Конспект по теме правописание имен прилагательных

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
план-конспект по русскому языку

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_prilagatelnoe.docx20.47 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Прилагательное — часть речи, называющая признак предмета. Прилагательное зависит от существительного.

Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам для согласования с существительными. Если меняется признак существительного, меняется этот же признак прилагательного.

Прилагательные могут иметь три лексико-грамматических разряда : качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные указывают признак предмета. Это может быть цвет, размер, вкус, температура, качество характера человека и т.п. Качественные прилагательные имеют следующие признаки:

• степени сравнения: добрый – добрее, более добрый (сравнит. степень) – добрейший, самый добрый (превосходная степень).

• полная и краткая формы: добрый – добр.

• формы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.п.): добренький.

Относительные прилагательные называют признак одного предмета через отношение к другому предмету: материалу (серебро – серебряный), месту (город – городской), времени (вечер – вечерний) и т.п. Реже эти прилагательные называют признак предмета по отношению к действию (устать – усталый, спеть – спелый). Как видно из примеров, относительные прилагательные имеют только производную основу, т.к. образуются от существительных или глаголов.

Притяжательные прилагательные называют признак предмета по принадлежности человеку, реже животному. Они имеют только производную основу и образуются от существ. при помощи суффиксов ИН , ОВ, ЕВ, ИЙ (j). Например: мама – мамин; отец – отцов; тесть – тестев; лиса – лисий.

Степени сравнения прилагательных в русском языке – это лексико-грамматические категории прилагательных, которые указывают на способность признака, называемого прилагательным, проявляться в меньшей, большей или наивысшей степени. Степени сравнения присущи только качественным прилагательным.

В русском языке выделяют положительную, сравнительную и превосходную степени прилагательных.

  • Положительная степень – обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками. (Примеры прилагательных положительной степени: сухой, блестящий, тихий, широкий, захватывающий ).
  • Сравнительная степень – обозначает признак, который проявляется в одном предмете сильнее (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью. (Примеры прилагательных сравнительной степени: белее, чище, более глубокий, менее строгий )
  • Превосходная степень – обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него. (Примеры прилагательных превосходной степени: простейший, крепчайший, самый смелый, наименее удобный ).

Образование степеней сравнения прилагательных

Как видно из таблицы, формы степеней сравнения прилагательных бывают синтетическими и аналитическими (составными).

Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.

Сухой, теплая, высокое, угловатые, умный

Простую сравнительную степень образуют прилагательные, обозначающие качественный признак:

1) путем присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше ;

2) в некоторых случаях – при помощи префикса по- и суффикса -ше(-е) .

Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к начальной форме служебных слов более и менее .

Суше, теплее, повыше, более угловатый, менее умный

Простая превосходная степень образуется при помощи:

1) суффиксов -айш, -ейш ;

2) префикса наи- и суффиксов -ш, -ок, -ейш .

Составная превосходная степень образуется путем:

1) прибавления к начальной форме прилагательного служебных слов самый, наиболее, наименее ;

2) прибавления местоимения всех к простой форме сравнительной степени.

Теплейший, наивысший, умнейший, наиболее сухой, самый угловатый, выше всех

Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных

Суффиксы имен прилагательных

Имена прилагательные пополняют словарный состав русского языка так же активно, как и имена существительные, за счет разнообразных способов морфологического образования: от основ существительных ( добрый, пластмассовый, медвежий ), прилагательных ( красно-коричневый, кисло-сладкий ), глаголов ( ходкий, обманчивый, ворчливый ). Наиболее продуктивным способом образования является суффиксальный. При этом суффиксы, как правило, употребляются в зависимости от частеречной основы. Так, от именных основ прилагательные образуются с помощью суффиксов -енн-, -онн-, -ан-(-ян-), -м-, -ий, -ов-(-ев-), -ий- и др.; от глагольных — -чив-, -нн-, -ем-, -им-, -ист- и др.

Окончания имен прилагательных

Прилагательные характеризуются тем, что они не имеют самостоятельных морфологических признаков рода, числа и падежа. Эти признаки определяются по имени существительному, с которым прилагательное сочетается, т.е. находится в связи согласования. Иными словами, значения рода, числа и падежа у прилагательного выражается синтаксически.

1. У прилагательных пишутся окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой , которое задается от имени существительного: с весел ым (как им ?) характером, о весел ом (как ом ?) характере и т.д.

а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже ( ветром как им ? свеж им , зарубежьем как им ? дальн им ) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже ( о ветре как ом ? свеж ем , о зарубежье как ом ? дальн ем );

б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже ( дорогу как ую ? ровн ую , зарю как ую ? весенн юю ) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже ( дорогою как ою ? ровн ою , зарею как ою ? весенн ею ).

2. В родительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода в окончании -ого ( -его ) пишется по традиции буква г , хотя произносится в , напр.: доброго, хорошего, большого, синего.

3. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи ) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь: медвежий, медвежьего, медвежьему, медвежьим, о медвежьем; медвежьи, медвежьих, медвежьим, медвежьи, медвежьими, о медвежьих.

Подобные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффикса -j- (йот), поэтому перед окончанием пишется разделительный ь как показатель этого суффикса.

4. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями

-ый, -ая, -ое, -ь/е ; прилагательные иногородний, бескрайний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ое (формы иногородный и бескрайный — устаревшие). Прилагательное междугородный имеет вариант междугородний .

5. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный , имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен : знойный — зноен, спокойный — спокоен, стройный — строен. Исключение : достойный –достоин.

Конспект по русскому языку на тему «Правописание имён прилагательных» (10 класс )

МБОУ Средняя школа г.Правдинска

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: ИКТ, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (§ 39)

Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.

Проверка домашнего задания.

1. Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.

2. Творческая работа (15 минут).

Составить сочинение-описание (пейзажная зарисовка) «Посмотри за окно. », включив в него прилагательные разных ти­пов. Определить их разряды. Какова роль прилагательных в созда­нии образности и выразительности получившегося текста?

3. Знакомство с теоретическим материалом .

Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).

1. Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)

Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суф­фиксов имен прилагательных.

2. Первичное закрепление материала.

Задание на конструирование. Образуйте прилага­тельные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).

Дополнительное задание. Словообразовательный раз­бор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразо­вания.

Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните

Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)

I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие .

От каких частей речи могут быть образованы имена прилага­тельные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]

Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.

ветреный (но безветренный)

2. Первичное закрепление материала .

Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выде­лить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные моде­ли с подробным комментарием: выделить производящую основу, запи­сать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.

|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);

длина + -‘н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.

Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спи­шите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните право­писание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.

Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу. 1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.

Дополнительное задание . Сделайте морфологический раз­бор слов. бетонные

Дополнительное задание . Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.

IV. Домашнее задание .

§ 39. Упр. 235 (по заданию), упр. 236 (устно). Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 154—155.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в окончаниях имён прилагательных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Имя прилагательное как часть речи.

2. Роль имён прилагательных в речи.

3. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?».

Эпитет – это художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Качественные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику: по внешнему виду, по весу, величине, температуре и т. п.

Относительные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению.

Притяжательные прилагательные – это прилагательные, которые отвечают на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?» и обозначают принадлежность определённому человеку или животному.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.2// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 177.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 177 с.

2. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам // Влодавская Е.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2019. – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» (весёлый, глубокий, серьёзный), «чей?» (медвежий, заячий, мамин).

Давайте попробуем определить роль имени прилагательного в тексте.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные отметины на голове. Череп отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

О какой птице идёт речь? Конечно же, все узнали дятла. Но как? С помощью каких языковых средств нам это удалось? Именно с помощью имён прилагательных мы можем дать точное и выразительное описание предмета или явления. Характеризовать, описывать предмет, назвать его отличительные признаки – вот главная роль имени прилагательного в речи.

Прочитайте миниатюру А. С. Пушкина, написанную в 1825 г. Найдите прилагательные.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас.

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья.

Последние, роскошных, унылые, сладкого.

Эти слова являются эпитетами.

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Как и любая изменяемая часть речи, имя прилагательное имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам относится разряд по значению: имена прилагательные бывают качественные, относительные и притяжательные.

1. Качественные прилагательные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», и обозначают различные качества предметов, помогают дать им характеристику: по внешнему виду (привлекательное личико), по весу (тяжёлая сумка), величине (высокий дом), температуре (холодный чай) и т. п. Качественные прилагательные образуют краткую форму (высокий – высок, весёлый – весел) и степени сравнения (красивый – красивее, молодой – моложе), а также сочетаются со словами очень и весьма (очень горячий, весьма симпатичный).

2. Относительные прилагательные отвечают на те же вопросы, но обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению (городской житель – относящийся к городу, каменный дом – сделанный из камня). Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ан-, -ян-, -ск-, -ов- (песчаный берег, серебряное кольцо, ученический билет, лавровый венок).

3. Притяжательные прилагательные отвечают на вопросы «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?» и обозначают принадлежность определённому человеку или животному (лисий хвост, собачий нос, птичий клюв, папин портфель, бабушкины очки, Петин галстук). Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степени сравнения, не сочетаются со словами очень и весьма. Они образуются с помощью особых суффиксов: -ин-, -ов-, -ий- (дедушкина машина, отцов ремень, кошачий глаз).

Попробуем определить разряд по значению предложенных имён прилагательных, распределив их на три группы: качественные, относительные и притяжательные.

Оловянный солдатик, мышиный хвостик, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, синицыно гнездо, глупый вопрос, волчья пасть, сердечная мышца, каменный дом, московский метрополитен, детская литература, дедов кабинет, Машина работа.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-imyon-prilagatelnyh-10-klass-5192579.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7693/conspect/