Конспект по русскому языку правописание суффиксов

План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx232.64 КБ
Опорный Конспект239 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков .

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

Конспект урока по русскому языку «Правописание суффиксов»

Тема урока : Суффикс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Предметные: углубить представление о суффиксе как значимой части слова; научить

выделять суффиксы, определять их значение; образовывать новые слова с помощью суффиксов.

познавательные: представлять информацию в разных формах (составлять таблицы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

коммуникативные: обогащать словарный запас новыми словами, образованными при помощи суффиксов; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов;

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение раздела русского языка — «Морфемика». Проверка готовности к уроку.

Проверяют наличие всех предметов обучения.

II . Языковая разминка.

Давайте вспомним, что мы изучали ранее. Перед вами на слайде кроссворд.

Давайте попробуем его заполнить вместе.

1.Часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение.

2. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания.

3.Наименьшая значимая часть слова.

4.Раздел науки о языке, изучающий звуки.

5.Значимая часть слова, которая образует формы слова.

6.Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

7. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

III .Постановка проблемы (цели) урока.

Решив кроссворд, найдите в вертикальном столбике тему урока.

Верно, сегодня мы будем изучать суффиксы. Запишите тему урока в тетради.

IV . Открытие нового (поиск решения)

Давайте проанализируем текст перед определением на стр. 16.

Нам необходимо составить таблицу из 3 столбцов. Ученик выходит к доске. В первый столбик нужно записать слова, обозначающие лиц (людей) по роду их занятий; во второй – слова, обозначающие предметы.

Верно, а теперь в третьем столбике попробуйте объяснить (дать толкование) слов первого столбика словами второго.

Выделите основы слов в 1 и во 2 столбиках. От какой части слова зависит разница в значении слов каждой пары?

Суффикс щик имеет значение лица по роду деятельности (их занятий, профессии).

Давайте попробуем по аналогии разобрать следующую группу слов в тетради. Что нужно записать в 1 столбик?

А теперь попробуем вместе дать толкование слов из 1 колонки.

Обозначьте основы слов, корни, суффиксы.

Попробуйте сформулировать: какое общее значение имеют суффиксы ан, ов?

Суффиксы ан, ов – синонимичные суффиксы. Давайте запишем в тетради, что значит синонимичные суффиксы.

Синонимичные суффиксы – это суффиксы, которые имеют одно и то же значение, но различны по своему звуковому составу.

Давайте попробуем по аналогии дать толкование слов, записанных на доске, и определить значения суффиксов. У доски один ученик.

Грузин, баранина, домина, бусина

Суффикс ин в этих словах имеет общее значение?

Какое значение суффикс ин имеет в слове грузин?

В слове баранина?

Какое значение суффикс ин имеет в слове домина?

Какое значение суффикс ин имеет в слове бусина?

Так, мы выяснили, что суффикс ин в разных словах имеет различные значения. Это омонимичный суффикс. Запишите в тетради: суффиксы, совпадающие по своему звуковому составу, но различные по значению называются омонимичными.

Для чего служит суффикс?

Где обычно стоит суффикс по отношению к корню?

Обратимся к правилу в рамке на стр. 17.

Суффикс – это значимая часть слова. Как определить значение суффикса?

1 столбик- паромщик, каменщик, стекольщик; 2- паром, камень, стекло.

Паромщик – человек, работающий на пароме.

Каменщик – человек, работающий с камнем. Стекольщик – человек, работающий со стеклом.

От суффикса щик.

Признак предмета со значением «сделанный из данного предмета». Слова – меховой, шерстяной, серебряный.

Слова, обозначающие предмет: мех, шерсть, серебро.

Меховой – сделанный из меха.

Шерстяной – сделанный из шерсти. Серебряный — сделанный из серебра.

Выделяют суффиксы ан, ов.

Значение — сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то.

Грузин – человек проживающий в Грузии.

Баранина – мясо барана.

Домина – огромный дом.

Бусина – одна бусина из множества.

Нет, он имеет несколько значений.

Значение лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства.

Значение вида мяса.

Субъективная оценка, увеличение.

Значение одного предмета из ряда одинаковых.

Для образования слов.

Через объяснение слова, его толкование.

V . Развитие умений (первичное применение знаний).

Выполняем упр. 405. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Необходимо образовать слова с помощью суффиксов. Обозначь в этих названиях суффиксы.

Как зовут жителя Калуги?

Назовите суффиксы. Какое будет общее значение у этих суффиксов?

Если у данных суффиксов есть общее значение, но они различны по звучанию и написанию, то как называются такие суффиксы?

Оценивание работы у доски.

Задание по вариантам. 2 человека у доски, остальные в тетрадях. 1 вариант: Подобрать однокоренные слова с суффиксом ист. Образец дан в упр. №406.

Второй вариант: Подобрать однокоренные слова с суффиксом тель, образец — №407.

Подумайте, какое общее значение имеют слова с суффиксами ист, тель?

Как называются такие суффиксы?

Какой суффикс, помимо ист, есть у слов 1 варианта?

Попробуйте самостоятельно сформулировать значение этого суффикса.

Перед вами на слайде ряд слов. Вам необходимо их списать, обозначить суффиксы и определить их значение.

Газетчик, городишко, цветочек, грузин, зайчиха, чайник, избёнка, трубач, хвастунишка, пепельница, пальчик, бумажник, монетчик, чайница, дружок,
сапож
ник, сеялка, крольчиха, армянин, водитель, дальнобойщик, мальчик, мордвин, таксист, ключик, человечишка, сахарница.

На основании этих суффиксов, давайте заполним таблицу. 1 столбик – суффикс, 2- значение суффикса, 3 – примеры слов.

Суффиксы имён существительных

Название самок животных

значение лица по профессии, роду занятий

1) значение лица, которое является представителем какой-либо нации, гражданином какого-либо государства, жителем или уроженцем какой-либо страны.

2) вид рыбы, мяса

3) значение одного предмета из ряда одинаковых

Грузин, армянин, татарин

горошина, бусина, соломина

Значение лица по принадлежности к учреждению, профессии

Таксист, связист, баянист

1)предмета — вместилища чего-нибудь, места 2)названия самок

лица по месту жительства

Горожанин, селянин, калужанин

1)лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью

2)предмета (орудия, приспособления, машины), который производит действие

Учитель, искатель, водитель, спасатель

двигатель, выключатель, глушитель

1) лиц женского пола от соответствующих имен существительных мужского

2)предмет (машину, приспособление, орудие, помещение), предназначенный для осуществления действия

3) уменьшительно-ласкательное значение

задвижка, терка, перегородка

Петербуржец, москвич, сибиряк, россиянин.

Ец, ич, як, анин — значение лица по месту жительства.

Волейболист – волейболистка, шахматист -шахматистка, парашютист — парашютистка, теннисист — теннисистка, велосипедист — велосипедистка.

Читатель, преподаватель, наблюдатель, учитель, водитель, строитель.

Значение лица, принадлежащего к той или иной профессии, занимающегося той или иной деятельностью.

Суффикс к имеет значение лиц женского пола от соответствующих имен существительных мужского.

Суффикс их – название самок животных;

Чик, ник, тель, щик, ист, ач — значение лица по профессии, роду занятий.

Ик, ек, ок, чик – уменьшительно-ласкательное значение.

Ин — значение лица, которое является представителем какой-либо нации, государства.

Ишк, ёнк – пренебрежительные оттенки.

Лк, ник, ниц — значение о р у д и й и в е щ е й по их назначению.

VI . Подведение итога урока.

Для чего служит суффикс?

Как определить значение суффикса?

Назовите суффиксы имен существительных со значением лица по роду деятельности (их занятий, профессии), которые мы рассматривали на уроке.

Как называются эти суффиксы, если у них одинаковое значение, но разное написание и звучание?

Какое общее значение имеют суффиксы ец, ич, як, анин?

Какой суффикс имеет значение лиц женского пола от соответствующих имен существительных мужского.

Какое ещё значение имеет суффикс к? Приведите пример.

Как называется суффикс к?

Суффикс служит для образования слов.

Через его объяснение, толкование слова.

Значение лица по месту жительства.

VII . Домашнее задание.

Найти в любом стихотворении и подчеркните слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; с суффиксами со значением лица по роду деятельности (занятий, профессии).

Продолжить заполнение таблицы, которую начали на уроке.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Тема урока: Суффикс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Предметные: углубить представление о суффиксе как значимой части слова; научить

выделять суффиксы, определять их значение; образовывать новые слова с помощью суффиксов.

познавательные: представлять информацию в разных формах (составлять таблицы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

коммуникативные: обогащать словарный запас новыми словами, образованными при помощи суффиксов; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов;

  • Иванова Елена НиколаевнаНаписать 581 30.10.2017

Номер материала: ДБ-804113

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    30.10.2017 393
    30.10.2017 935
    30.10.2017 1853
    30.10.2017 308
    30.10.2017 16723
    30.10.2017 305
    30.10.2017 243
    30.10.2017 2689

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Теория к заданию 11 из ЕГЭ по русскому языку

1. Суффиксы имен прилагательных

Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-
-ЕВ- пишется без ударения
Например: сиреневый, фасолевый
-ИВ- пишется под ударением
Например: красивый
Исключения: милостивый, юродивый

Суффиксы -ЛИВ- / -ЧИВ- В русском языке есть только суффиксы -лив- и -чив- (нет -лев- и -чев-)
Например: заботливый, доверчивый

Суффикс -ЕН- Суффикс -ен- пишется в кратких формах прилагательных на –йный.
Например: случаен — случайный, спокоен — спокойный
Исключение: достоин

2. Суффиксы имен существительных

Суффиксы -ЕК-, -ИК-
-ИК- гласная при изменении слова по падежам не исчезает.
Например: ключик — нет ключика
-ЕК- гласная при изменении слова по падежам исчезает.
Например: замочек — нет замочка

Суффикс -тель- всегда пишется одинаково. Например: строитель, водитель.

-ЧИК-: если основа оканчивается на т, д, с, з, ж.
Например: наводчик, заказчик. -ЩИК-: если основа оканчивается на другие буквы.
Например: каменщик, жестянщик.

-ЕЦ-: пишется в существительных мужского рода и среднего рода (перед ударением)
Например: братец, письмецо
-ИЦ-: пишется в существительных женского рода и среднего рода (после ударения)
Например: мастерица, платьице

3. Cуффиксы глаголов

Cуффиксы -ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА / -ИВА-
-ОВА- / -ЕВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ую, -юю.
Например: пробовать — пробую
-ЫВА / -ИВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
Например: отгадывать — отгадываю
Примечание: В глаголах перед ударным –ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован.
Например: преодолевать — преодолеваю, заливать-заливаю

Cуффиксы перед -Л- в прош.вр.

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаял — лаять

4. Cуффиксы причастий

Перед суффиксом –вш-, -ш- в причастиях пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаявший — лаять


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-suffiksov-2226052.html

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_suffiksov