Конспект по русскому языку 3 класс правописание слов с безударными гласными в корне

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока29.04 КБ
презентация1.31 МБ
приложение375.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.

Цели : Создать условия для формирования умения проверять безударные гласные в корне двумя способами: изменяя форму слова или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

Личностные: Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
  2. Осуществлять само- и взаимопроверку работ
  3. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий
  1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.).
  2. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  2. участвовать в диалоге;
  3. слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения ;

Оборудование: учебник 3 класса (1 часть) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Мне сказали по большому секрету, что вы очень умные, активные и очень дисциплинированные.

— Тогда я уверена, что мы обязательно сделаем сегодня хотя бы одно открытие. А чтобы мне видеть, как вы понимаете материал, используем систему знаков: .

(Сообщаю о системе оценивания)

— Давайте для начала откроем тетради и запишем сегодняшнее число и «Классная работа».

Настраиваются на урок, проверка готовности.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Актуализация опорных знаний.

— Пока вы писали, я обратила внимание на то, что среди вас есть дети разных национальностей. Но все мы говорим на одном языке: русском. И мы можем гордиться, т.к. это один из самых сложных и самых красивых языков мира. А ещё в нём так много загадок, что они способны поставить в тупик многих взрослых и образованных людей. Одну из таких задачек я вам приготовила.

— Перед вами предложение. В нём два слова с пропущенными буквами.

У Толи братишка пломбир весь сл.зал, пока тот с друзьями с забора сл.зал.

— Как выглядят слова на первый взгляд?

— Верно. А теперь прочитайте предложение.

— Как звучат эти слова?

— Одинаковые ли буквы вы вставите? Почему?

— Молодцы! Эти слова различаются значением.

— В какой части слова они находятся?

— Как называется такая орфограмма?

— Какие ещё буквы в слабой позиции требуют проверки?

Опасных гласных всего 5,

Их я и буду проверять.

Не спеши! А, О, И, Е, Я-

Не проверил — не пиши!

— Какова же тема урока?

Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне.

— Давайте вспомним алгоритм, который используют при проверке безударных гласных в корне.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Определи безударный гласный.
  5. Подбери проверочное слово.

. (как умеете работать по алгоритму )

— А кто мне скажет, сколько способов проверки слов с безударной гласной в слове существует в русском языке?

— Какую учебную задачу необходимо решить?

Определить, сколько способов проверки безударных гласных в корне существует. Учиться их применять.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограмму «Правописание безударных гласных в корне», отличать данную орфограмму от других, находить способ проверки орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень слова, безударный гласный, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим, кто нарисован на портрете. Прочитаем высказывание. О чём оно рассказывает?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765г.г.)

Из Российской грамматики М.В. Ломоносова (1757 г.).

«…в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно…не удалялось много от чистого выговора, и чтобы не закрылись совсем следы происхождения и сложения речений».

Что это значит? Сравним.

Слева написаны слова по выговору, справа – «следы происхождения слов» не закрыты.

Ломоносов был сторонником такого письма, которое не наносило бы вреда морфемике. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот следы «происхождения» слов и видны.

  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Чтобы правильно написать слово, нужно проверить, какую букву мы должны будем писать в том или другом случае.

Во всех этих словах выделенная буква находится в корне слова, является безударной гласной , требует проверки.

Для этого изменим слово так, чтобы на этот гласный падало ударение:

Дворы – двор; стрела – стрелы; вода – воды; трава – травы; холмы – холм; жара – жарко; свеча – свечи, чижи – чиж.

Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами, поэтому его написание нужно проверять.

Для того, чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёˊр, стрела’, письмоˊ.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
  • или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

Слова моря и море, берёза и берёзы – это формы одного и того же слова.

Слова моря и моряк, берёза и берёзка – это однокоренные слова.

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?

Сочетания –ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим к нам из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания –оло-, -оро-, ере- присущи исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво….

А.С. Пушкин. Медный всадник.

  1. Текст вопроса. Выберите строку, в которой во всех словах в корне пишется буква Я.

Ст. пной, п. тно, пр. мой.

Пл. сать, г. ристый, л. сной.

М. сной, загл. нул, р. бой.

П. тёрка, пов. зал, гр. за.

2. Текст вопроса

Распределите слова на две группы.

Деловой, салат, синева, хранить, лимон, ковёр, паруса, мешок, компот.

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне» (3 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План-конспект урока по русскому языку

Учитель —Ларионова Мария Евгеньевна

Место проведения — МБОУ СШ №6, 3 «Б» класс

Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне

Тип урока — комбинированный

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

развивать орфографическую зоркость;

развивать внимание, мышление, речь.

Презентация к уроку « Правописание слов с безударными гласными в корне»;

алгоритм проверки безударной гласной;

Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

-Сегодня у нас не простой урок, а урок — путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради — это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны отгадать зашифрованные слова и правильно записать их в свои записные книжки. (Один ученик работает у доски)

1) Хвост пушистый,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

2) Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова.)

3) Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

4) Нелегко иногда

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Гора.)

5) Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

6) Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

7) Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

— Расставьте ударение, выделите корень.

— На какую орфограмму записаны слова?

Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. (Л и са, с о ва, п и ла, г о ра, гл а за, сн е жинка, пч е ла)

-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с м е чом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

Ну, как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Мяч будет! Петя обещал принести.

Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянных меч.

-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?

-Какое правило он не знал?

-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.

с м. чом – мяч –с мячом

Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)

-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)

Первичное усвоение новых знаний

-А теперь мы оказались в долине Безударных гласных.

В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)

Чтобы пройти это испытание, нам предстоит выполнить №194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое расположено в желтой рамке.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово

-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным. (Выполнение задания на интерактивной доске.)

-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.

5. Первичная проверка понимания

Работа с упражнением 194.

-Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.

-Прочитайте слова из упражнения.

-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дв о ры- дв о р, дв о рник)

Письменное выполнение задания.

-Молодцы! Вы хорошо справились. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.

-Путешествие — дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным — необходимо отдохнуть.

-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением — вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.

Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.

— Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.

-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Умники и умницы». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города «Умники и умницы»? Прочитайте. Выполните это задание.

— Прочитайте предложения. Исправьте ошибки.

Хорашо в асеннюю пору в лису: свижо и влажно. Сежу на пиньке и любуюсь. На паляне лижит поваленная сасна, а дальше — сосновый бор.

— Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.

— Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. Жители королевства предлагают вам самостоятельно выполнить контрольное задание.

-На доске вы видите слова. Буквы из этих слов потерялись и им нужно найти свое место. В этом им поможете вы. Возьмите на парте чистый листок, в столбик проставьте цифры от 1 до 5. Вам необходимо найти место для каждой буквы. Если вы считаете, что в первом слове пропущена буква «а», то напишите ее под цифрой 1 и т.д.

-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.

Итог урока. Рефлексия

-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.

-Какая была тема нашего путешествия?

-Чему вы учились сегодня на уроке?

— Как проверить написание безударных гласных в корне слова?

-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь вверх поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.

-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- сделает букву Л, кому было трудно- сделает букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Открываем дневники и записываем домашнее задание.

1) Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 104, упр. 195 (1)

2) Творческое задание по выбору: Составить рассказ о зиме, используя слова с безударными гласными.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4390/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-s-bezudarnoy-glasnoy-v-korne-klass-3332002.html