он развел огород,

Подготовил старательно грядки.

Он принес чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

(Ходьба на месте, присесть)

Наступила весна, и взошли семена —

Садовод любовался на всходы.

(Медленно встать и потянуться)

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

(Руки на пояс, в стороны)

— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

(Руки на голову, покачать головой)

(Сесть на место и запоминать названия овощей)

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли, но решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам, то ли парить их нам?.

Ну и съели их просто сырыми!

-Какие овощи выросли на огороде у садовода? (огурец, арбуз, редиска, свёкла, помидоры, дыни, чеснок, лук, репа, капуста, сельдерей, горошек, морковь, картофель, спаржа, крыжовник, баклажаны, кабачки)

— Какие из слов нужно проверять при написании? Устно проверьте написание парных согласных.

VI. Отработка навыка. Отгадывание загадок, подбор проверочных слов.

В мире очень много загадок, отгадками которых являются слова на нашу тему. СЛАЙД 12

1) Я под шапкой цветной на ноге стою одной.

У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки. Гриб — грибы.

2) На зеленой ветке в бежевой беретке

Всем твердит крепыш:

— Я буду стройным и могучим дубом! Жёлудь – жёлуди.

3) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. Дуб – дубы.

4) Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом. Колос — колосья.

VII. Самостоятельная работа. СЛАЙД 13

1 ряд 2 ряд 3 ряд

сладкий мягкий гладкий

редкий узкий резкий

— Прочитайте слова. Задайте к ним вопрос. (Какой) Определите часть речи (прилагательное) Есть ли в словах опасный звук? Где он стоит (Буквы парных согласных закрываются)

Запишите слова, вставив нужную букву, подобрав проверочное слово.

Проверка задания. Оцените свою работу. СЛАЙД 14

VIII. Творческая работа.

Итогом нашего исследования будет творческая работа. СЛАЙД 15

Вы должны дополнить текст словами, подходящими по смыслу к теме урока, записать их правильно, используя способ проверки парных согласных в корне слова, Придумать заголовок к тексту.

1 вариант 2 вариант

У нас на даче есть фруктовый…

Осенью в нём созревают… плоды. Наливается соком спелый…. На газонах зеленеет…

У бабушки в деревне большой….

Там на …. растут… и….

На бахче созрел огромный полосатый…. …

Слова для справок: сад, огород, грядки, морковь, лук, сладкий, травка, виноград, яблоко, слива, помидоры, морковка.Слова для справок: сад, огород, грядки, морковь, лук, сладкий, травка, виноград, яблоко, слива, помидоры, морковка.

Проверка: Зачитайте получившиеся тексты. Сверьте с образцом. Оцените свою работу.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего урока:

• Что на вас произвело наибольшее впечатление?

• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

• Что нового вы узнали на уроке?

• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

* что нового я узнал?

* каким способом я это узнал?

* чему я научился?

X. Домашнее задание. СЛАЙД 16

У. с. 152-153,правила, упр. 242

Прикреплённые файлы:

prezentacija-k-uroku_73q9j.pptx | 3131,39 Кб

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] — Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения. Класс: 3- «а». Дата: 16.05.2015 год. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Вид урока: Доминирует исследовательская.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе «Путешествие на остров Грамматики» в рамках Недели русского языка Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе в конце года. Проводится педагогом начальных классов на мероприятии «Неделя русского.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3582/conspect/

http://www.maam.ru/detskijsad/ruskii-jazyk-2-klas-parnye-soglasnye.html