Конспект правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов двух спряжений.

Планируемые результаты:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • уметь различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь определять глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени и выделять их окончания.

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл., 2 ч., стр. 98-100), презентация, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени34 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Владыкина З.А.

Школа: МОУ СОШ №49

ФИ студента: Голобородько Л.

ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов двух спряжений.

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • уметь различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь определять глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени и выделять их окончания.

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока : систематизация знаний.

Оборудование : УМК «Школа России» (4 кл., 2 ч., стр. 98-100), презентация, раздаточный материал.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку

Автор: учитель начальных классов Панчук Наталья Александровна

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Формировать умение определять спряжение глагола настоящего и будущего времени по неопределённой форме глагола.

Формировать умение писать безударные личные окончания глагола в настоящем и будущем времени.

Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать, развивать орфографическую зоркость.

Воспитывать положительное отношение к учёбе, чувство сплочённости коллектива.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Ни минуты не теряем.

Создание проблемной ситуации и постановка темы и целей урока

Над какой темой вы работали на предыдущих уроках русского языка?

Тогда кто скажет, что такое спряжение?

— Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

Сколько спряжений различают в русском языке?

— В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях.

А сейчас посмотрите внимательно на слова. Что их объединяет? (глаголы)

По какому принципу они записаны в 2 столбика? (ударные и безударные окончания)

По какому признаку их можно разделить на другие 2 столбика? (2 и 3 лицо)

Какой глагол лишний? Помешаете – буд. время

В слова какого столбика вы легко можете вставить гласную? (первого) Вставьте. Почему это легко?

Попробуйте вставить гласную в слова второго столбика. Какую трудность в написании безударных личных окончаний глаголов вы видите? (Нет ударения – слабая позиция)

Определите тему сегодняшнего урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Какую цель поставим перед собой?

Научиться писать безударные личные окончания глаголов.

На уроке нам, как всегда, очень пригодятся знания с прошлых уроков.

Откройте тетради и напишите число. Какие буквы мы можем вставить в слова второго столбика? е или и

Вот написание этих двух букв мы и повторим в чистописании.

и е (какие звуки обозначают эти буквы?) (гласные)

На второй строке запишем эти буквы вместе с заглавными. Ии Ее

Как вы думаете, что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)

Как определить спряжение? (по окончанию).

Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс.

Выполним упражнение и проведем наблюдение.

Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.

— Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.

Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)

Но есть слова-исключения. Откройте учебники — на стр. 94, найдем правило. Прочитаем его.

Работа с правилом.

— вслух вместе произнесем слова-исключения.

— что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (определить спряжение)

— как определить спряжение с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени? (по неопределенной форме)

Работа по определению безударных гласных в словах второго столбика

У вас на партах лежат листочки с алгоритмом определения спряжение. Возьмем их и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.

мечта.шь – мечтать (I) – е — мечтаешь

помеша.те – помешать (I) — е — помешаете

стро.т – строить (II ) –и- строит

кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь

Ну вот мы справились с заданием.

Потренируемся в определении спряжения по неопределенной форме.

Упр. 192 – с устным объяснением

Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.

Упр. 193 (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.

Следующее Упр.194 (выполняем по рядам). Выберите один глагол и напишите его в 3л. ед. и мн. числа, обозначьте окончание –

Какие окончания у первого ряда? У второго — ? У третьего — ?

Проведем Выборочный диктант

Знакомство с текстом

Сегодня мы с братом поднимаемся рано и отправляемся на рыбалку.

Солнышко еще не греет, на реке стелется туман. Мы слышим, как в воде плещется рыба. Видим, как ветерок слегка колышет кусты.

Забрасываем удочки. Не клюет! Сашка постоянно вертится, так как ему не терпится поймать рыбу.

Начинается клев. Сашка и я непрерывно смотрим на удочки.

Домой идем с богатым уловом.

Задания по тексту

Выборочный диктант: выпишите глаголы, определите спряжение, выделите окончание.

Проверка выборочного диктанта. Ответы заранее подготовлены на доске.

поднима ем ся – I забрасыва ем — I

отправля ем ся – I не клю ёт – I

не гре ет – I верт ит ся – II

стел ет ся – I не терп ит ся – II

слыш им – II пойма ть — I

плещ ет ся – I начина ет ся — I

вид им – II смотр им — II

колыш ет – I ид ём — I

Тема урока? Цель урока? Как вы думаете, мы достигли цели?

Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? спряжение

Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? по неопределенной форме

Какие глаголы относятся ко II спряжению? В неопределенной форме на – ить. А к I? Остальные глаголы.

Правило стр.94, упр. 195. Нужно указать спряжения глаголов.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

  • Панчук Наталья АлександровнаНаписать 3292 23.01.2018

Номер материала: ДБ-1079102

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    23.01.2018 26828
    23.01.2018 558
    23.01.2018 1116
    23.01.2018 1522
    23.01.2018 1302
    23.01.2018 376
    23.01.2018 638
    23.01.2018 560

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  1. Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
  2. Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
  3. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.

– Посмотрите на доску.

– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)

– Выпишите все глаголы. )

– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)

– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)

– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.

– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.

– В какой части пропущена буква? (В окончании.)

– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)

– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)

Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)

– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)

– Что для этого надо знать? (Спряжение.)

– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)

– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?

1 спряжение2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют.–ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)

– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)

– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.

– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)

– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)

– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.

– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.

2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?

– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )

– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.

3. – А сейчас мы поработаем с учебником.

– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.

– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)

– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.

Говорит-2клеишь-2
Молчишь-2спешишь-2
Долетят-2построят-2
Отвезут-1посеют-1
Сберегут-1думаешь-1
Живёшь-1отвечаешь-1

– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?

– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.

IV. Закрепление пройденного.

– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.

1. Уровневая дифференциация.

Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.

Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.

  1. Помнить.
  2. Работать.
  3. Верить.
  4. Краснеть.
  5. Играть.

(Проверка на экране через мультимедийный проектор)

2. Работа в парах.

– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.

Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.

1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

  1. Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
  2. Скромность украша_т человека.
  3. Правда и реку останов_.
  4. Труд корм_ , а лень порт_.
  5. ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
  6. Словами поля не засе_.
  7. Где стро_ , там и ро_.

А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).

3. Самостоятельная работа.

Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.

Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

ГлаголНеопределённая формаСпряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м

V. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу.

– Понравился ли урок?

– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?

– Чему вы научились?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-v-nastoyaschem-i-buduschem-vremeni-2500919.html

http://urok.1sept.ru/articles/533704