Конспект по русскому языку 2 класс правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.
  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка.

1) (На доске запись.)

Бурундуки — маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повник.

— Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)

— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

— Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

2) Словарная работа (слова в ребусах).

3)Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

III. Самоопределение к деятельности.

— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

IV. Работа по теме урока.

— Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

— Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

— Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)

— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один

и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)

— Это формы одного и того же слова.

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это одно-коренные слова.)

— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)

Что написано в первом столбике?

— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.>

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

VI. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

(Валы — вал, волы — вол.) (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Упр. 144 (с, 94).

— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

— Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.

— Выполните задания по учебнику.

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.>

— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.>

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон лиса — лисы

семья — семьи сосны — сосна

сады — садик снега — снег

— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока.

— Какой гласный звук называется безударным?

— Как правильно написать безударный звук в корне слова?

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

оценивать результаты своей деятельности.

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;

слушать собеседника и понимать речь других;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говори ты чётко, внятно,

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтоб на урок всем нам

Захотелось вновь прийти

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши не отставая.

Слушай не перебивая.

Говори ты чётко, внятно.

Чтобы всем было понятно.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтоб урок всем нам

Успех смог принести!

ll . Мотивационный этап

— Ребята, из страны Русского языка пришло тревожное сообщение. Попробуйте, его прочитать. (На доске запись: Б..да, п..м..гите, безударные гласные в корне сб..жали.)

— Что случилось в стране Русского языка?

— Предлагаю, отправиться в путешествие и вернуть сбежавшие буквы в корни слов. Кто согласен поднимите руку.

— Какие знания и умения нам потребуются, чтобы правильно вставить безударные гласные в корни слов?

lll . Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

— Кто догадался о теме нашего урока.

— Какие умения будем развивать?

– А сегодня у нас не прост0, урок, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Нам с вами предстоит долгий путь. Посмотрите на карту страны Русского языка, на ней план нашего путешествия. Что нам встретиться на пути. (Дети читают:

lV . Минутка чистописания

— Вот мы у горы Чистописания. Узнаем какое задание нас здесь ждёт.

(Ученик достаёт из конверта задание, читает классу: «Пропишите строчные гласные, написание которых в слабой позиции надо проверять.»)

— Какие буквы надо прописать?

( Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять.

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я.) а о и е я

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Пропишите строчку букв, чередуя их.

— В листах самооценки отметьте, как вы справились с первым заданием.

V . Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

— Узнаем, какое задание на озере Словарных слов. ( Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, написание которой нужно запомнить:

1) названия трёх осенних месяцев;

2) название слов, которые произносятся по разному, но близкие по значению;

3) название слов, противоположных по значению.

— Оцените свою работу.

2. Распознавание однокоренных и проверочных слов.

— Перед нами река Родственных слов. Какое задание нас ждёт. (Учащиеся получают карточки с заданием: Зачеркните лишнее слово. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово.)

— Расскажите, как справились с заданием. (Каждая пара читает родственные слова, называет букву, которую вставили и проверочное слово.)

— Какой способ проверки безударных гласных здесь применили? (Подобрали родственное слово.)

3. Упражнение в подборе проверочных слов.

— Узнаем задание в лесу Безударных гласных. (Под картинками с лесными жителями запишите их названия и проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение.)

Индивидуальная работа. Самопроверка по образцу. Самооценка.

— Перед нами болото Тишины. Узнаем, какое задание нас здесь ждёт.

(Игра «Молчанка». С помощью карточек покажите какие безударные гласные пропущены в словах. Называйте только проверочные слова.)

Vlll . Рефлексия . Упражнение 153 (с. 99)

— Сейчас узнаем, какое задание нам приготовила поэтическая тропа. Но сначала вспомним, что пишут поэты? (Стихи.)

Ученик читает задание: Выполните упражнение 153 на странице 99.

Самостоятельная работа. Коллективная проверка.

— Оцените свою работу.

lX . Подведение итогов.

— Ребята, новое сообщение из страны Русского языка.

Учитель читает: Спасибо за помощь. Все гласные вернулись на свои места.

— Молодцы, справились со всеми заданиями. Поднимите руки, кому понравилось наше путешествие.

— Какие знания и умения нам пригодились в пути?

— Чему мы учились?

— Посмотрите на свои листы самооценки. Какие задания вызвали у вас затруднения?

X . Домашнее задание . Упражнение 154 (с. 100) Записать ещё два слова, которые проверяются так же.

Под картинками с лесными жителями запишите их названия и проверочные слова. Выделите корень, поставьте ударение.

С помощью карточек покажите какие безударные гласные пропущены в словах. Называйте только проверочные слова.

Работайте в парах. Прочитайте слова. Выделите корень, поставьте ударение. Вставьте пропущенные орфограммы. Зачеркните лишнее слово. Подчеркните проверочное слово.

Пропишите строчные гласные, написание которых в слабой позиции надо проверять

Буквы вернулись, помогите им занять свои места правильно. Выполните упражнение 153 на странице 99.

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон лиса — лисы

семья — семьи сосны — сосна

сады — садик снега — снег

— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

Я читаю слова, а вы ставьте знак «+», если гласную в корне слова нужно проверять, и знак «—», если проверять не нужно.

Сады, стена, гнёзда, грибы, школа, песня, стихи.

«Дима написал своему другу Коле записку :

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось? (Слайд 14)

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 16)

Правописание безударной гласной в корне слова.

— Какую цель мы поставим перед собой?

Учиться писать слова с безударной гласной в корне слова

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), д…чурка ( дочь), т…шина ( тишь), с…сновый ( сосны), д…тишки ( дети).

Работа в группах (карточки)

— Сейчас я раздам вам карточки, а вы соберитесь в команду и выполните следующее задание.

-Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и подчеркните проверочное слово и найдите лишнее слово, докажите почему оно лишнее.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Гл…за, гл…зок, гл…зной, г…лосок, гл…зки.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…ст, л…стик, л…стопад, дер…во, л…сток.

Найди лишнее слово. Докажи.

Вставить пропущенные орфограммы.

Подчеркнуть проверочные слова.

Найди лишнее слово. Докажи.

— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне.

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

-подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

За лесом журчала рика. На паляне росли цветы. На небе свитили звезды.

-Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

За лесом журчала река. На поляне росли цветы. На небе светили звезды.

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

На доске слова с пропущенными безударными гласными.

Задание: определить, какая буква пропущена, подобрать проверочное слово

р. чно́й — речка, л…сто́к — лист, в…да — воды, стр…на — страны, б…ец — бой

Запишите эти слова в тетрадь. Через запятую.

П р.и м е р н ы и материал. Слова: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.

Примерный материал. Слова: враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, сомы, столы, холмы, дела, леса, меха, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды.

Оборудование. У каждого ученика карточки с гласными буквами а, о, е, и, я.

Примерный материал. Слова: грачи, сады, трава, шары, вода, гора, дома, дрозды, коза, нора, нога, оса, роса, слоны, сова, сосна, змея, леса, перо, река, стена, зима, лиса, лицо, пила, число, мячи, пятно, ряды.

Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.

Оборудование. Предметные картинки: пчела, змея, лиса, шары, сова, ведро, коза, звезда, яйцо, нора, осел, свеча, сосна, пила.

– Садитесь, ребята. Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. (Слайд 3)

«Кто ищет трудность, находит мудрость» .

– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.

– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?

Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.

– Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6097/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-na-temu-pravopisanie-slov-s-bezudarnim-glasnim-zvukom-v-korne-3424060.html