Типы сказуемых в русском языке с примерами
Содержание:
Роль сказуемого в предложении
Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?
Способы выражения сказуемого
Какими частями речи выражается сказуемое?
Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.
- Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
- Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
- Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.
Типы сказуемого
Сказуемые бывают простыми и составными.
Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.
Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.
(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)
Виды составного сказуемого
Составное сказуемое бывает:
- глагольным (основная часть – инфинитив)
- именным(основная часть – имя)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола
СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Основные вспомогательные глаголы
В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.
1. Глаголы:
— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)
— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)
— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)
2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)
3. Слова состояния: можно, нельзя, надо
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части
СИС = глагол-связка + именная часть
Глагол-связка
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Рассмотрим глаголы, входящие в состав:
1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)
. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь
2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.
3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)
Именная часть
Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:
Существительного | Дачный сад в цвету |
Прилагательного | Лодка показалась ненадежной |
Числительного | Шестью семь-сорок два |
Наречия | На улице было холодно |
Местоимения | Частная клиника теперь моя |
Причастия | Урожай собран |
Синтаксически неделимого словосочетания |
|
ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.
Как быстро определить вид сказуемого?
Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия
- Сказуемое состоит из одного или двух слов?
- Одного. Какой частью речи является слово?
- Глагол. Вывод: перед нами ПГС
- В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
- Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
- Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС
Что такое сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он? и пр.
Рассмотрим, что такое сказуемое в синтаксисе русского языка.
Термин «сказуемое» возник в грамматике русского языка как калька латинского слова «предикат» (predicatum), которое является производным от глагола со значением «объявлять», «провозглашать».
Чтобы понять функцию сказуемого, определим, когда слова становятся предложением.
Наша речь состоит не из отдельных, хаотично расположенных слов. Слова как единицы речи организуются в высказывание, которое образует смысловое единство. Это смысловое и грамматически оформленное единство слов составляет предложение, более крупную единицу речи.
В каждом предложении обязательно есть центральные слова. Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. Вокруг них группируются остальные члены предложения. Узнаем, какой член предложения называется сказуемым.
Что такое сказуемое?
В предложении имеется предмет речи, то, о чем говорится или сообщается. К этому слову можно задать вопрос кто? или что? Это главный член предложения подлежащее. В простом предложении подлежащее, как правило, поясняется другим словом, которое обозначает действие:
Слово, поясняющее подлежащее, может также обозначать состояние или признак предмета:
Это главный член предложения, который называется грамматическим термином «сказуемое».
В предложении сказуемое подчеркивается двумя прямыми параллельными линиями.
С помощью сказуемого можно рассказать, что делает, будет делать или уже сделал предмет. Этот главный член предложения характеризует предмет, обозначенный подлежащим, во временном плане:
На лугу цветут ромашки (настоящее время).
Скоро будут цвести ромашки (будущее время).
Сказуемое — такой же равноправный член предложения, как и подлежащее. Оно соотносится с подлежащим по смыслу и грамматически. По сути, сказуемое — это то, что говорится о предмете речи, что с ним происходит, каково его состояние, каков он, что он такое и пр.
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа простого предложения.
Рассмотрим более детально, что обозначает сказуемое в предложении.
Что обозначает сказуемое?
Как главный член предложения, сказуемое может обозначать
- количество:
Шестью шесть — это тридцать шесть ?
- принадлежность:
- родовое понятие:
Байкал — это самое глубокое озеро на Земле.
Чаще всего сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три типа:
- простое глагольное сказуемое (ПГС);
- составное глагольное сказуемое (СГС);
- составное именное сказуемое (СИС).
Виды сказуемого
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое обозначено глаголом изъявительного наклонения в любой грамматической форме лица и времени, а также глаголом повелительного или условного наклонения.
Скорее прячьтесь в дом от грозы!
До вечера я прочитал бы эту повесть.
Простое глагольное сказуемое может быть выражено сложными формами глаголов будущего времени, состоящими из инфинитива «быть» в личной форме и неопределенной формы смыслового глагола.
Я буду петь песню. = Я спою песню.
Ты будешь читать эту книгу? = Ты прочтёшь эту книгу?
ПГС осложняется частицами разговорного характера:
А старушка знай себе говорит без устали.
В роли простого сказуемого используются инфинитив и междометия, образованные от глаголов.
Он говорить , а мы молчать в ответ (Он говорит, а мы молчим в ответ).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое представляет собой сочетание вспомогательного глагола, имеющего только грамматическое значение лица, времени, наклонения и пр., и смыслового глагола в форме инфинитива.
Глагол-связка выражается модальными глаголами со значением намерения, желания, способности, волеизъявления:
- хотеть, желать;
- суметь, уметь, мочь;
- разучиться, готовиться;
- намереваться, стремиться, надеяться, думать и пр.
Я хочу пройтись по этой аллее парка.
На флоте наш дедушка научился хорошо готовить .
В итоговой игре футбольного сезона мы надеемся победить наших соперников.
Составляющей частью СГС могут быть слова, обозначающие начало, продолжение или конец действия (фазисные глаголы).
Таня начнет полоть грядку, а ты, Лена, поможешь ей.
Дождь продолжал лить до самого вечера.
Наконец мы закончили обсуждать эту проблему.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое — это сказуемое, обозначенное глаголом-связкой в личной форме и именной частью.
В этом типе сказуемого связочным элементом является глагол «быть» в личной форме или глаголы с ослабленным лексическим значением:
- стать, казаться;
- являться, делаться;
- выглядеть, слыть, называться, считаться и пр.
Эта деревушка была основана переселенцами.
Если действие совершается в настоящем времени, то глагол «есть» чаще всего отсутствует.
В эту пору года южная степь (есть) суха и бесплодна .
В качестве именной части используются все именные и некоторые другие части речи.
Примеры
Перед нами горная дорога как змея , уползающая вверх (имя существительное).
Заводь реки чиста и спокойна (имя прилагательное).
Семилетняя девочка стала второй в конкурсе певцов ( числительное).
Очертания берега размыты из-за сплошной стены дождя (причастие).
Сыро и темно в подвале (категория состояния).
Сверху наш город виден как на ладони (фразеологизм).
Видеоурок «Сказуемое (8 класс)»
Конспект урока по русскому языку в 8 классе Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
1. Уточнить понятие о сказуемом, научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;
показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;
2.Развивать умения находить простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;
3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: текст, компьютер, телевизор.
— Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)
Цель урока нашего урока- уточнить понятие о сказуемом и научиться находить простое глагольное сказуемое в предложении.
— Что вы знаете о сказуемом? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено с примерами).
Работа с предложениями, записанными на доске и на карточках.
— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.
Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
-Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)
-Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?
-Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?
Сформулируйте теперь тему нашего урока.
2. Объяснение нового материала. Формирование новых понятий.
Запишите 1 предложение.
— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )
— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр.,ед. ч., изъявит.накл.)
— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)
— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)
— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)
— В чем отличие двух сказуемых друг от друга?
— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему)
— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .
Запишем 2 предложение.
— Определите сказуемое в 2-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).
— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «актером»).
— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .
— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.
Вывод (подводит учитель):
— В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)
-В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах (2-3 столбики)
3) – Прочитайте предложения : (Слайд 4, 5)
— Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)
— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.
— Обратите внимание, что сказуемое в 3-м предложении состоит из двух слов. Это простое глагольное сказуемое или составное?
(глаголы несоверш. вида образуют сложную форму буд. времени, состоящее из двух слов)
— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.
Вывод (делает учитель):
— Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.
— Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 8,9)
4.Закрепление изученного. (Слайд 10)
А) – Выделите грамматическую основу в предложениях. . Определите наклонение и время глаголов – сказуемых.
— С какими членами предложения согласуются глаголы-сказуемые? (с подлежащим)
— Как согласуются? ( в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).
Б) — Перед вами текст (слайд 11), согласуя сказуемые с подлежащими, допишите окончания. Укажите их общие грамматические значения.
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
Василий Александрович Сухомлинский
-Проверим, правильно ли вы вставили окончания (Слайд 12)
— Подумайте и скажите, почему известный педагог Сухомлинский Василий Александрович иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?
В) Проверочный диктант. (2 ученика у доски). Мартин получает карточку с предложениями и заданием. Остальные работают с учителем.
— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.
1.Ласточек мы не обижаем (изъяв. Наст.) , гнезд их не трогаем (изъяв. Наст.).
2. Тянулись (изъяв. Прош.) по синему небу облака.
3.Я сдержу (изъяв. Буд.) своё слово.
4.Мы будем танцевать (изъяв. Буд.) до утра.
5.Мы убрали бы (усл.) урожай вовремя, если бы дожди не затянулись (усл.) на две недели.
6. Помолчите (повелит.) , пожалуйста.
7. Давайте (повелит.) пообедаем.
— Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? (Слайд 13)
Подведение итога урока и выставление оценок.
5.Домашнее задание: (Слайд 15).
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.
1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем
2.Тянулись по синему небу облака.
3.Я сдержу своё слово.
4.Мы будем танцевать до утра.
5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.
— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.
1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем
2.Тянулись по синему небу облака.
3.Я сдержу своё слово.
4.Мы будем танцевать до утра.
5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/chto-takoe-skazuemoe.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-489951.html