План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.
Место занятия в системе уроков.
На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx | 232.64 КБ |
Опорный Конспект | 239 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.
Место занятия в системе уроков .
На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.
Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .
— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;
— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.
-способствовать развитию памяти и логического мышления,
-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.
— воспитывать интерес к русскому языку,
— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.
Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).
Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .
Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.
Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.
Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:
— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;
— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;
— фронтальное закрепление по блокам конспекта;
— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.
Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.
Тип урока : объяснение нового материала.
Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.
На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.
Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.
1.Организационный момент — 2 мин.
Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.
2.Актуализация знаний – 8 мин.
Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.
Повторение изученного материала.
- Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
- Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.
Дописать окончания существительных, определить падеж.
на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)
вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)
гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)
3.Изучение нового материала — 15 минут.
Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.
Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)
Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.
Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.
Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры
В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.
Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька
Правописание суф. –ец, -иц, примеры
суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.
Например. Красавец, братец, морозец.
А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.
Например. Красавица, метелица.
В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.
А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.
Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры
суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.
Например. Березонька, Лизонька, лисонька.
А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.
Например: Валенька, тученька.
Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.
4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.
Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.
5.Подведение итогов — 5 минут.
Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.
Приложение № 1. Карточки- задания.
Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами
-чик и –щик . Например : учет- учет чик
Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.
Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.
Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.
Правописание суффиксов существительных
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.
Правописание суффиксов существительных
Рассмотрим правописание суффиксов существительных в русском языке.
В большинстве суффиксов существительных являются безударными гласные «о» и «е», «и» или «е». Укажем правила, с помощью которых можно выбрать правильное написание суффиксов -ек- или -ик-, -ец- или -иц-, -ок- и -ек- после шипящих и т. д. Для наглядности составим таблицу правописания суффиксов имен существительных и приведем в ней примеры слов.
Ряд суффиксов существительных имеют традиционное написание с буквой «о», «е» или «и». Перечислим эти суффиксы.
Какие бывают суффиксы существительных?
В русском языке существуют два вида суффиксов существительных:
- суффиксы субъективной оценки (оценочные суффиксы);
- словообразовательные суффиксы.
Суффиксы субъективной оценки
Суффиксы субъективной оценки -ек-, -ик-, -чик-, -ец- -иц-, -ич-к-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ин-к-, -ышк-, -ушк, -юшк-, -ищ- выражают оценку предмета или лица, о котором ведется речь.
Примеры:
- кирпич — кирпич ик
- лепесток — лепесточ ек
- посланье — посла́нь иц е
- пуговица — пугов ич к а
- Таня — Тан ечк а
- тётя — тёт еньк а
- черносливина — чернослив ин к а
- горло — горл ышк о
- кума — кум ушк а
- горе — гор юшк о
- туфля — туфл ищ а.
Словообразовательные суффиксы
Словообразовательные суффиксы -чик-, -щик-, -ец-, -иц-, -ичн-, -от-, -отн-, -ость, -овств-, -ев-, -еств-, -енств-, -ин-, -изн- и пр. образуют существительные от однокоренных слов разных частей речи:
- белый — бел изн а
- варить — вар ев о
- стучать — стук отн я
- хвастать — хваст овств о.
Чаще всего гласные в суффиксах существительных являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Рассмотрим правила написания суффиксов имен существительных. Сгруппируем их в таблице и приведем примеры.
Правила написания суффиксов существительных
Суффиксы | Особенности правописания | Примеры |
---|---|---|
-ек- -ик-/-чик | В суффиксе -ек- пишется буква «е», если в форме р.п. она становится беглой. При склонении суффикс -ик- сохраняет букву «и». | венич ек (венич к а) дожд ик (дожд ик а) |
-ок- -ек- | После шипящих под ударением пишется -ок, без ударения — -ек- | башмач ок друж ок но цветоч ек горош ек |
-ец- -иц- | Суффикс -ец образует слова мужского рода. Суффикс -иц- входит в состав слов женского рода. У сущ. ср. рода пишется суффикс -ец-, если ударение падает на -цо. Суффикс -иц- пишется, если ударение падает на основу. | мороз ец красав ец рож иц а книж иц а бель ец о́ серебр ец о́ зда́нь иц е |
-инк- -енк- | Суффиксы -ин-к- имеют слова, образованные от сущ. с суффиксом -ин-. Суффикс -енк- пишется в остальных случаях. | переклад ин к а ссад ин к а беж енк а неж енк а |
-ушкк- -ышк- | Сущ. ж.р. и одушевленные сущ. м.р. после суффиксов -ишк-, ушк-/-юшк- имеют окончание -а. Сущ ср.р. и неодушевленные сущ. м.р. имеют окончание -о. | трав ушк а дол юшк а воробь ишк а пальт ишк о ум ишк о голос ишк о |
-ич-к- -ечк- | Суффиксы -ич-к- пишутся в словах, образованных на -иц-(а). Суффикс -ечк- образует остальные существительные. | луковица → луков ич к а улица → ул ич к а сито → сит ечк о бумага → бумаж ечк а |
-оньк-/-онок- -еньк- | Суффикс -оньк-/онок- пишется после твердых согласных корня и после шипящих под ударением. Суффикс -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и гласных. | лапа → лап оньк а скворч онок душ еньк а Зо еньк а |
-ищ- | С суффиксом -ищ- у сущ. м.р. и ср.р. пишется окончание -е, у существительных ж.р. — -а. | великан ищ е болот ищ е скукот ищ а гряз ищ а |
-чик- -щик- | Суффикс -чик пишется после согласных основы д, т, ж, з, с. В остальных случаях пишется суффикс -щик-. | разве д чик пулеме т чик перебе ж чик зака з чик подпи с чик фонар щик выдум щик |
Правописание безударных суффиксов -иц- и -ец- можно проверять склонением. Если при склонении существительного гласная суффикса выпадает (хле́бец — хле́бца), то пишется суффикс -ец-. Если гласная сохраняется, в слове пишется суффикс -иц- (лужица — лужицы).
Учтем, что от существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ня образуются слова с помощью суффикса -к-:
- вишня — вишен к а
- башня — башен к а
- сосна — сосен к а.
В их морфемном составе нет суффикса -енк-, а появляется в основе слова беглая гласная «е» после шипящего или мягкого согласного.
Ряд суффиксов существительных пишутся всегда одинаково. Такие написания являются традиционными в русском языке.
Суффиксы, написание которых запомним
Всегда с буквой «о» в безударном положении пишется
1. суффикс -от-, который образует существительные от основ однокоренных прилагательных:
- красивый → крас от а
- бедный → бедн от а
- правота → прав от а
2. суффикс -отн-, образующий слова от глаголов:
- бегать → бег отн я
- ругать → руг отн я
- толкать → толк отн я
3. суффикс -ость образует отвлеченные имена существительные от прилагательных и причастий:
- вялый → вял ость
- дикий → дик ость
- обидчивый → обидчив ость
- возбуждённый → возбужденн ость
4. суффикс -овств- образует существительные от глагольных основ:
- колдовать → колд овств о
- воровать → вор овств о
- сватать → сват овств о.
С буквой «е» пишутся суффиксы после мягких согласных и шипящих.
1. суффикс -ев- образует существительные от глагольных основ:
- кружить → круж ев о
- курить → кур ев о
- месить → мес ив о
- топить → топл ив о
- нищий → нищ енств о
- первый → перв енств о
- жульнич еств о
- кустарнич еств о
С буквой «и» пишутся всегда суффиксы -изн- и -ин-, образующие существительные от прилагательных:
- голубой → голуб изн а
- новый → нов изн а
- прямой → прям изн а
- глубокий → глуб ин а
- седой → сед ин а
- быстрый → быстр ин а.
Традиционные написания суффиксов существительных с буквами «о», «е» или «и» следует запомнить или справляться о них в словаре.
Правописание гласных в суффиксах существительных
Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксе, выясняем вначале морфемный состав существительного, а затем применяем соответствующее правило или следуем традиционному написанию.
Видеоурок «Правописание суффиксов существительных (6 класс)»
http://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnyh
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/pravopisanie-suffiksov.html