Правописание приставок
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Конспект урока русского языка на тему «Правописание приставок в словах»
Тема: правописание приставок в словах
Цель: развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Систематизировать знания детей о составе слова.
Закреплять умение разбирать слово по составу. Совершенствовать навыки чистописания. Учить формулировать тему и проблему урока.
Развивать умение анализировать задания; развивать умение применять полученные ранее знания. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематический слух. Развивать творческий потенциал учащихся.
Формировать интерес к изучению русского языка. Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая. Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.
У нас самый счастливый человек — трудолюбивый.
— Объясните смысл пословицы.
— Как проведём сегодня урок?
Игра «Найди одинаковый звук»
Гусли, гитара, гармонь, горн.
— Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.
— Спишите буквы и буквосочетания Г г ге ег ой герой
— Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы.
Слова упаде шь раздавят разобрать по составу.
III . Актуализация опорных знаний.
— Что такое суффикс?
— Где стоит, для чего служит?
— Как проверить , какой суффикс писать -ек, — ик ?
— Когда пишется суффикс – ок?
Работа в группах. Кидаем кубик. Составляем вопрос про суффиксы команде другого ряда.
IV. Изучение нового материала.
На доске записано слово : написал
– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.
Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.
– Докажите, что в слове написал есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)
– Подберите к слову написал однокоренные слова с другими приставками. ( Записал, выписал, подписал, прописал, переписал .)
Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.
– Разберите слова по составу:
– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)
– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)
– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове подписал пишется приставка под, а произносится [пад]. В слове прописал пишется приставка про, а произносится [пра]. В слове переписал пишется приставка пере, а произносится [пири] .)
– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)
Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».
– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.
– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :
1) Как найти приставку в слове?
2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?
3) Как пишутся приставки в словах?
V. Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику.
С.128 №249 фронтальный разбор задания, самостоятельная запись.
2. Игра «Светофор»
Приплыли, заморский, перепутала, внесла.
Жёлтый цвет – списать слово, поставить ударение;
Зелёный цвет — списать слово, поставить ударение, разобрать по составу;
Красный цвет — списать слово, поставить ударение, разобрать по составу, указать часть речи.
4. Запись слов под диктовку с комментированием.
Девочки 2 прилагательных, мальчики 3 глагола, 1 вариант фразу по теме, 2 вариант – заключительное слово.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Интересный, познавательный значимая, изменяемая
Читали, писали, запоминали изменяли, наблюдали, проговаривали
Даёт возможность проявить себя. Служит для связи слов в предложении.
План — конспект урока Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок был подготовлен к конкурсу «Всероссийский мастер-класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._pravopisanie_pristavok.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Лабинска
муниципального образования Лабинского района
Подготовил учитель начальных классов:
Малова Екатерина Александровна
Тема: «Правописание приставок»
Цели : добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Оборудование к уроку : компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
- высказывать свое предложение
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
- развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
- формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.
Термины, понятия: приставка, части речи, синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.
Формы работы и ресурсы:
фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;
учебник Н. Ф. Виноградова «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок», электронная физминутка, раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. (слайд 2)
— Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие. Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы
На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание. (слайд 3)
- Подбери слово, близкое по значению ( синонимы ) устная работа
Верный друг 1. Преданный Верный выстрел 1 Громкий
2. Старший 2 Меткий
3. Новый 3 Раскатистый
4. Весёлый 4 Сегодняшний
5. Старый 5 Тихий
Верное средство 1 Русское
— Ребята, как вы понимаете слово раскатистый ? (Прерывистый, громкий звук)
— Как называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали? (синонимы)
— Как употреблено слово верный ? (в разных значениях, многозначность слов)
— С первым заданием мы успешно справились.
Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа) (слайд 4)
Два д цат ь в о сьмое с е нт я бря.
Кла сс ная р а бота.
О о (Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)
— Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (приставки)
- Словарно – орфографическая работа
На доске записаны словосочетания:
— Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1 На глаголы и существительные
2 На слова с приставками и слова с предлогами
— Назовите слова с приставками? ((до)шел, (по)шагал, (про)читал, (под)полз, (на)ступил)
— Докажите, обоснуйте свой ответ. ( Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
— Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)
— Как найти приставку в слове? ( Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
— Спишите словосочетания. (Слайд 6)
— Выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)
4.Физминутка (Слайд 7)
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься: (Показывают силу)
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра (Показывают силу)
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
5. Работа в паре (слайд 8)
Дети получают карточка на которых необходимо соединить приставки со словами.. Вы вместе со своим соседом по парте присоединяете приставки к словам.
Составь новые слова присоединяя приставки к словам. Соедини.
Теперь выполним проверку по слайду.
Следующая остановка – индивидуальная работа.
Возьмите карточки № 2. Прочитайте текст на карточке.
-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?
-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок?
— Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте
6. Индивидуальная работа (слайд 9)
— Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.
Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.
Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю,
добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.
— В каких словах вы выделили приставки?
— Поставьте себе оценку в левом окошке.
7. Работа с учебником. Стр. 43 упр. 1 (1 столбик). (Слайд 10)
— Спиши слова, заменяя звуковую запись буквенной. Обозначь приставки.
— Теперь проверим по слайду.
8. Итог урока (слайд 11)
Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах
— нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
— нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
— Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение
— Какую работу выполняли сегодня на уроке?
9. Домашнее задание стр. 44 упр. 2 (Слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку для 3 класса по развивающей программе «Школа 2100».
Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р.
План-конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку во 2 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Урок русского языка «Правописание слов с 2 безударными гласными в корне».
План-конспект урока «Правописание парных согласных в корне слова».
Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс.
Цель урока: Формирование умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, ч.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-pristavok-v-slovah-2381975.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/06/plan-konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-0