Конспект по теме правописание частиц 7 класс

Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока Русского языка в 7 классе «Правописание частиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Коснпект урока33.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные : давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу « Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит » спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Учитель. Вы готовы удивлять всех своими знаниями?

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Заполняем листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Урок русского языка в 7-м классе по теме «Раздельное и дефисное написание частиц»

Учебно-методический комплект: учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008, М.

  • Обучающие: познакомить с написанием частиц, закрепить у учащихся понимание необходимости усвоения данной темы.
  • Развивающие: развивать речь за счет обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление
  • Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию, учить видеть прекрасное в обычных предметах, выражать свои чувства

    развитие навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;
  • развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учебе путем постановки учебной задачи и поиска способов ее решения.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для каждого ученика

1.Организационный момент (настрой на работу).

Здравствуйте, ребята! Вы чувствуете, какой сегодня хороший день?! За окном – весна: вы слышите, как оживленно щебечут птицы, вы чувствуете, как нежно пахнет зелень, вы видите, как бушует за окном весна?! Закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дорожке, и вдруг. дорогу перегородил большой камень: не пройдешь и не проедешь!

Знаете, как он называется? – Камень преткновения.

А почему он так называется кто-нибудь знает?

Камень преткновения (лат. petra scandali) — крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи.

На уроке по пути к нашей цели – новым знаниям – мы встретим много таких камней, но я уверена, что вы все сможете их преодолеть!

2. Создание образовательной напряженности (подготовка к восприятию нового материала и систематизации имеющихся знаний на основе сведений, полученных ранее в 5–7 классах).

Каждый ученик получает карточку со словами, которые нужно сгруппировать по частям речи и вписать в таблицу, тем самым решив орфографическую задачу, связанную с темой урока. (Тема урока пока не сообщается). На выполнение задания дается 3 минуты.

(1 ученик выполняет данное задание на доске.)

Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, раскрыв скобки:

(из)за, (чудо)машина, (мало)помалу, кто(либо), (в)течение часа, (юго)западный, (не) у кого, вовсе (не)веселый; (не) друг, а враг; отнюдь (не) весело.

РаздельноЧасти речиЧерез дефис
Имя существительное
Имя прилагательное
Наречие
Местоимение
Предлог
Частицы

3. Взаимопроверка, диагностика.

Ребята, поменяйтесь листочками, на проверку дается 3 минуты. В ходе взаимопроверки каждый ученик видит ключ на слайде 3 и с его помощью исправляет допущенные ошибки.

Оцените уровень знаний по следующей шкале: 0 ошибок – “5”, 2 ошибки – “4”, 3– 5 ошибок – “3”, более 5 ошибок.Поставьте оценку карандашом внизу листа. Верните лист автору.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, у кого “5”. “4”. “3”. (Диагностика)

На основе примеров из задания сформулируйте правила, регламентирующие слитное, раздельное и дефисное написание слов и представьте классу. За каждый правильный ответ отвечающий прибавляет к своей первоначальной оценке 0,5 балла

Что получилось? Поднимите руки те, у кого “5”. “4”. “3”. (Диагностика)

РаздельноЧасти речиЧерез дефис
не друг, а врагИмя существительноечудо-машина
вовсе не веселыйИмя прилагательноеюго-западный
отнюдь не веселоНаречиемало-помалу
не у когоМестоимениекто-либо
В течение часаПредлогиз-за
Частицы

4. Уточнение образовательного объекта.

Какие графы остались незаполненными? Как вы думаете почему?

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся предлагают, уточняют тему урока.)

Тема урока: “Раздельное и дефисное написание частиц”.

А зачем нам нужно знать, где в тексте раздельное написание слов, где дефисное?

Не все ли равно, как писать? Как вы думаете? Ребята отвечают.

5. Работа с культурно-историческим материалом (подготовка к осознанному восприятию новых знаний).

А вы знаете, что однажды из-за неправильно разделенного на слова текста “родился” человек! И его звали…подпоручик Киже.

В свое время эта таинственная личность была прославлена в знаменитом историческом анекдоте эпохи правления Павла I. В чем загадочность подпоручика Киже? Она в том, что. его никогда не существовало в действительности.

На этот сюжет, достаточно известный во второй половине XIX века, Ю. Н. Тынянов в 1928 году написал повесть “Подпоручик Киже”, где описано “рождение” псевдогероя. Это мнимый герой, которого долгое время принимали за реально существовавшего человека из-за недоразумения, возникшего при переписке текста.

Работа с карточками № 2, № 3

Карточка № 2 Словарная работа.

АДЪЮТАНТ– (нем. Adjutant, слово происходит из латинского языка, где означало помощник) — ранее воинское звание, а в дальнейшем должность обер-офицера, который состоял при военачальнике или при штабе той или иной воинской части для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.

АНЕКДОТ – в переводе с греческого обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее под Анекдотом стали понимать неизвестные факты из какого-либо интересного периода истории или «сокровенные» подробности из жизни примечательного лица.

ПОДПОРУЧИК – офицерский чин в русской армии (c 1703 г.). В кавалерии ему соответствовал чин корнета, в казачьих войсках – хорунжего. В Войске Польском и некоторых других армиях первичное воинское звание младшего офицера.

Карточка № 3 Прочитайте текст и завершите последнее предложение.

Нужно было кончить перепиской приказа по полку ровно к шести часам, для того чтобы дежурный адъютант отвез его во дворец и там адъютант его величества, присоединив приказ к другим таким же, представил императору в девять. Опоздание было преступлением.

Полковой писарь встал раньше времени, но испортил приказ и теперь делал другой список. В первом списке сделал он две ошибки: поручика Синюхаева написал умершим, так как Синюхаев шел сразу же после умершего майора Соколова, и допустил нелепое написание – вместо “Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются” написал: “Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются”. Когда он написал слово “подпоручики”, вошел офицер, и он вытянулся перед ним, остановясь на к, а потом, сев снова за приказ, напутал и написал: “подпоручик Киже”.

Вот так, в результате ошибочного разделения текста на слова (подпоручики же — подпоручик Киже) при переписке текста, и возник человек, которого никогда не было. Подписав этот приказ с ошибкой, Павел I дал герою жизнь, “описка стала подпоручиком, без лица, но с фамилией”.

Так началась биография преуспевающего подпоручика Киже, наполненная бурными событиями: он был строго наказан и сослан в Сибирь, а затем великодушно помилован государем; за короткий срок благополучно сделал военную карьеру, став капитаном, полковником и, наконец, генералом. Павел I даже выразил желание встретиться с этим легендарным человеком и очень огорчился, когда узнал о его “смерти”: “У меня умирают лучшие люди!”

Блистательно прожил свою сомнительную жизнь подпоручик Киже, дослужившийся до генерала! И “жизнь” эта — свидетельство того, что безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может ….__________

Ваши варианты завершения предложения.

Читаем на Слайде 5.

Безобидная ошибка, даже обыкновенная описка может иметь самые неожиданные последствия. История знает множество подобных подпоручиков Киже. Очень часто причина их незаконного появления связана с неправильным чтением (а значит, и неверным пониманием) не разделенного на слова текста.

А теперь давайте вернемся во времени на 9–10 веков назад:

Новгородская грамота на бересте,
написанная в XII в., открыта во время
археологических раскопок в г. Новгороде в 1951 г
Письмо “От Гостяты к Василию”.
Лист из Изборника Святослава 1073 г.,
созданного в Киеве. Эта книга являетя
своеобразной энциклопедией знаний
того времени в разных областях жизни.

В чем сходство этих текстов? – Слитное написание слов, отсутствие членения текста

Слайд 7. (Попробуйте прочитать!)

А вы знаете, что

слитноеписьмогосподствоваловплотьдоизобретения
печатногостанкаиучреждениявовторойполовине
16векапервойкрупнойтипографиивМоскве

Сложно ли было читать? Почему?

Сравнивая старое и современное письмо, мы видим преимущество последнего.

Современное письмо – письмо смысловое, четко указывает на начало и конец слова.

Раздельное написание слов позволяет
– точно передать смысловую сторону речи,
– избежать непонимания и двусмысленности,
– помогает быстро и осмысленно читать текст

6. Демонстрация образовательного продукта.

Раздельно пишутся: бы, ли (ль), же (ж)

Через дефис пишутся: -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка -де, –с.

Бывает, бессильна и логика.
Пугаться ж, постой, не спеши.
То, либо, нибудь, кое, таки, ка
Ты только с дефисом пиши!

Впишите слова с частицами в карточку № 1.

Все (таки), подумал(ли), все(же), пошел(бы), расскажите(ка), тот (же), ну(ка), он (де) сказал, слушаю (с).

После выполнения задания карточки № 1 сдаются, проводится анализ работы на следующем уроке.

(Дополнительный материал А вы знаете, что…)

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: “Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала”. А кто не знает знаменитого “Уж небо осенью дышало. ”?)

Ребята, на следующем уроке мы продолжим изучение темы “Раздельное и дефисное написание частиц”. А сейчас ответьте на вопросы. Что вы нового вы узнали на уроке? Какие камни преткновения преодолели? Что больше всего запомнилось?

9. Постановка домашнего задания.

В зависимости от подготовленности класса (от времени, оставшегося до окончания урока) Притча зачитывается или не зачитывается на уроке, но обязательно каждый учащийся получает Карточку № 4 .

По карточке каждый учащийся выполняет разноуровневое домашнее задание.

Каждый наш друг — это целый мир для нас, мир, который мог бы и не родиться и который родился только благодаря нашей встрече с этим человеком.
Анаис Нин.

Давным-давно в одном городе жили друзья.

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний же, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».

Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, начал тонуть и утонул бы, но его друг спас. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь-то ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание частиц» (7 класс)

Тема : Правописание частиц. Русский язык 7 класс

Тип урока : комбинированный

обучающие: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц;

развивающие : развивать орфографическую зоркость; внимание, аналитические способности в обучении; навыки грамотной письменной и устной речи.

воспитательные: формировать активную творческую позицию в обучении; воспитывать чувство патриотизма на основе содержания учебного материала.

Знать: морфологические особенности частиц, их правописание.

Уметь: находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.

Метапредметные УУД: Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, оформленная доска.

1.Оргмомент

Вступительное слово учителя.(30 сек.)

Мы с вами уже познакомились с понятием «Частица». Частицы– одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать. Задача нашего урока научиться правильно писать частицы. Начнём мы с орфографического минимума на стр 190. (Взаимопроверка). А также проверим ваше домашнее задание . (Работа в парах).

2.Активизация мыслительных операций

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое частица?

— На какие разряды частицы делятся?

— Какие же значения вносят частицы в нашу речь?

Записать предложение на доске под диктовку, произвести разбор, составить схему и дать устную характеристику :

Смысловые частицы вносят различные оттенки значения в предложение, а формообразующие частицы служат для образования форм слова.

4.Обозначение темы и задач урока

Тема «Правописание частиц».

Задача урока: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц.

5. Изучение темы «Раздельное и дефисное написание
частиц». Слово учителя

Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали?

(ответ детей по параграфу)

Правило легко запомнить: частицы бы, ли, оке пишутся раз дельно, частицы -то и -ка присоединяются к словам дефисом. Глав ное — уметь отличать частицы от других частей речи.

Суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях тоже пишется через дефис: какой-то, где-то, здесь трудностей не возник нет, вряд ли вы его спутаете с местоимением то. В частицы часто путают с частями указательных местоимений, наречий, союзов. С этим мы уже недавно сталкивались при изучении союзов.

Сравним пары предложений, подчеркнем частицы:

1) Что бы вы хотели узнать о частицах?

Чтобы правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.

2) Частица -то пишется со словами так же, как суффикс
-то в неопределенных местоимениях и наречиях, то есть через
дефис.

Частица бы пишется со словами раздельно, частицы ли и же также пишутся раздельно.

Во вторых предложениях каждой пары слова только похожи на частицы: в первом чтобы — союз, во втором также — наречие.

Упомянем еще одну частицу, которая тоже пишется через дефис и носит разговорный характер — частица -таки. Придумаем пред ложения с этой частицей.

Например: И всё-таки она вертится! Я решил-таки сложную задачу. Опять-таки придется вернуться к обсуждению наших проблем.

Потренируемся различать части речи в упражнениях. 350, 351.

Задание . Запишите предложения, объясняя написание частиц и определяя их роль.

1) Позвони(ка) мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. 2) Да(с), мы вас давно ожидали(с). Не извольте беспокоиться, всё приготовлено(с). 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он(де) ловил здесь пятикилограммовых сомов. 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу(то) он решил правильно.5) Увидела я возвышенье: Какая(то) площадь… и тени на ней.6) “Семья(то) большая, да два человека, Всего мужиков(то): отец мой да я…”. 7) Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать. 8)Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь. 9)Дождь н.. прекращался н. на час. 10) Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. 11)Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. 12)Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. 13)Трудности существуют, что(бы) их одолеть. 14) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу.

Позвони-ка мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. (Частица -ка (разг.) употребляется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения глагола побуждения к действию.) 2) Да-с, мы вас давно ожидали-с. Не извольте беспокоиться, всё приготовлено-с. (Устаревшая частица (сократившееся слово сударь ) использовалась для придания оттенка почтительности.) 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он-де ловил здесь пятикилограммовых сомов. (Частица -де (прост.) употребляется в устной обиходно-бытовой речи для указания на то, что приводимые слова являются пересказом чужой речи.) 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу-то он решил правильно. (Частица –то употребляется при выделения предмета, подчёркивании его значения для выражения данной мысли.)

Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)

Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)

Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)

Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)

Работа с карточками (отработка навыков)

Обучающимся раздаются карточки с заданием.

Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. 1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью. » 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!

— Из какого произведения взяты предложения, и кто автор?

— Какому историческому событию посвящено стихотворение? Что вы о нем знаете?

— Подпишите работы. Раскройте скобки, зачеркните их, там, где частицы пишутся раздельно со словами, поставьте дефис там, где необходимо . Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.

— Поменяйтесь карточками друг с другом (сосед по парте), проведите взаимопроверку, сравнивая с первоисточником.

7. Распределительный диктант. Запишите предложения, распределив их в 2 столбика: Раздельное написание, дефисное написание частиц.

1. Куда же они едут, в город что ли? 2. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.3. Главное удовольствие всё-таки впереди. 4. Что же мне так больно, так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? 5. Я слышал, что волки- де сбиваются в стаи. 6. Будете в Крыму, купите мне там что-либо из сувениров.

Слово учителя. Частицы требуют к себе почтение, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.

—- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—- Что было новым? Непонятным?

—- Что понравилось на уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание . Задание: найдите в тексте частицы, определите их значение.

Змеи раскачивались в такт мелодии волынки. И каждому казалось, что они были заворожены звуками музыки. Но звуки музыки не могут вызвать у змей ни восхищения, ни другой реакции. Змеи музыки не слышат, так как от природы глухие. Неужели змеи не воспринимают звуковых волн? Они улавливают лишь вибрацию почвы и немного слышат при помощи костей челюсти. Змеи еще почти немые, если не считать способности некоторых из них издавать шипение. Когда заклинатель играет на флейте, кобра поворачивает голову как раз в такт его движениям, а не в такт музыке.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/578277

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-chastic-klass-3317157.html