Конспект по теме правописание звонких и глухих согласных

Конспект урока «Правописание звонких и глухих парных согласных»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка во втором классе по теме «Правописание звонких и глухих парных согласных» соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_parnyh_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh_na_kontse_slova.docx19.18 КБ
prochitayte_zvukovoy_sostav_slova.docx11.21 КБ
umet_nahodit_parnye_soglasnye_v_slove.docx10.2 КБ
pravopisanie_parnyh_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh_na_kontse_slova_.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными тонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость. Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки

Организационный момент.(слайд №2)

Исследуйте слово с точки зрения русского языка.

Что вы можете сказать про это слово? Поработайте в парах. К какому выводу вы пришли?

( Тетрадь — предмет для произведения записей, состоящий из листов бумаги, скреплённых различными способами. Листы, из которых состоит тетрадь, могут быть чистые, а могут быть в клетку, в линейку, в косую линейку и т. п.

В этом слове два слога, первый безударный, второй ударный ,7 букв и 6 звуков, т.к. мягкий знак звука не обозначает.

В этом слове три орфограммы: непроверяемая безударная гласная, парная согласная на конце слова и мягкий знак – показатель мягкости)

1.Работа на карточках в парах:

Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова в тетрадь, обозначая их буквами:[аб’эт] , [горат ], [вдрук], [сугроп ],

– Какие слова вы написали? Как их можно назвать?

– Как можно проверить их написание?

– Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.

– Что можете сказать о своей работе? Все ли слова вам удалось найти в словаре?

– Оцените свою работу с помощью сигнальной карточки.

– Какая орфограмма в слове «сугроб»? Правильно ли вы написали слово? Почему?

  1. Самоопределение к деятельности

-Выполнив это задание, назовите тему, над которой мы будем работать.

— Это новая для нас тема?

— Давайте сформулируем цель урока ( на доске

– Чему вы хотели бы научиться на уроке?

— Какие способы проверки парных согласных мы знаем?

Работа по теме урока

— Давайте назовём план, по которому будем работать

— А какие знания помогут нам выполнить это задание?

( Ребята читают пословицы и объясняют какую букву нужно писать в слове, обосновывают свой выбор)

Запишите две любые пословицы в тетрадь.

— Как вы понимаете смысл пословиц? (Ответы детей)

— Составьте устно рассказ, заголовком которого может быть пословица.

(Заслушиваем 2-3 рассказа. Дети угадывают, какой пословицей можно его озаглавить )

Произношу слова, если в произнесенных мною словах есть орфограмма «Парный согласный в корне слова», вы поднимаете руки вверх и тянетесь, если данной орфограммы нет, вы приседаете:

Тетра д ка, стол б , рыба, ро ж ки, слива, травка, сторо ж ка, окно, сли в ки, помидор, ове с , слон,гри б ки .

Закрепление изученного материала (слайд 4)

-А теперь пришло время проверить, насколько хорошо запомнились правила проверки парной согласной в корне слова.

Спиши текст без допущенных ошибок. Выдели

орфограммы. Подчеркни грамматическую основу в 5 предложении:

Вечером был сильный морос. Утром Ваня вышел во двор. Кругом был снек. У крыльца большой сугроп. Ветер качал голые дупки и берёски. Ваня пошёл на прут. Там был кребкий лёт.

Самопроверка(слайд 5) и самооценка(в тетради на полях дети записывали зеленым цветом количество исправленных ошибок , а при самооценке выставляли на поля значки- !, +, -)

Рефлексия — слайд № 6 (фротальная работа)

— Вставьте пропущенные согласные, вспомните правило:

Подведение итогов урока

  • Какие слова мы сегодня учились проверять? С какими способами проверки вы познакомились? Что должны помнить о написании этой орфограммы? Все ли вам было понятно?
  • Где допустили ошибки?
  • Кто доволен своими успехами?

Домашнее задание по выбору : выполнить упр. 46 или записать 10 слов на изученную орфограмму

Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне»»

формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

развивать умение сравнивать и обобщать;

закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

учить применять полученные знания на практике;

совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;

актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;

развитие слуховой и оперативной памяти;

развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие орфографической зоркости учащихся.

формирование познавательной мотивации;

воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

воспитание аккуратности при работе.

Формирование общеучебных умений и навыков:

правильно готовить рабочее место к уроку;

соблюдать правильную осанку во время работы.

правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;

понимать и удерживать учебную задачу;

проверять свою работу.

Метапредметные задачи урока:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Вас я видеть очень рада.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

II. Актуализация знаний.

— Послушайте, пожалуйста, притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?

Мы будем применять наши знания, опираясь на то, что уже хорошо знаем. Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

На этом уроке вы понаблюдаете за словами с парными по глухости-звонкости согласными, узнаете способы проверки слов с парными согласными в корне имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Потренируетесь объяснять значение слова с помощью однокоренного, изменять слова по командам вопросов.

Чтобы грамотно писать и знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы и понимать значение слов и их частей. На уроке вы узнаете о правописании звонких и глухих согласных в корне и о способах проверки слов с парными согласными.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки…

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда – нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены «окошки»?

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены «окошки».

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз – везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб – дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка – книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка – писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли – после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава – после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная – после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы – суп, львы – лев, шарфы – шарф, труды – труд, лбы – лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з) – что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) – кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) – что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. – букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) – что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. – годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов – это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. – мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть – озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть – замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

А как проверить слово ги_кий? Ведь «гибенький» так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Конспект урока «Правописание звонких и глухих согласных»

Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных»

Цели урока: — обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание звонких и глухих согласных»;

— расширить, углубить представление о русском языке;

-закрепить навыки правописания;

— прививать любовь и уважение к русскому языку, истории его развития.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Словарный диктант. Раздать листочки, продиктовать, дать время проверить, собрать.

Жалюзи, чечетка, челн, желудь, сгущенка, энциклопедия, панцирь, целлофан, трещотка, пунцовый, врачом, грушевый, бельчонок, сушеный, грошовый, грация, бледнолицый, цыган, ножовка, пощечина, на цыпочках, молодцом, желтый, мышонок, циркуль, птицы.

Открыли тетради и подписали число, классная работа.

Задание: поставьте ударение в словах и прочитайте их вслух.

Газирование – газация – газировка.

Гази / рование- газа / ция –газиро / вка. Эти слова совпадают в значении, но различаются сферой употребления и стилистически: газация – спец., газировка — разг. Гази / ровать- насыщать жидкость газом. И тогда глаголы образуются след.образом: -и / рую, — и / руешь( не газирова / ть, — иру / ю, — иру / ешь).

Работа по теме урока: А сейчас мы переходим непосредственно к теме нашего урока. И

сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме: «Правописание звонких и глухих согласных», расширим и углуб и м представление о языке, истории его развития. Мы должны с вами четко знать условия выбора написания орфограммы «Звонкие и глухие согласные».

К.Паустовский говорил: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем создании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

— Ребята, материал, связанный с написанием глухих и звонких согласных вам знаком еще с начальной школы, поэтому сегодня на уроке мы обобщим и закрепим материал, связанный с этими правилами. Давайте вспомним правописание звонких и глухих согласных.

Предложения записать на доске:

Луга шли впереме(ш/ж)ку с полями- пров.сл. перемежаться, межа.

Черные карандаши были разбросаны впереме(ж/ш)ку с цветными.(перемешаться).

Изморо(з/с)ь рисует замысловатые узоры на стеклах окон (морозить).

Как сквозь сито сеялась мелкая изморо(с/з)ь (моросить).

5. Работа с теоретическим материалом.

1. Правописание звонких и глухих согласных устанавливается путем подбора проверочного слова, где этот согласный находится перед гласным или согласными Л,М,Н,Р: смазка- смазать, про с ьба- про с ить, молотьба-молотить.

2. В случае, если нельзя подобрать поверочное слово, написание звонкого или глухого согласного устанавливается по орфографическому словарю: с доба, а с бест, ве т чина, зи г заг, во к зал, бонбоньерка , варежка и т.д.

3.В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом. Их рекомендуется запомнить: абстра к ция, НО: абстра г ировать, транскри п ция, НО: транскри б ировать.

4. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коври ж ка, пичу ж ка – от коврига, пичуга, с чередованием г-ж.

Деревя ш ка, копчу ш ка (в современном языке соответствующего чередования нет);

Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и, соответственно, написания слов с одним и тем же значением, например: галоша-калоша, дискутировать — дискуссировать.

Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

Первичное закрепление материала.

Выполнение упражнения 122. (Устно)

упр.124.Комментированное письмо с графическим разбором орфограммы.

Задание на листах. №1,2,3.

Подведение итогов урока.

-Расскажите о правописании звонких и глухих согласных;

Домашнее задание: #24 правило, упр.125.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-zvonkikh-i-glukhikh-so.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnih-2474073.html