Конспект по теме правописание безударных гласных

Конспект урока русского языка на тему «Правописание безударных гласных в корне слова.» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.бствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_ot_urok.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Измайлова Равиля Фатеховна

Номинация: предметный урок в начальной школе

Предмет: русский язык

Тип урока: Решение учебной задачи

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.

Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.

Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление

Развивающая: Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать,

использовать в работе полученные знания.

Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.

-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Предметные: Овладевают изучаемыми нормами русского языка,

основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД : овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения ,формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Оборудование: .ЭОРы, презентация, карточки, алгоритмы ,схемы.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

— Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
II. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начн ѐ м же урок, не будем зря время терять.

— Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

III. Психологический настрой.

— Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

— Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. — Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 4)

— А сейчас минутка чистописания.

Нос, носовой, носить, переносица

— Скажите, что объединяет эти слова?

— Какое слово лишнее и почему? (слайд 5 )

А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные родственные слова.

V. Словарная работа. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

— Сова приготовила для вас задание. Запишите под диктовку в тетрадь слова:

М О РОЗ, ЗА Я Ц, УЛ И ЦА, Р А БОТА, СЕВ Е Р, О БЕД. (слайд 5)

Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, желтая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую.

— Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными?

VI. Постановка проблемы урока.

— Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.

«Саша написал своему другу Денису записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал Саша?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом (слайд 7)

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

VII. Актуализация знаний

Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание

Сколько гласных букв в русском языке ?Назовите их

Сколько гласных звуков?(А, О, И. Ы. У. Э) .

О гласных звуках принято сказать , что они стоят в сильной и слабой позиции .

Звуки , которые в сильной позиции как называются? (Ударные). Они слышатся четко и ясно.

А звуки в слабой позиции? (Безударные). Они слышатся нечетко).

Мы пришли в дом Мудрой Совы, Она спрашивает

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

Давайте, выберем какие безударные гласные требуют проверки.

а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я (А, О, Е. И. Я)

Буквы Ё. Э ,Ю. У, Ы не требуют проверки.

Буква Ё всегда находится ударным в слове, а в выборе остальных буквы не ошибетесь, даже если звуки находятся в безударной позиции.

Экран, пюре, кусты, рыбак

VIII. Усвоение новых знаний (воспроизведение) и способов действий .

— Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд8)

Что

Где надо проверять?

Мудрая Сова спрашивает: Все ли безударные гласные проверяются ударением? (нет непроверяемые безударные гласные нужно запомнить)

IX. Работа над темой урока

— А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

— Например, слово ЗИМА

— Сначала прочитаем слово.

— Затем — поставим ударение.

— Далее — выделим корень

— Потом определим безударную гласную.

— И подберём проверочное слово.

 Определи безударную гласную.

 Подбери проверочное слово. (слайд 9)

X. Первичное закрепление.

Мы с вами открыли способ проверки безударной гласной в корне слова, что мы будем теперь делать? (Мы должны потренироваться в выполнении заданий на новый алгоритм)

— Выпо лните в учебниках упражнение 194 (первый абзац) на странице 104 . ( Ученики выполняют данное задание у доски, проговаривая выведенный алгоритм правописания безударной гласной в корне слова) (10 слайд)

(Двор, дворник) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (травы, травка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жара, (свечи, свечка) свеча.

(Пчёлы, пчёлка) пчела, ( гнёзда, гнёздышко) гнездо, ( чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы

— Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

XI. Физкультминутка. (Слайд 11)

— Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Как крылья сложат назад

2. Работа с карточками

— Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

— Возьмите свои карточки. На карточках 2тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая — стОлик

2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

3.Игра «Четвёртый лишний»

Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. .

— водитель, водичка, водный, водяной

— носилки, носик, носит, носильщик (13 слайд)

Сделайте вывод. ( Однокоренные родственные слова имеют не только общий корень, но и общее лексическое значение)

4.Работа в парах. Работа по учебнику. Выборочное списывание. (стр. 125, упр. 196)

А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.

Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему.

Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.

Отварить – в а рит Слезал –лез увидал – в и д

Отворить –затв о р Слизал – л и жет увядал – зав я л

. Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.

Конспект урока по русскому языку по теме»Правописание безударных гласных в словах»

Тема: Правописание безударных гласных в словах.

Цели: уточнить представления об ударных и безударных гласных в слове; учить способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

Наблюдать за гласными звуками и буквами в ударных и безударных слогах. Начать формировать умение обосновывать написание слов с безударными гласными.

Развивать умение подбирать проверочные слова. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки. Работать над развитием внимания, фонематического слуха.

Воспитывать аккуратность, интерес учащихся к урокам русского языка. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

учащиеся научатся выделять гласные звуки; научаться распознавать проверочные и проверяемые слова;

повышение активности учащихся на уроках;

улучшение результатов обучения;

Личностные : ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные : осуществлять контроль, коррекцию, самопроверку, оценивать правильность выполнения действия на уровне

Познавательные : строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение.

Коммуникативные : контролировать действия партнера, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: у учеников тетради в косую линейку, карточки с заданиями, карточки «светофор».

I. Организационный момент.

Всем доброе утро. Желаю всем отличного настроения, начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

На доске плакат: А Е И Я О — К какой группе относятся эти буквы?

— Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки?

— А гласных звуков?

— Давайте вспомним, что мы знаем о гласных звуках?

— Почему здесь не все гласные?

— Что нужно помнить о правописании безударной гласной? (именно эти гласные, когда находятся в безударном положении, требуют проверки или запоминания).

— Мы запишем эти гласные сначала отдельно, а затем вместе.

— Запишите в тетрадях как на доске и запомните, что именно эти гласные, когда находятся в безударном положении, требуют проверки или запоминания.

III. Постановка целей и определение темы урока.

— Один из учеников плохо написал диктант. Я не стала исправлять ошибки, отдала ему работу и попросила, чтобы он сам нашел и исправил их. Ученик прочитал текст внимательно и удивился, как же он мог допустить такие ошибки.

— Посмотрите на работу. (Открываю текст на доске и текст перед каждым ребенком на карточке)

Выпал первый снижок. Пушистый кавёр лижит на палях и на рике.

— Что бы вы сказали о работе? На какое правило допущены ошибки?

— В чём причина затруднения? (Не умеет писать (проверять) б/у гласную в корне слова)

— Какую цель мы можем поставить перед собой? (Научиться правильно, писать слова с безударной гласной в корне слова).

— Определите тему урока (Правописание безударной гласной…)

III. Работа по теме урока

1.Коллективная работа по выведению правила для проверки правописания безударной гласной.

2. Заучивание правила.

3.Проверка в парах.

4. Работа с текстом. Запись с комментированием у доски.

 На носочки встали, потянулись.

 Со стороны в сторону покачались.

 Потерли ладошки, чтобы они стали теплыми.

 Теплыми ладошками погрели щечки.

 Еще раз потерли ладошки, погладили шейку.

 Пощипали и слегка подергали себя за мочки ушей, как будто у нас сегодня день рождения.

 Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.

 Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.

 С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.

 Погладили себя по голове: «Какие мы молодцы!».

IV. Продолжение работы по теме урока

1.Тренировочные упражнения в написании б/гл. в словах.

Загадки домовёнка Кузи.

— Дети, нам свои загадки прислал домовёнок Кузя. Давайте отгадаем загадки и запишем отгадки, подобрав проверочные слова. (Работа выполняется с комментированием у доски).

Хвост пушистый краса!

Кто же это? (Лиса)

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. ( Пчела)

Не зная, что такое лень? (Часы)

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

2. Дополнительные задания (если будет время)

— указать твёрдые и мягкие согласные в словах;

— разделить слова на слоги;

V. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

Сумели ли мы разобраться с данной темой?

Какие буквы мы проверяем? (Безударные гласные)

В какой позиции они находятся? ( Слабой)

Как правильно написать эти буквы? (Проверив ударением).

Оцените свою работу на уроке? («Светофор)

— Как мы называем ударные гласные звуки? ( Сильными)

— Как мы называем безударные гласные звуки? ( Слабыми)

— Как проверять слабую б/гл.? (Сделать её сильной, поставить под ударение).

2. Наблюдение над безударными гласными.

Работа проводится коллективная.

— Списать. Вставить пропущенные буквы.

Без д…ждя (…) не растёт тр…ва (…). Р…сой (…) окропились цв…ты (…) на п…лях (…). Н…сет (…) меня л…са (…) за дальние л…са (…).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тема: Строчная и прописная буква Ее.

Презентация к уроку русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Спряжение глагола . Изменение глагола в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Лицо и число глаголов» (4 класс)

Презентация: Своя игра по русскому языку (лексикология) 5 класс

Конспект урока «Имя существительное. Обобщение»

Аналитический отчет учителя русского языка и литературы

Презентация на тему : » Сложносочинённое предложение «.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5223136 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-po-teme-pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-slovah-5117437.html

http://urok.1sept.ru/articles/634506