Конспект по теме правописание частиц не и ни

Конспект по русскому языку «Правописание Не и НИ»

Урок русского языка, 10 класс

Тема : Правописание частиц не и ни

Цель урока : расширить знания о различени и на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, формирова ть коммуникатив ные навыки учащихся (устные высказывания с обобщением).

— умение обучающихся различать значения частиц НЕ и НИ;

— умение обучающихся обосновывать свой выбор при решении орфографических задач.

— развитие логического мышления (формирование умения создавать алгоритм деятельности, работать по алгоритму);

— формирование коммуникативных навыков (устные высказывания с обобщением);

-поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока : урок-практикум

Оборудование : презентация, карточки с индивидуальным заданием.

I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока (Слайды 1-2)

II. Актуализация опорных знаний

1. Прочитайте пословицы (Слайд 3)

Красна дружба не лестью, а правдой и честью.

Не поживши вместе, друга не узнаешь.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

-Какой общей темой объединены пословицы?

-С какими из них вы согласны, а с какими — нет?

-Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

-Приведите 2 примера.

-Объясните правописание не и ни в данных предложениях.

III. Осмысление изученного и обобщение

1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление таблицы (слайд 4)

Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.

Лингвистический тренинг . Используя таблицу, прокомментируйте написание частиц не и ни. (Слайд 5)

Не умолкала ни на минуту.

Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

Ни слуху ни духу

Тот, кто побывал в горах, ни разу не пожалеет о проведенном времени.

Разве вы не мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

2. Самостоятельная работа. Тест. (индивидуальные карточки)

Проверка.Учащиеся оценивают работу другого учащегося по критериям. (Слайд 6-7)

Вариант I Отметьте случаи правописания не.

1) Н… чуть н.. изменился.

2) Друг н… мог н… помочь мне.

3) Н.. знал н.. правил, н.. формул.

4) Задача н… решена.

5) Куда н.. кинь взор, всюду развалины.

6) Н… первый случай.

7) Нельзя н.. любоваться закатом.

8) Н… правда, а ложь.

Вариант II. Отметьте случаи правописания ни.

1) Н… за что благодарить.

2) Н… разу не ответил.

3) Н… для кого н… тайна.

4) Нет н… на суше, н…на море.

5) Всюду, где мы н…проезжали.

7) Н.. один лист н…шевелился.

3. Составьте текст (7-8 предложений), используя частицы НЕ и НИ. В начале урока мы анализировали пословицы о дружбе. Следовательно, тема текста- дружба. (Слайд8)

4. Работа с деформированным текстом. (Слайд9)

Павел Петрович старался (н..)глядеть на Базарова. Он стыдился своей заносчивости, своей (н..)удачи. Молчание длилось тяжелое и (н..)ловкое. Обоим было (н..)хорошо. Каждый из них осознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (н..)приятно (н..)другам. (Н..)один, (н..)другой (н..)делали попытки к примирению.

5. Фразеологический практикум. (Слайд 10)

Продолжите список устойчивых сочетаний с не и ни. С 2 фразеологизмами составьте предложения.

Ни свет ни заря, не покладая рук, ни рыба ни мясо….

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 11)

1. Что узнали нового на уроке?

2. В чем испытывали трудности?

3. Ответьте на вопросы:

1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни?

2) Что вы знаете о правописании частицы не с разными частями речи?

3) Когда ни со словами пишется слитно, а когда раздельно?

4. Комментирование оценок за урок.

V. Домашнее задание :Выполните индивидуальное задание (на карточках) (Слайд 12)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Дидактический материал на тему «Существительное»

Презентация по русскому языку «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже».

Административная контрольная работа за 1 полугодие 6 кл

Тематический урок русского языка, посвященный Дню Победы. Тема урока: «Обобщение и повторение изученного по теме «Обособленные члены предложения»»

Презентация по русскому языку «Личные местоимения»

Урок «Склонение прилагательных женского рода в единственном числе» (7 класс)

Презентация к уроку по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс.

Урок по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5230700 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка по теме «Различение частиц не и ни». 7-й класс

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-посещение картинной галереи

Технология: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения

Цель: показать различие частиц НЕ и НИ

Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ

Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ

Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока

Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)

НЕ с причастиями, деепричастиями ,глаголами группа “А”

НЕ и НИ с местоимениями группа “В”

НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”

Проверить дифференцированное домашнее задание

“А” — составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;

“В” — составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;

“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.

1. Словарная работа

Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.

А) Работа с пятью первыми примерами на доске

Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)

2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)

Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.

Дополнительный материал:

  1. Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
  2. (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
  3. (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
  4. (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
  5. Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
  6. Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
  7. Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
  8. (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
  9. (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.

Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.

3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Я возвращался домой и забрел в какую-то . (незнакомую) усадьбу. (Неяркое) . солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись . (неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные . (непроходимые) стены. Я легко перелез через . (небольшую) изгородь и пошёл по этой . (необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на . (недосягаемых) вершинах кое — где дрожал . (неяркий) золотой свет и переливал радугой в . (невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут . (небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались . (неподвижные) тени.

4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2, приложение 3)

5. Всем раздаю листы с такими примерами:

СПП (придаточная часть)

  1. Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
  2. Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
  3. И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)

НИ в придаточном предложении — “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).

6. Определи: НЕ или НИ? (устно)

  1. Куда бы путник ( не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
  2. И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
  3. А если спросит кто-нибудь. ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.

Риторический вопрос, восклицание — это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:

Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)

Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.

Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.

Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.

А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:

Кто не знает станционных смотрителей?
. Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!

Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО. Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит )

Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).

Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?

8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите тему текста, придумайте заголовок.
  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выполните предложенные задания.

Кто (н. )слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?

Кто (н. ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н. разу не проводилось н. каких исследований. Н. один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н. запретить н. спрятать искусство не удастся н. кому.

  • Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
  • ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
  • ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.

Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту .

Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .

9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).

I вариант – группа В

Горы производят незабываемое впечатление. Н. один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Н. одного мгновения не хочется терять. Кто н. хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

Что н. говори, горы всегда прекрасны. Сколько н. смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

Эту вершину пытались покорить н. раз. И н. разу восхождение не было легким. Вокруг н. души.

Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н. опытные альпинисты.

II вариант – группа С

В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.

Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.

Н.. раз художники пытались изобразить горы.

Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.

Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

На подготовку к восхождению уходит н.. один день.

Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.

Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

Когда я вижу горы, то не могу . .

Не одно столетие . Ни ветер, ни солнце не властны . . Даже человек, сколько бы ни пытался , не способен . . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не . .

Сама пробую составить текст:

. не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. . возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо . над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. . не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы . . . не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.

10. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением слов.

  1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
  2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
  3. Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.

Из повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.Объяснить правописание НЕ и НИ.

  1. И уже было не пятнышко.
  2. Только разве . по небольшим рожкам . можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
  3. И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
  4. Я совсем не хороша.
  5. Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
  6. Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
  7. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
  8. Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
  9. Не хочу . ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
  10. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
  11. Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
  12. Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
  13. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)

А) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
  2. С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
  3. Кругом (н)деревца.
  4. (Н)какая работа не страшна.
  5. Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
  6. Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
  7. Что (н)спроси, растолкует, научит.
  8. (Н )когда печалиться, надо работать.
  9. Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
  10. В зависти нет (н)проку, (н )радости.

Б) Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ.

  1. В предрассветной тишине не слышно н. шороха.
  2. Ощутить себя частичкой мироздания дано н. каждому.
  3. Н. славы, н. денег не требуют отважные путешественники.
  4. Н. раз художники пытались изобразить горы.
  5. Но н. один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
  6. Разве вы н. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  7. Как н. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
  8. На подготовку к восхождению уходит н. один день.
  9. Тот, кто побывал в горах, н. разу не пожалеет о проведенном времени.
  10. Мы должны добраться во что бы то н. стало.

В) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Н. стыдно н. знать, стыдно н. учиться.
  2. Н. брани и н. хвали того, кто н. испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
  3. Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
  4. Мальчик н..чаянно разбил стекло.
  5. По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
  6. Анна была н.. в чем н.. виновата.
  7. Н.. разу я не был в туманном краю.
  8. Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
  9. Н.. раз пытался он постичь эту науку.

13. Дидактический сундучок.

Тестовая работа.

  1. Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
  2. Она н..чего н.. делает.
  3. Он все делает хорошо, что н.. поручи.
  4. Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
  5. Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
  6. Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
  7. Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
  8. Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
  9. Ружье оказалось (н..)заряженным.
  10. Печаль беде н.. помощник.

14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.

Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится). Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.

1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс — Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.

2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” — Москва: “Дрофа”, 2000 г.

3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. — Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.

4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. — Москва: “Дрофа”, 2002 г.

5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. — Москва: “Дрофа”, 2002 г.

6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.

Конспект по теме правописание частиц не и ни

Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.

Значения частицы НЕ

1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.

2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.

3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).

Значения частицы НИ

1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.

2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).

3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).

Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.

Нужно запомнить!

1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении, то запятая между частями этого оборота не ставится:

Ни больше ни меньшеНи да ни нетНи днём ни ночью
Ни конца ни краяНи много ни малоНи себе ни людям
Ни стать ни сестьНи взад ни вперёдНи дать ни взять
Ни два ни полтораНи жив ни мёртвНи за что ни про что
Ни нашим ни вашимНи ответа ни приветаНи рыба ни мясо
Ни свет ни заряНи пуха ни пераНи слуху ни духу
Ни с того ни с сегоНи там ни сямНи то ни сё
Ни туда ни сюдаНи шатко ни валкоНи так ни сяк

2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ ? (при раздельном написании)

Таблица «Частицы НЕ и НИ»

Конспект урока «Частицы НЕ и НИ. Значение и правописание».

Раздел: «Орфография» и «Служебные части речи».


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/636905

http://uchitel.pro/%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BD%D0%B5-%D0%B8-%D0%BD%D0%B8/