Конспект правописание безударных гласных в приставках

Правописание безударных гласных в приставках.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
bezudarnye_glasnye_v_pristavkah.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных гласных в приставках

Цели и задачи урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе .
  • разрезные карточки с пословицами;
  • карточки с деформированными текстами;
  • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

I. Актуализация знаний по теме.

Положите свою ладонь на ладонь товарища. Чувствуете тепло. Это человеческая доброта живет в каждом из нас. Давайте передадим частицу душевного тепла друг другу и нашим гостям. Какие у вас добрые лица. Мне будет очень приятно работать с вами.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама,
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою,
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы,
Проказам матушки – зимы.

— Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

— Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

3. Словарная работа.

— А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом и объясняют смысл пословиц.)

— Выпишите названия месяцев в столбик. . (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

— Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

– Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

скр_пит (скрип)
к_рмить (корм)
х_л_дает (холод, холодный)

— Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

II. Мотивационный этап.

4. Введение темы урока.

— Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

— Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

__ Чем они отличаются от предлогов?

— Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

— Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

— Как же нам быть с этими гласными? Можно ли проверить написание буквы безударного гласного в приставке с помощью уже известного нам правила? Правильно ли мы их записали ? (Варианты ответов детей).

— Какова же будет тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках).

— Давайте определим цель нашего урока ( поочередно прикрепить на доску карточки)

1) научиться находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в приставке.

2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

III. Составление схемы ООД.

5. Изучение нового материала.

а) Работа по учебнику.

— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

— Проверим ваши предположения, выполнив задание на доске. ( В каких словах гласный в приставке ударный? Выпишите эти слова в один столбик. А слова с безударными гласными в приставке в другой столбик.

записал — запись
доделал — досыта
надписал — надпись

Какой вывод можно сделать?

Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

— Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

— Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется еще одна буква гласного – о – для удобства произношения: отошел, оборвал, подошел.

Какие приставки с буквой о запомнили (до, о, об, обо, от, ото , по, под, подо, про, со.

С буквой а? (за, на ,над, пра, )

Какой способ используется чаще? Почему? (Таких приставок не много их легче запомнить.)

Как графически обозначена орфограмма?

в) Составление алгоритма работы над орфограммой.

— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова?

— Определяю, в какой части слова находится безударный гласный звук.

— Если безударная гласная находится в приставке, вспоминаю, как пишется эта приставка: о-, об-, от-, до-, по-, под-, про-,со-, за-, на-, над-, пра- или подбираю проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

— Пишу слово, вставляя нужную букву.

— Подчеркиваю безударную гласную.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

IV. Этап материальных и материализованных действий.

7. Первичное закрепление.

А сейчас возвращаемся к словам третьего столбика и проверим правописание приставок.

В слове заскрипит ударение падает на слог -пит, безударная гласная -а находится в приставке, значит подбираю проверочное слово с такой же приставкой, но с ударной гласной например (заморозки) или вспоминаю приставку с буквой а – за.

(Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

б) Осложненное списывание.

— Матушка зима оставила вам подарки. Нравится? Переверните снежинки и прочитайте. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

З…метает пурга белый путь, (запись, заговор, запах)

Хочет (в)мягких сн…гах (повад, повар, поровну)

П…тонуть. (отблеск, оттиск- отпечаток, отжим)

Вет…р резвый уснул

Не пр…ехать в лесу, (проблеск, промах , про́пуск, про́рванный )

— Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

— Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограммы. (Взаимопроверка)

Физкультминутка для глаз.

в) Работа с деформированным текстом.

Ребята, сегодня утром я написала текст на доске. Когда я открыла форточку подул сильный ветер и сдул все точки. Помогите пожалуйста расставить их на свои места.

(За)крутила м..тель настало м..розное утро на окнах появились уд..вительные узоры они были похожи на л..дяной сад со сказочными цв..тами.

Пишем под диктовку.

8. Домашнее задание.

У вас есть возможность выбрать домашнее задание самим. Если вы выберете задание на зеленой карточке, то вы справитесь самостоятельно, используя те знания, которые получили сегодня на уроке. Если на красной, то вам придется обратиться другим источникам информации.

Игра “ Хлоп — топ ”.

— Безударные гласные бывают только в корне? (Топ).

— Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Хлоп).

— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Топ).

__В слове замок есть приставка –за. (Топ)

__В слове записка есть приставка –за. (Хлоп)

__ Есть приставка, нет приставки.

— Найдите снеговиков у вас на столах.

__ Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый. (Ты молодец! Так держать!)

— Если что-то не получалось, снеговик голубой. (У тебя обязательно всё получится!)

— Если ничего не получилось, то снеговик серый. (Я верю в тебя)

Конспект по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных в приставках» (3 класс)

Урок русского языка 3 класс

(образовательная система «Школа 2100»)

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Правописание безударных гласных в приставках.

Образовательные: сформировать у учащихся знания о правописании безударных гласных в приставках и способе их проверки, формировать умение писать буквы безударных гласных в приставках.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, устанавливать закономерности, делать выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре.

Регулятивные УУД: формировать умение определять проблему, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Организационный момент. Психологический настрой класса на урок.

— Давайте с вами потрем ладошки, передадим тепло друг другу и пожелаем успешной работы на уроке.

2. Словарная работа. Актуализация знаний. (Слайд 2)

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным слово, но для этого надо отгадать ребус.

* любимое слово вороны? (кар-р)

* что образуется на дне озера в результате, когда мусорщики не справляются со своей работой (тина)

— что получилось? (Картина)

— поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне. Проговорите орфографически, запишите слово в тетрадь, возьмите в облачко.

— Что вы представили проговаривая это слово?(Слайд 3)

(Развесить картины, картина природы, пьеса в трех картинах.)

— выберите сочетание в котором есть приставка. Составьте с ним предложение.

Сотрудники музея развесили картины на выставку. (Выделите приставки)

— Найдите в словах приставки. Чем является маленькое слово? Как вы его написали? Почему?

Ответьте на вопросы теста.

— Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

— Что такое приставка?

— Как обнаружить в слове приставку?

— Как отличить приставку от предлога?

2. Создание проблемной ситуации. Работа в группах. (Слайд4)

— У вас на партах лежат карточки с заданием.

– Подчеркните буквы в безударных слогах.

— В каких частях слов находятся эти буквы? Обозначь эти части.

— Какие написания ты можешь объяснить, а какие нет?

_Какой возникает вопрос?

— Сформулируйте проблему на которую надо ответить (озвучьте проблемную ситуацию)

Можно ли проверить букву безударного гласного с помощью уже известного нам правила?

— Почему слышатся в приставках другие гласные?

— Каких знаний вам не хватает, чтобы грамотно писать слова с приставками?

— Какие задачи поставим к уроку? (Узнать, как проверить безударную гласную в приставке, упражняться в написании слов с безударной гласной в приставке)

— Определите тему урока. (Правописание безударных гласных в приставках)

3. Поиск решения проблемы.

— Определили тему, поставили задачи, что делаем дальше? (Открываем новые знания)

Для того чтобы узнать, как проверить безударную гласную выполним вместе задание (на экране с.122 упр.148 )

Вопросы после выполнения заданий:

— Одинаковые или разные гласные пишутся под ударением и без ударения?

— Значит, как можно проверить написание безударной гласной в приставке?

— Вспомните, как мы проверяем безударную гласную в корне слова?

— А чем отличается проверка безударной гласной в приставке?

Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в приставке?

( Подобрать слово с ударной приставкой)

Сравним наш вывод с правилом в учебнике с. 123 (Слайд 7)

— Прочитайте правило вслух. (Работа с правилом)

— Прочитайте 1 предложение про себя и составьте к нему вопрос.

— Прочитайте 2 предложение и составьте вопрос.

А теперь найдите в правиле ответы на мои вопросы:

— Как нужно поступать с безударными гласными в приставке?

— Что добавим к нашему выводу? (2. Запомнить, как пишутся приставки)

— Как вы думаете обязательно ли при проверке ударных и безударных приставок слова должны быть однокоренными? (Нет)

— Давайте подумаем, как нам будет легче подбирать при проверке слово с ударной приставкой или запомнить приставки? (Запомнить!) У нас в гостях сегодня учитель русского языка из старших классов. Галина Валентиновна, каким из способов проверки написания гласной в приставках пользуетесь вы в 5-ых и далее в среднем и старшем звеньях?

(Дополнение учителя русского языка среднего и старшего звена Лелет Г.В.)

— Посмотрите на примеры слов и скажите, как графически обозначается эта орфограмма? В слове с безударной гласной в приставке? В проверочном слове?

Выпишите приставки с о в один столбик с а в другой (Слайд 8)

_ Выполнять только те движения, если в слове есть приставка. (Слайд 9)

Дружно все попрыгали,

Ручками не двигали,

Глазками не хлопали.

Посмотрели все налево,

И тихонько, аккуратно

Все за парты сели.

4. Применение нового знания.

Изучили новую тему. Что делаем дальше?

(Закрепляем полученные знания)

а) Вставьте пропущенные буквы в приставки.

— Как вы думаете, какой способ легче: проверять или запоминать безуд. гласн. в приставке?

— Куда мы можем посмотреть, как пишется приставка?

Физминутка (Упражнение «Тепло ладошек». Потрите ладошки, что почувствовали? Поделитесь теплом друг с другом)

б) Работа в парах . (Слайд 10)

— Вставьте пропущенные буквы

(п.длить, з.мёрз, _.тбежал, н.дстроили, с.бирал)

Отчёт пар о выполненной работе.

— Что вам помогло выполнить задание?

Поупражнялись в написании приставок, что делаем дальше?

(Проверяем свои знания и умения по новой теме)

Я прочитаю отрывки из считалок, а ваша задача – выписать слова с приставками, в которых есть безударная гласная, выделить приставки, подчеркнуть безударную гласную в приставке.

Вышли мыши как-то раз, посмотреть который час.

Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,

А) самоконтроль Б) самооценка 2-3 учащихся

6. Рефлексия. (Слайд 15)

— Какую тему изучали?

— Какую задачу ставили?

— В целом наш класс справился с этой задачей? Докажите.

— Кто готов оценить свою собственную работу по 1 алгоритму? (я не полностью справился с поставленной задачей, потому что…)

По 2? (я полностью справился, потому что…)

Эту тему мы продолжим изучать на следующих уроках, поэтому у вас будет время и возможность поупражняться в правописании приставок.

7. Д .з. кто не полностью справился с задачами урока – с. 131 упр. 2, правило с. 123 (Слайд 14-15)

кто полностью справился – с. 131 упр. 3, правило с. 123

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных гласных в приставках»

Цели урока:

  • формирование умения писать безударные гласные в приставках;
  • развитие памяти и внимания учащихся, расширение их кругозора;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Оборудование:

    • компьютер;
    • проектор, экран;
    • тренажер для глаз;
    • разрезные карточки с пословицами;
    • индивидуальные учебные карты (схемы ООД);
    • карточки с деформированными текстами;
    • рисунки снеговиков для рефлексии урока.

    Ход урока

    I. Актуализация знаний по теме.

    Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется фоторяд репродукций картин великих русских художников. Учитель читает стихи А.С.Пушкина.

    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама,
    Идет волшебница зима!
    Пришла, рассыпалась; клоками
    повисла на суках дубов.
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою,
    Сравняла пухлой пеленою.
    Блеснул мороз. И рады мы,
    Проказам матушки – зимы.

    — Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока? (Лексическая тема нашего урока посвящена зиме).

    — Нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).

    3. Словарная работа.

    — А теперь выполним задание матушки – зимы. У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов пословицы. (Ученики первого ряда собирают пословицу “Декабрь год кончает, зиму начинает”. Ученики второго ряда собирают пословицу “Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов”. Третий ряд – “В феврале два друга – мороз и вьюга”. Дети читают составленные пословицы, сверяют их с образцом на экране и объясняют смысл пословиц.) (См. Презентацию 1).

    — Какие слова с непроверяемым написанием вам повстречались в пословицах? Выпишите их в столбик и объясните написание орфограмм. (Выписывают слова и объясняют написание орфограмм, выделяя их).

    декабрь
    январь
    февраль
    мороз

    — Что общего у этих слов? (Это имена существительные с безударными гласными непроверяемыми ударением).

    – Прочитайте слова, записанные на доске в столбике, что у них общего? (Читают слова, замечают, что это глаголы с безударными гласными в корне, проверяемые ударением).

    скр_пит
    к_рмить
    к_вать
    х_л_дает

    — Как проверить написание безударной гласной в корне, проверяемой ударением? Запишите эти слова во второй столбик, выделив орфограммы. (Записывают слова, объясняя и выделяя орфограммы).

    II. Мотивационный этап.

    4. Введение темы урока.

    — Какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).

    — Что такое приставка? (Дети дают определение приставки).

    — Образуйте при помощи приставок от слов второго столбика новые слова и запишите их в третий столбик. (Дети образуют слова и записывают их).

    заскрипит
    накормить
    заковать
    похолодает

    — Где в этих словах появилась ещё безударная гласная? (В приставках).

    — Как же нам быть с этими гласными? Правильно ли мы их записали? (Варианты ответов детей).

    — Какова же буде тема нашего урока сегодня? (Правописание безударных гласных в приставках). Тема появляется на экране. (См. Презентацию 1).

    Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
    По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
    Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
    Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
    В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
    Неподвижна и тверда.
    Вьюга злится, (дети кружатся)
    Снег кружится,
    Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
    Белоснежным серебром.

    III. Составление схемы ООД.

    6. Изучение нового материала.

    а) Работа по учебнику.

    — Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? (Дети выдают свои версии).

    — Проверим ваши предположения, выполнив упражнение 148 на стр. 103. (Дети читают задание, выполняют под руководством учителя).

    записал — запись
    доделал — досыта
    надписал — надпись и т.д.

    Вывод: приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково.

    б) Работа с правилом.

    — Можно ли проверить написание безударной гласной в приставке? (Да).

    — Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

    — Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).

    — Сверим наш вывод с правилом на стр. 103. (Читают правило).

    в) Составление алгоритма работы над орфограммой. (См. Презентацию 1).

    — С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в любой части слова? Возьмите учебную карту. (Дети читают алгоритм на заготовках учебных карт и заполняют на этой карте таблицу по написанию приставок).

    — Какие приставки с гласной буквой “а” вам повстречались сегодня на уроке? (Дети перечисляют).

    — Есть еще приставки, в которых пишется гласная буква “а”, их вы можете списать из моей таблицы, данной на экране. (Дети дописывают приставки в свои учебные карты).

    IV. Этап материальных и материализованных действий.

    7. Первичное закрепление.

    а) Проверка написания слов, записанных в словарной работе в третьем столбике.

    — Объясним устно правописание приставок в словарной работе. (Дети объясняют написание гласных в приставках и учатся правильно проговаривать орфограмму).

    б) Осложненное списывание.

    — Прочитайте стихотворение, записанное на доске. (Дети читают про себя, а затем один ученик читает вслух).

    — Какое настроение появляется у вас при прочтении этого стихотворения? Почему? (Дети дают свои ответы и объясняют свое настроение).

    — Спишите это стихотворение, объяснив орфограммы.

    Физкультминутка для глаз.

    в) Дифференцированная работа.

    — Сильные ученики составляют и записывают текст “Зима”.

    “А детям радость. Снежные метели заметут лесные тропы. Замелькают в воздухе первые снежинки. Теплое одеяло покроет землю. Они будут лепить снеговиков, строить крепости”.

    — Остальные ученики самостоятельно выполняют упр. 99 на стр. 52 “Дидактического материала” (1 ряд – первое предложение, 2 ряд – второе предложение и т.д. по одному ученику с каждого ряда работают у доски).

    Проверяем работу учеников у доски и прослушиваем тексты, которые составили сильные ученики, находя на слух слова с приставками и объяснив их написание.

    — Безударные гласные бывают только в корне? (Нет).

    — Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой? (Да).

    — Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными? (Нет).

    9. Домашнее задание.

    — Найдите снеговиков у вас на столах. Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваш снеговик белый.

    — Если что-то не получалось, снеговик голубой.

    — Если ничего не получилось, то снеговик серый.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-pristavkah-klass-309883.html

    http://urok.1sept.ru/articles/211752