Конспект по русскому языку правописание приставок

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»

Русский язык. 3 класс

Учебник: Л.М. Зеленина

ТЕма: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.( стр.155 Упр. 111)

– В какой части основы каждого слова пропущена буква гласного звука?

– Как проверить её правописание?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : перехо. переез. перегру..ка, перечница .

– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. ( Лишнее слово – перечница , в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка .)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ( Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: перехо д – перехо д ы, переез д – переез д ы, перегру з ка – гру з ить . Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну .)

IV. Изучение нового материала.

1. На доске записано слово : полетел .

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове полетел есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)

– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. ( Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел .)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове отлетел пишется приставка от , а произносится [ ат ]. В слове подлетел пишется приставка под , а произносится [ пад ]. В слове пролетел пишется приставка про , а произносится [ пра ]. В слове перелетел пишется приставка пере , а произносится [ пири ] .)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

2. Знакомство с правилом, стр. 158.

V. Закрепление нового материала.

1 . Списывание с орфографическим заданием. ( у пр. 115.)

2 . Запись слов под диктовку с комментированием.

Учитель диктует слова: подбежать, перебросить, обогнать, надрезать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать .

3 . Слайд 1 ( записаны слова )

– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 2. Электрон.физминутка

4. Самостоятельная работа. ( у пр 116. стр. 159)

5 . У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

— Что вы знаете о правописании приставок?

— Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

— Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

— Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

VI. Словарная работа. Слайд 3

Растение, рисунок, столица, картина.

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся приставки в словах?

Домашнее задание. Упражнение 117, правило, стр. 158.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Шейрихан Маллаева
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чиликарская основная общеобразовательная школа»

План — конспект рабочего урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Маллаева Шейрихан Пирметовна.

Тема урока: «Правописание приставок».

Слайд №1 Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание приставок».

Тема: «Правописание приставок».

Тип урока: повторительно-обобщающий

1. Познакомить обучающихся с правописанием приставок.

2. Правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

3. Развивать познавательные, коммуникативные, личностные компетенции.

1.образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

2.развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

3.воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

2. Повторение пройденного материала.

— Запишите на полях настроения от 0 до 5, с которым вы пришли на урок русского языка.

а) фронтальный опрос.

1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова. (Морфемика)

2. Из каких значимых частей состоят слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

3. Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставка и суффикс)

4. С какой морфемой мы работали на прошлом уроке? (Приставкой)

б) индивидуальные карточки.

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Ребята, давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию?

— Назовите неизменяемые приставки.

(Отвечают на вопросы: в-,во-,за-,по-, под-,подо-, до-,про-,с-,со-,на-,над-, ит. д.)

— Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

На доске задание :

Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

(сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить.)

— Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-.

Поработаем с этой приставкой.

— Какое правило вам известно про приставку с-?

— В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-,

Запомните, что эти слова входят в состав корня.

Зги, здоровье, здесь, здание.

— Назовите оканчивающиеся на з-, с-. (раз-рас, низ- нис, воз- вос, вз –вс, из – ис, без – бес)

— Когда на конце этих приставок пишется З-?и С-?

— Вставьте пропущенную букву:

Бе…мерно, и…пользовать, во…поминание, ни…падающие, бе…ценный, бе…шумный, ра…топить, бе…численные.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)

Распределите в два столбика без и бес

Образец: Ребенок без забот. (беззаботный)

Небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса, вход без платы

Проверяют друг у друга в парах.

-Когда пишется гласная И и гласная Е в приставках при и пре?

обозначает присоединение

-Замените слово с приставкой при- или пре-,полученное слово записываем в тетрадь:

Участок при усадьбе (приусадебный, полоса около берега (прибрежная,

Очень странный случай (престранный, чуть открыть окно (приоткрыть, загородить дорогу (преградить, встать не во весь рост (привстать, присоединить пуговицу к ткани (пришить).

-Ребята, а вы любите сказки.

Мы сейчас посмотрим сказку и заодно вспомним части слова.

Сказка «Части слова»

-Понравилась вам сказка?

-А теперь мы с вами перейдем к тренажеру.

-На этом урокетебе предстоит проверить свои знания на тему :

«Правописание приставок»

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки.

Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку.

Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться по русскому языку.

— Довольны ли вы тем,как прошел урок?

Урок дал мне для жизни….продолжите?

Стр. 51 «Проверяем себя»

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Тип урока: урок изучения нового УМК: «Начальная школа XXI века» Учебник: Русский язык: 3класс, Иванов С. В. — М. : Вентана-Граф, 2010г. Цели.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Конспект урока русского языка «Правописание приставок»

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

    Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

    2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

    3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

    4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

    5. Компьютерный тест.

    6. Работа в печатной тетради.

    7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

    Учебники, по которым работает класс

    1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
    2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
    3. Электронные учебники-тренажеры.

    Предварительная подготовка к уроку

    1. Деление учащихся на 3 группы.
    2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
      • “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
      • “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).

    Оборудование урока

    1. Магнитная доска, магнитные держатели.
    2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
    3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
    4. Электронный тренажер по русскому языку.
    5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

    1. Организационный момент. Запись даты.

    2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

    3. Первичная актуализация.

    Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

    После выполнения этого задания на доске появляются слова:

    Продолжим разговор о приставке

    Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

    4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

    В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

    Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

    После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

    В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

    Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

    Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

    6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

    7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

    Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

    Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

    Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

    Упражнение 12, страница 114.

    Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

    Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

    В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

    1. Дом призрения.
    2. Пребывать на отдыхе.
    3. Предать друга.
    4. Прибывать на вокзал.
    5. Преклонить колени.
    6. Примириться с тяжелым положением.
    7. Придать форму.
    8. Преемник традиций.
    9. Презирать врага.
    10. Седой привратник.
    11. Ложные приоритеты.
    12. Большие претензии.
    13. Приходящая няня.
    14. Старинное предание.
    15. Преходящий успех.
    16. Притворяться спящим.


    источники:

    http://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-rabochego-uroka.html

    http://urok.1sept.ru/articles/506538