Конспект по теме правописание предлогов

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание предлогов»

Цель: научить ребят правильному написанию производных предлогов, отличать производные предлоги от синонимичных частей речи, правильно употреблять в речи производные предлоги.

обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; поработать над нормами использования производных предлогов;

развивающие : развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: презентация, бланки с заданиями.

Зарядка для успешности.

Чтобы день успешным был,

Для себя я всё решил:

Разум свой я подключу,

Мысли думать научу.

Мотивация к деятельности. (слайд 1)

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

Проверка домашнего задания.

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

Какие отношения выражает? (Временные — приехать под вечер; причинные — не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)

На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

( Производные и непроизводные.)

Почему непроизводные предлоги так называются?

( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)

Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).

Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).

Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Изучение нового материала. (слайд 2)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.

Был в течени е дня – находиться в течени и реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжени и книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключени и
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следстви и об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. (Слайд 3)

( Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов)

Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течени и этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течени е нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течени е часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжени е трех лет он писал книгу.

д) В продолжени и книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: (Слайд 4)

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследстви е снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)вследствие — предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следстви и по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу. В этом предложении в следствии – существительное , а потому пишется раздельно и с — и на конце. (Слайд 6)

Работа с учебником. Параграф 147.

Рассматриваем варианты слитного и раздельного написания предлогов.

(Полянка с земляникой)

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

— Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Подведение итогов, рефлексия.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки, и ответим на поставленные вопросы:

— Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

7) Домашнее задание. Параграф 147, упр. 310

Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание предлогов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме: «Правописание предлогов»»

7 класс, русский язык

Тема урока: Правописание предлогов

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: систематизировать и обобщить знания о предлоге, совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; правильно употреблять и писать предлоги; развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость; активизировать познавательную деятельность, воспитывать интерес к языку и речевой культуре.

Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; самоконтроль.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений; устанавливать рабочие отношения эффективного сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Расставьте ударения и прочитайте вслух: мастерски, обеспечение, переданное, торты, туфля, цемент, щавель, свекла.

Фронтальный устный опрос:

— Дайте определение предлогу.

— Какова роль предлога в словосочетании и предложении?

— Назовите разряды предлогов по происхождению и строению.

— На какие разряды делятся предлоги по значению?

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)

Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)

Какие отношения выражает? (Временные — приехать под вечер; причинные — не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)

На какие две группы по происхождению делятся предлоги? (Производные и непроизводные.)

Почему непроизводные предлоги так называются? (Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)

Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

Приведите примеры (Благодаря, в течение, вопреки).

Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.

Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Запишите предложения в тетради и на доске:

а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.

б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.

в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:

Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом (Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Количество, растения, весенний дождь, объявление, объявление, обмеление рек, в течение недели, в связи с опозданием, в соответствии с приказом.

5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Домашнее задание: упражнение 276, 278 письменно.

Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное

Содержание:

Предлог и другие части речи

Служебные части речи: частицы, союзы, предлоги. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи.

Предлог—служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других, а также указывает на различные отношения между словами в словосочетании и предложении.

Как отличить предлог от другой части речи?

  • не является членом предложения;
  • к нему нельзя задать вопрос;
  • служит для связи слов в словосочетании и предложении;
  • не изменяется;
  • согласуется с существительным и местоимением. Никогда не согласуется с глаголом, так как основное грамматическое значение предлога—выражать падежные отношения.

Правописание предлогов

Непроизводные и сложные предлоги

1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными: остановиться у магазина, прибыть для переговоров, остаться на корабле, выйти к школе, встать до рассвета и т.п.

1. Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: страдать по любимому.

Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах употребляются в предложном падеже: плачет по вас, скучает по нас (но: по ним)

Неправильно употреблять после вышеуказанных глаголов предлог за: он скучает за тобой.

2. Предлог по в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по завершении, по приезде, по прилете, по возвращении, по прибытии.

  • Домашние проблемы мы решим по приезде (то есть после приезда).
  • По возвращении в село, мы пошли на озеро купаться (после возвращения).
  • По прибытии автобуса, пассажиры торопились отправиться домой(после прибытия).

Предлоги, как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся.

2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные: из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис.

  • Из-под молодой ветки выглядывали набухшие бутоны цветов.
  • Из-за поворота выбежала маленькая девочка.
  • По-за тыном что-то зашевелилось.
  • По-над городом заря встает.

Производные предлоги

Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи (согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи (ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.).

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.

  • Вследствие продолжительных дождей на улице заметно похолодало.
  • Ввиду плохой видимости водитель остановил машину.
  • Насчет меня не беспокойтесь!
  • Вместо пяти часов утра мы выехали в десять.

2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно. (Предлог в отношении пишется с и на конце).

  • В течение мая дули холодные ветры.
  • В продолжение двух часов мы наблюдали игру футболистов.
  • В заключение доклада были приведены убедительные доказательства.
  • Несмотря на усталость Вера продолжала работать.

Особую сложность составляет отличить производный предлог от именных сочетаний.

Как это правильно сделать?

1. Производный предлог можно заменить другим близким по значению предлогом. Если член предложения, можно поставить вопрос, и добавить определение.

  • Договориться о собеседовании (= насчет)
  • Встретиться у дороги (= около, возле)
  • В течении реки не было никаких преград («Не было» где? «В течении».Вбыстромтечении реки не было никаких преград).

2. Предлоги в течение, в продолжение. Их отличие от равнозначных существительных.

Если слова являются предлогами, то они будут иметь значение времени и отвечать на вопросы как долго? когда?

На конце данных предлогов пишется буква—е.

  1. В течение недели (как долго?)семья отдыхала на побережье(предлог). — В течении реки вода отливала синевой(сочетание сущ. с предлогом).
  2. В продолжение месяца (как долго?)велись ремонтные работы (предлог). — В продолжении романа появились интересные сюжетные линии(сочетание сущ.с предлогом)
  3. На конце предлога вследствие (= из-за) пишется буква е. Он имеет значение по причине.
    • Вследствие (= из—за) отсутствия задолженностей по предмету, студент получил зачет досрочно.
      Существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»; предлог в пишется раздельно, на конце—и.
    • В следствии по делу гражданина Иванова было допущено много неточностей.
      Примечание. Запомнить правописание наречия впоследствии.
    • Впоследствии учительница узнала, что причиной неуспеваемости ученика являлось тяжелое состояние здоровья.

4. Предлог в заключение (= в конце) отвечает на вопрос когда? На конце пишетсяе

  • В заключение выступления лектор поблагодарил присутствующих.
    Существительное с предлогом в заключении(= последняя часть) имеет окончание—и.
  • В заключении курсовой работы были подведены итоги.

5. Предлоги несмотря на или невзирая на можно заменить придаточным предложением с союзом хотя.

  • Несмотря на то, что задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой. — Хотя задания были сложными, учащиеся справились с контрольной работой.
  • Невзирая на запрет воспитательницы, дети вышли на улицу. — Дети вышли на улицу, хотя воспитательница запретила.
  • Мальчик шел по улице, не смотря по сторонам(деепричастие)

6. Ввиду является предлогом и пишется слитно, когда есть причинно—следственное значение (ввиду того, что).

  • Ввиду приближающихся заморозков, теплицы были закрыты поликарбонатом.

В виду является сочетанием существительного и предлога, и пишется раздельно, если выражает пространственное отношение (в виду – в зоне видимости) или тот же смысл будет в устойчивом сочетании иметь в виду.

  • Володя, имей это, пожалуйста, в виду.

7. Вроде (= наподобие) является предлогом и пишется слитно, если у него есть синоним (в том же духе). Либо можно заменить оборотом с союзом как

  • Кружились снежинки вроде пушинок. — Кружились снежинки, как пушинки.
  • В роде и падеже имен существительных стоит хорошо разобраться.

8. Вслед является предлогом и пишется слитно, если слово употреблено в значении «вдогонку» или «вслед за кем-то»

  • Турист пошёл вслед за проводником.
  • Мама долго кричала вслед сыну.

В след является сочетанием существительного и предлога, когда между ними можно вставить определение.

  • Охотник случайно наступил в след какого-то зверя. — Охотник случайно наступил в глубокий след какого-то зверя

9. Навстречу является предлогом и пишется слитно, если указывается направление (навстречу — прямиком).

  • Лесник шел навстречу опасности.

На встречу является сочетанием существительного и предлога, и указывает конкретную цель (на встречу – на свидание), а также между словами можно вставить определение (на важную встречу). Или у существительного может быть зависимое слово, поставленное в творительный падеж (на важную встречу с коллегами).

  • Аня пошла на встречу с любимым артистом. — Аня пошла на долгожданную встречу с любимым артистом.

10. Насчёт является предлогом и пишется слитно. Его в предложении можно заменить синонимичными предлогами или выражениями: о, об, по поводу, относительно.

  • Миша пошел к врачу насчет состояния здоровья сестры. —Миша пошел к врачу по поводу состояния здоровья сестры.
  • Насчет (о) твоей ситуации я интересовался у тренера.

На счёт является сочетанием существительного и предлога, если стоит в Вин.п, ед.числе. Также можно вставить определение между существительным и предлогом (на долгосрочный счёт в банке) или вопрос: (на чей?)счёт

  • Зачислить денежные средства на счет телефона.

11. Наподобие является предлогом и пишется слитно, если можно заменить предлогом «вроде». Либо предложением с союзом как.

  • Скала наподобие конуса. — Скала, как конус.

На подобие является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.

  • На подобие этих платьев указывает цвет и фасон. — На удивительное подобие этих платьев указывает цвет и фасон

12. Посередине является предлогом и пишется слитно, если оно употребляется вместе с существительным в родительном падеже: посередине зала, посередине комнаты. В этом случае предлог можно заменить словосочетанием «в центре», не теряя точности указания расположения: посередине картины – в центре картины.

  • Посередине (= в центре) поляны росло огромное множество красивых цветов. — Посередине (чего? Р.п) поляны росло огромное множество красивых цветов

По середине является сочетанием существительного и предлога, когда указан объект. Между существительным и предлогом можно вставить определение.

  • Ребята плыли на лодке по середине озера.—Ребята плыли на лодке по глубокой середине озера.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-teme-pravop-9.html

http://bingoschool.ru/manual/slitnoe-defisnoe-razdelnoe-pravopisanie-predlogov/