Конспект по теме правописание не с причастиями

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с причастиями» ( 7 класс)

Предмет русский язык

Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».

Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.

Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.

Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.

Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.

Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Владение всеми видами речевой деятельности.

Совершенствование умения работать в группах.

Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души»

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся.

Встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, подарите мне ваши чудесные улыбки. Я желаю вам сегодня хорошей, плодотворной работы, успеха и удачи!

Прошу занять всех свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Пусть девизом урока сегодня станут слова: «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий».

Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число.

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела.

В этом вам поможет стихотворение, которое вы видите на экране.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о данной удивительной части речи, сыграем в учебную игру «Светофор».

Напомню вам правила игры:

Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Если вы не согласны, то должны дать правильный ответ.

Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет).

Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да).

Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да).

Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да).

Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет).

Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет).

Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет).

Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да).

Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет).

Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет).

Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да).

Молодцы! Спасибо вам за активную работу. Вы показали хорошее знание изученного материала.

Учащиеся называют изучаемый раздел.

Выполняют задания учебной игры «Светофор», повторяют изученный материал.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Подготовка к изучению нового материала.

А теперь продолжим наш путь «по следам изученного».

Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы).

— Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется НЕ с именами существительными, прилагательными и глаголами).

Объяснительный диктант : правописание не с различными частями речи.

Запись на интерактивной доске

Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)

— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (не волк);

(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);

— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не; — зависимое слово – отрицательное местоимение (никому не интересный)

— прилагательное в сравнительной или превосходной степени ( не громче, не красивейший).

Выполнение задания в парах.

Проверка выполнения задания.

Работа учащихся в парах, заполнение таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Проверка выполненной работы.

Подготовка к восприятию новой темы.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

— Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы?

— Почему у вас возникла трудность?

— Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации.

Формулировка темы и цели урока.

— Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).

— Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?

Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока:

— выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

— научиться правильно писать НЕ с причастиями.

А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

А теперь все вниз нагнулись,

Все присели, снова встали,

Голову нагнули, ручки встряхнули,

Вот и отдохнули! Присаживайтесь.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Открытие новых знаний.

Контроль первичного усвоения знания

В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники на стр. 67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:

1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?

2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?

Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1

Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам.

1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно.

2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно.

2. Ответ на вопрос по вариантам.

3. Составление кластера.

4. Заполнение 4-ой колонки таблицы.

Применение нового знания на практике.

Несжатая полоса, не нарушаемая птичьим пением тишина, земля не вспахана, незабываемое впечатление, не замерзшая, а бурлящая река,

не прогретая солнцем земля , ненавидящий подлость человек, непроверенные данные, не покрытые снегом поляны, не утихающий, а усиливающийся ветер.

Задание «Перевертыш». (Учащимся необходимо превратить слитное написание НЕ с причастиями в раздельное)

Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное письмо, негодующий человек.

— Не возникли ли у вас трудности с выполнением задания? (Последний пример нельзя «перевернуть»: причастие не употребляется без НЕ).

Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)

(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.

(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства.

(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.

2 ученицы выполняют работу на доске за ширмой.

Конспект урока «Правописание НЕ с причастиями»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок интересен тем, что предполагает разнве формы и методы работы детей. В сценарии урока для 7 класса принимали участие учащиеся пятого класса: инсценировали сказку про частицу НЕ. Урок ориентирует учащихся 7 класса на подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_pravopisanie_ne_s_prichastiyami.rar58.13 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» (7 класс)

В школе ученик старается овладеть русским языком. Хорошее знание языка поможет ему в дальнейшем активно участвовать во всех сферах общественной и производственной жизни.

Особенно важно научить учащихся видеть проблему, стараться разрешить её, максимально успешно подготовить учащихся к тестовой форме испытаний.

Практика показала, что учащиеся испытывают затруднения при написании НЕ с разными частями речи.

Особенно много ошибок допускают учащиеся при написании НЕ с причастиями.

Средства активизации : живое слово учителя, ТСО, инсценирование, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа, индивидуальное задание.

Формы работы на уроке : фронтальный опрос, самостоятельная работа, контрольно-обобщающее тестирование, работа в парах.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся. Творческое задания предполагают дальнейшее развитие навыков грамотного письма.

На уроке реализуются принципы : доступности, научности, наглядности.

На протяжении всего урока используется компьютерная поддержка (презентация).

Т.С.О.: мультимедийный проектор, компьютер.

Для развития познавательного интереса семиклассникам предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля ученикам предлагается проверочная работа с последующей самопроверкой.

В процессе работы у семиклассников будут развиваться социально-коммуникативная и информационная компетенции.

Урок рассчитан на учащихся со средним темпом работы.

После изучения темы «Правописание не с причастиями» учащиеся

Условия выбора написания НЕ с причастиями

  • правильно писать не с причастиями
  • разграничивать приставку не- и частицу не- с причастиями
  • логически излагать свои мысли
  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом
  • аргументировать ответы
  • находить и исправлять ошибки.

Цели и задачи 1 урока:

Цели урока: 1.знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями;

2.уметь находить условия слитного или раздельного написания не с причастиями, правильно писать

не с причастиями (НЕ с краткими причастиями и НЕ с причастиями при наличии или отсутствии зависимого слова);

3.воспитывать познавательный интерес к предмету, воспитывать грамотного участника коммуникативного процесса.

  • формировать умение правильного написания не с причастиями;
  • формировать умение правильно решать тестовые задания на изучаемую орфограмму;
  • формировать умения находить и исправлять ошибки в примерах со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи;
  • развивать умения видеть проблему (орфографическую задачу), находить пути решения проблемы (орфографической задачи), аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли
  • содействовать развитию познавательного интереса к предмету;
  • содействовать формированию грамотного участника коммуникативного процесса; личности, испытывающей потребность в новых знаниях, умениях и навыках.
  1. Мультимедийный проектор
  2. Компьютер
  3. Таблица – алгоритм действий
  4. Тестовые задания

Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы продолжаем изучать причастия, правописание причастий. Как всегда начинаем урок с орфоэпической минутки .

  • начавший
  • начатый
  • движимый
  • прибывший
  • создан
  • создана
  1. Актуализация знаний . Переход к новой теме.

Сегодня нам нужно решить следующую несложную орфографическую задачу (Представьте, что вы в 11 классе, на экзамене по русскому языку) :

( Слайд : 1 вариант.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Говорил (не) правду, а ложь.
  2. Это была далеко (не)интересная история.
  3. Ты (не)выучил правило.
  4. (Не)кому было пожаловаться.

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Всех поразила его (не)брежность.
  2. Почуяв (не)знакомый запах собаки залаяли.
  3. Учитель нашёл (не)замеченную мною ошибку.
  4. Желтело одуванчиками (не)вспаханное поле.

(Проверяем с подробным объяснением. Второй вариант задания дети ещё не могут решить, т. к. не знают правила написания НЕ с причастиями. Вернуться к этому заданию учитель предлагает после усвоения новой темы.)

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. (Слайд)

Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания с причастиями. ( Слайд)

  1. Новая тема . Правило вы будете выводить сами! Сделать это будет необыкновенно легко, так как вы хорошо знаете, как пишутся с НЕ существительные и прилагательные. Начнём с повторения.( Слайд )
  • Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если…………………………………………………………………………………………………………………………Например: неряха, небрежный ….…..
  • Существительные и прилагательные пишутся с Не слитно, если их можно заменить………………………………………….Например: недобрый – злой, недруг – враг,……….
  • Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если………………………………………………………………….Например: Не друг, а враг; не добрый, а злой; ………………..
  • Имена прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если…………………… Например: ничуть не выразительный, отнюдь не красивый ,………………….

В правиле о написании НЕ с причастиями есть три пункта, присущие только причастию, а , а два повторяют уже известные правила для существительных и прилагательных. Подумайте и сделай те вывод о правописании НЕ с причастием. ( Слайд )

  • НЕ с причастиями пишется слитно, если………………………..Например: недоумевающий, ненавидящий …
  • НЕ с причастиями пишется слитно, если нет…………………. Например: невспаханное, незасеянное….. (Предлагаю данный пункт правила заполнить последним.)
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не исследованные, а глухие; не написанная, а напечатанная …..)
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть………….Например: не прочитанная до конца; не пришедшая вовремя ….
  • НЕ с причастиями пишется раздельно, если………………….Например: не сделана, не сложена ……

Если вы пока не разобрались с этими правилами, я предлагаю вам просмотреть грамматическую сказку (сказку показывали учащиеся 5 класса, т. к. они обучались в другую смену) может, что-то и проясниться.

О том, как Не искала друзей среди Причастий

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо: .

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряла надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие. Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а. Я совершенно одинокое Причастие.

Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Переведите сказку на язык науки.

Проверьте свои предположения по учебнику – правило стр.65.

  1. Закрепление . Сегодня на уроке мы с вами поговорим как раз о тех ранее незнакомых нам пунктах правила, присущих только причастию.

А) Выполним упражнение 133. (Начало – фронтально с доской, затем самостоятельно с последующей проверкой, первый закончивший – оценка в журнал + цифра 1 у доски)

Вот сейчас, я думаю, можно вернуться к нерешённому нами тестовому заданию (задание теста 2 вариант, которое не могли решить, не зная правила).

Ученики находят правильное решение и аргументируют свой ответ)

Б )Физминутка «Слитно-раздельно». Слитно – хлопаем, раздельно – топаем. Ненапечатанный листок, не напечатанный мною листок, незасеянные поля, непрочитанная книга, не проверенная учителем работа, нерассказанная легенда, не прекращавшийся весь день дождь, не усвоившие правила ученики ( судя по выполнению физминутки, отсутствуют в нашем классе)

Б) А сейчас мы посетим комнату неряхи и опишем её.( Слайд ) Один учащийся записывает на развороте доски, а остальные самостоятельно, с последующей проверкой.

Спишите, раскрывая скобки: Комната (не)проветрена. (Не)убранная вовремя постель смущает пришедшего товарища. Пол давно (не)мыт; пыль на серванте, на книжных полках и даже на телевизоре (не)вытерта. Цветы (не)политы. На столе разбросаны (не)убранные со вчерашнего вечера книги, газеты, ручки, наклейки.

Надеюсь, что ваша комната без приставки и частицы НЕ.

  1. Вывод: Что узнали сегодня на уроке?

Мини – тест «Слитно – раздельно» ( Слайд )

  • (не)собранные грибы
  • никем (не)собранные ягоды
  • тетради (не) собраны
  • (Не)вспаханная земля
  • ещё (не) вспаханная земля

Учащиеся самостоятельно делают вывод о качестве усвоения правила (в мини-тесте пять заданий, что соответствует максимальной оценке).

  1. Оценки за урок.
  2. Домашнее задание : Выучить правило стр.65. Упражнение 132. *(Индивидуально, по желанию)Составить мини-тест или карточку по теме урока.( Слайд )

Разработка открытого урока русского языка в 7-м классе «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Класс: 7

Ключевые слова: написание частицы НЕ с причастиями

Тип урока: ОНЗ (по ФГОС).

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Различать не-частицу, не-приставку и не в составе корня;
    • Освоить способ выбора раздельного и слитного написания нес причастиям;
    • Применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания не с причастиями
  • Развивающие:
    • Развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
    • Развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
    • Развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
  • Воспитывающие:
    • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;
    • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
    • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные:
    • опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
    • употребление в речи понятия «отрицательная частица»;
    • применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
  • Метапредметные:
    • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
    • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
    • уметь ориентироваться в системе знаний.
  • Личностные:
    • развитие Я-компетенции и самооценки.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Используемое оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Раздаточный материал (Приложение 1)
  • Лист оценивания (Приложение 2)

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок! (слайд)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха! Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится! Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет сам оценивать свою работу на уроке, выставляя отметки в оценочный лист. Открываем тетрадь. Записываем число.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

– Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который нам будет необходим для открытия).

Давайте вспомним, какие роли может играть НЕ. (Приставка, часть корня, отрицательная частица).

Как определить роль НЕ? От чего зависит выбор слитного и раздельного написания?

1. Диктант (Записать номера слитного и раздельного написания)

1) (Не)широкая, а узкая дорога; 2)(не)был в школе; 3)(не)годовал по поводу проступка; 4)чувствовать (не)искренность; 5)(не)уклюжий медвежонок; 6)ценим (не)праздность, а трудолюбие; 7)(не)объятная даль; 8)(не)сделал ничего предосудительного; 9)(не)дорогой, но красивый материал; 10)(не)решительность, а робость; 11)выразить (не)нависть; 12)брошь (не)золотая, 13)(не)широкая проселочная дорога; 14)ни в чем (не)нуждался; 15)никто (не)видел; 16)ни для кого (не)делал исключений.

(слайд) Взаимопроверка по ЭТАЛОНУ;

  • раздельно: 1, 2, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16.
  • слитно: 3, 4, 5, 7, 9, 11, 13.

— Все справились с заданием? Повторим все известные вам правила правописания не с разными частями речи.

Ребята получают листочки в середине листка написано НЕ, по углам нужно записать части речи с которыми употребляется НЕ в диктанте (существительное, прилагательное, наречие, глагол) и записать условия слитного и раздельного написания.

2. Работа в группах

– Прочитайте. Обсудите. Дополните недостающее.

– Какие условия выбора у вас записаны?

(Из каждой группы 1 ученик зачитывает условия слитного и раздельного написания НЕ с одной частью речи, приводит примеры из диктанта, другие группы дополняют ответ в случае необходимости).

Выберите написание с НЕ для слов:

Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.

– Обоснуйте свой выбор. (Фиксация затруднения. Ученики не могут обосновать выбор написания. Предлагаются различные версии: 1)правописаниекак у прилагательных; 2) правописание как у глагола).

III. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

– Давайте выясним причину нашего затруднения. (Мы не знаем, к какому виду орфограмм отнести, потому что причастия сочетают в себе признаки и прилагательного, и глагола).

Ну, а если мы не знаем, что же делать? (Надо прочитать правило в учебнике.)

IV. Построение проекта и выхода из затруднения (4-6 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

(слайд) На слайде постепенно появляются шаги алгоритма.

1. Работа в группах по пошаговому выбору условия правописания НЕ с причастиями

– Какую закономерность вы заметили?(Написание соответствует написанию ужеизвестных нам частей речи).

Какой вывод можно сделать? (краткие причастия, глаголы являются сказуемыми и написание должно быть одинаковое, причастия, прилагательные должны писаться сходно).

Проверьте вашу гипотезу на этих парах слов. (Не прочитано – не прочитал, неинтересный – непрочитанный).

– Давайте убедимся в своей правоте. Откройте п.____ учебника, прочитайте правило.

Нам (не)дано предугадать, как слово наше отзовется.– Мы (не)сумели предугадать.

(Не)прочитанная книга – (не)разгаданная тайна.

Объясните смысл этих высказываний.

– Вы молодцы! Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать НЕ с причастиями?

2. Работа в группах. Обсуждение пошаговых действий

Алгоритм

Чтобы правильно написать слово с НЕ нужно:

1. Определить часть речи.

2. Определить полное или краткое причастие.

3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ

4. Если нет – пиши слитно. Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А

5. Если есть – пиши раздельно. Если нет –? Обращаемся к материалу учебника, выясняем следующий шаг:

6. Определи, есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).

7. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.

– Молодцы, ребята! Чтобы легче запомнить новое правило, я хочу предложить вам еще веселый алгоритм.

Если нам без НЕ нельзя, – слитно пишемся, друзья.

Если что-то против нас, иль от нас зависит, – ты частицу отдели,

НЕ раздельно напиши!

– Чему же мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке. (Мы будем учиться правильно писать НЕ с причастиями, пользуясь способом действий, который мы выработали).

(Презентация, слайд)

– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание НЕ с причастиями).

– Запишем тему урока в тетрадь.

V. Реализация построенного проекта (5-8 мин.)

Цель: построение и закрепление нового задания.

— Давайте вернемся к словам, которые вызвали у нас затруднение. Объясните их правописание.

Трава (не)скошена,(не)погасший костер, (не)выносимая духота, ничем (не)нарушаемая тишина, скамейки (не)покрашены, (не)крашеный забор, еще (не)окрепший после болезни, (не)выученные уроки.

(Ребята, применяя алгоритм, объясняют написание слов). (слайд (алгоритм))

– Ну а сейчас попробуем применить новые знания на практике. Откройте учебники на стр.____, упр.____.

— Прочитайте задание. Опираясь на алгоритм, объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, выпишите причастия, графически объясните условия выбора изучаемой орфограммы.

– Давайте разберемся, что нужно сделать? (слайд (алгоритм))

1. Определить часть речи.

2. Определить полное или краткое причастие.

3. Если краткое – пиши раздельно. Если полное – определи, употребляется ли причастие без НЕ

4. Если нет – пиши слитно . Если да – установи, есть ли противопоставление с союзом А

5. Если есть – пиши раздельно. Если нет – определи есть ли при причастии зависимое слово (причастный оборот).

6. Если нет – пиши слитно, если есть – пиши раздельно.

Ученики работают в парах (каждая пара получает по два слова), в пары проговаривают условия выбора слитного и раздельногонаписания, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Письмо не доставлено – причастие, краткая форма – пишем раздельно;

Невзлюбившая падчерицу – причастие, полная форма, без НЕ не употребляется – пишем слитно;

Не прекращающийся, а усиливающийся дождь – причастие, полная форма, есть противопоставление с союзом А – пишем раздельно;

Непрекращающийся дождь – причастие, полная форма, нет противопоставления с союзом А, нетзависимых слов – пишем слитно…

Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да).

— Чему сейчас вы учились? (Правильно писать НЕ с причастиями).

— А еще? (Определяли форму причастия, наличие зависимых слов).

— Какую закономерность заметили? (Правописание полных причастий схоже с правописанием прилагательных, правописание кратких причастий схоже с правописанием глаголов).

— Какой вывод можно сделать? В чем может помочь это знание? (Краткие причастия похожи на глаголы, а полные причастия похожи на прилагательные, но у причастий условием выбора является и наличие зависимого слова).

VI. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Объяснительно-распределительный диктант. (Работа в парах 1 ученик выписывает причастия со слитным написанием с не, 2 ученик – с раздельным написанием, затем они проверяют друг друга).

Слитно/Раздельно

  • (Не)замеченная учеником ошибка
  • (Не)греющее солнце
  • (Не)проветренная комната
  • Комната (не)проверена
  • (Не)освещенная улица
  • (Не)доумевающий взгляд
  • (Не)сложенные, а разбросанные вещи
  • (Не) прекращавшийся всю ночь дождь

– С какой трудностью вы столкнулись, выполняя это задание? (Правописание НЕ с причастиями , имеющими зависимые слова).

Ключи: слитно – 2,3,5,6; раздельно – 1,4,7,8.

Физкультминутка

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Тест (5 заданий)

1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)заметная сера птичка выпорхнула из кустов.

б) (Не)распроданные игрушки уценили.

в) Дуня (не)лишена обаяния.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Воздух еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

б) (Не)сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

в) У Насти были (не)правильные черты лица

3.В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)сумевший реализовать себя в жизни Базаров (не)счастливый человек.

б) Ключи до сих пор (не)найдены.

в) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

г) Брат (не)удостоил его даже упреком.

4. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Эта задача (не)решена учениками.

б) (Не)яркое пламя освещало письменный стол.

в) А кругом на полях (не)пробудная тишь.

г) Кате стало (не)стерпимо обидно

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

б) Всех смутили (не)проверенные слухи.

в) Человек, (не)уважающий других, сам (не)заслуживает уважения.

г) Усадьбу окружал (не)частый забор

Ключи: 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

– Где можно применить новые знания? (На уроках, в жизни, на экзамене).

Задание «Корректор».

Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать оставила не застеленной,посуду не вымытой, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя.

IX. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? (Правописание НЕ с причастиями).

– Чему учились на уроке? (Правильно писать НЕ с причастиями).

От чего же зависит выбор слитного и раздельного написания НЕ с причастиями? (От формы причастия, наличия противопоставления и зависимых слов).

– Заполните лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь.

– Поднимите руку, кто считает, что он знает правило.

– Научился применять его?

– Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? (Нужно еще потренироваться в правописании НЕ с причастиями).


источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/10/08/konspekt-uroka-pravopisanie-ne-s-prichastiyami

http://urok.1sept.ru/articles/681028