Конспект «Правописание суффиксов и приставок» 1 урок 3 класс Канакина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект к уроку русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов и приставок» 1 урок Канакина УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_i_pristavok_3_chasa_uroki_umarova_3_klass.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание суффиксов и приставок (3 часа). 3 класс УМК «Школа Росси»
— Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
— Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок .
-Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.
— находить орфограммы в суффиксах и приставках;
-самостоятельно записывать слова с суффиксами –ек и –ик.
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику, наглядный материал (плакаты).
— Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
— Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
— Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. ( Предлог – это часть речи, остальные – части слова.)
— В каких частях слова могут быть орфограммы?
— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? ( Подобрать проверочное слово)
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
-Прочитайте слова (карточка)
П..стирать, п..р..писать, по..ходить, ..делать, горош..к, дожд..к.
— Вставьте пропущенные буквы.
— При выполнении задания, где возникли у вас затруднения?
- Выявление места и причины затруднения.
— Еще раз прочитайте слова на карточках. Скажите, в каких частях слова орфограммы?
— Какие орфограммы здесь встречаются?
— Как проверить написание орфограмма в приставках и суффиксах?
- Построение проекта выхода из затруднения.
— Сформулируйте цель нашего урока и задачи нашего урока.
Мы будем правильно…
- Реализация построенного проекта.
-Что нужно различать, чтобы правильно определить, где находится орфограмма? ( Приставку и суффикс)
— Выполните упр. 239 с. 124. (Самостоятельная выполнение. Проверка.)
— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
Электронное приложение (прослушивание)
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? ( Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс)
— Прочитайте на с. 124.
— Выполните упр. 242 с. 125.
— Прочитайте пары слов.
— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
— Что с ним происходит при изменении формы слова? (исчезает гласный звук)
— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
— Что с ним происходит при изменении формы слова) (Гласный звук не исчезает)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Расскажите о правописании суффиксов –ек и — ик.
Электронное приложение (прослушивание правила)
— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Электронное приложение (игра «-ек или –ик»).
Работа в парах. Р.т. с. 67 Упр. 168.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение задания в р.т. с. 67 упр. 166, с. 68 упр. 170. Сверка с эталоном.
- Включение в систему знаний и повторение.
Стол, двор, нос, слон, ковёр, дом, песок.
— Образуйте новые слова с использованием суффиксов –ек и –ик. Запишите новые слова, выделите суффиксы. Составьте с одним из слов предложение.
— Сейчас я буду зачитывать слова, а вы делить по ходу выполнения задания на 2 группы: безударный гласный звук и парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке.
Работа в группах.
— Составьте кластер. 1 группа пишет слова, в которых есть суффикс –ик, 2 группа – ек.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Чтение сказки «Чудесные превращения»
— Оцените вою работу на уроке от 1 до 3
2- можно было и лучше
3- работал активно
Д/ з. Выучить правило с. 125, р.т. с. 68 упр. 169
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока : «Правописание приставок и суффиксов»
Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.
Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.
Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.
Личностные: привитие интереса к предмету.
Методы : практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.
Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник : Русский язык: 3 класс.
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);
Выявление места и причины затруднения (1 мин);
Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);
Реализация построенного проекта (5мин);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);
Включение в систему знаний и повторений (10мин);
Рефлексия ( 2 мин)
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
— Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II . Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии
Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.
— Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.
— Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.
— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
— Что такое суффикс?
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)
— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
III. Выявление места и причины затруднения
Откройте учебник на странице 124.
— Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
— Какую цель поставим перед собой на урок?
Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.
IV . Построение проекта выхода из затруднения
Выполним упражнение 239.
Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)
Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.
— Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.
Побег, переход, проезд,
— В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).
Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.
— В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).
— Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?
— Когда мы применяем правило о Безударной гласной?
Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.
— Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).
— А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).
V . Реализация построенного проекта
— Выполните упр. 240.
Слова с приставками: расколить, посади.
Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.
В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.
— У меня для вас есть слова. Прочитайте их.
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к
— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.
— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.
Маршируют, высоко поднимая ноги.
Всем щеки нарумянит
Трут щеки ладонями
Всех за нос ущипнет.
Щиплют себя за нос
А ночью он, пока я спал
Маршируют на цыпочках
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Рисуют воображаемой кистью листья.
VI . Обобщения затруднений во внешней речи
Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.
Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.
— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
— Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.
— В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).
— Кто может сформулировать правило?
Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.
— Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.
Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.
Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.
— Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.
. летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
— Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
VIII . Включение в систему знаний и повторений
Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
— Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание суффиксов и приставок
учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.
научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;
научиться намечать способы проверки орфограмм.
Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.
В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.
Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.
Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:
- безударный гласный;
- парный звонкий и глухой согласный;
- скопление (стечение) согласных;
- шипящий звук (ж, ш, ч, щ).
После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.
Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.
Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.
Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.
Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.
На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.
В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.
В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.
ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.
И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.
После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.
Укажите суффикс, который указывает на детёнышей
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-klass-1581708.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/