Конспект по русскому языку правописания мягкого знака

Конспект по русскому языку правописания мягкого знака

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

1. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна ;
  • в сложносокращенных словах, если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах, почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка .

2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик ;
  • после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия .

3. Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;
  • в неопределенной форме глаголов: беречь — беречься, стричь — стричься ;
  • во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях, например: невмочь, сплошь ( исключения : уж, замуж, невтерпёж );
  • в частицахвишь, бишь, лишь, ишь ( исключения : уж, аж ).

4. Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя )
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью );
  • в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться ;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь .
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать ;
  • перед буквой О в некоторых числительных (см.Примечание 2): секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 -го лица ед. числа — ляг и форму 2-го лицами, ч. — лягте .

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями ( дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы ( дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах ( лечь костьми, бить плетьми ).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь .

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3-га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится ?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший , нянька и нянчить .

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

Конспект урока по русскому языку «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

карточки в форме солнышка и тучки;

карточки для словарной работы;

карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

карточки со схемами позиций мягкого знака;

наглядность значений слова «соль»

— У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II . Цели урока (психологическая минутка).

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

— Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

— Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

— Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

— Где может стоять второй знак (в конце слова)

— Итак, сначала все пропишем в воздухе.

— А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

— А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

— Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

— у неё нет собственного звука,

— но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск-_зать — скажешь

IV . Словарная работа:

— Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

— Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

— Почему (проверяем по словарю).

— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

— Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Какие слова отвечают на вопрос Кто?

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

— Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

— Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

— Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

— Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

— Давайте восстановим это правило полностью.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

— Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

— Почему в этих словах пишется мягкий знак?

— А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

— Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

— А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

— Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

— Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII . Работа с предложением.

— Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

— Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

— Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

— А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на , метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

— В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

— Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

— Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Васильева Елена АлександровнаНаписать 868 11.11.2015

Номер материала: ДВ-146080

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.11.2015 3702
    11.11.2015 970
    11.11.2015 4651
    11.11.2015 670
    11.11.2015 807
    11.11.2015 333
    11.11.2015 892

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Тема урока: «Мягкий знак (ь). Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными».

Цель урока: это формирование представлений о мягком знаке и знакомство с правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными.

  • Формирование навыков соотносить количество звуков и букв, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком.
  • Подбирать примеры слов с мягким знаком.
  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
  • Аккуратность.

Урок посвящен работе с мягким знаком и правописанию слов с мягким знаком на конце и в середине слова. В ходе урока учащиеся узнают алгоритм нахождения в тексте слов с ь и их записи.

Учащиеся смогут объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, а также подбирать примеры слов с мягким знаком (ь) и переносить, слова с мягким знаком.

1. Узнаешь, что такое мягкий знак.

2.Научишья соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах, обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.

3.Сможешь самостоятельно подбирать примеры слов с мягким знаком (ь) и переносить, слова с мягким знаком.

Основные термины и понятия:

  1. Мягкий знак – показатель мягкости. На письме обозначаем так: Ь
  2. Буква – то, что мы пишем.
  3. Звук – то, что мы слышим.

Основная и дополнительная литература:

* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Задания тренировочного модуля:

Сколько букв и слогов в слове «день»? :

А. 4 буквы и 4 звука.

Б. 3 буквы и 4 звука.

В. 4 буквы и 3 звука.
Г. 3 буквы и 3 звука.

Распредели в таблицу хорошие и плохие качества человека. Выпиши только те качеств а, в названиях которых есть мягкий знак.

Хорошие качества человека

Плохие качества человека

Скромность, доброта, дружелюбие, грубость, вежливость, жадность, скромность, трусость.

Соедини слова с правильным количеством звуков и букв в них.

Коньки 4 буквы 3 звука

6 букв 5 звуков 5 букв 4 звука

4 буквы 3 звука 8 букв 7 звуков

Гусь Олень Портфель

Стр. 91 упр. 10 из учебника Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Разгадай кроссворд. Какие буквы нао вписать в клеточки, чтобы получились названия зверей, рыб и птиц? Запиши только четыре слова из кроссворда.

Вниматедльно изучи все слова. Выпиши только те слова, в которых звуков меньше, чем букв.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-myagkogo-znaka-v-seredine-i-na-konce-slova-572559.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6383/conspect/