Конспект по русскому языку правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Конспект и презентация к уроку русского языка «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» (УМК «Школа России»).

Цель: 1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока27.5 КБ
Презентация758.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Написание каких гласных нужно проверять?

— Назовите проверочные слова.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр.

— От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. деревьев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел.

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рёк в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!

2. Фронтальная работа

— Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. М..лодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств..лам д..ревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с..неет. Л.хной запах усиливается.

IV. Самоопределение к деятельности

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. ( Гвоздь .)

— Назовите орфограмму в слове-отгадке.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках

Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

— Что же это за согласные? Мы можем их узнать?

Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука — звонкий и глухой — оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — по[тш]утить.

— Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш].

— Что же произошло? ( Оглушение .)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

— Как проверить слова с безударными гласными?

— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

— Как проверить слова с парными согласными звуками?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

3. Работа со словом из словаря

— Какое новое слово встретилось в тексте? ( Пороша .)

— Объясните его лексическое значение. ( Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега .)

— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пороша, запишите.

— Запомните написание этого слова.

4. Работа по учебнику

— Прочитайте. Выполните задание по образцу.

— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

— Назовите два способа подбора проверочных слов. ( Изменить форму или подобрать однокоренное слово .)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

— Расскажите правило соседу по парте.

(Работа в парах. Проверка.)

Игра «Самый внимательный»

(Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.)

Ено..-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры..ь.

Плывёт могучий бегемо.

Медве..ь над нерпою ревёт,

И белый голу..ь там летает,

Всех отдохнуть нас приглашает.

— Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

— Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

— Что показалось трудным?

Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

Resource id #3318

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 2 декабря 2013 года 1

Солнце село, но в л…су ещё св … тло . Птицы болтливо л… печут . М… лодая тр … ва блестит в… сёлым блеском изумруда. Алый свет в…черней зари медленно ск … льзит по к… рням и ств …лам д… ревьев . Вот и самые в… рхушки потускнели. Румяное небо с… неет . Л… сной запах усиливается. Вт о рое д е к а бря. 2 :

Солнце село, но в лесу ещё св е тло . Птицы болтливо лепечут . Молодая тр а ва блестит весёлым блеском изумруда. Алый свет вечерней зари медленно ск о льзит по корням и ств о лам деревьев . Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет . Лесной запах усиливается. Вт о рое д е к а бря. 3 :

— Отгадайте загадку. Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. Вт о рое д е к а бря. 4 :

Гвоз д ь Вт о рое д е к а бря. 5 :

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слов» 3 класс. Программа «Школа России».

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: развивать умение правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком.Задачи урока :Образовательные: • отработать навык правописания слов с .

Конспект урока по русскому языку на тему:«Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»(Программа «Школа России»)Цели деятельности учителя: -формировать умения различать парные звонк.

Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫККласс: 3Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА.Тип урока: закрепление материала.Технологии и методики: проблемные т.

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК Класс: 3 Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ СЛОВА. Тип урока: закрепление материала. Технологии и методики: проблемные те.

Название урока и классПравописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 3-б классЦелиОтрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне; развивать устн.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Тема. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание звонких и глухих согласных в корне» от других известных орфограмм.

узнать правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

научиться правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

правило проверки написания слов со звонким и глухим согласным в корне;

находить орфограмму, намечать способы проверки данной орфограммы;

правильно писать слова со звонким и глухим согласным в корне.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.

Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н].

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 74–78.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Рассмотрите рисунки. Из каких произведений героини этих сказок? Что обозначают их имена? Как правильно написать имена главных героинь?

На рисунках изображены главные героини зарубежных сказок «Белоснежка и семь гномов», «Золушка»: Белоснежка и Золушка. Сказка «Золушка» принадлежит перу французского писателя Шарля Перро, а сказка «Белоснежка и семь гномов» – под авторством немецких писателей братьев Гримм. Имя Белоснежка образовано от 2 слов: белый снег. Проверочным к имени Белоснежка являться слово снежный. А написание слова Золушка нужно запомнить, т.к. суффикс –ушк уменьшительно-ласкательный.

Вспомните! Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

Согласные твердые парные по глухости-звонкости

Согласные мягкие парные по глухости-звонкости

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» 3 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— понимать и принимать учебную задачу;

— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

— Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

— На уроке будь старательным,
Будь спокойным и (внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно (руку)

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Колосок – колос – колосья; сапожок – сапог — сапожник; далеко – даль – далёкий; соловей – соловушка (в первом слоге нужно проверять по словарю); гребешок – гребень – гребенка; деревянный — дерево – деревья; борода – бородка- бороды; молоко- молочный (нужно запомнить, что в этом слове три буквы О); полосатый – полосы- полоска; сторона- стороны — сторонка; серебристый – серебряный –серебряник; небеса –небо- небесный; берега — берег- побережье; тракторист – трактор (нужно запомнить); зеркала – зеркальный — зеркало.

(Правописание слов с безударными гласными в корне. Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо подобрать однокоренное слово, так чтобы безударный гласный звук стал ударным).

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Дайте характеристику звука “К”

согласный, глухой, парный.

— Записать четыре слова на букву К.

— Посмотрите работы друг друга и дайте оценку прописанному в тетради. (смайликами)

4.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧИ УРОКА.

Письмо по памяти

Гвоздь, хлеб, пирог, морковь, суп, народ, сапог, снег, мороз, гриб.

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

— Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.

— Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.)

-Для нас это новая тема? Определите тип урока (урок-закрепление).

-Чему будем учиться? (правильно писать слова с парными согласными, подбирая проверочные слова, Учиться находить в корне слова парную согласную. Различать проверочные и проверяемые слова. Правильно подбирать проверочное слово.). Это цель урока.

-Кому не понятна тема и цель урока?

5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику

— Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

— Как проверить слова с безударными гласными?

— Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

— Как проверить слова с парными согласными звуками?

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.)

(Правописание слов с безударными гласными в корне. Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо подобрать однокоренное слово, так чтобы безударный гласный звук стал ударным).

Работа со словом из словаря

— Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.)

— Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.)

— Найдите слово пороша в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом пороша, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Когда я пришел в школу я впервые услышал слово пороша.

На чистой пороше видны следы птиц и зверей.

7. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику

— Прочитайте. Выполните задание по образцу.

— Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

— В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Лебедь – [т´], лебеди – [д´], лебедушка – [д].

Узкий – [с], узок – [з], узенький — [з´].

Ловкий – [ф], ловок – [в].

Докажите, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной В

Тра…ка, морко…ка, жира…

Шка…, ту…ли, кана…ка

Рука…, ло…кий, ла…ка

— Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

Работа по учебнику

— Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах?

— Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком?

— Расскажите правило соседу по парте.

(Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].)

Допишите предложения словами – антонимами. В скобках напишите проверочные слова.

Река широкая, а ручей . ( ).

Камень тяжёлый, а пух ……. ( ).

Редька горькая, а груша ……. ( ).

2. легкий – легок.

3. сладкая – сладок.

— Какая орфограмма в них пропущена? (Парная согласная в корне слова.)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.)

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

— А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе. кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

1. Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2. Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3. Вставь букву:
Обед, книжка, берёзка, носорог

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

-Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

— В какой части слова мы проверяем парную согласную? (в корне)

— Как проверить парную согласную в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово)

— Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что звук и буква могут не совпадать .)

— Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых, после согласного стоит гласный звук .)


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-gluhimi-i-zvonkimi-soglasnimi-v-korne-klass-1385008.html