Конспект по теме правописание союзов

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание союзов»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: «Правописание союзов»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_soyuzov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание союзов

Даровская Вера Владимировна

ГБОУ СОШ №1373 г. Москва

учитель русского языка и литературы

Тема и номер урока в теме

заключительный урок по теме «Правописание союзов»

Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс//М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др. – М., 2009

Цель урока: отличать союзы от самостоятельных частей речи для правильного написания.

— обучающие: закрепление знаний и умений правописания союзов и самостоятельных частей речи с предлогами и частицами;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока: урок закрепления изученной темы

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;

Структура и ход урока

2.Проверка домашнего задания:

1.2 ученика у доски готовят сообщение на тему «Различение на письме союзов и самостоятельных частей речи»,

1.Деление класса на две группы.

1группа. Индивидуальные задания по карточкам

Задание: Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, начертите схему первого предложения

1.Мы хотим что(б) солнечное небо осеняло каждую страну. 2.Мы хотим что(б) всем хватало хлеба что(б) не знали дети про войну. 3.Что(бы) ни говорили а знания нужны человеку.

Задание: Спишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, начертите схему первого предложения

1.Вы должны выполнить работу во (что)(бы)(то)(не,ни)стало. 2.В то(же) самое мгновение раздался чей-то крик. 3.Песня звучала задушевно но в то(же) время как-то торжественно. 4.Месяц светил в окно и луч его играл на земляном полу хаты.

2группа. Работа с учителем

Задание: Записать предложения, объясняя условия выбора орфограмм. Составить схему третьего предложения.

1.Характер для человека – это то(же), что запах для цветка. 2.Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. 3.Что(бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге. 4.Вдруг мне показалось, как(будто) в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.

Проверка заданий 1группы. В это время 2группа придумывает 4 предложения, в которых были бы союзы и самостоятельные части речи.

Задание: Найди ошибку

1.Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. 2.Как муравей ухитряется поднять ношу во много раз тяжелее своего веса – то же загадка. 3.Тоже слово, да не так бы молвить. 4.Бревно через воду, и скрипучий деревянный мосток, и гулкий железнодорожный мост существуют для того, что бы мы не засиделись на одном берегу, чтобы вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать. 5.Чтобы вы не делали, чембы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. 6.Коротко, за то ясно. 7.Он торопился от того, что боялся опоздать. 8.Тут была елань – то же место, что зимой в пруду прорубь. 9.Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, — там то же тропы не было.

Тест по теме «Правописание союзов»

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4) Лицемерие и ложь одно и то(же).

2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (За)чем пойдешь, то и найдешь.

2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4) (И)так, она звалась Татьяной.

3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1) тоже — всегда пишется слитно;

2) то же — всегда пишется раздельно;

3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома, (по)чему я и оставил записку».

1) почему — всегда пишется слитно;

2) почему — здесь союз, пишется слитно;

3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;

4) по чему — здесь предлог по с местоимением чему , поэтому пишется раздельно.

5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.

6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.

11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.

12. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Матросы с удовольствием (ИЗ)ДАЛИ наблюдали (НЕ)УЛОВИМО быстрые катера.

2) Совесть нам (НЕ)ПОЗВОЛИТ, ЧТО(БЫ) слово и дело шли по разным дорогам.

3) Хотя до переднего края оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ двух километров, разведчики продолжали идти всё ТАК(ЖЕ) осторожно.

4) Но ЕДВА(ЛИ) Василий Васильевич сознавал ВСЁ(ТАКИ), что думает.

13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (ЗА)ТО я досыта надумалась (ВО)ВРЕМЯ болезни.

2) Он повернулся, ЧТО(БЫ) (С)НОВА бежать в трюм.

3) (ЗА)ТЕМ он разбил КАКОЕ(ТО) стекло, пробежал через столовую и сказал, что уходит.

4) ВРЯД(ЛИ) он сможет прийти (ВО)ВРЕМЯ.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.

2) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.

3) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.

4) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.

— Как отличить союзы от самостоятельных частей речи?

6.Дмашнее задание: упр.№346, с.162 – контрольные вопросы и задания.

Конспект по теме правописание союзов

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. В зависимости от своей роли союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут связывать:

а) однородные члены в простом предложении: Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов); То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);

б) равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве (И. Тургенев); То дождь зарядит с утра, то вдруг мокрый снег полетит.

Подчинительные союзы связывают в составе сложного (сложноподчинённого) предложения такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому): В сотый раз я пожалел, ( о чём? ) что не родился художником (К. Паустовский); Надо поставить свою жизнь в такие условия, ( какие? ) чтобы труд был необходим (А. Чехов).

Также союзы делятся на простые (состоят из одного слова: а, и, но, или, как, когда, едва, чтобы) и составные (состоят из нескольких слов: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы).

В составных союзах первая и вторая часть должны строго соответствовать друг другу и относиться к однородным членам предложения. ПРАВИЛЬНО: Путешественники восхищались красотой не только тайги, но и рек и озёр. НЕЛЬЗЯ: Путешественники восхищались не только красотой тайги, но также рек и озёр.

Группы сочинительных союзов

ГруппаСоединительныеПротивительныеРазделительные
Союзыи, да (= и), не только…но и, как…так иа, но, да (= но), однако (же), затоили, или…или, либо, то…то, не то…не то
Связывает однородные членыНе только в июле, но и в августе стоит тёплая погода.Я не отдохнул, зато успел подготовиться к зачёту.Это надо сделать или сегодня, или завтра.
Связывает равноправные предложенияНе только дети играли в футбол, но и взрослые охотно к ним присоединились.Весь день было жарко, зато вечером началась сильная гроза.Или ты выполнишь обещание, или тебе не будут больше доверять.

Иногда выделяют также группу присоединительных союзов (тоже, также, да и, причём, притом: присоединяют дополнительную информацию) и группу пояснительных союзов (то есть, а именно, или в значении то есть).

Группы подчинительных союзов

Группа (вопрос от главного предложения)СоюзыПример
1. Причинные (почему?)Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем чтоБлагодаря тому что в долине хорошие леса, там сохранились и звери.
2. Целевые (зачем?)Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабыДля того чтобы соединиться с товарищами, нам нужно переплыть реку.
3. Временные (когда?)Когда, едва, лишь, лишь только, пока, прежде чем, после того как, в то время какЛишь только я вошёл, часы пробили восемь.
4. Условные (при каком условии?)Если (бы), раз, ли, как скоро, коли, ежели, когда, коль скороКогда бы не было в мире зависти, не было бы и войн.
5. Сравнительные (как?)Как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому какПрироду надо беречь, как мы бережём свою жизнь.
6. Изъяснительные (вопрос косвенного падежа)Что, чтобы, какВсе просили его, чтобы он спел. Ей часто говорили, что она очень хороша.
7. Уступительные (вопреки чему?)Несмотря на то что, как ни, хотя, даром чтоКак ни грустно, а надо расставаться.

Отличия союзов от местоимений и наречий

Морфологический разбор союза.

План разбора

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

  • Сочинительный или подчинительный.
  • Простой или составной.
  • Неизменяемое слово.

Образец разбора: Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А.Н. Толстой).

Устный разбор

Потому что — союз. Соединяет части сложного предложения: Мы все должны любить своё отечество, (почему?) потому что здесь мы получили жизнь. Имеет морфологические признаки: подчинительный, составной. Неизменяемое слово. Не является членом предложения.

Письменный разбор

Потому что — союз.

  1. — = , потому что — =.
  2. Морф, признаки: подчин., составн.

Вы смотрели: конспект урока «Союз как часть речи».
Смотрите также важный конспект «Запятая на стыке двух союзов».

Конспект урока «Правописание союзов»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Учитель: Викторова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Тема урока: « Правописание союзов»

Тип урока: изучение и усвоение нового материала.

Дата урока: 16 марта 2021 год.

— Презентация к уроку.

— УМК «Русский язык. 7 класс» под ред. Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, раздаточный материал (карточки).

— организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов тоже, также;

— способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;

— содействовать развитию коммуникативных навыков (умение общаться между собой, осознание ценности совместной деятельности).

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Приемы работы учителя: организация работы в группах, самостоятельной работы обучающихся; коррекция и оценка работы обучающихся.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада видеть Вас на нашем уроке.

-Пора нам в дорогу.

-Давайте учиться? Давайте учиться!

-Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: положительное отношение к учению,познавательной деятельности;

осознание учебно-познавательной задачи;

Регулятивные: планирование учебных действий.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Учитель читает стихотворение.

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

-О какой части речи говорится в этом стихотворении?

Давайте проверим, всё ли мы знаем о союзах.

-Прочитайте задания в тесте.(По цепочке)

1. Найдите неправильное утверждение.

1) Союз — это неизменяемая часть речи.

2)Союзы не являются членами предложения.

3) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

1) Он не смог ответить, потому что не был готов к уроку.

2) Я не хочу, чтобы кто-то пострадал по моей неосторожности.

3) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.

3. Найдите предложение с составным союзом.

1) Он подошел к окну, чтобы открыть его.

2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли.

3) Он сидел и писал неотложное письмо, в то время как посетитель ждал его в приемной.

4.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

1) Вы то(же) здесь бывали?

2) Он обещал сделать то(же) самое.

1.Сережа выполнил задание, я (то)же его сделал. – Сережа выполнил (то)же задание, что и я.

2.Оля легко решает задачи, сочинение (так)же хорошо пишет. — Оля (так)же решила задачу, как и все остальные

Предположите, в каких предложениях находятся союзы, а в каких – местоимение .

-Попробуйте раскрыть скобки.

-Можем ли мы сразу определить, какие слова пишутся слитно, а какие раздельно?

Дети по цепочке читают вопросы и отвечают на них.

Ответы детей: Мы не можем определить написание выделенных слов, потому что не знакомились с правописанием союзов.

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

III . Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

IV . Открытие новых знаний.

1 этап – выдвижение гипотезы

Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы, постановке темы урока.

— Как вы бы написали эти слова? Почему?

— Это омонимичные части речи – союзы тоже, также и местоимение то, такс частицей же..)

-2 ) Формулировка темы урока.

-Назовите тему урока?

-Запишите число и тему в тетрадь.(слайд 4)

-Какая цель главная нас сегодня на уроке?

-Продолжите предложения. (слайд 5)

Познакомиться с (правилом правописания союзов тоже, также, находить их в тексте);

Научиться (правильно писать и отличать союзы от других частей речи – от местоимений с частицей ЖЕ.

-Вспомним правописание предлогов.

Посмотрите на слайд, определите, в каком столбике даны предлоги?

в)следствии по делу,( в)следствие дождей, (на) счёт в банке, (на)счёт концерта, (не)смотря под ноги, (не)смотря на дождь

— Какой приём мы использовали для определения предлогов?

-Что можете сказать о словах первого столбика?

-Предположите, какими частями речи являются выделенные слова.

-Давайте сделаем вывод и обобщим правописание предлогов и омонимичных слов.

Открытие нового знания.

— Какой приём мыиспользовали, для нахождения производных предлогов несмотря на, вследствие, насчёт.

ВОЗВРАЩАЕТЕСЬ к 4 заданию в тесте.

— Попробуйте определить, где выделенные слова являются членами предложения.Какая это часть речи?

— Где выделенные слова можно опустить? А каким словом можно заменить? (Можешь сама подсказать –И). Какая это часть речи?

-Кто догадался, как можно определить, является ли слова ТОЖЕ, ТАКЖЕ союзом?

Научиться отличать союзы … от местоимений с частицей же.

Ответы детей: Предлоги даны во втором столбике.

-Если это предлог, то мы можем заменить его другим предлогом. Вследствие = из-за, насчёт= о, несмотря на=вопреки.

Ответы детей: В первом столбике слова других частей речи, омонимичные слова.

В следствиИ (сущ. С предлогом, на счёт (сущ.с предлогом), не смотря (деепричастие с частицей не)

-Всё, что пишется слитно, мы можем заменить на слово этой же части речи.

-Всё, что пишется раздельно, мы можем поставить либо в начальную форму, предлог или частица могут опускаться.

Дети думают, выдвигают свои предположения.

-Правописание союзов тоже также.

Ученики: записывают в тетрадях дату и тему урока.

Ученики выдвигают свои предположения.

-Мы не можем определить написание выделенных слов, потому что не знакомились с правописанием союзов.

-Попробуем заменить союзом И, как мы это делали с предлогами…

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

3.Приступим к анализу правила и составлению алгоритма.( изучению нового материала.)

1)Для того, чтобы разобраться в правописании союзов, составим алгоритм, пользуясь таблицей упражнения 168.

-Обменяйтесь мнениями в паре.

-Проговорите алгоритм с соседом по парте.

Как пишутся союзы тоже, также?

-Каким союзом их можно заменить?

-Что вы еще узнали об этих союзах?

-С какими частями речи можно перепутать эти союзы?

-Как можно отличить эти части речи от союзов?

-Что вы узнали об этих частях речи?

-Оцените свою работу (лист самооценки)

4)Вернемся к первому тексту.( или – к предложениям в первом тесте)

— Правильно ли мы написали союзы ТОЖЕ,ТАКЖЕи местоимения с частижей ЖЕ?

1.Сережа выполнил задание, я (то)же его сделал. – Сережа выполнил (то)же задание, что и я.

2.Оля легко решает задачи, сочинение (так)же хорошо пишет. — Оля (так)же решила задачу, как и все остальные.

2) Давайте проверим, как мы усвоили правило.

-Учебник страница 168, упр.311. (по цепочке)(у доски)

1. Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы? (Тоже – это союз, можно заменить союзом и, нельзя опустить или переставить частицу же, нельзя задать вопрос и ТОЖЕ не является членом предложения)

Весной (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением – вЁсны)

Ученики: Союзы, тоже, также пишутся слитно.

-Их можно заменить союзом и.

— К союзам нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения.

-Союзы тоже, также можно перепутать с местоимением то с частицей же и наречием так с частицей же.

-Их нельзя заменить союзом и. Частицу же можно опустить или переставить.

К словам то, так можно задать вопрос, они являются членами предложения.

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1.Искать пути решения проблемы.

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI . Первичное закрепление.

Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с целью подготовки к выполнению заданий.

— Проговорите друг другу алгоритм, пользуясь карточкой.

-Теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание , проверяйте себя по алгоритму.

З адание: Раскройте скобки. Объясните выбор написания: укажите, где союзы, а где омонимичные им части речи, к союзам подберите синоним, напишите его в скобках.

1.Секунду он молчал, мать см…трела на него то(же) молча (М.Горький). (тоже=и)

2. Она была дружна с Кошевым так(же), как были дружны их родители (А.Фадеев). (так – нар., же – част.).

3. Она сидела в томже положении, в каком усадил ее Валек, и всё так (же) переб…рала цветы. (В. Короленко). (так. – нар., же. – част.).

-Проверьте запись на доске, исправьте ошибки.

-Поставьте оценки в лист Лист самооценки

Работа с текстами М. Пришвина «Дуб и липа»

Цель: нахождение в текстах союзов и омонимичных частей речи,объяснение их написания; воспитание в детях честности, порядочности, совестливости.

М. Пришвин «Дуб и липа».

Дуб растёт так (же), как и липа, в подмосковских лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит чтобы и дуб зеленел вместе с нею. Опадает липа осенью то (же) первая. Дуб ещё долго держится а потом так (же) теряет листья и прячет под своей листвой липовую.

Дуб растёт так же, как и липа, в подмосковных лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит, чтобы и дуб зеленел вместе с нею. Опадает липа осенью тоже первая. Дуб ещё долго держится, а потом также теряет листья и прячет под своей листвой липовую.

— Прочитайтн текст про себя. Вслух прочитает…

-Какова основная мысль текста?

— Какой прием использует автор? (Липа просит, дуб…)

-Спишите текст, раскрывая скобки,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

-Проверьте свою работу по образцу.

-Кто правильно написал слова ТАК ЖЕ, ТОЖЕ?

Тест. Давайте проверим , как усвоили правила правописания союзов тоже, также.

1. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1)тоже — всегда пишется слитно;

2 то же — всегда пишется раздельно;

3)тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4)то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

2. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТОЖЕ – всегда пишется слитно;

2) ТО ЖЕ– всегда пишется раздельно;

3) ТОЖЕ – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО ЖЕ– здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

3. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

4. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.

1) — Значит, вы знали, что Бойко и Фёдорович одно и ТО(ЖЕ) лицо? — спросил майор Рощин. (Корольков Ю.)

2) Коля едва передвигал ноги, Тамара ТО(ЖЕ) устала — на ногах они провели почти сутки. (Корольков Ю.)

3) Колокол зазвучал монотонно и в ТО(ЖЕ) время тревожно. (Рысс Е.)

4) Алексей знал, что сегодня предстоит делать ТО(ЖЕ) самое, что делали вчера и позавчера, — искать кондукторшу.

5. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.

1) За окном всё ТАК(ЖЕ) неистово плясала метель, выл ветер. (Баранов Ю.)

2) Пригибаясь ТАК(ЖЕ), как это делали матросы, мы перебежали к самой реке и укрылись за катером. (Коковин Е.)

3) Точка мгновенно превратилась в огненный шар, который ТАК(ЖЕ) мгновенно и почти неуловимо для глаз менял окраску. (Мелентьев В.)

4) От партизанской бригады ни слуху ни духу, о десанте ТАК(ЖЕ) ничего не слышно. (Астафьев В.)


источники:

http://uchitel.pro/%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-soyuzov-5401062.html