Конспект по теме тире между подлежащим и сказуемым

Конспект по теме тире между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим (группой подлежащего) и сказуемым (группой сказуемого) из всех знаков препинания употребляется только тире. Тире между подлежащим и сказуемым ставится на месте отсутствующей связки.

Тире между подлежащим и сказуемым СТАВИТСЯ :

Тире ставитсяПримеры
При отсутствии связки в составном именном сказуемом, если: а) оба главных члена предложения выражены существительным в И. п.Слово — полководец человечьей силы (В. Маяковский).

Любовь и дружба — взаимное эхо: они дают столько, сколько берут (А. Герцен).б) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой — инфинитивом или оба — инфинитивом (кроме инфинитива, в состав подлежащего и сказуемого могут входить другие слова)Дар поэта — ласкать и карябать, роковая на нём печать (С. Есенин).

В камни стрелять — стрелы терять (М. Горький).

Выгонять перед вечером и пригонять

на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).в) подлежащее и сказуемое выражены числительными в И. п.; один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой — существительным в И. п.Трижды три — девять.

Четыре — чётное число.

Два новых издания автора — хороший подарок читателю.

Удельный вес сосны — ноль целых шесть десятых тонны на метр кубический.г) в состав сказуемого входят слова это, вот, значитЯзык — это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой).

Тире между подлежащим и сказуемым НЕ СТАВИТСЯ :

Тире не ставитсяПримеры
Если:

а) перед именной частью сказуемого стоит вводное слово, наречие, союз или частица (лишь, только, ведь, разве)Грач, конечно, птица умная… (К. Паустовский).

Ртуть тоже металл.

Март только начало весны.б) в состав сказуемого входят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, что, все равно как (что)Пруд как блестящая сталь (А. Фет). Недочитанная книга все равно что неоконченный путь (Пословица).в) перед именной частью сказуемого стоит отрицание не, кроме тех случаев, когда оба главных члена предложения (или один из них) выражены инфинитивомКонный пешему не попутчик (Пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (Пословица).

Основной мотив моей жизни — не прожить даром жизнь… (К. Циолковский).г) между подлежащим и сказуемым стоит дополнение, обстоятельствоНо это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы (М. Лермонтов).д) сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени)День солнечный.

Девушка умна и красива.

Погода к осени дождливей, а люди к старости болтливей (И. Крылов).е) подлежащее или сказуемое выражено местоимением;Она девочка хитрая. Книга моя.ж) именная часть сказуемого, выраженная существительным, обозначает признак определённого лица (нет интонации «разрыва»)Моя мать учительница.

Его старший брат хороший товарищ. Наша приятельница пожилая женщина.з) сказуемое предшествует подлежащемуСлавное место эта долина! (М. Леомонтов)

Тире в неполном предложении

В неполных предложениях тире обычно ставится при пропуске сказуемого или других членов предложения, если они восстанавливаются из текста самого предложения, чаще всего сложного: В течение нескольких секунд пастушонок и Мете­лица смотрели прямо в глаза друг другу: Метелица — с делан­ным равнодушием, пастушонок — со страхом, сочувствием и жалостью . (А. Фадеев) Севернее города немцы вышли на Вол­гу, южнее — подходили к ней . (К. Симонов)

Схема «Тире между подлежащим и сказуемым»

Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым«.

План-конспект по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm

Тема : Тире между подлежащим и сказуемым .

Цель урока : формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи : 1) образовательные: познакомить с основными правилами постановки тире меджу подлежащим и сказуемым; формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте; повторить прошлую тему: «Составное именное сказуемое» .

2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, мультимедийная установка.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.

Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это тире между подлежащим и сказуемым , и н аша задача сегодня – научиться правильно употреблять такой важный знак препинания между подлежащими и сказуемыми. Начнём».

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.

Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано 116 упражнение на странице 87». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать одного ученика на предложение, он прочитает выполненное задание.

Способ проверки – выборочная проверка.

1. Лишь я , таинстве( нн )ый певец, на берег выброшен грозою.(прич)

2. Месяц казался клочком дыма. (сущ)

3. Первым пришёл дед . (числ)

4. Весь он был набекрень .(нар)

5. Чай стоял нетронутый . (прич)

6. Как некстати было это воспоминание . (нареч)

7. Всё тот же он ; сем(ь)я всё та же .(местоим)

8. Дама казалась рассерже (нн) ой, (не)выспавшейся .(прич)

9. Настя работала секретарём в Союз(е) художников. (сущ)

Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.

Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

Какое сказуемое называют составным именным? (Это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его лексическое значение)

Приведите примеры составных именных сказуемых. (вода была чистая, одежда была грязная, он стал победителем, небо сделалось тёмным)

Какие глаголы могут выступать в роли связок? (быть, стать, делаться, становиться, являться, прийти (не придти!), возвратиться, вернуться, приехать и т.д.)

Что обозначает составное именное сказуемое и на какие вопросы отвечает? (СИС обозначает признак предмета или его свойство и отвечает на вопросы: каков предмет? что такое предмет ?)

«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.

Объяснение нового материала.

А) Наблюдение над языковым материалом .

Откройте, пожалуйста, упражнение 128 на странице 92. Нам нужно списать предложения, в каждом из них подчеркнуть подлежащее и сказуемое, а сверху надписать, чем они выражены.

Нам нужно запомнить такое правило: если у сказуемого есть глагол-связка, то тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Выполняют все ученики в тетрадях. Время для выполнения – 2 минуты, после чего по три ученика с каждого ряда читают по предложению и разбирают его.

1.Жизнь (сущ. в им.п.) — бесконечное горенье (сущ. в им.п.) в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать . (числительные в им.п.)
3. Помочь (неопр.форма) ближнемуизведать (неопр.форма) радость .
4. Поздороваться (неопр.форма) первым — очень важное проявление (сущ. в им.п.) вежливости .
5. Назвать (неопр.форма) кого-нибудь старикомзначит оказать (неопр.форма) ему уважение .
6. Русская культура (сущ.в им.п.) — это радость (сущ.в им.п.) Пушкина.
7. Полнота (сущ.в им.п.) человеческого бытиявот что такое Пушкин (сущ.в им.п.)
8. Я (личн. местоим) ещё молодой человек (сущ.в им.п.).
9. У лжи ноги (сущ.в им.п.) коротки (кр.прил).
10. Нерешительный человек (сущ. в им. п.) что незакалённый меч (сущ. в им. п.).
11. Попытка не пытка . (сущ-ые в им.п.)

Ребята, вы, вероятно, уже слышали раньше о такой пословице: Попытка не пытка? Вы знаете, о чём она? (Стоит попытаться сделать что-либо, даже если не уверен в успехе). Интересно, что у пословицы есть продолжение. Вы знаете о нём? (Попытка не пытка, а спрос не беда). А ведь у многих пословиц есть продолжения, о которых мы даже не догадываемся. Например: Голод не тетка, пирожка не поднесет. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Убедитесь ещё раз, насколько богат русский язык.

Б) Чтение правила. Мы видели из предыдущего упражнения, что подлежащие и сказуемые выражены разными частями речи, где-то тире ставится, а где-то его нет. Сейчас мы прочитаем правило на странице 92 и 93 и узнаем, в каких же случаях тире ставится, а в каких оно не нужно.

(Читают 4 ученика).

Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

К этим правилам нужно добавить ещё одно: ставится тире между подлежащим и сказуемым в такой конструкции:

подлежащее-существительное + причастный оборот + частица это (или отсутствие её) + сказуемое-существительное.

Все книги, указанные в этом списке, (—) (это) классическая проза.

Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

Физкультминутка . «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Одолела вас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх побольше потянитесь,

(Руки вверх, потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

На секундочки четыре.

Наклониться хоть немного

И изобразить дорогу.

На носок, на пятку встаньте

И тихонько вместе сядьте.

Молодцы! Продолжаем урок».

Закрепление материала на теоретическом уровне.

А) (Работа у доски) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 129 на странице 93. Нам нужно списать предложения, подчеркнуть подлежащие и сказуемые и указать, чем они выражены. (Вызвать к доске двух учеников, которые будут разбирать по 3 предложения и одного ученика для морфологического разбора, остальные ученики пишут в тетрадях, даётся две минуты) Ставить оценки можно сразу после работы у доски.

1. Равнодушиеэто паралич(-) души, преждевременная смерть (сущ-ые в им.п.)

2. Самая страшная вещ( ь)безразличие . (сущ-ые в им.п.) Если с ним не борот(ь)ся (неопр. форма), оно (личн.местоим), как трясина, может погубить (глаг.-связка+инфинитив) любого человека.

3. Тактэто разум (сущ-ые в им.п.) сер( д )ца.

4. Сочу( в )ствие чужой радости — это дар гораздо более редкий, нежели сочу( в )ствие чужому страданию (сущ-ые в им.п.)

5. Руки (сущ. в им.п.), дарующие помощ( ь ), святее (прилаг) молящихся уст.

6. Будущееэто воздух жизни, движение жизни, это сама жизнь (сущ-ые в им.п.)

7. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар , доставшийся нам от поры детства (сущ-ые в им.п.).

Повторить тему «Мягкий знак после шипящих» Ставим мягкий знак: Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже. Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Не надо писать мягкий знак: В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа. Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Б) Работа с карточками. Сейчас я вам раздам небольшие карточки, в которых вы определите, где нужно, а где не нужно ставить тире. (Распределить карточки по три предложения по рядам, выборочная проверка)

1. Чистая совесть – превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, — друзья хозяина.

4. Правдивость – это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно, — единственное убежище.

7. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, – 102 километра.

В) Дополнительное задание , исходя из оставшегося времени.

В упражнении 130 нам нужно запомнить афоризмы и пословицы и письменно объяснить постановку тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (Вызвать трёх учеников к доске (3, 5 и 6 предложения), остальные работают в тетради)

1. Поведениеэто зеркало , в котором каждый показывает свой облик (в сказуемом имеется частица «это»)

2. Много говорить и много сказать не есть одно и то же (глагол-связка «есть» с частицей «не»)

3. Молчаливость и скромностькачества , очень пригодные для разговора (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

4. Правд а — воздух , без которого дышать нельзя (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

5. Правдаэто значит победа совести в человеке (частица «это»)

6. Корень учения горек , а плоды его сладки . (сказ. выр. крат. прил.)

7. Незаконченное дело что конь о трёх подковах. («что» = «как», сравн. частица)

8. Пеший конному не товарищ . (частица «не» перед сказуемым)

Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

подлежащее-существительное + причастный оборот (-) частица это (или её отсутствие) + сказуемое-существительное.

Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

Домашнее задание . Повторить параграф 20, упр. 131 (Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).

Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.

Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым«.

Скачать:

ВложениеРазмер
Тире между подлежащим и сказуемым53 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель: Кудрявцева Т.М.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

  1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

1) Вступительное слово учителя.

Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

  1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

Сущ. И. п. – сущ. И.п.

(будто, словно, как)

  1. Жить – Родине служить .

Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

  1. Дважды два – четыре.
  1. Расстояние не помеха для друзей.
  1. Наша задача – хорошо учиться .

Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

  1. Чтение – вот лучшее учение .

тире между подлежащим и сказуемым ставится :

а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

III . Закрепление материала.

1) — Краткость – сестра таланта.

— Дважды два – четыре.

— Учить – ум точить.

— Расстояние между окнами – один метр.

— Ходить босиком – большое удовольствие.

2) Выполнение объяснительного диктанта.

Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:

1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы — великий праздник русского народа.

6) 22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва—первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

3) Работа с учебником.

Стр. 70, упр. 153 – устно.

4) Работа с карточками.

Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)

Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)

Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Карточка № 3 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)

Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)

Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.

5) Тесты. (см. прилож.)

IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-3398894.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/24/tire-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym