Конспект правописание безударных гласных в корне и приставке

Конспект правописание безударных гласных в корне и приставке

Цель : совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне и в приставках.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.

– Какие правила о написании приставок вы знаете? (1) Приставки пишутся слитно, так как приставка – часть слова. 2) Приставки о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-, на-, над-, с-, пере- пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.)

– Какой рассказ, заголовком которого является третья пословица, вы составили?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : г..дать, х..дить, б..жать, под..рить, н..сить.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Чем они похожи? (Это глаголы в неопределенной форме. Во всех словах орфограмма – безударная гласная в корне, проверяемая ударением: гад б ть – заг б дка, ход ъ ть – х у дит, беж б ть – бег, подар ъ ть – подарок, нос ъ ть – н у сит .)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – подарить, в этом слове есть приставка. Во всех остальных словах нет приставок.)

– Цепочка, которую мы будем писать на минутке чистописания, состоит из букв лишнего слова, обозначающих твердые согласные звуки, и части слова, которая есть во всех глаголах. Какие это буквы? (В слове подарить буквы п и д обозначают твердые согласные звуки, и все глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ть.)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (В каждой следующей цепочке первая буква становится на место последней буквы.)

IV. Зрительный диктант с предварительной подготовкой.

На доске записан текст :

Медведь н..драл к..гтями узкие п..лоски еловой к..ры, снёс в яму на х..лме, сверху н..кидал мягкого моху. П..дгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом н..крыли её, з..лез под них и з..снул спокойно (В. Бианки).

Учитель указывает на пропущенную букву, ученики показывают карточку с этой буквой и объясняют написание. (В какой части слова стоит буква? Как ее можно проверить?)

Вывод. При написании слова с безударными гласными необходимо прежде всего определить, в какой части слова находится безударный звук. Если безударный звук находится в приставке, нужно вспомнить, как она всегда пишется! Если безударный звук находится в корне, то нужно проверить путем подбора проверочного слова.

V. Подбор однокоренных слов. ( у пр. 333.)

Знакомство с правилом.

VI. Контрольное списывание с заданием. ( у пр. 334.)

VII. Игра «Кто больше знает слов?». ( у пр. 335.)

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_pristavke_i_korne_slova.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в приставке и корне слова

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов; совершенствование умения правописания приставок; развитие умения работать самостоятельно, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие речи и пополнение словарного запаса; воспитание любви к природе. Оборудование: учебник В. П. Канакина «Русский язык»; презентация; компьютер; интерактивная доска; проектор; снежинки с буквами; орфографические словари; словарь С.И. Ожегова; карточки гласных букв; карточки слов с непроверяемым написанием; индивидуальные задания для работы в паре, в группе; рисунок «В зимнем лесу»; карточки с тестовым заданием; смайлики.

Подготовка и мотивация.

— Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на большую и серьезную работу. Знания, полученные на уроке, помогут вам грамотно писать. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.

II . Проверка домашнего задания.

— Какое задание вы выполняли дома? (Упражнение 331. Списать загадку, найти в словах приставки, подчеркнуть безударные гласные, написание которых надо проверять.)

С какой целью выполняли задание? (Учились находить в слове приставки, учились видеть гласную в слове, требующую проверки.)

Назовите отгадку. Назовите слова с приставками. (Прохожих, проходу, подгоняет, задирает.)

Гласная в приставке ударная или безударная? (Безударная.) Как пишутся приставки? (Всегда одинаково.) Назовите слова, где гласную в корне надо проверять. (Летит, поет, не дает, подгоняет.)

Почему в этих словах надо проверять гласную букву?

Докажите, почему в словах поет, подгоняет в корне пишется гласная о? Как проверить безударную гласную в корне слова? Умение определять части слова, находить в слове безударную гласную понадобится на уроке.

III. Сообщение темы и цели урока.

— Угадайте, что это опустилось нам на ладошку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Белые, пушистые, Легкие. (снежинки).

На доске открываются изображения снежинок, на них записаны гласные буквы.

— Назовите буквы, которые вы видите на снежинках. ( А, е, о, и, я.) Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные.)

Какие могут быть гласные? (Ударные и безударные.)

В написании каких гласных легко ошибиться? (Если гласная без ударения.)

Почему? (Безударный гласный звук произносится слабее, слышится неясно.)

Что же делать? (Проверять, думать, прежде чем писать.)

Подумайте и сформулируйте тему урока.

Что хотите узнать на уроке?

Чему хотите научиться сегодня на уроке?

Сегодня на уроке будем учиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке и корне слова.

IV . Составление алгоритма проверки безударной гласной. Работа в парах.

— Вернемся к слову снежинки. Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Найдите безударную гласную. В какой части слова она находится? Назовите корень. (Выделение корня условным знаком на интерактивной доске.)

Подберите однокоренные слова. ( Снег, снежок, снежный, подснежник .)

Из данных слов выберите проверочное к слову снежинки.

Как вы определили, что эти слова явл ются проверочными?

Напишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударными гласными в корне слова.

Ученик работает на интерактивной доске, выделяет корень.

— Среди подобранных вами однокоренных слов найдите слово с приставкой. (Выделяется приставка.)

Что скажете про гласную в приставке? (Она безударная.)

Можно ли ее проверить?

Что надо знать, чтобы правильно написать букву, обозначающую безударный гласный звук в приставке?

— Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Почему? (Зима, зимующие, зимний, предзимье, земли.)

Поставьте ударение. Назовите слова с безударными гласными. В каких частях слова они находятся?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Как написать безударную гласную в приставке?

Памятка

Написание безударной гласной буквы в приставке и корне слова

1. Поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный звук.

3. Если безударный гласный звук в приставке — вспомни, как пишется эта приставка . О, об, от, до, по, под, про, за, на, над, пере

4. Если безударный гласный звук в корне, то подбери однокоренное слово с ударным гласным в корне. снежинки — снежный

5. Запиши слово, вставляя нужную букву

V . Работа над словами с непроверяемыми написаниями

— Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Он является ко мне, И рисует, как художник,

Он узоры на стекле.

Запишите слово-отгадку. Назовите безударную гласную. Можно ли ее проверить?

Где можно проверить написание таких слов?

Сейчас, пользуясь орфографическим словарем, запишите слова: д..кабрь, ф..враль, ин..й, ..нварь. Ученик работает на интерактивной доске.

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу.

Какое слово отличается от других? Почему?

Как объяснено значение слова иней в словаре С.И. Ожегова? Найдите и прочитайте. (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.)

Когда следует обращаться к орфографическому словарю, а когда к толковому словарю?

VI. Минутка отдыха.

Ученики слушают стихотворение, повторяют хором.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать гора, трава

И слова моря, дела ?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье:

Го′ры, тра′вы, мо′ре, де′ло .

Вот теперь напишем смело.

VII. Закрепление. Работа с учебником. — Прекрасное время года зима! Чем можно заняться зимой, вы узнаете, выполнив упражнение 339.

Прочитайте текст. Как можно назвать орфограмму в словах с пропущенными буквами? Вспомните алгоритм действий, после чего спишите текст, вставьте пропущенные буквы. (Один ученик работает на компьютере.)

Проверьте работу: назовите, в какой части слова пропущена гласная, и докажите, почему так написали.

Чему учились, какие навыки отрабатывали, выполняя это упражнение?

VIII. Дифференцированная работа в группах.

— Весело ребятам зимой, а вот птицам и зверям — трудно. Как вы им можете помочь пережить это трудное время года?

Ученики 1й группы составляют текст по картине «Помощь человека птицам и зверям зимой». Ученики 2 й группы работают с деформированным текстом по заданию.

1) Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2) Вставьте пропущенные буквы. Докажите, почему так написали.

3) Назовите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

4) Назовите слово с безударной гласной в приставке.

Ст..яли сильные морозы.

Ребята нар..дили ёлку в лесу.

Петя п. весил на ветках кусочки хлеба и сала.

Ваня принёс морковку.

Птицы и зайцы лакомились г..стинцами.

— Проверьте выполненные задания. Послушайте тексты, которые составили ученики 2 й группы. Посмотрите на рисунок, как люди помогают животным и птицам зимой, послушайте тексты, которые составили ученики 1 й группы.

Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

Назовите слова с безударными гласными в приставке.

IX . Проверка уровня обученности. Тест «Проверьте себя».

— Выберите правильное написание безударной гласной в слове. Раскрасьте шар с правильной буквой. Если буква пропущена в приставке — зеленым цветом, в корне — красным.

— Посмотрите на экран и проверьте выполнение теста. (Взаимопроверка.)

X. Домашнее задание по выбору. — Дома можно выполнить задание по выбору:

1) Упражнение 334. Чтобы правильно выполнить упражнение, воспользуйтесь алгоритмом на странице 125 учебника

2) Составить свой текст о помощи птицам зимой, найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, выделить в словах приставки.

XI. Итог урока. Рефлексия.

— Чему научились сегодня на уроке?

Всегда ли без сомнения можно написать гласную букву в слове?

Кто уже без сомнения пишет в слове безударную гласную букву?

Кому необходимо еще потренироваться?

Оцените свою работу на уроке, поднимите смайлики.

Учитель оценивает работу обучающихся, комментирует отметки за работу на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в приставке и корне слова».

Урок изучения нового материала, направлен на формирование орфографической зоркости .

Цели: формирование осознанного написания слов с безударной гласной в приставке и корне слова; закрепление умения подбирать проверочное слово путём подбора однокоренных слов; совершенствование ум.

Данный тренажёр построен на основе технологического приёма «Шторка». Позволит учителю и учащимся проверить знания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Развитие умения осознанной проверки и письма слов с орфограммами в корне слова.

В статье анализируются причины возникновения ошибок у младших школьников при написании слов с безударной гласной в корне, приводятся примеры ошибок.

Данная разработка содержит конспект и презентацию к уроку русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в приставке и корне слова».

Конспект урока по русскому языку для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слова и в приставках»

МБУ гимназия № 39 «Классическая»

городского округа Тольятти

по русскому языку в 3 классе

«Правописание безударных гласных в корне слова и в приставках»

составила: учитель начальных классов первой категории

Шепелевич Людмила Николаевна

Тип урока : закрепление материала.

Цель : закрепление правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; закрепление правописания гласных в приставках;

Образовательные: 1) закрепить навык подбора родственных слов;

2) продолжать формировать навык выделения корня, приставки;

3) развивать словарный запас слов;

Воспитательные: 1) Воспитывать бережное отношение к животным, вызвать у детей желание заботиться о птицах; 2) формировать умение видеть прекрасное в природе;

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, картинки с изображением зимы и снежной королевы, сигнальные карточки с гласными, карточки со словами и текстом, таблица для физкультминутки.

Вступительное слова учителя: Сейчас у нас урок русского языка. На уроке мы закрепим правописание безударных гласных в корне слова и в приставках.

— Запишите в тетрадь сегодняшнее число и классная работа.

— Сегодня мы совершим заочную экскурсию, а куда – вы узнаете, отгадав мою загадку:

Над миром – пушинки. (Зима)

Да, это зима. ( На доску вешаю картинку с изображением зимы).

Минутка чистописания с буквой з: Зз, Зв, Зл, ззз, заз, звз, зез, зм. Зр, зяблик, замёрз, здоровье.

IÝ. Повторение пройденного материала.

— Сегодня на урок пришла Снежная королева. ( вешаю картинку или открываю слайд)

Она будет наблюдать за нами. И если мы не будем стараться, будем допускать ошибки – она нас заморозит. Давайте вспомним:

— Какие приставки с буквой вы знаете?

— Назовите приставки с буквой -о.

— Можно ли проверить написание приставок с буквами — а и – о ?

— Как надо проверять безударную гласную в корне?

Сейчас будем отгадывать загадки. В отгадках будут безударные гласные в корне. Для работы нам нужны будут сигнальные карточки с гласными. Вы отгадываете загадку, я показываю слово с закрытой орфограммой, вы мне сигналите карточками.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (К о ньки)

Он является ко мне.

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (М о роз)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт? ( Ин е й)

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Сн е жинки)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. ( З и ма)

На ледяной площадке крик.

К воротам рвётся ученик.

Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»

Весёлая игра …(Х о ккей)

Вот серебряный лужок-
Не видать барашка,

Не мычит на нём бычок,

Не цветёт ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдёшь. (К а ток)

Ý . Физкультминутка для глаз (слайд с изображением зимы).

— Сейчас небольшой отдых для глаз. Рассмотрите эту картинку и составьте по 1 предложению к ней.

ÝI . Повторение пройденного . После паузы спрашиваю у детей предложения. Лучшее предложение записываем (один ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).

В воздухе закружились пушистые снежинки.

Работаем над орфограммами (находим слово с приставкой, слово с безударной гласной в корне).

Другой ученик у доски разбирает это предложение по членам предложения, указывает части речи.

ÝII . Выборочный диктант .

— На уроках литературного чтения мы читали много стихотворений о зиме. Вспомните, какие стихи Александра Сергеевича Пушкина о зиме мы читали? ( «Зимняя дорога», «Зима», «Зимний вечер»).

Сейчас мы прослушаем в записи стихотворение Пушкина «Зима». Ваша задача внимательно слушать, замечать слова с приставками и записывать в тетрадь. (включаю аудиозапись, прослушиваем 2 раза.)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

— Выделите в словах приставки.

-Проверяем (дети поочерёдно читают слова и называют приставки): нагоняя, завыл, пришла, рассыпалась, повисла, сравняла, вдохнул.

ÝIII . Работа с текстом (устно).

— Незнайка написал сочинение о зиме и допустил ошибки. Поможем найти и исправить их. (появляется слайд с текстом).

Пришла зема. Паля пакрыты пушыстым кавром. Марос скавал реки и азёра. Голадно птицам земой. Литают они по дварам, ищют корм. ( ученики выходят по одному и исправляют ошибки и объясняют их)

Воспитательный момент . Да, ребята, сейчас птицам голодно. Они в опасности. Как мы можем им помочь?

Поднимите руки, у кого дома есть кормушки. Молодцы те, кто помогает птицам. А у кого ещё не висит кормушка – ещё не поздно её повесить. До весны ещё далеко.

-Задание: к слову корм подберите однокоренные слова. Запишем: корм, кормушка, кормить, кормилец. Выделяем корень.

( вешаю плакат с зелёной и красной спиралью)

-Встаньте. Пробежите глазами слева направо по красной спирали, потом справа налево по зелёной спирали. Посчитайте количество пересечений этих спиралей.

X . Работа с карточками .

Пруд з…рос тр…вой. Огромная туча н…двинулась на солнце. Нина п..бежала вперёд по тр…пинке .

— Прочитаем задание. (списать, вставить орфограммы; найти слова с приставками, выделить приставки, найти слова с безударными гласными, выделить корень). Выполняем самостоятельно.

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— Что нового узнали?

— На полях в тетради нарисуйте смайлик, какое на уроке было настроение.

XII . Домашнее задание. С.108 упр.204. (читаем задание и разбираем, как выполнять).

Если осталось время до звонка, спрашиваю у детей, какие пословицы о зиме они знают.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Урок закрепления и обобщения после прохождения тем «Правописание безударных гласных в корне слова» и «Правописание приставок» по учебнику Канакиной В.П и Горецкого В.Г. по программе «Школа России».

Урок подразумевает использование интерактивной доски, но можно обойтись без неё, используя картинки и карточки.

  • Шепелевич Людмила НиколаевнаНаписать 193 24.08.2020

Номер материала: ДБ-1278710

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    24.08.2020 0
    23.08.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/07/15/pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-pristavke-i-korne-slova

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-dlya-3-klassa-pravopisanie-bezudarnyh-glasnyh-v-korne-slova-i-v-pristavkah-4419389.html