Конспект по теме правописание приставок в слове

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Конспект урока русского языка на тему «Правописание приставок в словах»

Тема: правописание приставок в словах

Цель: развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Систематизировать знания детей о составе слова.

Закреплять умение разбирать слово по составу. Совершенствовать навыки чистописания. Учить формулировать тему и проблему урока.

Развивать умение анализировать задания; развивать умение применять полученные ранее знания. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематический слух. Развивать творческий потенциал учащихся.

Формировать интерес к изучению русского языка. Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая. Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.

У нас самый счастливый человек — трудолюбивый.

— Объясните смысл пословицы.

— Как проведём сегодня урок?

Игра «Найди одинаковый звук»

Гусли, гитара, гармонь, горн.

— Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.

— Спишите буквы и буквосочетания Г г ге ег ой герой

— Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы.

Слова упаде шь раздавят разобрать по составу.

III . Актуализация опорных знаний.

— Что такое суффикс?

— Где стоит, для чего служит?

— Как проверить , какой суффикс писать -ек, — ик ?

— Когда пишется суффикс – ок?

Работа в группах. Кидаем кубик. Составляем вопрос про суффиксы команде другого ряда.

IV. Изучение нового материала.

На доске записано слово : написал

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове написал есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)

– Подберите к слову написал однокоренные слова с другими приставками. ( Записал, выписал, подписал, прописал, переписал .)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове подписал пишется приставка под, а произносится [пад]. В слове прописал пишется приставка про, а произносится [пра]. В слове переписал пишется приставка пере, а произносится [пири] .)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

V. Закрепление нового материала.

1. Работа по учебнику.

С.128 №249 фронтальный разбор задания, самостоятельная запись.

2. Игра «Светофор»

Приплыли, заморский, перепутала, внесла.

Жёлтый цвет – списать слово, поставить ударение;

Зелёный цвет — списать слово, поставить ударение, разобрать по составу;

Красный цвет — списать слово, поставить ударение, разобрать по составу, указать часть речи.

4. Запись слов под диктовку с комментированием.

Девочки 2 прилагательных, мальчики 3 глагола, 1 вариант фразу по теме, 2 вариант – заключительное слово.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Интересный, познавательный значимая, изменяемая

Читали, писали, запоминали изменяли, наблюдали, проговаривали

Даёт возможность проявить себя. Служит для связи слов в предложении.

План — конспект урока Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок был подготовлен к конкурсу «Всероссийский мастер-класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
rus._yaz._pravopisanie_pristavok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Лабинска

муниципального образования Лабинского района

Подготовил учитель начальных классов:

Малова Екатерина Александровна

Тема: «Правописание приставок»

Цели : добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Оборудование к уроку : компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;
  • формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, части речи, синонимы, многозначность слов, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы:

фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа;

учебник Н. Ф. Виноградова «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок», электронная физминутка, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. (слайд 2)

— Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие. Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради – бортовые журналы

На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание. (слайд 3)

  1. Подбери слово, близкое по значению ( синонимы ) устная работа

Верный друг 1. Преданный Верный выстрел 1 Громкий

2. Старший 2 Меткий

3. Новый 3 Раскатистый

4. Весёлый 4 Сегодняшний

5. Старый 5 Тихий

Верное средство 1 Русское

— Ребята, как вы понимаете слово раскатистый ? (Прерывистый, громкий звук)

— Как называются слова, которые мы с вами сейчас подбирали? (синонимы)

— Как употреблено слово верный ? (в разных значениях, многозначность слов)

— С первым заданием мы успешно справились.

Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа) (слайд 4)

Два д цат ь в о сьмое с е нт я бря.

Кла сс ная р а бота.

О о (Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)

— Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (приставки)

  1. Словарно – орфографическая работа

На доске записаны словосочетания:

— Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 На глаголы и существительные

2 На слова с приставками и слова с предлогами

— Назовите слова с приставками? ((до)шел, (по)шагал, (про)читал, (под)полз, (на)ступил)

— Докажите, обоснуйте свой ответ. ( Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? ( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

— Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

— Как найти приставку в слове? ( Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

— Спишите словосочетания. (Слайд 6)

— Выделите приставку (Взаимопроверка по слайду)

4.Физминутка (Слайд 7)

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься: (Показывают силу)

Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (Приседают)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (Показывают силу)

Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)

5. Работа в паре (слайд 8)

Дети получают карточка на которых необходимо соединить приставки со словами.. Вы вместе со своим соседом по парте присоединяете приставки к словам.

Составь новые слова присоединяя приставки к словам. Соедини.

Теперь выполним проверку по слайду.

Следующая остановка – индивидуальная работа.

Возьмите карточки № 2. Прочитайте текст на карточке.

-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?

-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок?

— Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте

6. Индивидуальная работа (слайд 9)

— Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.

Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.

Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю,

добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.

— В каких словах вы выделили приставки?

— Поставьте себе оценку в левом окошке.

7. Работа с учебником. Стр. 43 упр. 1 (1 столбик). (Слайд 10)

— Спиши слова, заменяя звуковую запись буквенной. Обозначь приставки.

— Теперь проверим по слайду.

8. Итог урока (слайд 11)

Возьмите в руки листочки, которые лежат на ваших столах

— нарисуйте! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

— нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

— Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

— Какую работу выполняли сегодня на уроке?

9. Домашнее задание стр. 44 упр. 2 (Слайд 12)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку для 3 класса по развивающей программе «Школа 2100».

Урок русского языка преследуе цель: углубить знания учащихся о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок независимо от произношения. Зама в природе подразумевает р.

План-конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку во 2 классе. «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Урок русского языка «Правописание слов с 2 безударными гласными в корне».

План-конспект урока «Правописание парных согласных в корне слова».

Урок открытия нового знания. Начальная школа 21 века 4 класс.

Цель урока: Формирование умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, ч.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-pristavok-v-slovah-2381975.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/06/plan-konspekt-uroka-pravopisanie-pristavok-0