Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание окончаний слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок 16
ТЕМА : «ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СЛОВ»
Цели деятельности учителя: создавать условия для осуществления контроля усвоения написания корней в словах, формирования умения написания безударных окончаний, закрепления умения различать части речи.
Предметные – определяют тему, основную мысль произведения, части речи, знают орфограммы корня (непроверяемая безударная гласная в корне, безударные окончания глаголов) , объясняют постановку знаков препинания в предложении.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Оборудование, наглядность: карточки-подсказки.
Проверка готовности класса к уроку
II. Повторение изученного, исследование языкового материала.
1.Орфографическая «дуэль» – релейный диктант.
Чтобы победить в «дуэли», надо без ошибок написать слова и словосочетания, диктуемые учителем. Они все взяты из упр. 45, 46, 50, 54, 56. Сформировать текст релейного диктанта учитель может по своему усмотрению в зависимости от цели проведения.
2.Работа с учебником
Упр. 58: прочитать, определить тему, основную мысль, записать, выделить все окончания, надписать над этими словами часть речи.
Проверка выполненных заданий.
1. Одновременно с самостоятельным выполнением учащимися упражнения учитель проверяет релейный диктант. «Раненым» (одна негрубая ошибка) – «4», «убитым» – возможность переделать работу, но оценка на балл ниже.
2. Упр. 57: объяснение поставленных знаков препинания, чтение глаголов с безударным окончанием, объяснение при необходимости.
3. Упр. 58: прочитать со вставленными буквами, объяснить тем, кто ошибся.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
V.Актуализация опорных знаний.
1. Выборочный диктант.
Задание : записать только слова или словосочетания с безударным окончанием.
3) За ветром в поле не угонишься.
5) Наш дом расположен в красивой долине .
6) Старый бабушкин дом обветшал от времени .
8) Мой дед любил скакать на хорошей лошади .
10) Слов из поговорки не выкинешь .
Проверка. Орфографическое чтение с выделением окончаний или по написанному на доске. Допустившие ошибку записывают это слово еще раз с объяснением, придумывают слово с подобной орфограммой (например, в окончании глагола-исключения, в окончании существительного 3-го склонения).
2. Тестовый контроль.
Запись на доске или через проектор.
1) Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква и :
а) приближа..мся к станци. встрет..м на улиц. в экспедици. о несчасть..;
б) руб..т лес, дремл..т в ночи, пыла..т, об удовольстви..;
в) в смущени. свет..т ярко, ненавид..т неправду, со стороны деревн.
2) Укажите строчку, во всех словах которой пропущена буква е :
а) в унынь. в умени. се..т зерна, высп..шься;
б) поправ..шь, во..т, по пустын. мечта о счасть..
в) в усть. в ине. ищ..т, стел..т.
Правильная запись показывается на доске: 1) в; 2) в.
Объяснить, что подобная форма контроля встречается, к примеру, в материалах ЕГЭ (в части А).
3. Выполнение упр. 59 карандашом в учебнике с объяснением, как проверялось написание окончания.
VI. Контроль за усвоением написания корней в словах.
Упр. 60 по заданиям 1, 4; если времени осталось мало, только выписать слова с пропущенными буквами и выполнить задание 4.
– Какова была тема урока?
-Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены?
-Смогли ли реализовать обозначенные цели?
-Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?
— О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
VIII. Домашнее задание: упр. 61
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 330 человек из 61 региона
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов
Данная разработка урока способствует созданию условий для осуществления контроля усвоения написания корней в словах, формирования умения написания безударных окончаний, закрепления умения различать части речи.
Планируемые результаты:
Предметные – определяют тему, основную мысль произведения, части речи, знают орфограммы корня (непроверяемая безударная гласная в корне, безударные окончания глаголов), объясняют постановку знаков препинания в предложении.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя
Урок русского языка в 6 классе «Правописание окончаний»
Урок русского языка «Правописание окончаний»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Правописание окончаний»»
Тема: Правописание окончаний.
Цель деятельности учителя
Обобщить знания о правописании окончании, учить правильно писать окончания
Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные: выполняют универсальные логические действия — анализ (выделение признаков)
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом выявляют все виды текстовой информации
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная
Записи на доске
Организационная структура урока.
1) Организационный этап.
Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой
Слушают учителя, готовятся к работе
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Глициния, на цыпочках, панцирь, пациент, принцип, цивилизация, цигарка, циклический, циклон, циклоп, цилиндр, цинк, цирк, циркулировать, цистерна, цитата, цитрус.
— Составьте словосочетание с одним из слов.
— Вспомните, что не является словосочетанием?
— Давайте произведем разбор 2-х словосочетаний: говор..шь быстро, пахн..т ромашками.
— Какие окончания следует писать?
— О чем будем говорить на уроке?
— Поставьте задачи себе на урок.
Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок
Самоконтроль, прогнозирование результатов.
3) Актуализация знаний
Синего, жестокому, далекой, в крае, в поле, о папе, говоришь, пахнет, смотришь.
— Какие окончания следует писать?
Отвечают на вопросы.
умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,
смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.
Просит показать физкультминутку «Растет высокая береза» (показывает сам)
Выполняют за одноклассником (учителем)
Личностные – забота о здоровье
4) Обобщение и систематизация знаний
— Как их определить (по вопросу, по склонению и падежу, по спряжению соответственно у прилагательных, существительных, глаголов).
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
Упр. 57 комментированное письмо.
Упр. 59 для сильных обучающихся.
Дополнительно упр. 54 – для сильных обучающихся, СР.
Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
построение логической цепи рассуждения.
планирование учебного сотрудничества.
анализ, сравнение, синтез.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям, уточняют нужное у учителя
контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).
умение осознанно и произвольно строить высказывания.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
— В чем возникли затруднения?
— Над чем нужно поработать дома?
Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Параграф 7, выучить правила, упр. 56 выполнить
Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы
Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы
Конспект урока по теме «Правописание окончаний»
Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;
Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.
А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.
1. Какие правила отражает данная таблица?
(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)
2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).
3. Как появилась известная вам таблица?
Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.
Р.п. земли, страны глуши
Д.п. земле, стране глуши
П.п. о земле, стране коне, окне глуши
Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.
Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).
В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.
Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:
Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;
Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути
4. Отработка алгоритма.
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.
Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…
5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.
Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.
Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.
1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?
Я была в одном старом городе,
Жестоко раненном городе,
Выжившем, выросшем, помолодевшем,
Новый красивый наряд одевшем.
(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).
Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.
2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.
В. Культура речи.
Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.
-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.
Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.
— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.
Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.
— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.
Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.
Г. Рефлексия и подведение итогов.
— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?
— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?
Оцените работу друг друга (в парах).
Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры
http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-ok.html
http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii