Конспект по русскому языку 5 класс правописание тся и ться в глаголах

Открытый урок «Правописание –тся и –ться в глаголах», 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

Результаты:

Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
tsya_i_tsya_5kl.docx23.93 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 42

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

« Правописание – тся и – ться в глаголах »

учитель русского языка и литературы

Швайковская Татьяна Георгиевна

Сценарий урока по ФГОС

Правописание – тся и – ться в глаголах .

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.

  • Предметные: Отработать способ действия при выборе написания –ться и — тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Личностные: Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Метапредметные : Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

І. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности. Создание «ситуации успеха»)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

1. а) Словарная диктовка

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, не мог, здесь, веять, лазурный, идти, жюри, помощник, росток, капюшон, не был, аккуратный, горизонты, пожалуйста, лаять, уберечь.

— Найдите глаголы в неопределенной форме. Выделите у них окончания.

— Почему неопределённая форма глагола так называется?

(Учащиеся выполняют задание на отдельных листах).

(Регулятивные УУД, контроль)

б) Индивидуальная работа учащихся по карточкам

(Учитель сам выбирает учащихся для выполнения заданий данного вида)

( Регулятивные УУД, контроль)

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме. Выделите окончания и корни глаголов.

Увлечение, беседа, сожаление, сотрясение, удивление, наслаждение, скрип, раздражение, удаление, приложение.

Поставьте глаголы в неопределённой форме. Выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, несется, ходим, тащимся, мчимся, рассержусь, разъярюсь.

Ч или чь? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, могу…, сбере…, испе…, ту…, пересе…, тка…, певу…, остри…, стере…, проже…, линю…, но…, кума…, вра…, мело…, обже…, гра…, бога…, зада…, запря…, треску…, паху… .

(Проверка выполнения заданий в течение урока учителем).

2. Синтаксический разбор предложения

Дуют ветры яростные , гонят лодки парусные .

(Повеств., невоскл., прост., двусост., распр, с одн. сказ.)

— Прилагательное яростные разберите морфологически.

І. Ветры яростные – прилаг. Ветры (какие?) яростные.

ІІ. Н. ф. – яростный; во мн. ч., в им. п.

ІІІ. Ветры (какие?) яростные .

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

— Сегодня мы продолжаем изучение темы «Глагол». Тема нашего урока: «Правописание –ться и –тся в глаголах. Запишите её в тетрадь».

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы)

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

— Что мы должны написать на месте пропусков?

  • От чего зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Учащиеся предлагают варианты.

(Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу).

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока (Знакомство со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах).

Помни: вопрос – твой помощник!

Что делае т ? Что дела ть ?

Что сделае т ? Что сдела ть ?

броси тся броси ться

нрави тся нрави ться

удиви тся удиви ться

верну тся верну ться

— Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? ( Ситуация «общей несостоятельности» класса).

— Существует еще один способ действия при определении правильного написания –тся и –ться в глаголах.

— Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь ?

Работа с таблицей:

делает?

сделает?

что Ь -тся 3-е л.

делать?

что Ь -ться н.ф.

— Чего же мы не знаем? Чему нам необходимо научиться?

— Откройте учебник на стр. 250 и прочитайте орф. № 23. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

— От чего же зависит написание –ться и –тся в глаголах?

(Регулятивные УУД, контроль).

ІII. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

  1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

— Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.

Друзья (что делают?) познаются(3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаётся(3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)

Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видать(неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться(неопр. ф.)

За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

  1. Коллективная работа . Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

(Коммуникативные УУД, планирование, постановка вопросов)

(Познавательные УУД, логические, выдвижение гипотез и их обоснование)

  • Проявлять стремление стремиться — стремится
  • Испытывать волнение волноваться — волнуется
  • Допускать ошибки ошибаться — ошибается
  • Принять решение решиться — решится
  • Чувствовать радость радоваться – радуется

Создание проблемной ситуации

  1. -Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов?

Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца!

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

— Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?

-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

(Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится)

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли, постановка вопросов).

  1. Исправь ошибки в тексте (с последующей взаимопроверкой).

(Коммуникативные УУД, управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли)

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Применить алгоритм действия или схему написания глаголов в пословицах?

(Познавательные УУД, логические, анализ с целью выделения признаков)

5.Работа с учебником. Выборочное письмо

Выпишите из пословиц:

І вариант – подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

ІІ вариант – словосочетания с глаголами на –ться.

(Познавательные УУД, действия постановки и решения проблем)

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

V. Рефлексия (подведение итогов урока)

Рефлексия по вопросам:

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось решить поставленную задачу?

-Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

(Личностные УУД, самоопределение, мотивация (мотивация учения), смыслообразования).

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание -тся и -ться в глаголах» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель: актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. научить задавать вопросы к глаголам; развивать мотивацию к познавательной деятельности .

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные : актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников .

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные: знать об условиях выбора написания — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте — ТСЯ и — ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать — ТСЯ и — ТЬСЯ в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на — ТСЯ и — ТЬСЯ.

Мотивация (фронтальная работа).

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II. Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

-Продолжи предложения с соседом по парте.

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

-Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

-О чем стихотворение?

III. Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

-Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

Целеполагание (фро нтальная, индивидуальная).

— Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

-Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

4. Работа над темой урока.

Вспомните правило — помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Лингвистическая задача: ( на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

— Где нужно поставить мягкий знак?

-Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

2. работа с учебником – упр. 633, 636, 637

3. Работа с пословицами . Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся , так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

— Объясни написание или отсутствие Ь. Выпиши только глаголы со словом, от которого задаешь вопрос к глаголу.

Именно из малины варит(?)ся варенье, рекомендуемое при простуде. Свежие плоды улучшают аппетит, обладают жаропонижающим эффектом. Сухие плоды используют(?)ся при простуде, кашле, бронхите. Отвар из листьев употребляет(?)ся при воспалениях на коже. Надо уметь лечит(?)ся!

6. Работа с текстом .

— Ребята, сейчас я вам прочту текст.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складыват(?)ся. Закрывают(?)ся водяные лилии. Вечереет, приближает(?)ся ночь. У некоторых растений готовят(?)ся ко сну и листья. А утром они обязательно проснут(?)ся, раскроют(?)ся навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзывают(?)ся на смену дня и ночи.

Докажите, что перед вами текст.

-Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?

-Выпишите из текста глаголы в составе словосочетаний и решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

— Обозначьте ранее изученные орфограммы в тексте.

1.В какой глагольной форме следует писать

a) Начальная форма (инфинитив);

б) форма прошедшего времени;

в) форма 3 лица единственного числа.

2.На какие вопросы отвечает глагол, в котором пишется -ться?

a) Что делает? Что сделает?

б) Что будут делать? Что сделают?

в) Что делать? Что сделать?

3.В какой глагольной форме пишется –тся?

в) в форме будущего времени.

4.Выберите фразу с правильно написанным глаголом:

б) это нам пригодиться;

в) я буду стараться.

5.Выберите вариант, где допущена ошибка в написании глагола:

a) Сегодня вечером я хочу покупатся в речке.

б) Мы всегда будем смеяться над хорошими шутками.

в) Никому не хочется расставаться с друзьями.

Замените словосочетания возвратными глаголами. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Они испытывают волнение-

Он испытывает радость —

— Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос обучающихся)

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

VII. Упр. 634 (обязательно)-выписать из пословиц

1)подлежащие с глаголами-сказуемыми на –тся;

2) словосочетания с глаголами на –ться.

По желанию -описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни, используя глаголы на -тся и -ться.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Глагол. Правописание –тся и –ться в глаголах

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о глаголе.
  2. Повторение правописаний -тся и -ться в глаголах.
  3. Повторение морфологического разбора глагола.

Части речи – это основные лексико-грамматические классы, по которым распределяются слова языка.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Морфологические признаки – это характеристики грамматической природы слов (формы слова), по которым определяется принадлежность к той или иной части речи. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Синтаксическая роль – это характеристика слова как члена предложения.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 192.

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. – М.: Просвещение, 2014. – с.52 – 67; 159 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (дата обращения: 01.07.2019).
  2. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 01.07.2019);
  3. Национальный корпус русского языка URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 01.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рук и ног у него нет,

А всех трясёт и качает.

Обратите внимание на выделенные слова. Кто или что может трясти и качать всё и всех вокруг? Догадались? Это ветер.

А вот еще загадка:

В землю бросишь

Полежит она немножко,

И глядишь – уже растёт

О каком корнеплоде идёт речь? Подумаем: сначала сажают маленькое семя, потом вырастает корнеплод, похожий на самоварчик. Это репа.

С помощью глаголов создаётся яркое представление о различных предметах, так как глагол обладает большими изобразительными возможностями. Попробуем разобраться почему.

Во-первых, глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (реветь, вложить).

Во-вторых, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают результат, который уже есть или будет (выехать – уже точно отправиться куда-либо), а несовершенного – что делать? (ехать – долго или не очень) обозначают процесс действия.

В-третьих, глаголы изменяются по временам, так как действие может происходить, уже происходит или прошло. Глаголы совершенного вида могут быть прошедшего или будущего времени: сложить – сложил, сложу. У глаголов несовершенного вида изменение происходит по трём временам: настоящее, прошедшее, будущее: сверкает – сверкал – будет сверкать.

В-четвёртых, действие может совершаться одним лицом (вспомним загадку про репку: (ты) бросишь, (она) полежит, (ты) глядишь, (он) растёт); а может – несколькими лицами:

Без крыльев летят,

Без парусов плывут.

Это облака. Они летят, бегут и плывут по небу.

Таким образом, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и по числам (1-е лицо – я пою, мы поём; 2-е лицо – ты поешь, вы поёте; 3-е лицо – он, она, оно поёт, они поют).

В-пятых, в прошедшем времени глаголы изменяются по числам (пришёл – пришли) и родам:

Вот Ася разлеглася,

Кабы встала – небо достала!

Кабы руки – вора связала,

Кабы ноги – коня догнала,

Кабы глаза – увидала!

Кабы язык – рассказала!

Угадали? Это народная загадка про дорогу. Дорога длинная, если бы могла встать с земли – достала бы до неба! В этой загадке глаголы употребляются в женском роде, единственном числе.

Вспомним начало «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился

Форма выделенных глаголов простился, снарядился – единственное число, мужской род.

В прошедшем времени глаголы в единственном числе употребляются и в среднем роде: Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет. (М. Горький.)

Некоторые грамматические формы глагола зависят от формы имени существительного. Например, форма числа: собака лает и собаки лают; кристалл сияет и кристаллы сияют. В прошедшем времени род зависит от рода существительного. Пример. Повар (м. р.) приготовил (м. р.) омлет на завтрак. Бабушка (ж. р.) сварила (ж. р.) кофе. Село (ср. р.) расположилось (ср. р.) на берегу реки.

В-шестых, некоторые глаголы, оканчивающиеся на -тся, -ться совпадают в произношении. Например, глагол 3-его лица единственного числа звучит точно так же, как и неопределённая форма этого глагола: гордится (горди[ц]а) гордиться (горди[ц]а); ложится (ложи[ц]а) – ложиться (ложи[ц]а). Такие глаголы очень удобно рифмовать, например, в загадке про вёдра: Два братца пошли купаться (Два бра[ц]а пошли купа[ц]а).

Выбор формы глагола (неопределённой или 3-его лица), зависит от вопроса. Если к глаголу задать вопрос «что делать?» или «что сделать?», то пишется —ться, так как это глагол неопределённой формы. Если в вопросе отсутствует мягкий знак: «что делает (сделает)?», «что делают (сделают)?», то в глаголе пишется -тся (без мягкого знака). Например: сердце старика (что сделает?) смягчится (3-е лицо), и он простит меня. Обязательно оно должно (что сделать?) смягчиться (неопр. форма), я это чувствую.

Теоретический материал для углубленного изучения

Употребление грамматических форм глагола

Некоторые глаголы в 1-ом лице единственного числа не имеют форм настоящего и будущего времени: победить, пылесосить, убедить и другие. В русском литературном языку недопустимо использовать формы «победю», «убедю» и тому подобные. Надо говорить: «Я могу победить»; «Я смогу убедить».

Необходимо запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: кла́ла, брала́, брало́, была́, бы́ло, взяла́, взя́ло, гнала́, гна́ло, по́нял, поняла́, по́няло, по́няли и другие. При затруднении нужно обратиться к словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы.

А) признак предмета;

В) действие предмета;

Г) признак признака

Разбор задания. Вспоминаем, что глагол обозначает действие предмета. Ответ: В.

Найдите и подчеркните морфологические характеристики глагола.

Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.

Разбор задания. Вспоминаем, что у глагола есть спряжение, лицо, время.

Ответ: Спряжение, склонение, время, лицо, падеж.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temupravopisanie-tsya-i-tsya-v-glagolah-klass-3709184.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7627/conspect/